Олимпийские игры в Древней Греции (интегрированный урок истории и физической культуры)
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Елисеев Сергей Николаевич

                                                                              Главное не победа, а участие.

                                                                                                                          Пьер де Кубертен

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiyskie_igry_v_drevney_gretsii.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка интегрированного урока истории и  физической культуры

«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

(5 КЛАСС)

Автор конспекта:  

Елисеев Сергей Николаевич,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

Цель: создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.

Задачи урока

Общеобразовательные:

  • познакомить обучающихся с историей Олимпийских игр, с первыми спортивными традициями;
  • познакомить с основными видами спортивных состязаний;
  • способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к самостоятельной поисковой деятельности;

Развивающие:

  • развивать навык подготовки сообщения;
  • развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
  • способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы, представлять информацию в разных формах, аргументированно высказывать свою точку зрения, работать в группе;
  • закрепление навыков бега, прыжка в длину с места ит. д.;
  • развитие качества, ловкости, скорости ит. д.;

Воспитательные:

  • формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
  • воспитание интереса к истории, чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение, желание обучающихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы;
  •  создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к здоровому образу жизни, к физическому совершенствованию;
  • совершенствовать формы и методы самовоспитания;
  • воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.

Форма урока: интегрированный урок ( история + физкультура).

Учебное оборудование и инвентарь:

Ноутбук, проектор, экран, свисток, секундомер, оборудование для соревнований, карточки и т.д.;

Место проведения:  спортивный зал.

Опережающее домашнее задание:

Подготовка учащихся к выступлениям: два мифа об основании Олимпийских игр.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме.

Сегодня  необычный урок, объединив два предмета: история и физкультура. Мы предлагаем вам принять соглашение, которое будет помогать нам всем   на этом  уроке.

Итак, если вы со мной согласны прошу сделать три хлопка. Мы работать будем:

Дружно; (три хлопка)

Активно; (три хлопка)

Творчески; (три хлопка)

Интересно (три хлопка)

Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение истории Древней Греции.

Но необходимо вспомнить, что мы с вами уже знаем о Древней Греции. Я буду задавать вопрос, вы поднимаете руку и даёте ответ. Если ответ верный, то получаете жетон.

(фронтальный опрос)

1) На каком полуострове располагалась Древняя Греция?

2) Какой город являлся столицей Древней Греции?

3) Какая форма правления зародилась в Афинах?

4) Что такое демократия?

5) Что такое полис?

6) Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»?

7) Как древние Греки называли свою Родину?

          8) Как называли себя Древние Греки?

- Сегодня совершая экскурсию по Древней Греции  мы узнаем об еще одном очень интересном занятии греков.

Учитель физкультуры (Учитель читает загадку)

                                         Из десятка разных стран

                                         Собрались спортсмены к нам.

Вам названье вспомнить надо:

                                          Этот «слёт» – … (Олимпиада)

Учитель  истории 

Как вы думаете зачем мы вам загадали эту загадку?

- Правильно это тема нашего урока «Олимпийские игры в древней Греции»

Слайд 1

- тема урока «Олимпийские игры в Древней Греции»

- А что бы вы хотели узнать об олимпийских играх?

1. История возникновения;

2. Хронология;

3. Правила игр;

4. Виды состязаний;

5. Победители.

III. Изучение новой темы. Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

В старину, в античном мире,

25 веков назад

Города не жили в мире,

шёл войной на брата брат.

И мудрейшие решили:

ссоры вечные страшны,

Можно в смелости и силе

состязаться без войны.

Пусть в Олимпию прибудет,

кто отважен и силён.

Для сражений мирных будет

полем боя стадион.

Слайд 2

В год Олимпийских игр по городам Эллады разносилась радостная весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Эти слова разносили тысячи гонцов по всем городам Древней Греции в год проведения Олимпийских игр.

Учитель физкультуры

Версия1

 Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

Учитель  истории 

- А кто из вас расскажет другую версию?

(отвечают заранее подготовленные учащиеся)

Версия 2 Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге. (Файфер Н.)

Версия 3

По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником. (Галиев Д.)

Учитель  истории  Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции – где  находился город Олимпия.  В Олимпию добирались морем или сухопутными дорогами сотни участников и тысячи зрителей. Слайд 3

Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Однако местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). 

Учитель физкультуры

Слайд 4  Самые ранние Олимпийские игры, упоминание о которых дошло до нас, состоялись в 776 г. до н.э. С этого времени началось регулярное проведение Олимпийских игр один раз в 4 года.

В IV веке, когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором.

Слайд 5  Возрождение Олимпийских игр (по примеру античных) приходится на XIX век, а в XX веке  появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”.

Олимпийские игры – символ мира и единения

Олимпийские игры – грандиозный праздник, на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. Что символизируют разноцветные кольца? Может кто-то из вас ребята, знает?

Слайд 6  Разные континенты. Цвета континентов:

синий – Европа

красный – Америка

черный – Африка

желтый – Азия

зеленый - Австралия

Учитель  истории

Слайд 7 Правила игр

На время проведения Олимпийских игр в Греции провозглашался так называемый "священный мир". Все военные столкновения прекращались, и заключалось перемирие. На Олимпийские игры съезжались жители не только из самой Греции, но отовсюду, где находились греческие города-колонии. Однако, к участию в Олимпийских играх допускались только свободные эллины.

Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления. Ни одна женщина под страхом смертной казни не присутствовала на состязаниях.

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10-11 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен.  Затем еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии.

Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила.

За время существования игр было всего несколько исключений из правил. 

Одно касалось присутствия женщин. Ференика (Каллипатерия) – женщина, тренировавшая своего сына, тайно проникла в Олимпию. Радостно приветствуя его победу, она разоблачила себя. Однако ей сохранили жизнь, приняв во внимание, что ее отец, муж, брат и сын были победителями. Но в правила внесли изменения: все участники и их тренеры обязаны были являться на игры нагими.

Учитель физкультуры

Виды состязаний

Слайд 8

Олимпийские игры продолжались пять дней.

В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Следующие три дня отводились состязаниям.

Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.

Одно из главных состязаний- пятиборье начиналось с бега. Атлеты выступали обнажёнными. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом.

Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями.

Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье.

Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов.

Интерес зрителей на Олимпийских играх также вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие состязания.

Слайд 9   Захватывающим зрелищем были гонки колесниц, которые проходили на ипподроме

В пятый, заключительный день игр, победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки.

Итак, «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги  на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»

-Мы предлагаем вам начать наши соревнования. В играх будут принимать участие все желающие

IV. Соревнования

Название конкурса

Организационно-методические указания

Бег

Челночный бег 4*9 м.

Старт выполняется по команде учителя, за стартовую линию заступать нельзя.

Прыжок в длину

Прыжок в длину с места.

Упражнение выполняется на специально размеченной площадке, за линию старта заступать нельзя.

Метание

Метание малого мяча в цель.

Упражнение выполняется со средней линии баскетбольной площадки. Даётся три попытки. Считается количество попаданий мяча в баскетбольный щит. Бросок выполняется любым способом.

Борьба

Два спортсмена встают в центр круга баскетбольной площадки и упираются в плечи друг другу руками. По команде учителя спортсмены стараются вытолкнуть противника из круга.

Перетягивание каната

Два спортсмена держатся за противоположные концы каната, середина которого расположена на средней линии баскетбольной площадки. По команде учителя соперники тянут канат каждый в свою сторону. Побеждает тот спортсмен, который перетянет канат на свою сторону.

Слайд 10 После соревнований учитель физкультуры произносит словами: «Слава победителям!» (подсчитываются жетоны и называют победителей.

Награждает победителей венком и медалями.

Когда победитель возвращался домой, все горожане выходили ему навстречу. Победителю родной город ставил статую и до конца жизни кормил его бесплатным обедом.  Он мог быть избранным на высшие государственные должности, ему будут предоставляться почетные места в театре, его освободят от налогов.

Историк: Ребята, мы сегодня с вами на уроке узнали только самую малую информацию об Олимпийских играх. И поэтому мы Вам предлагаем следующее домашнее задание:

Слайд 11    Прочитать §33

Разгадать кроссворд «Олимпийские игры в древности» (раздает учитель на карточках Приложение 1)- на урок истории

Подготовить информацию об Олимпийских играх современности,  их видах спорта, победителях игр - на урок физкультуры

V.  Итог урока.

-А теперь закрепим знания, полученные на уроке.

Приложение 2

 (учитель раздаёт карточки с заданиями, учащиеся выполняют и сдают учителю.)

- Ребята, а вы знаете в каком году и где в нашей стране проходили зимние олимпийские игры? (ответы детей)    Слайд 12

- Намного раньше в нашей стране проходили летние олимпийские игры, кто из вас может слышал о них или читал?

Проходили они в г. Москва в 1980 году и символом был мишка, которого так и называли Олимпийский мишка.

Выставление оценок по истории и физкультуре.

Приложение 1

 Кроссворд «Олимпийские игры»

По горизонтали:

  1. Место проведения гонок колесниц. (Ипподром)
  2. Город, в котором проходили первые Олимпийские игры. (Олимпия)
  3. Человек крепкого телосложения. (Атлет)
  4. Место, где стояла главная статуя Зевса. (Храм)
  5. Место проведения соревнований во время Олимпийских игр. (Стадион)
  6. Первый вид состязаний, с которых начиналось пятиборье. (Бег)
  7. Тема нашего урока. (Олимпийские игры)
  8. Вид состязаний, который входил в пятиборье. (Прыжки)
  9. Главное божество, которому посвящались Олимпийские игры. (Зевс)
  10. Президент МОК. (Ж. Рогге)
  11. Время года проведения Олимпийских игр древности. (Лето)
  12. Президент ОКР. (Л. Тягачев)
  13. Страна зимних Олимпийских игр 2010 года. (Канада)
  14. Город летних Олимпийских игр 2012 года. (Лондон)

По вертикали:

  2. Дерево, из ветвей, которых делали венки для победителей. (Олива)

  1.  Главное состязание Олимпийских игр. (Пятиборье)
  2. Человек, управляющий колесницей. (Возничий)
  3. Состязание, которое входило в программу Олимпийских игр. (Метание)
  4. В каком городе будут проходить Олимпийские игры 2014 года. (Сочи)
  5. Государство, в котором проходили Олимпийские игры в 2004 году. (Греция)
  6. Самое любимое и захватывающее зрелище Олимпийских игр древности. (Гонки на колесницах)

Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”.

Первые Олимпийские игры состоялись в ……….году до н.э. Они посвящались богу …………. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в ……… года. Проводились Олимпийские игры в ………………… Греции.

Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”.

Во время игр запрещалось …………… Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в ……………… Рабов, чужеземцев и …………… на игры не допускали. Празднества продолжались ……. дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в …………….…

Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”.

Победители Олимпийских игр в разных видах спорта в  качестве награды  получали ……………….. Награждение проходило перед храмом …………….…, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из ………. чудес света. Самым прославленным борцом древности был ……………., а про силу Полидама, Гипосфена и Феагена слагали ……………….

Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”.

Первые Олимпийские игры состоялись в ……….году до н.э. Они посвящались богу …………. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в ……… года. Проводились Олимпийские игры в ………………… Греции.

Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”.

Во время игр запрещалось …………… Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в ……………… Рабов, чужеземцев и …………… на игры не допускали. Празднества продолжались ……. дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в …………….…

Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.

Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп. В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев.

Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.

В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда  достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами многих стран мира.

Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.

Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп. В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев.

Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.

В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда  достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами многих стран мира.

Используемая литература

1. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира.- М.:ВАКО,2014.

2. Бобейко Т.С. урок истории в 5-м классе на тему Олимпийские игры

3. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.

Свинцицкая - М.: Просвещение, 2015 год.

4. Технологические карты уроков по учебнику А.А.Вигасина. Сост. Т.В.Ковригина – В.: Учитель, 2015

Интернет-ресурсы:

https://www.krugosvet.ru/enc/sport/OLIMPISKIE_IGRI_DREVNE_GRETSII.html;

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/polisy-gretsii-i-ih-borba-s-persidskim-nashestviem/olimpiyskie-igry-v-drevnosti;

https://obrazovaka.ru/istoriya/olimpiyskie-igry-v-drevnosti-5-klass.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"

интегрированный урок: история+физическая культура....

Интегрированный урок истории и физической культуры. «Школа рыцарства» - урок-путешествие.

Обобщение материала по теме рыцарство. Воспитание патриотизма и мужества у мальчиков, уважительное отношения к девочкам;Совершенствование физического развития подрастающего поколения; Совершенствовани...

Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.

Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции....

Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"

Конспект открытого урока истории  в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"  включает в себя все основные эт...

Урок истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в Древней Греции»

Свой урок я построила в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, используя информационно-коммуникативные технологии, метод проблемного обучения....

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока: познакомить учащихся с историей Олимпийс...

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Рассказать об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока:рассказать ученикам историю Олимпийских игр, пе...