Статья для журнала "Северная Двина" "Взаимодействие учителя и семьи в обучении детей и подростков здоровому образу жизни"
статья по физкультуре
В статье рассказывается об основных формах работы учителя физической культуры с семьей по формированию у обучающихся потребности вести здоровый образ жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_severnaya_dvina.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайкова Е.В.
Взаимодействие учителя физической культуры и семьи в
обучении детей и подростков здоровому образу жизни
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подюжская средняя школа имени В.А.Абрамова»,
поселок Подюга Коношский район
Дети – самое большое богатство. Они сменят предшествующее поколение, возьмут управление страной в свои руки. И, конечно же, эти руки должны быть сильными и выносливыми. Однако, в настоящее время врачи и специалисты выражают серьезную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. Одна из главных причин ухудшения состояния здоровья детей и подростков – двигательный дефицит, который приводит, в том числе, и к выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка.
В этой ситуации первыми должны вроде бы бить тревогу родители. Но на практике обычно мы чаще всего слышим претензии в адрес дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Именно там, как будто детей «недозакаливают» и «недотренируют». А часто ли приходится слышать, как родители сами себя винят в сложившейся с их ребенком ситуации? Таких откровений услышишь редко. И тогда связующим звеном между школой и семьей в деле физического воспитания подрастающего поколения выступает учитель физической культуры. Именно ему отводится важная роль в формировании единой цели обучения детей и подростков здоровому образу жизни, в том числе занятиям физической культурой и спортом.
Важно отметить следующее: конечно, роль педагога в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни велика. Но нельзя недооценивать значение физической культуры и спорта в целом для укрепления семейных отношений, создания стабильной и гармоничной семьи. В совместных занятиях физическими упражнениями кроются огромные возможности для повышения воспитательного потенциала семьи, увеличивается ее «диапазон доверия», улучшаются отношений родителей и детей. Проводя вместе оздоровительный досуг семья как бы превращается в бригаду, принцип которой «вместе работать – вместе отдыхать». В этой связи физическая культура и семейная культура – это нерасторжимое диалектическое единство.
Не секрет, что многие родители не обладают достаточными знаниями не только в области физической культуры и спорта, но и не совсем ясно представляют себе, что такое здоровье. В беседе с папами и особенно мамами убеждаешься, что для них здоровый ребенок – это тот, кто мало болеет. И их совершенно не беспокоит, что к пятому классу их сын не может ни одного раза подтянуться на перекладине или дочь не умеет выполнять простейшие упражнения с мячом. Родители не могут понять, что уровень развития тех или иных двигательных качеств их ребенка неминуемо скажется на общем состоянии здоровья сына или дочери.
Поэтому в современных условиях, когда мы говорим, что общеобразовательная школа должна осуществлять единый для всех физкультурно-оздоровительный режим, это, в первую очередь, свидетельствует о твердом намерении сделать предмет «Физическая культура» основой, краеугольным камнем здорового образа жизни обучающихся.
Работа с родителями – одно из самых сложных звеньев работы учителя. Наверное, каждый учитель физической культуры думает о том, как сделать так, чтобы физическая культура и, как следствие, здоровый образ жизни, вошли в каждую семью. Мне представляется, что для достижения этой цели нужна система, которая могла бы получить название «Школа семейной физической культуры». Может быть, кому-то она покажется простой, но я хочу, чтобы мои практические советы помогли в работе другим учителям.
Данная система представляет трехступенчатое планирование и проведение совместной деятельности учителя физической культуры, обучающихся и родителей.
Первая ступень – разработка и проведение бесед на родительских собраниях. Традиционно, родительские собрания проводятся один раз в четверть. И если найти взаимопонимание с классным руководителем, то можно спланировать проведение таких бесед в течение 15-20 минут. Особенно они важны для родителей учеников начальной школы. Тем для таких бесед великое множество: распорядок и режим дня школьника, гигиена занятий физической культурой, комплексы утренней гимнастики, рациональное питание и т.д. На таких встречах важно рассказать родителем, что предстоит их детям выполнить на уроках физической культуры в текущем учебном году, какие сдать нормативы и как они, родители, могут им помочь справиться с отдельными заданиями. Не менее важно акцентировать внимание на создание для ребенка дома условий для занятий физическими упражнениями (мини-стадиона во дворе сельского дома или спортивного уголка в комнате ребенка). Учителем для родителей можно подготовить сообщения (презентации) по таким направлениями: «Здоровый образ жизни – выбор нашей семьи», «Спортивные традиции нашей семьи», «Лучший пример – пример родителей».
Вторая ступень – проведение открытых уроков для родителей обучающихся. Предусматривается посещение не менее 3-4-х уроков в год. Планирование таких уроков должно быть таким, чтобы папы и мамы увидели, чему их ребенок научился и что у него не получается, над чем необходимо еще работать. Конечно, урок должен быть эмоциональным и интересным и содержать консультации родителей по вопросам выполнения ребенком отдельных упражнений. Именно в результате посещения таких уроков и совместного общения учителя физической культуры и родителей можно дать, например, рекомендации по вовлечению сына или дочери в спортивную секцию и приобщению к систематическим занятиям избранным видом спорта.
Третья ступень – практическая часть. Это, пожалуй, самое сложное. В основном, эта ступень включает организацию совместных мероприятий обучающихся и их родителей. Наиболее целесообразно их проводить не чаще 1 раза в четверть. Мероприятия должны быть такими, чтобы родители и дети могли участвовать в состязаниях с удовольствием, с посильным выполнением предложенных заданий. Наибольшей популярностью пользуются такие соревнования, как «Папа, мама, я – спортивная семья». В условиях сельской школы и к сожалению, неполных семей, бывает трудно скомплектовать команды для таких состязаний. Тогда помогает такой вариант: в каждой команде 2 папы, 2 мамы, 2 девочки и 2 мальчика.
Также хорошим стимулом совместного оздоровительного досуга может стать ежегодное состязание между классами, в котором подводятся итоги участия в них не только обучающихся, но и их родителей. Например, одни из самых массовых стартов нашей страны – соревнования «Лыжня России» и «Кросс нации» - могут подвести не только личный зачет участников, но и подсчитать, сколько детей с родителями приняли в них участие. Таким соревнованиям можно дать девизы: «Будем бегать очень быстро, чтобы ветер не догнал, пригласим соревноваться наших пап и наших мам», а также «Папа с мамой на лыжне, выходить пора и мне».
Не менее важными являются походы, в которых большую практическую помощь учителю физической культуры могут оказать родители. Не стоит забывать и о такой форме работы, как, совместные под руководством педагога поездки детей и родителей на соревнования или, например, в оздоровительные центры спортивных аттракционов, каток или аквапарк.
Известно, что для ребёнка нет большего авторитета, чем родители. Личный пример, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Процесс обучения детей здоровому образу жизни – процесс обоюдный. Мне верится, что на родителей можно воздействовать и через детей. Поэтому не приходится сомневаться, что целенаправленное воспитание детей в семье и в школе будет способствовать выработке у них правильного взгляда на здоровье и косвенно будет перенесено на родителей. Если учитель физической культуры у детей разовьет желание заниматься физкультурой и спортом, можно не сомневаться – это благотворно отразится и на родителях [1,180].
Таким образом, помимо активного вовлечения родителей в образовательный процесс, совместная деятельность учителя физической культуры и родителей способствует:
- воспитанию позитивного отношения не только детей, но и родителей к занятиям физической культурой;
- выработке у родителей навыков самостоятельного планирования и осуществления с детьми совместной оздоровительной деятельности;
- формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Литература.
- Физкультура для всей семьи. – 2-е изд., стереотип./ сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о конкурсе "Дети Кубани за здоровый образ жизни"
В целях повышения социальной значимости и совершенствования воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни у учащихся проводится конкурс «Дети Кубани – за здоровый образ ...
Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.
В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...
"Формирование у подростков здорового образа жизни" родительское собрание
Целью является привлечение внимания родителей к проблемам воспитания здорового образа жизни подростков....
Как выработать у детей потребность в здоровом образе жизни
Как выработать у детей потребность в здоровом образе жизни...
Дети Кубани за здоровый образ жизни
Сценарий учебно-воспитательного мероприятия...
Роль семьи и образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни школьников.
Консультация для педагогов и родителей....