Рабочая программа по внеурочной деятельности "Командообразующие игры" для учащихся начальной школы
рабочая программа по физкультуре

Лоскутов Константин Сергеевич

Игры на командообразование, коммуникативность, социализацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_komandoobrazovaniyu.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 569

Невского района Санкт-Петербурга

   «Утверждаю»

    Директор ГБОУ школы № 569

    И.В. Королева     ________

    Приказ №             от ____2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Командообразующие игры для 3  класса

на 2019-2020 учебный год

Срок реализации: 1 год

                                                 Автор-составитель:  

                                                         К.С. Лоскутов

Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели с учетом специфики предмета.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.

Актуальность

 Способность действовать в команде - сегодня просто незаменима. Это способность жить в обществе. От природы у каждого человека силен дух соперничества. А возможность перейти от конкуренции к содружеству - это и есть способности к командообразованию.  Командообразование опирается на такие важные качества, как взаимопомощь, умение действовать сообща, чуткость, терпение, уважение другого, самоуважение. Этого всего в подростковой среде часто не хватает. Умение работать в команде сильно пригодится человеку во взрослой жизни - на работе, при вступлении в брак, в партнерских отношениях. 

Комплекс игровых упражнений, используемый в данной программе, даст возможность учащемуся осознать свои умения и навыки в игре по отношению к себе, к товарищам, к учителю. ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ упражнений данного комплекса является их направленность на командообразование и проведение сеанса рефлексии в конце занятия. Важной составляющей этих группы игр является более глубокое понимания другого человека, повышение толерантности, коррекция поведения подростков, стабилизация их эмоционального состояния и самооценки.  Дети учатся лучше слышать друг друга, убедительнее доносить свои мысли до собеседника, начинают осознавать зону своих возможностей и ценность способностей друзей.

Каждое занятие завершается проведением рефлексии.

В процессе проведения рефлексии, учащиеся получают возможность снять накопившееся эмоциональное напряжение, упорядочить приобретенные знания. Процесс обсуждения строится на равноправии, что стимулирует у каждого желание проявить инициативу и творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

Главная ценность комплекса игровых упражнений на командообразование в создании системы взаимной ответственности и взаимозависимости, толерантности в сфере игрового взаимодействия младших школьников. В таких играх учащийся овладевает социальными нормами, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми. Комплекс игровых упражнений используется для активизации группового взаимодействия. Учащиеся последовательно вырабатывают умения находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам Команды. Участие школьников в командообразцющих упражнениях позволяет расширить диапазон эмоций, соотнести эмоции и ситуации, в которых они проявлялись, ориентироваться в собственном отношении к эмоциям, понимать связь эмоциональной сферы и тела.

Цель программы

 Целью программы является формирование социальных навыков у детей младшего школьного возраста

Задачи программы

Образовательные: 

- развить навыки предварительного планирования и подготовки к выполнению задания всеми участниками игры;

-  мотивировать учащихся на оказание физической поддержки друг другу;

- создать между участниками более тесный физический контакт для повышения уровня доверия товарищам;

- дать учащимся возможность осознать необходимость доверяться в нужный момент, возможность почувствовать доверие к товарищам;

- обозначить важность инициативы каждого из участников в оказании взаимопомощи для выполнения общего задания;

-  выработать и закрепить навыки поиска дополнительных ресурсов класса и нестандартных решений.

Воспитательные:

-  воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества;

- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим, чувства товарищества, чувства личной ответственности;

- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела;

- оздоровительная работа с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту;

- укрепление здоровья;

- повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;

- здоровьесбережение;

- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Предметные:

 - стремление вести здоровый образ жизни

Принимая главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учащимся предоставляется разноуровневый по сложности и субъективной по трудности усвоения материал программы.

Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Формы и режим занятий

Занятия проходят в форме командообразующих игр, подвижных игр, дискуссий, рефлексии, коммуникативных упражнений.

В 3 классе на данную программу отводится 36 часов. Продолжительность одного занятия 45 минут.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательной программы внеурочной деятельности

Разделы/темы

Количество  часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Упражнения на командообразование

14

2

12

Наблюдения, беседа

2

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

7

1

6

Наблюдение, беседа

3

Упражнения для обратной связи

3

3

Беседа

4

Подвижные игры

7

7

Наблюдение

5

Командная работа, сотрудничество

5

1

4

Беседа

       Всего часов:

36

14

22

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Командообразующие игры» направлена на совершенствование навыков общения. В нее входят упражнения на командообразование, упражнения на развитие коммуникативных навыков, упражнения для обратной связи, подвижные игры и групповая работа. Основная цель игр на командообразование – создание команды из разрозненных людей.

Далеко не всегда ученик, находясь в привычных условиях, может проявить свой потенциал, свои трудовые способности в полной мере. Не всегда есть просто физическая возможность верно оценить товарища по классу. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы личность раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что называется, с другой стороны.

Раздел «Упражнения на командообразование»

Цель упражнений: активизация поисковой активности участников, выработки собственного мнения, отношения и взглядов на различные вещи, пробуждение в участниках творческого потенциала, развитие коммуникабельности, воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

Учащиеся научатся: Доверять участникам команды, ответственному отношению участников друг к другу, формированию командного взаимодействия между участниками команды, научатся преодолевать тактильные барьер, руководить, слышать друг друга, искать выход из трудных ситуаций, прислушиваться к мнению окружающих, ответственному отношению к общему делу, конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Раздел «Упражнения на развитие коммуникативных навыков»

Цель упражнений: повышение эмоционального фона в Команде, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, развитие навыков невербальной коммуникации, формирование навыков умения убеждать, активного слушания.

Учащиеся научатся: объяснять сложные вещи простыми словами, договариваться между собой, общаться с помощью разных средств коммуникации, групповой дискуссии, обобщению и систематизации, научаться выявлять принципы внутрикомандного взаимодействия, понимать причины и следствия неэффективного межличностного общения, обмениваться информацией в группе, сосредотачиваться на сотрудничестве во время решения проблемы Командой

Раздел «Упражнения для обратной связи»

Цель упражнений: создание условий для осознания ценности личности, осознание участником личностных возможностей, сильных сторон, создание условий для повышения самооценки участников Команды, создание условий для творческого союза в группе, развитие умения раскрепощаться, устранение барьера стеснительности, зажатости

Учащиеся научатся: проявлять интерес друг к другу, открыто проявлять свои чувства

Раздел «Подвижные игры»

Цель упражнений: создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья, увеличение числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности учащихся, формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;

Учащиеся научатся: основам базовых видов двигательных действий и координационных способностей

Раздел «Групповая работа»

Цель упражнений: создание условий для мыслительного процесса и стимуляции воображения, переключить внимание участников с видения преград на видение возможностей

Учащиеся научатся: мотивировать себя на успех

Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Тема урока

Планируемая дата урока

Фактическая дата проведения урока

1

1

ТБ. Беседа «Правила». Игра на знакомство «Позволь мне представить тебя»

2

1

Командная работа, сотрудничество: притча «Отец и сыновья»

Подвижная игра «Наглые зайцы»

3

1

Игра на командообразование: «Слепой поводырь»

4

1

Игра на развитие коммуникативных навыков: «Шляпа мыслей»

5

1

Подвижные игры «Заяц-волк»

6

1

Игра на командообразование: «Догони обруч»

7

1

Упражнения для обратной связи: «Комплементы»

8

1

Игра на командообразование: «Болото»

9

1

Игра на командообразование: «Покрывало»

10

1

ТБ. Командная работа, сотрудничество: преодоление трудностей, творческое решение проблем: «Притча о кофе»

11

1

Игра на командообразование: «Ботинки»

12

1

Игра на развитие коммуникативных навыков: «Земляне и инопланетяне»

13

1

Подвижные игры: «Монстры против Землян»

14

1

Игра на командообразование: «Бревно»

15

1

Упражнения для обратной связи: «Ассоциации»

16

1

Игра на развитие коммуникативных навыков: «Огонь»

17

1

Игра на командообразование: «Лыжи»

18

1

ТБ. Командная работа, сотрудничество: страх преодолений, доверие: притча «Две гусеницы»

Подвижная игра «Кривой снайпер»

19

1

Игра на командообразование: «Циркуль»

20

1

Игра на развитие коммуникативных навыков: «Секрет  Джованни»

21

1

Подвижные игры: «Вышибалы»

22

1

Игра на командообразование: «Паутина»

23

1

Упражнения для обратной связи: «Мой портрет в лучах солнца»

24

1

Игра на развитие коммуникативных навыков: «Кабинет 703»

25

1

Игра на командообразование: «Карта 3-D»

26

1

ТБ.  Подвижные игры: «Черные шнурки»

27

1

Игра на командообразование: «Преодолей пропасть»

28

1

Игра на развитие коммуникативных навыков: «Ветер»

29

1

Подвижные игры: «Чай-чай- выручай с именами»

30

1

Игра на командообразование: «Построй фигуру»

31

1

Упражнения для обратной связи: «Нас с тобой объединяет..»

32

1

Игра на развитие коммуникативных навыков: «Латцы и Мирсы»

33

1

Подвижные игры: «Канонир»

34

1

Игра на командообразование: «Разучивание песни о Дружбе»

35

1

Подвижные игры: «Гром ураган землетрясения»

36

1

Игра на командообразование: «Ходули»

Информационно-методическое обеспечение

  1. Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
  2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.»
  3. ФГОС  нового поколения.
  4. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.
  6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2010).
  7. Физическая культура (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003.
  8. Методические материал, М.: Большое приключение, 2016
  9. Программа «Большое приключение», М.: 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Вундеркинды" по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Программа "Вундеркинды" разработана для организации занятий по внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Расчитана на три года. Первый год занятий направлен на успешную адаптацию учащихся в...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятел...

Внеурочное занятие для учащихся начальной школы. «Пооперационное выполнение цветка в технике квиллинг»

Самый  популярный способ изготовления цветов в технике квиллинг (скручивание бумажных полосок)....

Дополнительная образовательная программа «Вместе с ребёнком». Для учащихся начальной школы и их родителей.

Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе...

Внеурочное мероприятие для учащихся начальной школы по теме "Английский алфавит"

В материале представлена разработка внеклассного меоприятия на английском языке для учащихся начальной школы (4 класс). Тема мероприятия "Английский алфавит"....

Внеурочные занятия для учащихся начальной школы. Тема "Экология"

https://docs.google.com/presentation/d/1vT4WLe499mSmQIt1dgOlT_M_emZyQ4INBohU9X4Y_DQ/edit#slide=id.p22...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Школа безопасности »

Программа  «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков ...