Физическое воспитание современного подростка.
статья по физкультуре (8 класс)

Маргания Дарья Сергеевна

Физическое воспитание современного подростка.

Преимущества  регулярных тренировок.

Принципы физического воспитания.

Возрастные особенности детей среднего школьного возвраста.

Круговая тренировка.

Ожидаемые результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание современного подростка.

Эта тема  интересна своей актуальностью. Сейчас наблюдаем, что все чаще подростки выбирают малоактивный образ жизни. Не работают в полную силу на уроках физической культурой, спортом не занимаются и в свободное время не знают чем заняться. В современном обществе подростки  легко поддаются вредным привычкам. Наркомания , курение, алкоголизм- довольно частые проблемы для подростков в возрасте 14-16 лет. Меньше времени уделяется физическому воспитанию и двигательной активности.

Немного статистики наглядно показывает сложившуюся ситуацию

•        В современной России за последние 10 лет почти в 7 раз повысились показатели финансирования спорта, значительна его пропаганда в средствах массовой информации (СМИ

•        Доля детей, занимающихся в детских и подростковых клубах, снизилась почти на 10%  Во многом это связано с тем, что основным фактором будущего благосостояния детей родители сегодня считают их интеллектуальное развитие, отмечая уровень физического развития как вторичный фактор и не уделяя внимания взаимозависимости этих показателей.

•        Доля здоровых детей за последние 5 лет по данным Министерства здравоохранения РФ снизилась с 45% до 32% .

•         53% детей в России имеют ослабленное здоровье

•         у 2/3 российских детей к 14 годам формируются хронические заболевания.

•         Только 10% выпускников школ оцениваются специалистами как здоровые

•        . Объём мышечной массы старших школьников снизился почти в 2 раза у мальчиков и в 1,5 раза — у девочек

•        Острой и для России стала проблема ожирения подростков.

Преимущества регулярных тренировок.

В ряде исследований установлено, что у подростков, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие  престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, среди них больше настойчивых и решительных людей.  Этой группе подростков в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом.

Самостоятельные занятия подростков физической культурой и спортом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Забота о физическом развитии своего тела важна в любом возрасте. Но в такой переломный для организма период, как подростковый возраст, продуманная система физического воспитания приобретает особенное значение:

- регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок необходимо для их слаженной работы;

- нагрузки и движения, тренирующие дыхательную, сердечно-сосудистую системы, обмен веществ и энергии;

- регулярное выполнение физических упражнений тренирует также волю, целеустремленность, решительность, самообладание, самооценку и другие важные качества личности.

Нагрузка у подростков должна быть большей, чем у детей младшего школьного возраста, однако чрезмерных нагрузок следует избегать, так как в этот период ресурсы организма в значительной степени используются для роста тела, и лишь с 11-12 лет можно постепенно увеличивать количество упражнений, требующих физической силы.

Необходимо учитывать, что подростки склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, а неудачи, срывы, низкие результаты могут вызывать у них неприятный переживания и, следовательно, отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Очень важно воспитать у подростка правильную осанку. При правильной осанке все внутренние органы находятся в наиболее удобных условиях, движения человека естественны, экономичны и результативны. Наоборот, сутулость и впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, в результате организм получает недостаточно кислорода, растет утомляемость, раздражительность. Расслабленность мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, атонии желудка, застоям в желчном пузыре и кишечнике.

Принципы физического воспитания.

Обеспечение оптимального двигательного режима с учетом возрастных потребностей и функциональных возможностей детей является одним из основных принципов физического воспитания. Другими принципами, на которых строится организация физического воспитания, являются: постепенность, комплексность и систематичность, дифференцированное использование различных средств и форм физического воспитания, обеспечение благоприятных условий среды, в которой проводятся занятия.

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.

 Опорно-двигательный аппарат: характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4−7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3−6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13−14 лет, а у девочек в 11−12.Девочки опережают мальчиков на один - два года в темпах прироста длины и массы тела. Процесс окостенения еще не закончился. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину . Продолжается формирование изгибов позвоночника, кости растут интенсивно в длину, не имея при этом необходимой прочности, в связи с увеличением длины конечностей значительная нагрузка приходится на различные суставы и окружающие их связки и сухожилия. Отсюда следует заключение об ограничении нагрузок, сильно воздействующих на суставы, а также отказ от использования упражнений с большим количеством прыжков на твердой опоре (во избежание появления болей в надкостнице). Мышечная система: в этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система (у мальчиков, в основном, за счет развития мышц конечностей; а у девочек − за счет развития мышц туловища). С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Развивающиеся мышечные волокна, не успевают расти за трубчатыми костями в длину. Изменяется пропорция тела и состояние натяжения мышц. У мальчиков после 13-14 лет мышечная масса увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек. В 14-15 лет мышечная структура волокон начинает приближаться к морфологической зрелости . Мышцы обладают хорошей сократительной способностью, но в связи с их интенсивным ростом и гормональными перестройками, происходящими в организме, часто наблюдается гипертонус отдельных мышечных групп и, отсюда, при выполнении дополнительных физических нагрузок возможно появление спазма мышц. Естественной в этой связи является рекомендация выполнения упражнений на напряжение мышц в сочетании с упражнениями на их растяжение. Вегетативная нервная система: завершается тканевая перестройка и размеры сердца у подростков близки к величине сердца взрослого повышается его иннервация, развивающиеся ткани и органы предъявляют усиленные требования к его работе. Увеличивается систолический объем. Темпы роста сердца гораздо быстрее, чем рост кровеносных сосудов и поэтому это может стать причиной повышения кровяного давления и быстрой утомляемости, а также нарушить ритм сердечной деятельности. Ток крови затрудняется, поэтому может появляться ощущение сдавленности в области сердца и очень часто возникает одышка . Адаптация к циклической длительной работе происходит с большими трудностями. У подростков растет ударный объем сердца и поэтому ЧСС в покое снижается, в связи с развитием респираторных мышц и увеличением объема и глубины дыхания - в покое снижается частота дыхания. Артериальное давление ниже, чем у взрослых. При физических нагрузках растет максимальное давление, а минимальное изменяется мало. Как мы помним из курса физиологии, разница между этими двумя показателями определяет ударный объем сердца. У подростков при выполнении физических нагрузок ударный объем сердца невелик, отсюда и повышение ЧСС до 180−200 уд/мин. Интенсивное развитие половых желез вызывает дискоординацию в развитии вегетативных и моторных систем организма: увеличение массы сердца не обеспечивает ему достаточную сократительную способность и отстает от роста тела, следовательно поэтому недостаточный ударный объем сердечной мышцы во время выполнения физической нагрузки не обеспечивает необходимый кровоток (сердце в основном реагирует на нагрузку повышением ЧСС, что приводит к относительно быстрому его утомлению, следствием несвоевременного преодоления которого может быть появление перенапряжения сердца). Дыхательная система: в период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Растяжимость ткани легкого меньше, чем у взрослого, что приводит к снижению легочной вентиляции. При физических нагрузках работа дыхательных мышц слишком большая из-за повышенного бронхиального сопротивления воздуху. Использование кислорода, устойчивость к кислородному долгу и избытку углекислоты меньше, чем у взрослых . Увеличивается объем легких, вентиляция легких, аэробные возможности при слабой анаэробной производительности. Ограничивается движение ребер морфологической структурой грудной клетки, потому дыхание может быть частым и поверхностным, хотя дыхание совершенствуется и легкие растут. Также увеличивается жизненная емкость легких и сформировывается окончательно тип дыхания: у девочек - грудной, а у мальчиков - брюшной. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода .

Рассмотрев основные возрастные особенности подростков и принципы физического воспитания, предложена круговая  тренировка со своим весом, включающую  скоростно- силовые, силовые и координационные упражнения на группы мышц ног, рук, спины, груди, живота.

Регулярность тренировок: 3-4 раза в неделю

Круговая тренировка

3-5 кругов

Отдых между кругами 1-2 минуты.

1.Гиперэкстензия 8-16 повторений

2.Сгибание/разгибание рук в упоре лежа 8-16 повторений

3.Подьем туловища из положения лежа на спине 8-16 повторений

4.Приседания 8-16 повторений

5. Выпрыгивания из положения упор присев 10 повторений

6. Выпады назад правой/ левой ногой 8-16 повторений

7. Упор лежа(Планка) 1 минута

Ожидаемые результаты.

Улучшение физических качеств.

Улучшение общего физического состояния.

Повышения самооценки и эмоционального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность классного руководителя в воспитании современных подростков.

В данной работе попыталась «нарисовать» портрет современного классного руководителя, работающего с подростками....

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...

Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании детей, подростков, юношей и девушек.

Данный материал представляет собой теоретические выкладки значения легкоатлетических упражнений на развитие физических качеств, нервной, сердечно-сосудистой системы  и опорно-двигательного аппара...

Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании детей, подростков, юношей и девушек.

Данный материал представляет собой теоретические выкладки значения легкоатлетических упражнений на развитие физических качеств, нервной, сердечно-сосудистой системы  и опорно-двигательного аппара...

В поисках современных форм физического воспитания подростков.

Описание различных форм физического воспитания учащихся на примере из личного опыта....

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков.

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков....

Буктрейлер по роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» как средство духовно- нравственного воспитания современного подростка

Буктрейлерпо роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» как средство духовно- нравственного воспитания современного подростка...