Программа "Бадминтон"
рабочая программа по физкультуре

Романова Елена Алексеевна

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа.

Задачи этапа начальной подготовки.

Общие задачи УТ этапа.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа.

Задачи этапа начальной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Програма "Бадминтон"20.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  « Б А Д М И Н Т О Н»

П о я с н и т е л ь н а я  з а п и с к а

     Программа по бадминтону составлена на основе государственной программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под общей редакцией М. М. Зверева, М., «Просвещение, 1986г.; учебника под редакцией Лифшица В. Е. – президента Федерации бадминтона России и Примерной программы, спортивной переподготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по настольному теннису, М., 2004г., и «советский спорт», авторы: Г. В. Барчукова, В. А. Воробьева, О В. Матыцин. Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. №233).

     Программа составлена для тренеров и является основным документом учебно-тренировочной работы. Она охватывает всю систему подготовки бадминтонистов от новичков до спортсменов-разрядников.

    В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.

     Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в бадминтон, но и с учетом изменившихся с 2002 года правил игры до 11 очков.

     1.1. Основополагающие принципы:

     - Комплексность- предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса ( физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

     - Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

      - Вариативность- предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

      1.2. Формирование групп на этапах подготовки:

      -Спортивно-оздоровительный(СО)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники бадминтона.

      - Начальной подготовки(НП)- на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта- бадминтона, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов  для зачисления учебно-тренировочный этап подготовки.

      - Учебно-тренировочный этап(УТ). Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.

       Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной  и соревновательной работы.

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.

Наименование этапа

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное

 число учащихся

в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец спортивного года

СОП

Все

8

15

6

Выполнение нормативов по ОФП и СФП

ГНП

До 1 года

8

15

6

Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке

Свыше 1 года

---

14

9

УТГ

1 г/о

---

12

12

Уровень спортивных результатов, выполнение нормативов по СФП, ОФП и технической подготовке

2 г/о

---

12

14

3 г/о

---

12

16

4 г/о

---

12

18

5 г/о

---

12

20

     Основная идея программы - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.

     В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей,  а также требований, предъявляемых к подготовке бадминтонистов высокого класса.

      Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов;   регулярное участие в соревнованиях в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинопрограмм, соревнований квалифицированных бадминтонистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.

     Программа составлена для каждого г/о. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

     Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в бадминтоне. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков.

     Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных бадминтонистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию.

     Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом – выносливость и т. д. эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.

     У девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций.

     Юные бадминтонисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.

     Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности.

     Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.

     На протяжении всего периода обучения в спортивной школе бадминтонисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

- постепенный переход от обучения к приемам игры и тактическим действиям к совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры;

- переход от общеподготовительных средств к более специализированным для бадминтониста;

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

- увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных бадминтонистов.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа.

  1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
  2. Утверждение здорового образа жизни.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Овладение основами бадминтона.

Задачи этапа начальной подготовки.

  1. Отбор способных к занятиям бадминтоном детей.
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
  5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами бадминтона.

Общие задачи УТ этапа.

  1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

 

- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры;

- переход от общеподготовительных средств к более специализированным для бадминтониста;

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

- увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных бадминтонистов.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа.

  1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
  2. Утверждение здорового образа жизни.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Овладение основами бадминтона.

Задачи этапа начальной подготовки.

  1. Отбор способных к занятиям бадминтоном детей.
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
  5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами бадминтона.

Общие задачи УТ этапа.

  1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
  2. Совершенствование СФП.
  3. Овладение всеми приемами и групповыми тактическими действиями.
  4. Индивидуализация подготовки.
  5. Воспитание навыков соревновательной деятельности по бадминтону.

     Весь период подготовки на УТ этапе разделить еще на два по некоторой общности           задач.

Задачи начальной подготовки

(1-2-й годы для девушек, 1-3-й годы для юношей)

  1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
  2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
  3. Обучение тактическим действиям и совершенствование их в игре.
  4. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.

Задачи углубленной специализации

(3-5-й годы для девушек, 4-5-й годы для юношей)

  1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
  2. Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
  3. Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
  4. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного бадминтониста.
  5. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).