"Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
статья по физкультуре

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физической культуры, можно выделить три направления:

·        Самоконтроль поведения

·        Самоконтроль двигательных умений

·        Самоконтроль самочувствия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samokontrol_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СЮКЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Самоконтроль на уроках физической культуры в начальной школе

Выступление на РМО

 учителей физической культуры

 по проблеме:

 ««Совершенствование и повышение

качества преподавания предмета

 в процессе модернизации образования»»

учителя высшей квалификационной категории

 Калеева Е.Н.

Август 2018 год

"Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физической культуры, можно выделить три направления:

·        Самоконтроль поведения

·        Самоконтроль двигательных умений

·        Самоконтроль самочувствия

Самоконтроль на уроке физического воспитания в начальной школе – необходимое условие успешного обучения. Он способствует предупреждению физических и психологических перегрузок, повышенной утомляемости, снижению травматизма. Самоконтроль имеет большое воспитательное значение: повышение уровня социально-психологической адаптации, самоорганизации и регуляции деятельности, ответственности, целеустремлённости, гармоничного физического развития организма.

Овладение способами самоконтроля активизирует процесс обучения, расширяя возможности усвоения материала. Приводит к качественно новой форме активности ученика - самоорганизация. Это непосредственно влияет на формирование личности ученика, определяя его учебное самосознание, отношение к себе, сверстникам, окружающему миру.

Необходимость в углублённом изучении данного вопроса и разработка методической темы возникла из необходимости решения следующих проблем:

- учебные действия контролируются педагогом, а не самим учеником;

- допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

- в литературе очень мало внимания уделяется формированию самоконтроля на уроках физической культуры;

-Авторитарные методы преподавания устарели;

- для осмысленного восприятия учащимися процесса обучения требуются новые подходы, методы преподавания;

- желание детей быть активными участниками процесса обучения, а не простыми исполнителями указаний учителя требует особой организации учебного процесса;

- Слабое самосознание учащихся и, как следствие, травматизм, плохое выполнение упражнений, двигательных действий;

- до сих пор самоконтроль на уроке физкультуры рассматривали только как самоконтроль самочувствия, которое оценивалось с помощью измерения пульса.

1) Самоконтроль поведения:

1.Слушать счёт или воспринимать на слух описание упражнений, команды учителя.

Применяется во время выполнения циклических упражнений с изменением темпа, ритма, направления или при выполнении упражнений на развитие внимания, координации движений, когда учитель описывает упражнение словами.

2. Не мешать заниматься другим учащимся.

Применяется, когда требуется неукоснительно выполнять правила техники безопасности и особые правила передвижения по залу. При проведении занятий поточным методом, когда после выполнения задания одним учеником (или группой учеников) нужно быстро освободить пространство (зал) для следующей группы (например, выполнение передач мяча в парах или тройках, опорного прыжка, заданий на гимнастической стенке, скамейке). А также при выполнении упражнений с мячами, за укатившимся мячом нужно идти, не мешая другим выполнять задание. Выполнять передачу мяча так, чтобы партнёр мог спокойно поймать мяч.

3. Соблюдать правила игр, эстафет и выполнять упражнения на развитие силы и выносливости, указанное количество раз.

Применяется во время игр и эстафет, когда учащиеся, желая победить, начинают выходить вперёд за стартовую линию или не обегают ограничительную стойку. Для развития физической силы, выносливости и силы воли (иногда дети не хотят делать силовые упражнения, так как это тяжело)

2) Самоконтроль двигательных действий (выполняемых упражнений):

4. Выполнять упражнение, сравнивая своё исполнение с тем, как это делает учитель или хорошо подготовленный ученик

Применяется при разучивании сложных координационных упражнений (например, прыжка в длину с разбега, прыжка в высоту способом «перешагивание», опорного прыжка, акробатических упражнений)

5. Смотреть, как делает партнёр, замечать его ошибки и стараться избегать таких ошибок.

Применяется на уроках закрепления пройденного материала и совершенствования техники выполнения упражнений (например, передачи мяча в парах, стойка на лопатках, гимнастических комбинаций на развитие равновесия)

6. Стараться выполнить упражнение чётко, не сгибать ног в коленях, рук в локтях.

Применяется при выполнении упражнений, когда необходимо следить за осанкой, сохранять равновесие(например, ходьба по бревну и выполнение упражнений на ограниченной опоре, наклоны вперёд и в стороны и другие ОРУ).

7. Представить, что ты и снаряд (мяч, скакалка) – единое целое.

Применяется для обучения упражнениям (ведению мяча, метанию в цель и на дальность, прыжкам через вращающуюся скакалку, броску набивного мяча)

8. Выполнять упражнение в полную силу, в полсилы, на определённую высоту или длину.

Применяется при развитии двигательной чувствительности, выполнении упражнений на точность (метании в цель, передач мяча, бросков по кольцу, удара по воротам).

3) Самоконтроль самочувствия:

9. Измерение пульса до и после упражнения.

Применяется при выполнении упражнений на развитие выносливости с целью проверки подготовленности учащихся или качества выполнения упражнения.

Детям предлагаются следующие этапы осуществления самоконтроля:

  1. Ознакомление с образцом.
  2. Воспроизведение действия.
  3. Проверка по плану.
  4. Нахождение ошибок.
  5. Исправление ошибок.
  6. Выполнение действия без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему Как разнообразить уроки физкультуры в начальной школе

Учитель знакомит детей с учебным школьным предметом «Физическая культура», который способствует необыкновенным превращениям человека из слабого в сильного, из некрасивого в красивого, из больног...

"Подвижные игры на уроке физкультуры в начальной школе"

Данный материал можно использовать при поурочном планировании уроков физкультуры в начальной школе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

Презентация урока физкультуры в начальной школе.

Урок "Подвижные игры"•Мы узнаем, как сохранить правильную осанку•Станем сильнее, выносливее, укрепим здоровье•Научимся  контролировать объем физической нагрузки...

«Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе»

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:·        Самоконтроль ...