Влияние микроклимата в коллективе на психологическую совместимость в ходе тренировок и игр в волейбол.
статья по физкультуре (10 класс)

Копелев Борис Исаакович

В этой статье автор рекомендует создание при тренировках микроклимата в коллективе, способствующих психологической совместимости для успехов в обучении школьников и достижения высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Копелев Б.И., преподаватель-тренер по волейболу гимназия 35,УРГЮУ.

Влияние  микроклимата  в коллективе на психологическую совместимость  в ходе  тренировок и игр в волейбол.

.

         Занятия спортивными играми дают школьникам и студентам  внешнюю красоту тела, самовыражение, эмоциональный отдых и очень необходимое им общение.

          Для успешного проведения  занятий спортом (тренировок и соревнований)  необходимо благоприятное сочетание следующих основных факторов:

  1. Правильный выбор вида спорта.
  2. Физическая техническая и тактическая подготовленность   «обучающихся».
  3. Психологическая совместимость игроков.
  4. Наличие  в коллективе  лидера, лучше неформального.                

   Мы  преподаватели  стремимся  чтобы наши  ученики, кроме получения конкретных знаний развивались  как гармоничной личности.

   Очень большое  значение имеет присутствие на тренировках и на, хотя товарищеских  играх, старшего положительного более опытного игрока.  В моей   практике  это мои  ученики, играющие  в  сборных  командах  Вузов,  и  хотя   им и не всегда  от  этих тренировок  с младшими  комфортно, да  и времени,   не хватает, но   они  являются  добровольными и помощниками –«волонтерами».   Их присутствие  создает:

1.Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения.

2.В целом  положительное представление о себе.

3.Преимущественная опора на себя.

4.Чувство меры в своих  желаниях  и  притязаниях.

5.Стремление к средним  и  высоким, но не к очень  высоким  достижениям.

. Этот   симбиоз  оказывает   на  добровольных помощников  и  обратную положительную связь:

  1. «Материнский  эффект»  -забота о младших, опека их.
  2.  Воспитание  лидерских  качеств.
  3.  Самосовершенствование,  видение  ошибок  младших   автоматически  ведет  к  недопущению  их  у  себя.

4.Появляется  ответственность, редчайшая  черта в  наше время,   ведь приходится  думать  не только  о  себе  любимом.                                

    Все  вышеперечисленное   и   является  формированием  и   совершенствованием характера членов  коллектива.      

 Дружеские отношения между старшими  и младшими создают настоящие  демократические  партнерские  отношения в коллективе  ,способствующие  хорошему обучению и воспитанию характера         .  Если в раннем возрасте основную чеканку характера делают родители, то  молодежи должны помогать формироваться мы – педагоги  и наши помощники- «волонтеры».

 Систематически побуждая ученика поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы  закрепляются в его характере в виде привычек - , которые становятся "второй натурой"  его.  

Молодежи  свойственна  категоричность  в действиях и  оценках и отсутствие  опыта и  неумение порой   трезво  проанализировать ту  или иную  ситуацию  на  тренировках  или  соревнованиях  может привести  к  плачевным  результатам, поэтому  роль  тренера,  да и  его добровольных    помощников-очень   велика.

Необходимо, очень бережно и вдумчиво относится к каждому  ученику ,есть  категория  ребят ,очень  любящих спорт, но не обладающий  уникальными  способностями, но их этот  «фанатизм»,  в сочетании с  коллективизмом порою сплачивает  обучающихся  сильнее  любых агитаций и уговоров.

У  почти  каждого  подростка  и  особенно  девушек   есть свои  кумиры. Они   есть  в  музыке,  есть  и в  спорте.. Сейчас  кумиры     Тетюхин ,Михайлов, Гамова , Дзюба. Рядом  с большими  кумирами  - «маленькие «.  В  семьях  это  старшие  братья  и  сестры,  в школе  учителя, разумеется  высокопрофессиональные,  при  занятиях  спортом - тренеры,  при  этом  часто  определяющим  желанием   быть на кого то  похожим   является  небольшая  разница   в   возрасте, либо учеба в одном классе но для  этого  больше  всего  подходят старшие ,либо выпускники , , но  еще и товарищи.

 Такие  виды  спорта , как волейбол, баскетбол при кажущейся их простоте  развивают  уровень  интеллекта  спортсменов .  . Существенными  качествами человеческого интеллекта являются  глубина ума, его гибкость и подвижность. Все эти качества проявляются  при  игре в волейбол. Хорошие   игроки  в  волейбол, как   правило, хорошо  учатся  в  школе  и высших учебных заведениях. Игроки высокого класса, как правило, с высшим образованием.

 Горжусь тем, что за 15 лет работы в гимназии35 среди моих выпускников 20 медалистов.

Большое  внимание в  подготовке  спортсменов  любого уровня  уделяется общефизической подготовке: занятием в качалке, изнурительным кроссам,  частым повторениям отдельных упражнений-   все это необходимо, но утомительно. Для молодежи надо и здесь  использовать элементы игры, соревнований, чтобы выработать навыки победителей.         Для того, чтобы тренировки  и соревнования прошли с отдачей на высоком уровне  необходимо сформировать коллектив (команду) в соответствии с учётом психологической  совместимости  игроков:

1.Выявить неформального лидера и постараться даже в ущерб результативности, чтобы его амплуа в волейболе было- разыгрывающим, именно   на  эту роль и подходит   помощник_- выпускник-волонтер, , от него зависит отношение в коллективе  внутри  команды на  играх, именно он проводит в практику задачи, которые ставит тренер (преподаватель).

2.Обязательно поддерживать на тренировках заранее имеющиеся дружеские связи, даже если один из игроков–друзей  технически более слаб.

3.Хорошо знать правила игры,  даже на тренировках, стараться их полностью  соблюдать, не  изменяя  их даже в угоду победе.

4.Всячески  поощрять желание  обучающихся,  играть в более слабой команде, а  для  старших и более опытных   это  просто  обязательно, - это вырабатывает  бойцовские  качества.

5.Показывать ученикам свою заинтересованность, поощрять желание побеждать, не быть безразличным к успехам и неудачам.

6.Стараться сделать так, чтобы на тренировке одни и те же игроки не проигрывали - не допустить эффект неполноценности.

7.Во время тренировки хвалить игроков, а ругать не исполнителей, а плохое исполнение, делать  замечания ,в основном, лучшим игрокам .

8. На тренировках учить быть честным, признавать свои ошибки, не сваливать вину на других.

9.Иногда проводить тренировки с игроками более высокого уровня.

10.Очень хорошо, если преподаватель-тренер показывает личным примером выполнение трудных технических элементов или играет в более слабой команде, то  же  самое  должен  показывать   помощник _ «волонтер»

11.Если тренер не знает ответ на вопрос - стоит признаться в этом, главное  «не навреди», не раскисать, после  неудач тщательно  проанализировать причины поражения и настраивать учеников на победу.

Именно  психологической совместимости внутри команды, занятием общим бизнесом дружбы детей и жен , команды с тренером Шипулиным  присутствие игроков  помощников Тетюхина  и Хтея  привело к  победному  выступлению  команды «Белогорья»  на кубке Европейских чемпионов и Мировом кубке клубных команд, а  сборную России- учеников тренера –психолога Алехно   к победе на Лондонской олимпиаде 2012года.

        Примером  вышеупомянутого являются и мои  ученики  Аня   Силова,  Катя   Анисимова и  Света  Склярова :  разного возраста, не выдающихся физических данных, занимавшихся три раза в неделю в секции    гимназии 35.   Вместе они умные ,воспитанные, красивые  , активные в  общественной жизни , очень контактные-составляли костяк   команды,   в которая на равных боролась на первенстве города среди школьников с группами подготовки « УРАЛОЧКИ».

    По окончании школы они поступили в УРФУ где тренер по разным причинам никак не ставил их вместе( благо был огромный выбор),  только  на  5 курсе  они оказались все вместе и  стали Вице чемпионами  города среди ВУЗов, чемпионами   России среди  Федеральных  Университетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Программа дополнительного образования для коллектива спортивной секции по волейболу

ПредисловиеВ настоящее время обращается большое внимание на развитие физической культуры и спорта — важного и действенного средства воспитания молодежи.Правильно организованные занятия спортом способс...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....