Выступление на педагогическом совете "Принципы здоровьесбережения и их реализация"
статья

Кузнецова Наталия Юрьевна

Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_zdorovesberezheniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы здоровьесбережения и их реализация.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ.

Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих  призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”.  И чтобы помочь разобраться в основах здорового образа жизни, его принципах и составляющих, мы сегодня рассмотрим эти вопросы.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности здоровое долголетие. Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность — приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в образовательном учреждении  здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья обучающихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование и укрепление здоровья подростков, воспитание у них и у их преподавателей культуры здоровья.
Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим — любая систематика имеет признаки субъективизма, пристрастий её автора.  И все же один принцип поставлен на первое место сознательно, ибо его несоблюдение не только сделает всю работу неэффективной, но и полностью дискредитирует её.

Принцип ненанесения вреда — "N0 nосеrе!" — одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинской деонтологии, основы педагогики и дидактики. Его актуальность в системе образования повысилась с начала 90-х гг. XX в., когда в стремлении помочь подростку сохранить или восстановить уже утраченное здоровье во многих учебных заведениях стали применять оздоровительные системы и методы, не обоснованные с научной точки зрения и не проверенные на практике.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении — от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье обучающихся и преподавателей. Заключение "Не вреди здоровью" должно быть разрешающим для любого мероприятия, а заключение "Полезно для здоровья" — давать зеленый свет соответствующим проектам и предложениям.
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю и по предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с обучающимися. Связь главной задачи учебного заведения— образовательной с заботой о здоровье обучающихся проявляется на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Первый определяется включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй — обеспечением здоровьесберегающего характера (результата) проведения процесса обучения. В решении главной задачи на обоих уровнях принципиально важны заинтересованность и ответственность обучающегося. Это его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача же преподавателя— максимальное содействие ему в этом стремлении. То же и на процессуальном уровне: не только педагоги обязаны обеспечивать здоровьесберегающие условия образовательного процесса — сам обучающийся должен помогать им в решении этой общей (и более важной лично для него!) задачи. Иначе из субъекта образовательного процесса он превращается в его объект — некий сосуд, который требуется наполнить знаниями, придать ему определенный вид и при этом уберечь от разрушающих воздействий, царапин и т.д.

Подросток должен быть сам заинтересован в том, чтобы процесс обучения осуществлялся эффективно, качественно. Во-первых, это определит более высокие оценки и связанные с этим поощрения — и внешние (от сверстников, преподавателей, родителей), и внутренние (самоуважение); во-вторых, позволит меньше напрягаться, переживать, переутомляться, обеспечит больше свободного времени; в-третьих, поможет сберечь своё здоровье, хотя об этом большинство подростков думают редко или в последнюю очередь. Поэтому без воспитания у обучающегося ответственности за свое здоровье и предоставления ему возможностей воспользоваться своими правами и обязанностями реализация здоровьесберегающих программ обречена на неудачу.

Субъект, в отличие от объекта, всегда индивидуален, поэтому одно из условий реализации этого принципа — необходимость индивидуального подхода к обучающемуся, без обеспечения которого трудно рассчитывать на достижение здоровьесберегающих результатов.
Принцип триединого представления о здоровье обусловливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. как к единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья. При его несоблюдении всё внимание обращается на физическое здоровье с возложением ответственности за его сохранение на врача, физиолога, преподавателя физкультуры. При этом другие стороны здоровья как единого целого — душевное, духовно-нравственное — остаются за рамками рассмотрения и оценки. В здоровьесберегающей деятельности учебного заведения эта методологическая ошибка не только снижает эффективность проводимой работы, но и дезориентирует её исполнителей.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся. Речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания и т.д.
Традиционная для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы, с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для обучающихся, а с другой — способствовал бы их развитию. При рассмотрении этой проблемы в аспекте охраны здоровья обучающихся основное внимание обычно обращают на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, фрустрации от постоянного ощущения неуспеха. Явно недостаточно внимания уделяется вопросу о влиянии образовательной программы на формирование поведения обучающихся, их образ мыслей, привычки, основные компетенции, адаптирующие к реальной жизни. Большинство учебных программ содержат сведения и понятия, лишь перегружающие память.

Комплексный междисциплинарный подход — основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ. Взаимопонимание между специалистами, занимающимися проблемами здоровья детей, должно быть таким, чтобы они составляли единую команду, понимая друг друга с полуслова, поэтому необходима их компетентность в смежных областях знаний. Хороший врач не только медик, но и психолог. Те педагоги, которые на деле заботятся о здоровье своих подопечных, должны быть компетентны и в практической психологии, и в вопросах охраны здоровья.
Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики путем разведения понятий, программ, форм и методов:
а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья; г) укрепления здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) — один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. Неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений и т.д., превалирующих как в профессиональной, так и в родительской педагогике. Привычка преподавателя (а дома родителя) фиксировать внимание подростка преимущественно на недостатках, ошибках, ограничениях и т.д. формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящих целей и добиваться их достижения. А это признак психологического нездоровья. Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижение риска появления у обучающихся переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом; кроме того, происходит более гармоничное развитие личности в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия,
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. В соответствии с охранительной стратегией следует оберегать человека от всех (по возможности) вредных воздействий, подстилать соломку где только можно. Эта стратегия больше коррелирует с медико-гигиеническим подходом. Стремление перестраховаться свойственно плохим врачам, которые даже при незначительном повышении температуры спешат назначить пациенту антибиотики, не думая о том, какой сопутствующий ущерб это нанесет его здоровью. Позиция " Так спокойнее! " определяет и действия чиновника, директора ОУ, а иногда и преподавателя, стремящихся на формальном уровне исключить поводы для претензий в свой адрес. Приоритетом становится не забота о здоровье подростка, а стремление обезопасить себя от возможных волнений и недовольства начальства. Создание тепличных условий жизни для обучающегося обычно обусловлено или эгоистическими мотивами взрослых, или их недостаточной грамотностью.

Тренирующая стратегия построена на стремлении повысить адаптационные возможности человека, наилучшим образом подготовить его к встрече с нежелательными, опасными для здоровья воздействиями. Эта стратегия более рискованная, более творческая, но и более индивидуализированная. Необходимо точно выбрать тот порог потенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможет справиться, обретая при этом способность самостоятельно противостоять в дальнейшем агрессивным воздействиям окружающей среды. Формирование в организме иммунитета к инфекциям путем проведения прививок, закаливание с помощью обливаний холодной водой, участие в жёстких психологических тренингах - примеры реализации такой стратегии.
Две стратегии заботы о здоровье есть проявление диалектического единства и борьбы противоположностей, а грамотное использование этого противоречия позволяет подняться на качественно новый, более высокий уровень заботы о здоровье. Соблюдение правильного соотношения между оберегающими и тренирующими воздействиями требует высокой медико-психологической и физиологической грамотности, полноценной реализации индивидуального подхода.

Стимулировать процессы развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека, — вот суть принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий. В каждодневной педагогической работе он проявляется в требовании обеспечивать для всех обучающихся такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого) соответствовал бы тренирующему режиму, т.е. был бы выше охранительного (щадящего), но ниже утомляющего (а тем более — переутомляющего). Умение найти для каждого обучающегося оптимальный уровень нагрузки и организовать его соблюдение во многом определяет профессионализм преподавателя, особенно в достижении здоровьесберегающих результатов.
Принцип формирования ответственности за своё здоровье как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь. Привнесен в педагогику из психологии, где этой проблеме уделяется должное внимание не на констатирующем уровне — в призывах и декларациях, а в воспитательных программах и многочисленных приемах индивидуальной и групповой работы с целью формирования этого важнейшего качества у личности, ее ориентации на здоровый образ жизни. Отсутствие у подростка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.
Принцип контроля за результатами, основанный на получении обратной связи, должен быть реализован в работе колледжа (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и каждого преподавателя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Соблюдение принципов здоровьесбережения позволит в образовательном учреждении решить следующие проблемы, связанные со здоровьем обучающихся:

• снятие учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления, на уровне предмета;

• организация физической активности, профилактика гиподинамии, использование режима двигательной активности на учебных занятиях;

• организация правильного питания и питьевого режима во время пребывания в образовательном учреждении;

• предупреждение вредного воздействия на здоровье факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика болезней: нарушений осанки, заболеваний органов зрения, неврозов и т.п.);

• охрана и укрепление психического здоровья (предупреждение стрессов, распространения вредных привычек, зависимостей, воспитание коммуникативной культуры и т.д.)

• формирование культуры здоровья обучающихся и компетентности педагогов в

вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий

• организация сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения

и укрепления здоровья их детей.

Роль преподавателя в организации здоровьесберегающего. здоровьеформирующего пространства для обучающихся в образовательном процессе несомненно велика.

Образовательный процесс - специально организованное, целенаправленное

взаимодействие педагогов и воспитанников, обучающихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, в том числе и здоровьесберегающих. Однако реализация валеологических подходов и принципов здоровьесбережения возможна только при соответствии культуры здоровья преподавателя нормам здорового образа жизни.

Основой становления и развития здоровьесберегающсй компетентности обучающихся и педагогов в образовательном процессе является потребность его

субъектов:

• обучающегося - в саморазвитии - инициирование потребности, интереса,

мотивации и активности к здоровью и здоровому образу жизни

• педагога в создании среды образования, обеспечивающей реализацию

здоровьесберегающих потребностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Повышение эффективности образовательной модели школы в ходе реализации ФГОС"

«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.              ...

Выступление на педагогическом совете «Педагогические технологии как средство реализации ФГОС и фактор мотивации познавательной деятельности учащихся»

В данном материале представлен текст выступления на педсовете по педагогическим технологиям и три памятки....

Выступление на педагогическом совете "Реализация самообразовательной деятельности педагогических работников"

Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать) – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «О внедрении и реализации рабочей программы воспитания»

        1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам...