Статья для журнала "Северная Двина" "Планирование теоретических уроков физической культуры в начальной школе"
статья по физкультуре

Зайкова Елена Владимировна

В статье рассмотрены основные апекты планирования и проведения теоретических уроков по физической культуре с целью формирования у обучающихся знаний в области здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В.Зайкова

учитель физической культуры

МБОУ «Подюжская СШ им.В.А.Абрамова» поселок Подюга

Планирование теоретических уроков физической культуры

в начальной школе

В настоящее время все чаще можно услышать мнение, что состояние здоровья подрастающего поколения существенно ухудшается. А ведь именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья, предпосылки для формирования у человека потребности в систематическом ведении здорового образа жизни, грамотного и разумного отношения к своему здоровью, как одной из самых важных жизненных ценностей.

Проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. Педагогов не может не волновать, что процесс ухудшения здоровья школьников – это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы: биологические, социальные, экологические, условия и технологии воспитания и обучения детей и подростков. В этой связи, главной задачей школы является не только предоставление образовательной услуги, но и сохранение в процессе обучения здоровья детей.[1, стр.9].

 Одним из важнейших направлений в работе учителя физической культуры в школе должно стать формирование у школьников позитивной мотивации на укрепление здоровья, понимание жизненно необходимых норм здорового образа жизни, а также «факторов риска», влияющих на качество жизни человека.

И хотя предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность ребенка  с общеразвивающей направленностью, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочая программа по физической культуре обучающихся начальной школы должна содержать такие обязательные учебные разделы, как «Знания о физической культуре» и «Способы двигательной (физкультурной) деятельности».

Поэтому при планировании уроков по физической культуре  для обучающихся 1-4 классов учитель должен особое внимание уделять не только формам и способам физического совершенствования детей (определенным двигательным умениям и навыкам), но и также проведению теоретических занятий с обучающимися, которые чаще всего называют «Уроками Здоровья».

Следует заметить, что данную задачу каждый учитель физической культуры решает по-своему. Чаще всего, опираясь еще на советский опыт работы, небольшие, порой отрывочные, знания о  технике выполнения отдельных двигательных действий, правилах подвижных и спортивных игр, технике безопасности педагог дает прямо на уроке, отводя на это не более 5-10% времени урока. А  вместе с тем, на формирование базовых понятий о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих здоровье, времени у него не остается совсем.

В этой связи можно предложить наиболее рациональный и эффективный   вариант - ввести в рабочую программу по физической культуре отдельные теоретические уроки. Такие уроки  будут способствовать развитию не только познавательного интереса обучающихся к предмету «физическая культура», но и ответственного отношения к своему здоровью и безопасному образу жизни.

Учитывая четвертное тематическое планирование уроков по физической культуре, можно включить в учебный план каждой четверти 2-3 теоретических урока, которые можно проводить, например, по таким разделам:

  1. История физической культуры и спорта.
  2. Что такое здоровье.
  3. Способы формирования навыков здорового образа жизни.
  4. Оздоровительные занятия в режиме дня школьника.
  5. Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.

Рассмотрим более подробно содержание всех разделов, которые можно успешно применять на уроках физической культуры у младших школьников.  

Раздел «История физической культуры и спорта» нацелен на формирование у обучающихся различий между такими понятиями, как физическая культура и спорт, а также представлений о том, как они развивались в течение времени. Примерные темы:

  1. Что такое физическая культура и спорт.
  2. Возникновение физической культуры и спорта в древности.
  3. История развития Олимпийского движения.
  4. Зимние и летние виды спорта.
  5. Выдающиеся российские (советские) спортсмены.

Раздел «Что такое здоровье» направлен на формирование представлений о здоровье, о «валеологии» - науке, изучающей здоровье человека. Примерные темы:

  1. Здоровье – бесценный дар.
  2. Внутренняя среда организма (системы организма и органы).
  3. Основные физические качества (сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость).

Раздел «Способы формирования навыков здорового образа жизни» должен включать темы, раскрывающие факторы укрепления здоровья:

  1. Питание и принципы сбалансированного питания. Питьевой режим.
  2. Рациональная двигательная активность.
  3. Полезные и вредные привычки.
  4. Нормы и принципы морали и этики на занятиях физической культурой и в спорте.

Раздел  «Оздоровительные занятия в режиме дня школьника» призван сформировать у обучающихся умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. Темы для рассмотрения:

  1. Личная гигиена.
  2. Закаливание.
  3. Режим дня. Составление рационального режима дня.
  4. Формирование правильной осанки: комплексы упражнений на обучение осанке и развитие мышц туловища.

Раздел «Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом, раскрывает темы, направленные на формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием. Примерные темы:

  1. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием.
  2. Самостоятельные наблюдения за физической подготовленностью. Дневник наблюдений.
  3. Правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Профилактика травматизма.

При планировании теоретических уроков по физической культуре можно предложить использование следующих методов преподавания учебного материала: познавательные беседы, семинары, тематические игры и викторины, дискуссии, тестирования, игровое моделирование, исследовательская работа. Рассматриваются различные варианты проведения и ролевых игр: игра-расследование, пресс-конференция, «круглый стол», виртуальная экскурсия. На данные занятия можно приглашать местных спортсменов и физкультурников, которые выступают на различных соревнованиях и ведут здоровый образ жизни. При изучении раздела «Что такое здоровье» полезными для школьников будут  встречи с медицинскими работниками.

На занятиях эффективными средствами обучения могут служить компьютерное и мультимедийное оборудование, наглядные пособия (таблицы, плакаты, схемы), видеоматериалы, готовые презентации.

Чтобы теоретические уроки по физической культуре в начальной школе позволяли раскрыть творческие способности ребенка, в качестве домашнего задания таких уроков учитель может предложить следующее: подготовить рисунки на спортивную тему и тему здорового образа жизни,  доклады о российских спортсменах, презентации о видах спорта, кроссворды о здоровом образе жизни. Положительным моментом в подготовке таких домашних заданий может служить  помощь родителей обучающихся.

В начальной школе особую привлекательность уроку придают игровые технологии, которые успешно можно применять на рассматриваемых теоретических занятиях. Командная игра интересна школьникам не только на спортивной площадке, но и за общим столом. Обучающимся можно предложить  командные игры, включающие задания: «Пантомима вида спорта», «Загадки и ребусы о спортивном инвентаре», «Составляем рациональное и полезное меню», «Рисуем мир глазами здорового человека» и другие.

На теоретических уроках учитель может предложить обучающимся закрепить знания терминологии и умения ею пользоваться, что облегчает его общение с занимающимися и позволяет значительно экономить время. Не секрет, что на практических уроках физической культуры, особенно в 1 и 2 классе, учителю приходится уделять много времени обучению детей названиям упражнений, строевым командам, элементов двигательных действий. Уроки в классе могут помочь закрепить такие знания в виде игровых ситуаций и отдельных заданий.

 Чтобы такие занятия способствовали повышению эффективности учебного процесса, немаловажным фактором будет считаться и система оценивания обучающихся. При этом, градация положительной оценки («3», «4», «5») должна зависеть от полноты и глубины знаний, показанных школьниками. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логичного его излагает, используя примеры из практики, своего опыта. Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте. [3, стр.44-45].

В качестве оценивания можно применять различные методы: опрос, работа с карточками, содержащими вопросы и несколько ответов на них (учащийся выбирает правильный ответ), доклад на заданную тему, творческое задание и другие.

Таким образом, в идее проведения теоретических уроков по физической культуре в начальной школе заложены принципы приоритетности здоровья, а также систематического включения в урок физкультуры нестандартной формы занятия, направленной на формирование первоначальных представлений о физической культуре и спорте, их позитивном влиянии на организм человека. Главное, что позволяют сделать такие уроки, - это сформировать  у младших школьников полноценное (не отрывочное) представление о физической культуре и спорте и об элементарных правилах здоровьесбережения.

Список информационных источников

  1. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия/ авт.-сост. К.Е.Безух (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011. – 263с.
  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или Школа докторов природы. 1-4 классы. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 288с. – (Мастерская учителя).
  3. Справочник учителя физической культуры /сост.Н.М.Вилкова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 118с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация системы физического воспитания учителя физической культуры начальной школы

Презентация обобщения опыта работы учителя физической культуры в начальной школе....

Планирование по физической культуре. Начальная школа

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование уров физкультуры в начальной школе, рассчитанное на 3 часа....

Планирование по физической культуре. Начальная школа

планирование  на начальную школу 3 часа...

Рабочая программа по физической культуре начальная школа 1-4 класс

Рабочая программа по физической культуре начальная школа 1-4 класс...

Начальный период обучения игры в баскетбол на уроках физической культуры в школе

В данной статье даны упражнения для обучения техническим приемам игры в баскетбол...

Статья « Влияние уроков физической культуры в школе на развитие спорта в РФ»

Школьная физкультура – начальная ступень спорта высших достижений.Значение физической культуры на всестороннее развитие личности...