Методическая разработка на тему "Гимнастические упражнения"
методическая разработка по физкультуре (11 класс)

Левина Татьяна Юрьевна

Методическая разработка посвящается разделу «Гимнастика» для девочек 11 класса. В ней представлен урок с выполнением акробатических комбинаций. Он может быть полезен при подготовке к Олимпиаде по физической культуре.

Тема урока - акробатические элементы.

Цель урока - освоить выполнение акробатических элементов.

Задачи урока:

  1.  Образовательные - совершенствовать гимнастические элементы и упражнения с гимнастической палкой;
  2. Оздоровительные - развивать координацию, гибкость, формировать правильную осанку;
  3. Воспитательные - воспитывать силу воли, терпение, трудолюбие, интерес к занятиям физическими упражнениями, воспитывать чувство ответственности при оказании страховки.

Методы, использованные на уроке: словесный метод (рассказ, объяснение), наглядные методы (демонстрация, показ), метод практического обучения (упражнение, практическое занятие).

Форма проведения занятия: урок.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические палки, маты, скакалки, волейбольный мяч.

Класс: 11 (девочки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Левина Татьяна Юрьевна, ГБОУ СОШ №608 имени Героя Советского Союза Зины Портновой, учитель физической культуры

Методическая разработка посвящается разделу «Гимнастика» для девочек 11 класса. В ней представлен урок с выполнением акробатических комбинаций. Он может быть полезен при подготовке к Олимпиаде по физической культуре.

Гимнастика - система специально разработанных физических упражнений, применяемых для 

развития и совершенствования двигательных навыков тренирующего воздействия и

 общего повышения функциональных возможностей организма.

Лица, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, выправкой, красивой осанкой. Гимнастика помогает формировать многие прикладные навыки, так как учит правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, переносить тяжести. Среди средств гимнастики имеется много общеразвивающих упражнений, благодаря которым занимающимся нетрудно овладевать перечисленными прикладными навыками.

Особая польза гимнастики заключается в том, что она помогает совершенствованию координационных способностей, т. е. способностей согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата.

Ну уроках гимнастике обучающиеся развивают физические качества и укрепляют здоровье посредством приобщения к регулярным занятиям.

Элементы акробатики - это определённая последовательность движений и поз, которые делает акробат. Акробатические упражнения служат хорошим средством для воспитания ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве, а также для повышения устойчивости вестибулярного аппарата.

Тема урока - акробатические элементы.

Цель урока - освоить выполнение акробатических элементов.

Задачи урока:

  1.  Образовательные - совершенствовать гимнастические элементы и упражнения с гимнастической палкой;
  2. Оздоровительные - развивать координацию, гибкость, формировать правильную осанку;
  3. Воспитательные - воспитывать силу воли, терпение, трудолюбие, интерес к занятиям физическими упражнениями, воспитывать чувство ответственности при оказании страховки.

Методы, использованные на уроке: словесный метод (рассказ, объяснение), наглядные методы (демонстрация, показ), метод практического обучения (упражнение, практическое занятие).

Форма проведения занятия: урок.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические палки, маты, скакалки, волейбольный мяч.

Класс: 11 (девочки).

Часть урока

Частные задачи

Средства

Дозировка

Методические указания

Подготовительная

Организовать класс для проведения урока

Построение в одну шеренгу, рапорт, сообщение задач урока

1 мин.

«Класс, в одну шеренгу становись», «Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь».

Увеличить пульс занимающихся

Бег трусцой

10 кругов

«Направо», «В обход налево шагом марш», «Бегом марш».

Организовать класс для проведения ОРУ (с использованием гимнастических палок и скакалок)

Построение класса, перестроение

1 мин.

«На первый-второй-третий рассчитайсь».

Первые - 3 шага вперёд.

Вторые - 2 шага вперёд.

Третьи - один шаг вперёд.

Способствовать формированию правильной осанки

И.П. - стойка ноги вместе, палка на уровне груди

1 - стойка на носках, палка вверх

2 - И.П.

3 - наклон вперёд, палка вперёд

4 - И.П.

5 - правая в сторону

6 - И.П.

7 - левая в сторону

8 - И.П.

6 раз

При выполнении стойки на носках смотреть на палку. Держать равновесие при выполнении стойки на одной ноге.

Способствовать увеличению подвижности в суставах

И.П. - стойка ноги вместе, палка вверх

1 - правая вперёд

2 - И.П.

3 - левая вперёд

4 - И.П.

5-6 - перехват палки вокруг себя

7-8 - перехват палки вокруг себя в другую сторону

4 раза

Сконцентрировать внимание на палке, стремиться удержать её и не допустить её падение.

И.П. - сед на коленях с опорой на палку

1 - правая назад

2 - И.П.

3 - левая назад

4 - И.П.

5 - сед, палка вперёд

6 - наклон вперёд, палка вверх

7 - сед, палка вперёд

8 - И.П.

6 раз

Не сгибать колени при наклоне, все движения выполнять точно и под счёт.

И.П. - лёжа на спине, палка вверх

1 - ноги вперёд

2 - ноги вверх

3 - ноги вперёд

4 - И.П.

5 - лёжа на животе

6 - лёжа на спине

7 - группировка

8 - И.П.

6 раз

Подготовить маты для выполнения упражнения. Распределить учащихся по матам. Носки натянуты, колени прямые, палку держать всё время в руках.

Способствовать развитию силы мышц ног

И.П. - стойка ноги вместе, палка вверх

 1 - присед, палка вперёд

2 - присед на правой

3 - присед

4 - присед на левой

5 - присед

6 -7 - 2 выпрыгивания

8 - И.П.

6 раз

Голову держать прямо, вперёд не наклоняться, выполнять движения в одинаковом темпе.

Способствовать комплексному развитию мышц спины и брюшного пресса

И.П. - лёжа на животе, палка вверх

1 - прогнуться

2 - И.П.

3-6 - вращение палки вокруг туловища и возвращение в И.П.

7 - ноги вверх

8 - И.П.

4 раза

Упражнение выполнять на матах. Прогибаться следует как можно выше. При прогибании - смотреть на палку. Не ронять палку.

Способствовать увеличению подвижности в суставах

Прыжки на двух ногах, на одной ноге, прыжки с поворотами

20 прыжков на двух ногах

20 прыжков на одной ноге

Прыжки с поворотами - 10 прыжков

Прыжки с поворотами выполнять на 90*, на 180*, на 360*.

Прыжки на скакалке вперёд и назад на двух ногах, на одной ноге

50 прыжков - на двух ногах, по 25 прыжков - на каждой ноге

Чаще крутить руками скакалку, голову держать прямо при прыжках.

Организовать класс для проведения основной части урока

Перестроение

1 мин.

Подготовить маты для выполнения гимнастических элементов. На одном мате выполняют задание 2 ученика.

Основная

Приспособить занимающихся к освоению элементов

Группировка сидя, в упоре присев, лёжа

30 сек.

Группировка должна быть плотной. Обратить внимание на положение рук, ног и головы.

Перекаты в группировки из седа, из упора присев

10 перекатов - из седа

10 перекатов - из упора присев

Выполнять упражнения медленно и чётко. Напоминать ученикам о технике безопасности.

Проверить качество выполнения кувырков вперёд и назад

2 кувырка вперёд, 2 кувырка назад

3 раза

В случае необходимости осуществлять страховку. Следить, чтобы маты не разъезжались. Следить за техникой исполнения кувырков.

Проверить качество выполнения стойки на лопатках

Стойка на лопатках из упора присев, стойка на лопатках, согнув ноги, удержание стойки на лопатках

5 раз

5 раз

30 сек.

Один ученик делает, другой - страхует. Напоминать об ошибках.

Выполнять кувырки в усложнённых условиях

Длинный кувырок вперёд

Кувырок вперёд с прямыми ногами

Из упора присев кувырок назад ноги врозь

5 раз

5 раз

5 раз

Следить за постановкой рук на кувырках. Натягивать носки. Руки, ноги не расслаблять.

Создать представление об акробатической комбинации №1 в целом

И.П. - ОС

1 - стойка на правой, левая вперёд, руки вверх

2 - ОС

3 - стойка на левой, правая вперёд, руки вверх

4 - ОС

5 - упор присев

6-7 - 2 кувырка вперёд

8-9 - 2 кувырка назад

10 - прыжок на 180* в упор присев

11 - стойка на лопатках

12 - сед углом, руки в стороны

13 - наклон вниз, руки вверх

14 - упор присев

15 - прыжок с поворотом на 180*

16 - прыжок в группировки

1 мин.

Показ комбинации преподавателем. Обязательно присутствие гимнастического стиля. Статические положения удерживать 3 сек.

Разучить комбинацию по частям

Разучивание комбинации по блокам

10 мин.

Выполнять элементы в гимнастическом стиле.

Разучить комбинацию в целом

Комбинация в целом

4 мин.

Объяснять и выявлять грубые ошибки.

Создать представление об акробатической комбинации №2 в целом

И.П. - ОС

1 - присед, руки вперёд

2 - присед на правой, левая вперёд

3 - присед

4 - присед на левой, правая вперёд

5 - присед

6 - ОС

7 - длинный кувырок вперёд

8 - кувырок назад с прямыми ногами в стойку ноги вместе

9 - кувырок вперёд в стойку ноги врозь

10 - стойка ноги вместе, руки на пояс

11 - стойка на левой, правая вперёд

12 - стойка на левой, правая в сторону

13 - стойка на левой, правая вперёд

14 - стойка ноги вместе, руки на пояс

15 - стойка на правой, левая вперёд

16 - стойка на правой, левая в сторону

17 - стойка на правой, левая вперёд

18 - И.П.

1 мин.

Показ комбинации преподавателем. Объяснить учащимся, что эта комбинация будет их домашним заданием.

Заключительная

Сформировать способность к мобилизации сил и энергии

«Пятнашки» с мячом

4 мин.

Водящий - с мячом. Водящий водит 1 минуту. Задача - догнать убегающих, коснувшись мячом. Кого запитнали, отходит в сторону. Когда заканчивается 1 минута, считают количество незапятнанных. Сколько человек водящий не запятнал, столько раз он отжимается. Потом назначается другой водящий.

Организовать класс для подведения итогов

Уборка матов

1 мин.

Убрать маты, по 2 человека на каждый мат.

Подвести итоги урока

Подведение итогов

1 мин.

Подвести итоги: отметить лучших учеников, выявить допущенные ошибки при выполнении упражнений. Напомнить о домашнем задании.

В заключении хочу добавить, что мастерство владения техникой упражнений за один урок не появится. Есть девочки более гибкие, с лёгкостью способны воспроизвести задание, показанное учителем. Такие девочки обязаны выступать на Олимпиаде по физической культуре. Есть ученицы более слабые, нескоординированные, не очень поворотливые. В основном, у них присутствует излишняя масса тела, что свойственно этому возрасту. Она может неблаготворно влиять на технику выполнения элементов. Будьте внимательны при обучении кувыркам, ведь при их осуществлении вся масса тела давит на шейный отдел позвоночника. Можно получить травму, и серьёзную. Чтобы это предотвратить, больше обращайте внимание на выполнение подводящих упражнений. Все мышцы и связки должны быть «разогреты» и готовы выполнять акробатические элементы (кувырки, стойки). Перед проведением уроков по гимнастике тщательно ознакомьтесь с тем, кому можно выполнять кувырки, кому - нельзя, или есть другие ограничения. Следите за состоянием здоровья ученика. Спрашивайте, как он себя чувствует, ничего не болит? Всегда следите за соблюдением техники безопасности, давайте методические указания, осуществляйте страховку. Соблюдая все требования, вы проведёте грамотно построенный урок, и ваши девочки научатся соединять гимнастические элементы.

Список литературы

  1. Лебедихина, Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания / Т.М.Лебедихина //учебное пособие, Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2017. - 112с.
  2. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Лях, В.И. Физическая культура / В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2014.
  4. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П.Назаров. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 144с.
  5. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная /А.С.Солодгов, Е.Б.Сологуб. - М.: Олимпия пресс, 2005. - 528с.
  6. Укран, М.Л. Гимнастика. Учебник для техникумов учебных заведений / М.Л.Укран, А.М.Шлемин. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 422с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Комплекс тренировочных упражнений для изучения китайского языка» для учащихся 8-10 классов.

Целью данной методической разработки является показать методику использования системы упражнений в процессе обучения китайскому языку, так как центральным вопросом методики обучения иностранным ...

Методическая разработка Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития ренченвого дыхания...

Методическа разработка "Комплекс специальных упражнений для школьников подготовительной группы"

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки -физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендую! упражнения ритмической гимнастики. Главная при...

Методическая разработка «Вокально-интонационные упражнения»

Ансаблевое  пение - сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправлен...

Методическая разработка "Разнообразные лексические упражнения,развивающие память и разговорные навыки".

Все упражнения являются оригинальным способом решения вербальных и лексических задвч на уроке английского языка....

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация»

Целью данной методической разработки является: приобретение участниками занятий знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успе...