Корригирующая гимнастика для детей с нарушением осанки.
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7 класс)

ДЕДОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

Данный комплекс упражнений корригирующей гимнастики предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, ведущих занятия с детьми, отнесенными к специальной или подготовительной физкультурной группам по заболеванию опорно-двигательного аппарата. А так же этот комплекс могут использовать родители, чьи дети имеют нарушение осанки или сколиоз, для самостоятельных занятий дома. Использование этих упражнений способствует стабилизирующему влиянию на позвоночник путем разностороннего укрепления мышц спины и брюшного пресса. Равномерное укрепление мышечной системы помогает сохранить правильное положение тела при статической и динамической нагрузках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Уважаемые коллеги!  Данный комплекс упражнений корригирующей гимнастики предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, ведущих занятия с детьми, отнесенными к специальной или подготовительной физкультурной группам по заболеванию опорно-двигательного аппарата. А так же этот комплекс могут использовать родители, чьи дети имеют нарушение осанки или сколиоз, для самостоятельных занятий дома. Использование этих упражнений способствует стабилизирующему влиянию на позвоночник путем разностороннего укрепления мышц спины и брюшного пресса. Равномерное укрепление мышечной системы помогает сохранить правильное положение тела при статической и динамической нагрузках.

     Учитель с первых дней занятий должен вырабатывать у занимающихся правильное представление об осанке. С этой целью следует проводить беседы, показать обучающимся, как надо правильно ходить, стоять, сидеть за рабочим столом. В группе корригирующей гимнастики должны заниматься обучающиеся с начальным проявлением сколиоза. В исходных положениях стоя, лежа, в упоре на коленях используются симметричные упражнения для разгибателей туловища с целью  создание мышечного «корсета».

             Комплекс корригирующей гимнастики

                           Для детей 12-14 лет

1. Упражнение на ощущение правильной осанки.

Встать так, чтобы стены касались пятки, ягодицы, лопатки и затылок. Запомнить положение отдельных частей тела и сохранять его в течение 10 секунд. Подойти к зеркалу и принять положение правильной осанки. Проверить это положение, стоя боком к зеркалу.

2. Ходьба на носках, руки вверху. Ноги в коленях не сгибать, смотреть вперед.

3. Ходьба на пятках, руки за головой. Вниз не смотреть.

4. Ходьба в полуприседе,  руки на поясе, спина прямая, вперед не наклоняться.

Упражнения в движении 2.3.4. выполнять с грузом на голове (мешочек с песком, книга).

                         Упражнения в исходном положении СТОЯ

1. И.П. -  руки к плечам. Подняться на носки, руки вверх - вдох, И.П. - выдох.

2. И.П. - основная стойка (О.С.) Руки вверх, рывок руками назад, руки вниз, рывок руками назад. Рывки выполняются прямыми руками, сохраняя прямое положение тела. Дыхание произвольное.

3. И.П. - руки за головой. Наклоны вперед с прямым туловищем, руки вверх - выдох. Вернуться в И.П. - вдох.

4. И.П. - руки на поясе. Приседание на носках с прямым туловищем. Руки в стороны.

5. И.П. -  О.С.. Поднимая руки в стороны, отвести ногу назад, на носок - вдох. И.П. -  выдох.

                        Упражнения в исходном положении ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

1. «Змейка». И.П. - руки вверху, голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног - вдох. Расслабиться - выдох.

2.»Рыбка». И.П. - то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать 4-6 счетов. Дыхание произвольное.

3. И.П. - руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги врозь, соединить и отпустить в И.П.

4.  Дыхательное упражнение. И.П. - то же. Приподнять голову, сделать вдох, опустить - выдох.

5.И.П. - руки вверх, голова лбом касается пола. Приподнять над полом плечи, голову, руки, перевести руки за голову, снова вверх и вернуться в И.П. Дыхание произвольное.

6. И.П. - упор лежа на согнутых руках (кисти рук у груди). Выпрямляя руки и сгибая ноги через упор на коленях, сесть на пятки, головой потянуться к коленям и вернуться в И.П., стараясь коснуться пола животом и грудью.

7. И.П. - то же. Приподнимая над полом плечи и голову, руки в стороны; сжимая пальцы в кулаках, согнуть с силой руки к плечам, разогнуть руки и пальцы и вернуться в И.П.

8. Дыхательные упражнение - см. упр. №4

9. И.П. - руки вверху, голова  лбом касается пола, пальцы сцеплены. Приподнять над полом плечи,  руки, голову и ноги (упр. «Лодочка»). Держать на 4-6 счетов. Дыхание произвольное.

10. И.П. - руки согнуты в локтях, подбородок на кистях. Приподнимая голову и плечи, руки выпрямить вперед (не касаясь пола). Развести в стороны и, опуская вниз, прижать к бедрам - вдох, обратным движением согнуть руки у груди в И.П. - выдох.

                        Упражнения в исходном положении ЛЕЖА НА СПИНЕ

1. «Змейка». И.П. - ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спины, максимально выпрямить спину - вдох, расслабиться - выдох.

2. И.П. - то же. Приподнять над полом плечи, руки и голову, ноги выпрямить вперед (под углом 45  градусов к полу). Сгибая ноги вернуться в И.П.

3. И.П. - лежа на спине, руки внизу (вдоль тела). Поднять прямые ноги вперед до прямого угла, развести врозь, соединить и опустить. Дыхание произвольное.

4. И.П. - то же. Дыхательное упражнение. Поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох.

5. И.П. - лежа на спине, руки вверху. Сесть, сохраняя прямое положение туловища, руки вверху. Можно помогать переходу в сед махом рук вперед. Вернуться в И.П.

6. «Пружинка». И.П. - лежа на полу, руки внизу, ладони вверх. Согнуть обе ноги в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуть к плечам, сжимая пальцы в кулак, разогнуть ноги и руки вперед под углом 90 градусов, снова согнуть и вернуться в И.П.

7. И.П. - лежа на спине, руки внизу. Одну ногу поднять вперед над полом и менять положение ног на каждый счет, как при плавании способом « кроль».

8. «Горка». И.П. - лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз - выдох, И.П. - вдох.

9. Дыхательные упражнение - см. упр. №4.

10. «Велосипедист». И.П. - то же. Одновременное сгибание ног в коленных суставах, имитируя езду на велосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.

11. «Диафрагмальное дыхание». И.П. - лежа на спине, одна рука на животе, другая на груди. При вдохе брюшная стенка высоко поднимается, при выдохе опускается, втягивается.

                    Упражнения в исходном положении СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

1. И.П. - стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем.

2. И.П. - сед на пятках, руки к плечам, Встать в стойку на коленях; руки вверх - вдох, вернуться в И.П. - выдох.

    Упражнения выполнять ежедневно, в медленном темпе, не задерживать дыхание. Каждое упражнение выполнять от 4-6 раз до 8-10 раз в дальнейшем.

            Памятка для детей со сколиозом  позвоночника

1. Следить за  осанкой.

2. Правильно организовать рабочее место ( в школе лучше сидеть на средней колонке).

3. Чередовать занятия и отдых в течение дня. Отдых лежа на животе по 30 - 40 минут по 3 - 4 раза в день..

4. Полноценное и богатое витаминами питание.

5. Чаще быть на свежем воздухе.

6. Спать  на жестком, постель без пружин, со щитом.

7. Активно заниматься  лечебной гимнастикой ежедневно в группах или индивидуально в домашних условиях.

8. Массаж мышц спины, грудной клетки, живота курсами по 15- 20 дней с повторами через 2-3 месяца.

9. Освобождение от сдачи нормативов по физической культуре ( бег, прыжки, кроссы, снарядовая гимнастика).

10. Исключить занятия художественной гимнастикой, теннисом, тяжелой атлетикой.

11. Рекомендовать ходьбу на лыжах, плавание.

Используемая литература:

1. Материалы Архангельского областного врачебно-физкультурного диспансера. 1990 год.

2.Биндусов Е.Е., Жолдак В.К., Менхин Ю.В. - Гимнастика и здоровье. М: МОГИФК, 1988 год.

3.Воронцов П.В. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры со школьниками специальной медицинской группы. Архангельск, 1995 год.

4. Балюк В.Г. Гимнастика, пособие для студентов, Архангельск, 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы гимнастики для детей, имеющих нарушение осанки

Комплексы гимнастики для детей, имеющих нарушение осанки...

Комплексы гимнастики для детей, имеющих нарушение осанки

Очень важно обращать внимание на осанку уже с ранних лет. В этой статье даны рекомендации в помощь  родителям....

ПРОГРАММА «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ»

  Здоровый позвоночник, правильная осанка, хоро­шо сформированная грудная клетка, а также сим­метрично и достаточно развитые мышцы являют­ся не только основой красивой и стройн...

Тема урока: Корригирующая гимнастика «Пилатес», направленная на формирование осанки за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Конспект урока по физической культуре по разделу  "гимнастика (пилатес)"  для обучающихся 5 класса...

Комплексы гимнастики для детей, имеющих нарушение осанки

Комплексы гимнастики для детей, имеющих нарушение осанки...

«Методические разработки» Рекомендации по лечебной гимнастике для детей с нарушением осанки и начальной степенью сколиотической болезни.

В современных условиях школа призвана обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, здоровья, запросов и потребностей самого ребенка,...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОЛНЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

В сборнике опубликованы материалы участников дистанционного семинара-практикума учителей физической культуры по проблемам организации  образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения в сос...