Успешный волейбол в школе
статья по физкультуре

Романенко Татьяна Леонидовна

В статье говорится об основных приёмах и формах работы по успешному овладению сложной спортивной игры в волейбол. Приведены эффективные упражнения для освоения приёмов игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnyy_voleybol_v_shkole.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                Успешный волейбол в школе.

   Чтобы волейбол в школе доставлял истинное наслаждение, необходимо в процессе занятий хорошо освоить приёмы игры.  На уроках физкультуры возможно научить только основным простейшим навыкам игры, так как мало времени для изучения по программе, на уроке, большая численность в классе, мало  качественных мячей. Поэтому для успешного овладения приемам игры стараешься привлечь учащихся на занятия по внеурочной деятельности (кружки, спортивные секции). К обучению игре в волейбол следует начинать с 10-12 лет. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в этом возрасте достигает относительно высокого развития, кисти рук приобретают необходимую для волейбола прочность и упругость.

   Надо отметить, что очень часто на уроках физической культуры предпочтение отдаётся другим спортивным играм – баскетболу, футболу. Дело в том, что волейбол – технически сложный вид спорта.

   В волейболе пять основных приёмов: подача, приём, передача, нападающий удар и блокирование.  Существенное место в действиях игроков занимают перемещения. Новичку достаточно освоить подачу,  приём  и передачу, чтобы участвовать в игре.

   Опыт профессиональных тренеров в методической литературе предполагает много времени уделять стойке и перемещениям волейболистов.  Даются всевозможные перемещения с имитацией приёмов,  отдача от этих упражнений как правило, минимальна, да и детям они не интересны, им больше по душе работа с мячом.

  В своей работе использую опыт работы представленный в книге  Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянского «Волейбол: у истоков мастерства». В ней представлены специальные упражнения для развития физических качеств и при освоении приёмов игры, методические указания с примерами, встречающимися   в игровой практике.  Например, упражнения для привития навыков быстроты ответных действий:

  1. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15 м их исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к  стартовой линии) сидя, лёжа и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
  2. Бег  с остановками и изменением направления, «Челночный бег» на 5 и 10 метров (общий пробег за одну попытку 20-30 м)
  3. Бег (приставные шаги) в колонне по одному  (в шеренге) вдоль границ.

Скрестный шаг. По сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов – прыжок вверх, имитация передач в стойке, подачи и т.д.

  1. Подвижные  игры: «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров».

              Эти упражнения использую в подготовительной части урока.

    Результативность педагогического воздействия зависит от содержания, организации  и методики преподнесения ребятам той или иной системы спортивных упражнений, технико-тактических приёмов, которые либо  должны превратиться в их знания, навыки, умения, либо  воплотиться в чертах личности. Кроме того, на качество педагогического процесса влияет облик, психологические особенности, опыт и знания самого педагога. Но самое главное учитель должен постоянно стимулировать учащихся, для того чтобы выработать у ребят внутреннюю мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой целенаправленной спортивной активности. Постоянно ребятам повторяю: «ваш успех зависит от вашей самостоятельной индивидуальной работы!», «невозможно научить, возможно только научиться», «многократное повторение приводит к результату». При обучении приемам в волейболе необходимо научить учащихся работать самостоятельно, так как они на первом же уроке видят что овладение, например, верхним приемом мяча – это сложный процесс. А дети не любят, когда у них что-то не получается! Только, работая индивидуально,  повторяя самостоятельно специальные упражнения приводят к успеху.

    Существует ряд упражнений  для индивидуальной работы с мячом. Работать можно посменно по 1-2 минуты.

  1. «Жонглирование» мячом лобной частью головы, как вариант, коленями. Следить за тем, чтобы падающий или улетающий мяч не ловился руками и делалось движение с целью продолжить «жонглирование».
  2.  Передача мяча над собой сверху.  Следить за техникой выполнения, дети должны стараться выполнять передачи не ниже 1-1,5 метра и как можно меньше перемещаясь, чтобы не выполнялись передачи в движении.
  3. Передача на собой снизу. Те же методические указания, что и в предыдущем упражнении. В этих двух упражнениях можно устроить соревнования «Чемпионы большого мяча», кто больше сделает передач.
  4. Передача мяча после отскока от стены, сверху и снизу. Нужно следить за тем, чтобы дети стремились выполнять передачи в одну и ту же точку на стене с одинаковой силой, примерно на высоте вытянутой вверх руки, на расстоянии 1,5-2 метра от стены.
  5. Передача над собой сверху и снизу, по заданию. Например, не больше 2 или 3 одинаковых подряд или 3 сверху и четвёртая снизу.

Эффективность занятий волейболом во многом зависит от планирования содержания урока,  тренировочных занятий и участия в соревнованиях. Центральное место в программировании занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов. Объем и последовательность  изучения технико-тактического содержания для начинающих заниматься волейболом выглядят следующим образом.

1.Стартовая стойка (в технике нападения и защиты).

2. Ходьба, бег (особенно при игре в нападении и защите).

3. Перемещение приставными шагами: лицом вперёд, правым, левым боком вперёд, спиной вперёд.

4.Двойной шаг вперёд, назад, скачок.

5. Остановка шагом, прыжком (в нападении защите).

6. Прыжки (особенно в нападении, защите).

7.Передача сверху двумя руками вверх-вперёд, над собой.

8.Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от неё, стоя на площадке и в прыжке.

9.Прием мяча сверху двумя руками.

10. Выбор места для выполнения второй передачи.

11.Сочетание способов перемещений.

12. Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны  3.

13. Взаимодействие игрока зоны 3  с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4.

14. Взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 2 с игроком зоны  4.

15. Нижняя прямая подача.

16. Выбор места для выполнения подачи.

17.Прием нижней прямой подачи снизу двумя руками.

18. Взаимодействие игрока зоны 3 с игроками зоны 4 и 2 при второй передаче.

19. Взаимодействие игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 при второй передаче.

20. Взаимодействие игрока зоны 4 с игроками зон 3 и 2 при второй передаче.

21. Выбор места при приёме нижней прямой подачи.

22. Верхняя прямая подача.

23. Передача мяча двумя руками сверху для нападающего удара.

24. Взаимодействие игрока зоны 1 с игроком зоны 6, игрока зоны 5 с игроками зон 6.

25.Взаимодействие игрока зоны 6 с игроками зон 5и 1.

26. Сочетание способов перемещений с техническими приемами.

 

27.Взаимодействие игрока зоны 6 (1, 5)с игроком зоны 3 (2, 4).

28. Падения и перекаты после падения.

29. Прямой нападающий удар по ходу сильнейшей рукой из зон 4, 3, 2.

30. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

31.Чередование способов подач.

32. Выбор места для выполнения нападающего удара.

33. Вторая передача нападающему, к которому передающий обращен лицом.

34. Выбор способа приема подачи: сверху от нижней подачи, снизу от верхней.

35.Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи у сетки.

36. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, а игрок зоны 3 оттянут от сетки.

37. Вторая передача нападающему, к которому передающий обращён спиной.

38. Приём подачи и направление мяча в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращён лицом.

39. Приём подачи и направление мяча в зону 2, вторая передача в зоны 3 и 4. То же, через зону 4.

40.Приём подачи и направление мяча в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий стоит спиной.

41. Передача мяча руками в прыжке.

42. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,3,2).

43.Выбор места при блокировании.

44. Определение времени для отталкивания при блокировании и своевременного выноса рук над сеткой.

45. Приём мяча снизу одной рукой (правой, левой), ногой (в сложных условиях).

46. Выбор места и способа перемещения при приёме мяча от нападающего удара.

47.Выбор места при страховке: партнёра, принимающего мяч; блокирующих нападающих.

48. Зонное блокирование.

49. Расположение игроков в защите углом вперёд (на страховке игрок зоны 6 впереди).

50.Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча, подача в заданную зону.

51. Выбор способа приема мяча от нападающего удара: снизу двумя руками, снизу с падением двумя, одной рукой (другой частью тела).

52. Взаимодействие игроков в зонах 5 и 1 с игроками в зонах 3, 2, 4 при приёме подачи.

53. Нападающий удар с переводом вправо из зон 4, 3, 2 с поворотом туловища вправо.

54. Вторая передача нападающему, сильнейшему на линии.

55. Имитация второй передачи и обманный удар (передача через сетку на незащищенное место).

56. Имитация нападающего удара и обманная передача через сетку двумя и одной рукой.

57. Выбор способа приёма мяча на страховке.

58. Чередование изученных способов нападающего удара.

59.Взаимодействие игроков зон 3, 2, 4 при блокировании.

60. Взаимодействие игрока зоны 4, не участвующего в блокировании, с блокирующими игроками зон 3 и 4.

61.То же, но игрока зоны 2.

62. Верхняя боковая подача.

63. Переход от индивидуальных действий в нападении к индивидуальным действиям в защите на передней и задней линиях.

64. То же,  но переход от защитных действий к нападающим.

65.Приём подачи с направлением  мяча в зону 2; вторая передача назад за голову, где нападающий удар выполняет игрок зоны 3.

66.Своевременная постановка рук над сеткой при блокировании нападающих ударов различными способами.

67. Чередование подач на силу и нацеленных (в том числе и прыжке).

68. Нападающий удар с переводом влево из зон 4,  3, 2.

69. Блокирование ударов по ходу из двух зон: 4-3, 2-3,4-2 в известном направлении.

70.Блокирование ударов с переводом вправо (в зонах 3, 4, 2).

71. Взаимодействие выходящего связующего из зоны 1 с нападающими зон  4, 3, 2.

72. То же, выход из зон 6, 5.

73. Взаимодействие игрока зоны 6 с блокирующими игроками зон 4, 3, 2.

74. Взаимодействие крайних защитников с блокирующими игроками.

75. Взаимодействие крайних защитников и игрока, не участвующего в блокировании.

76.Расположение игроков в защите  углом назад, когда страховку осуществляет крайний защитник.

77.То же, но страховку осуществляет игрок, не участвующий в блокировании.

78.Прием подачи, передача связующему, выходящему  к сетке из зоны 1 (6, 5); вторая  передача нападающему, к которому связующий стоит спиной.

79.То же, но передача нападающему, к которому связующий стоит спиной.

80. Блокирование нападающих ударов с переводом влево.

81. Блокирование в одной зоне ударов, выполняемых в двух направлениях.

82. Групповое блокирование (вдвоём) ударов по ходу.

83.Боковой  нападающий удар из зон 4, 3.

84.Нападающий удар по блоку за боковую линию.

85 Нападающий удар передачи из глубины площадки.

86. Передача в прыжке после имитация нападающего удара (откидка).

87.Нападающий удар с задней линии.

88. Нападающий удар через слабого блокирующего, поверх блока.

89.Подача в прыжке.

90. Групповое блокирование ударов с переводом.

91. Прием мяча снизу двумя руками и одной с падением вперёд на руки и перекатом (скольжением) на грудь-живот.

92. Выбор способа нападающего удара (в зависимости от ситуации).

93. Взаимодействие игроков передней линии со скрестным перемещением.

95. Чередование ведения  игры в нападении через игрока передней линии  и через связующего, выходящего с задней линии к сетке.

96. Чередование систем игры в защите углом вперед и углом назад с применением различных вариантов страховки.

97.Переходом от групповых действий в нападении к групповым тактическим действиям в защите.

98. Переход от командных тактических действий в нападении к командным тактическим действиям в защите (подача – защита, нападающий удар – защита).

99. Переход от командных тактических действий в защите к командным действиям в нападении (при приёме подачи, в доигровке, при защите от нападающих ударов).

100. Сочетание переключений:

а) подача – нападение (в доигровке);

б) приём подачи – нападение – защита.

в) добавляется защита;

г) добавляется нападение.

   В изложенном алгоритме  изучения технико-тактического содержания представлены основные технические приёмы и тактические действия, освоение которых позволит волейболистам вести двустороннюю игру на высоком эмоциональном и содержательном уровне и при достаточно высоком уровне воздействия  на организм физической нагрузки.

   Конечно, предложенный вариант больше подходит для систематического тренировочного процесса. Но учитель физической культуры всегда должен знать и владеть  основными приёмами спортивных игр, так как во внеурочной работе эти знания обязательно пригодятся.

    Успех  в обучении во многом зависит как от умения и желания педагога, тренера увлеченно вести работу, так и от личной заинтересованности каждого учащегося, воспитанника. И здесь полезна самая разнообразная деятельность: непосредственная агитация  в личных беседах, показательные выступления лучших команд и т.д.

   Прежде всего занимающиеся должны почувствовать, что регулярные занятия волейболом – это залог здоровья. И с первого же шага надо настраивать каждого на стремление к самостоятельному совершенствованию.

Литература:

1.Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Волейбол: У истоков мастерства/Под ред. Ю.В. Питерцева. – Москва.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги успешного обучения в школе

В данном методическом пособии представлены игры и упражнения по обучению чтению и подготовки  к обучению письму детей 5 – 6 лет.  Предложенная система занятий и методических рекомендаций обе...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации

Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника.  Здесь у них  начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, н...

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...