Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 1 класс
    рабочая программа по физкультуре

    Гайсина Елена Эдуардовна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           внеурочной деятельности

            кружок «Подвижные игры»

                        1 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_gaysina.doc173.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей «Бригантина»

    Согласовано                                    Согласовано                                    Утверждаю

    Протокол №                                    Зам. директора по УВР                  директор лицея

    от  _________                                 ____С.П.Першина                             ______Л.И.Сухих

    Руководитель МО учителей                                                                    Приказ № ___ от _______

    ______________________

    ФИО____________________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                     внеурочной деятельности

            кружок «Подвижные игры»

    1 класс

                                          Срок реализации – 2015 – 2016 учебный год

    Разработчик:

    учитель физической культуры

    Гайсина Елена Эдуардовна

     

    Заринск 2015

                                           Пояснительная записка

    Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы  (М., Просвещение, 2010 г.)

    Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

    Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

    У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

    Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

    В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

    Содержание программы

    Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

    В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

    Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д.  Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

    Место кружка в учебном плане.

    Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз внеделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

    Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

    – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

    – формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

    – развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

    – привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

    Основными задачами данного курса являются:

    • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
    • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
    • развитие сообразительности, творческого воображения;
    • развитие коммуникативных умений;
    • воспитание внимания, культуры поведения;
    • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
    • обучить умению работать индивидуально и в группе,
    • развить природные задатки  и способности детей;
    • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
    • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

         

    Тематическое планирование 1 класса

    Разделы

    Кол-во часов

    1

    Русские народные игры

    8

    2

    Подвижные игры

    17

    3

    Эстафеты

    8

    итого

    33

    Методические рекомендации

    1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
    2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
    3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

    Весь материал разделяется на отдельные разделы:

    1. раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й      
               класс.
    2. раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
    3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
    4. раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.

    Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

    Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

    цели изучения по каждому разделу

    «Русские народные игры»

    Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

    На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

    «Игры народов России»

    Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

    «Подвижные игры»

    Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

     «Эстафеты»

    Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

    Личностными результатами кружка «Подвижные игры»

    являются следующие умения:

    оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

    выражать  свои эмоции;

    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»

     является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    • Регулятивные УУД:
    • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
    • проговаривать последовательность действий во время занятия;
    • учиться работать по определенному алгоритму
    • Познавательные УУД:
    • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • Коммуникативные УУД:
    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
    • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

    Формы занятий:

    Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

                                                     

    Режим занятий:

    В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30- 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 8-ми.

    Планируемый результат:

    -у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

    - сформировано начальное представление о культуре движении;    

    - младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения        работоспособности, организации отдыха и укрепления  здоровья;

    -обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;             

    - умение работать в коллективе.

    Календарно - тематическое планирование

    п/п

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Дата

    1

    Гуси-лебеди

    1

    2

    У медведя во бору

    1

    3

    Филин и пташки

    1

    4

    Палочка- выручалочка

    1

    5

    Блуждающий мяч

    1

    6

    Классики

    1

    7

    Ловишка в кругу

    1

    8

    Пчелки и ласточки

    1

    9

    К своим флажкам

    1

    10

    Кот идет

    1

    11

    Северный и южный ветер

    1

    12

    Соревнования скороходов

    1

    13

    Колдунчики

    1

    14

    Аисты

    1

    15

    Пчелы и медведи

    1

    16

    Хитрая лиса

    1

    17

    Ловишки с приседаниями

    1

    18

    Переправа с досками

    1

    19

    Туннель

    1

    20

    Собери урожай

    1

    21

    На погрузке арбузов

    1

    22

    Принеси мяч

    1

    23

    Успей перебежать

    1

    24

    С мячом

    1

    25

    Весёлые старты

    1

    26

    Совушка

    1

    27

    Мышеловка

    1

    28

    Пустое место

    1

    29

    Карусель

    1

    30

    Кто быстрее?

    1

    31

    Конники-спортсмены

    1

    32

    Лягушата и цыплята

    1

    33

    Карлики и великаны

    1

    Материально-техническое обеспечение

    Начальное образование существенно отличается от всех последующих

    этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

    К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

    Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

    Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком

    Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
    К –полный комплект (для каждого обучающегося);
    Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
    П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)


    п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Кол-во

    1

    Основная литература для  учителя

    1.1

    Стандарт  начального общего образования по физической культуре

    Д

    1.2

    Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.)

    Д

    1.3

    Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г.

    Ф

    1.4

    Рабочая программа по физической культуре

    Д

    2

    Дополнительная литература для учителя

    2.1

    О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие.

    Д

    2.2

    Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта  - М. издательский дом «Академия» 2007г.

    Д

    2.3

    Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г.

    Д

    2.4

    Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002

    Д

    3

    Дополнительная литература для обучающихся

    3.1

    Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г.

    Ф

    4

    Учебно-практическое оборудование

    4.1

    Бревно гимнастическое напольное

    П

    4.2

    Козел гимнастический

    П

    4.3

    Канат для лазанья

    П

    4.4

    Перекладина гимнастическая (пристеночная)

    П

    4.5

    Стенка гимнастическая

    П

    4.6

    Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

    П

    4.7

    Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)

    П

    4.8

    Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

    К

    4.9

    Палка гимнастическая

    К

    4.10

    Скакалка детская

    К

    4.11

    Мат гимнастический

    П

    4.12

    Гимнастический подкидной мостик

    Д

    4.13

    Кегли

    К

    4.14

    Обруч  детский

    Д

    4.15

    Рулетка измерительная

    К

    4.16

    Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

    Д

    4.17

    Лыжи детские (с креплениями и палками)

    П

    4.18

    Щит баскетбольный тренировочный

    Д

    4.19

    Сетка волейбольная

    Д

    4.20

    Аптечка

    Д

    Список литературы.

    1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
    2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
      начальной        школы».
    3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
    4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе  Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
    5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
    6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
    7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
    8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
    9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.
    10. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"

    Срок реализации 3 года(возраст детей-12-15 лет)...

    Программа внеурочной деятельности по Подвижным играм

    Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех...

    Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Тайны русского языка», 6 класс

    Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся....

    Программа внеурочной деятельности ФГОС Подвижные игры 5-6 класс.

    Рабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­...

    рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 3 класс

    Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы...

    Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс

    Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...

    Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс

    Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...