Физическое воспитание современного подростка.
статья по физкультуре (8 класс)
Физическое воспитание современного подростка.
Преимущества регулярных тренировок.
Принципы физического воспитания.
Возрастные особенности детей среднего школьного возвраста.
Круговая тренировка.
Ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание современного подростка.
Эта тема интересна своей актуальностью. Сейчас наблюдаем, что все чаще подростки выбирают малоактивный образ жизни. Не работают в полную силу на уроках физической культурой, спортом не занимаются и в свободное время не знают чем заняться. В современном обществе подростки легко поддаются вредным привычкам. Наркомания , курение, алкоголизм- довольно частые проблемы для подростков в возрасте 14-16 лет. Меньше времени уделяется физическому воспитанию и двигательной активности.
Немного статистики наглядно показывает сложившуюся ситуацию
• В современной России за последние 10 лет почти в 7 раз повысились показатели финансирования спорта, значительна его пропаганда в средствах массовой информации (СМИ
• Доля детей, занимающихся в детских и подростковых клубах, снизилась почти на 10% Во многом это связано с тем, что основным фактором будущего благосостояния детей родители сегодня считают их интеллектуальное развитие, отмечая уровень физического развития как вторичный фактор и не уделяя внимания взаимозависимости этих показателей.
• Доля здоровых детей за последние 5 лет по данным Министерства здравоохранения РФ снизилась с 45% до 32% .
• 53% детей в России имеют ослабленное здоровье
• у 2/3 российских детей к 14 годам формируются хронические заболевания.
• Только 10% выпускников школ оцениваются специалистами как здоровые
• . Объём мышечной массы старших школьников снизился почти в 2 раза у мальчиков и в 1,5 раза — у девочек
• Острой и для России стала проблема ожирения подростков.
Преимущества регулярных тренировок.
В ряде исследований установлено, что у подростков, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, среди них больше настойчивых и решительных людей. Этой группе подростков в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом.
Самостоятельные занятия подростков физической культурой и спортом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Забота о физическом развитии своего тела важна в любом возрасте. Но в такой переломный для организма период, как подростковый возраст, продуманная система физического воспитания приобретает особенное значение:
- регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок необходимо для их слаженной работы;
- нагрузки и движения, тренирующие дыхательную, сердечно-сосудистую системы, обмен веществ и энергии;
- регулярное выполнение физических упражнений тренирует также волю, целеустремленность, решительность, самообладание, самооценку и другие важные качества личности.
Нагрузка у подростков должна быть большей, чем у детей младшего школьного возраста, однако чрезмерных нагрузок следует избегать, так как в этот период ресурсы организма в значительной степени используются для роста тела, и лишь с 11-12 лет можно постепенно увеличивать количество упражнений, требующих физической силы.
Необходимо учитывать, что подростки склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, а неудачи, срывы, низкие результаты могут вызывать у них неприятный переживания и, следовательно, отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями.
Очень важно воспитать у подростка правильную осанку. При правильной осанке все внутренние органы находятся в наиболее удобных условиях, движения человека естественны, экономичны и результативны. Наоборот, сутулость и впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, в результате организм получает недостаточно кислорода, растет утомляемость, раздражительность. Расслабленность мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, атонии желудка, застоям в желчном пузыре и кишечнике.
Принципы физического воспитания.
Обеспечение оптимального двигательного режима с учетом возрастных потребностей и функциональных возможностей детей является одним из основных принципов физического воспитания. Другими принципами, на которых строится организация физического воспитания, являются: постепенность, комплексность и систематичность, дифференцированное использование различных средств и форм физического воспитания, обеспечение благоприятных условий среды, в которой проводятся занятия.
Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
Опорно-двигательный аппарат: характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4−7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3−6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13−14 лет, а у девочек в 11−12.Девочки опережают мальчиков на один - два года в темпах прироста длины и массы тела. Процесс окостенения еще не закончился. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину . Продолжается формирование изгибов позвоночника, кости растут интенсивно в длину, не имея при этом необходимой прочности, в связи с увеличением длины конечностей значительная нагрузка приходится на различные суставы и окружающие их связки и сухожилия. Отсюда следует заключение об ограничении нагрузок, сильно воздействующих на суставы, а также отказ от использования упражнений с большим количеством прыжков на твердой опоре (во избежание появления болей в надкостнице). Мышечная система: в этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система (у мальчиков, в основном, за счет развития мышц конечностей; а у девочек − за счет развития мышц туловища). С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Развивающиеся мышечные волокна, не успевают расти за трубчатыми костями в длину. Изменяется пропорция тела и состояние натяжения мышц. У мальчиков после 13-14 лет мышечная масса увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек. В 14-15 лет мышечная структура волокон начинает приближаться к морфологической зрелости . Мышцы обладают хорошей сократительной способностью, но в связи с их интенсивным ростом и гормональными перестройками, происходящими в организме, часто наблюдается гипертонус отдельных мышечных групп и, отсюда, при выполнении дополнительных физических нагрузок возможно появление спазма мышц. Естественной в этой связи является рекомендация выполнения упражнений на напряжение мышц в сочетании с упражнениями на их растяжение. Вегетативная нервная система: завершается тканевая перестройка и размеры сердца у подростков близки к величине сердца взрослого повышается его иннервация, развивающиеся ткани и органы предъявляют усиленные требования к его работе. Увеличивается систолический объем. Темпы роста сердца гораздо быстрее, чем рост кровеносных сосудов и поэтому это может стать причиной повышения кровяного давления и быстрой утомляемости, а также нарушить ритм сердечной деятельности. Ток крови затрудняется, поэтому может появляться ощущение сдавленности в области сердца и очень часто возникает одышка . Адаптация к циклической длительной работе происходит с большими трудностями. У подростков растет ударный объем сердца и поэтому ЧСС в покое снижается, в связи с развитием респираторных мышц и увеличением объема и глубины дыхания - в покое снижается частота дыхания. Артериальное давление ниже, чем у взрослых. При физических нагрузках растет максимальное давление, а минимальное изменяется мало. Как мы помним из курса физиологии, разница между этими двумя показателями определяет ударный объем сердца. У подростков при выполнении физических нагрузок ударный объем сердца невелик, отсюда и повышение ЧСС до 180−200 уд/мин. Интенсивное развитие половых желез вызывает дискоординацию в развитии вегетативных и моторных систем организма: увеличение массы сердца не обеспечивает ему достаточную сократительную способность и отстает от роста тела, следовательно поэтому недостаточный ударный объем сердечной мышцы во время выполнения физической нагрузки не обеспечивает необходимый кровоток (сердце в основном реагирует на нагрузку повышением ЧСС, что приводит к относительно быстрому его утомлению, следствием несвоевременного преодоления которого может быть появление перенапряжения сердца). Дыхательная система: в период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Растяжимость ткани легкого меньше, чем у взрослого, что приводит к снижению легочной вентиляции. При физических нагрузках работа дыхательных мышц слишком большая из-за повышенного бронхиального сопротивления воздуху. Использование кислорода, устойчивость к кислородному долгу и избытку углекислоты меньше, чем у взрослых . Увеличивается объем легких, вентиляция легких, аэробные возможности при слабой анаэробной производительности. Ограничивается движение ребер морфологической структурой грудной клетки, потому дыхание может быть частым и поверхностным, хотя дыхание совершенствуется и легкие растут. Также увеличивается жизненная емкость легких и сформировывается окончательно тип дыхания: у девочек - грудной, а у мальчиков - брюшной. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода .
Рассмотрев основные возрастные особенности подростков и принципы физического воспитания, предложена круговая тренировка со своим весом, включающую скоростно- силовые, силовые и координационные упражнения на группы мышц ног, рук, спины, груди, живота.
Регулярность тренировок: 3-4 раза в неделю
Круговая тренировка
3-5 кругов
Отдых между кругами 1-2 минуты.
1.Гиперэкстензия 8-16 повторений
2.Сгибание/разгибание рук в упоре лежа 8-16 повторений
3.Подьем туловища из положения лежа на спине 8-16 повторений
4.Приседания 8-16 повторений
5. Выпрыгивания из положения упор присев 10 повторений
6. Выпады назад правой/ левой ногой 8-16 повторений
7. Упор лежа(Планка) 1 минута
Ожидаемые результаты.
Улучшение физических качеств.
Улучшение общего физического состояния.
Повышения самооценки и эмоционального состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность классного руководителя в воспитании современных подростков.
В данной работе попыталась «нарисовать» портрет современного классного руководителя, работающего с подростками....
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...
Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании детей, подростков, юношей и девушек.
Данный материал представляет собой теоретические выкладки значения легкоатлетических упражнений на развитие физических качеств, нервной, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппара...
Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании детей, подростков, юношей и девушек.
Данный материал представляет собой теоретические выкладки значения легкоатлетических упражнений на развитие физических качеств, нервной, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппара...
В поисках современных форм физического воспитания подростков.
Описание различных форм физического воспитания учащихся на примере из личного опыта....
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков.
Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков....
Буктрейлер по роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» как средство духовно- нравственного воспитания современного подростка
Буктрейлерпо роману А.А.Фадеева «Молодая гвардия» как средство духовно- нравственного воспитания современного подростка...