СМГ.
календарно-тематическое планирование по физкультуре (11 класс)

Рабочая программа по СМГ для учащихся 1-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_1-11kl.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы (далее СМГ)   разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам  под редакцией А. П. Матвеева, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина.  

Программа предназначена для учащихся 1-11классов СМГ.

                                                                                                      Концепция программы:

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС НОО)   осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Актуальнось. Данная программа разработана на основе комплексных программ с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей материально-технической базы школы, особенностей контингента школьников. В первую очередь это касается низких параметров их здоровья и уровня физической подготовленности. В связи с этим содержание программы направлено на то, чтобы содействовать всестороннему и гармоничному физическому  развитию  учащихся СМГ, обеспечить восстановление и укрепление их здоровья средствами физической культуры, способствовать расширению их двигательного опыта, формировать и развивать интерес к самостоятельным занятиям физической культурой.  

 

Целью занятий в специальной медицинской группе, является  развитие двигательной активности и сохранение здоровья учащихся отнесенных к специальной медицинской группе.

     Исходя из цели, определены задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе основного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • оздоровительные - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • гигиенические – знание ЗОЖ, режима и распорядка дня, система правильно питания;
  • воспитательные – формирование здоровой личности, совершенствование волевых и нравственных качеств, развитие чувства товарищества и коллективизма, повышение дисциплины и воспитание ответственности;
  • образовательные – обогащение учащихся знаниями в области физической культуры, овладение программой.

             Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (г. Москва), включает в себя методическое пособие для учителя под редакцией автора А.П. Матвеева, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М.: Дрофа. УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету физической культуры.

Учебник «Физическая культура» автора Лях В. И., соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету физической культуры и входит в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.

            Обоснование выбора УМК. Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию методическим объединением учителей физической культуры и ОБЖ протокол №5 от \17. 03. 2018 г.

III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметом обучения физической культуре в специальной медицинской группе в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Формы  преподавания: Основной формой занятий в СМГ является урок, который должен быть основан на следующих принципах:

  • своевременность применения ЛФК;
  • регулярность, оптимальная двигательность и интенсивность ФУ;
  • сочетание общего и местного воздействия ФУ.

Методы преподавания:

  • словесный (устное изложение учебного материала в форме лекции-беседы);
  • наглядный (демонстрация, наглядные пособия);
  • метод развития двигательных качеств (повторный, равномерный, игровой, соревновательный).

IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа для учащихся 1-11классов СМГ рассчитана на 105 часов в год, при недельной нагрузке 3 часа.  Третий час    физической  культуры   введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.    Занятия третьего часа    физической культуры в СМГ направлены  на индивидуальную коррекцию данных мониторинга здоровья;  изложение дополнительных теоретических сведений, необходимых для адаптации учащихся к различным видам занятий физическими упражнениями.

V. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

   Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.    Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

   Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

   Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

   Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

   Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

   Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

   Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

   Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

   Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

   Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

   Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

VI. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРИДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

                        Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

                                                      Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование   умения   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
    задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение
    и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение   базовыми   предметными   и   меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
    между объектами и процессами.

                                                                                                Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), -    о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- овладение умениями организовывать здоровьесберегаюшую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

-  формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

VII. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ  УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программного материала состоит из двух  основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек  заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

           Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта диагноза заболеваний, индивидуальных способностей детей, региональных, и местных особенностей работы школы.  

            Знания о физической культуре

  • Физические упражнения, их разновидности (общеразвивающие, подводящие, соревновательные) и правила выполнения.
  • Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
  • Спортивные игры:  волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, их история и основные различия (правила игры).

Способы физкультурной деятельности

Индивидуальные занятия комплексами ЛФК (с учетом медицинских показателей).

Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств.

Выполнение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игр: баскетбол, волейбол, настольный теннис,.

Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Проведение элементарных соревнований.

Проведение водных закаливающих процедур (обливание под душем).

Физическое совершенствование. Оздоровительная и корригирующая гимнастика

Комплексы упражнений: упражнения на профилактику нарушения осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, развитие равновесия; упражнения на согласование движений и дыхания, с разным типом дыхания, с произвольным усилением и задержкой дыхания; упражнения на развитие «активной» и «пассивной» гибкости (для верхних и нижних конечностей с большой амплитудой движения, для позвоночника с большой амплитудой движений), на напряжение и расслабление мышц различных звеньев тела и мышц туловища.

Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача   с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

Физическая подготовка:

Легкая атлетика:  бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.

Гимнастика с основами акробатики:  построение в шеренгу и колонну; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в колонну и шеренгу; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в  шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и  раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора  присев назад и боком,составление и выполнение индивидуальных комбинаций учащимися старших классов. Лазание по канату.Упражнения на бревне(д),упражнения на брусьях(м).
Мини-футбол: приёмы мяча и передачи в парах,удары по воротам,комбинации элементов.

Настольный теннис: хват ракетки; стойки и перемещения; жонглирование теннисным мячом; удар и подача; ПИ с ракеткой и теннисным мячом «Порази цель», «В парах».Двустороняя игра.

Бадминтон: стойка игрока; хват ракетки; упражнения с воланом и ракеткой; жонглирование; броски волана;  удары справа, слева, сверху, снизу.Игра в парах.

Подвижные игры: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела;  игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест», «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).

Учебно – тематический план

№ п/п

 Наименование разделов и тем

Дата

Всего  часов

1

Легкая атлетика

15

2

Гимнастика с элементами акробатики

15

3

Настольный теннис

10

4

Мини-футбол

12

5

Бадминтон

9

6

Лёгкая атлетика

9

7

Индивидуальная коррекция данных мониторинга здоровья

Каждый третий урок.

35

Итого:

105

Контрольно – оценочная деятельность

№ п/п

 Тема раздела, урока

Виды контрольно – оценочной деятельности

Количество  

Сроки проведения

1

Легкая атлетика

Тест. Фиксирование результатов.

15

2

Гимнастика с элементами акробатики

Тест. Комплекс упражнений.

15

3

Настольный теннис

Фиксирование результатов.

10

4

Мини-футбол

Элементы движений с мячом.Фиксирование результатов.

12

5

Бадминтон

Фиксирование результатов.

9

6

Лёгкая атлетика

Тест. Фиксирование результатов.

9

7

Индивидуальная коррекция данных мониторинга здоровья

Индивидуализация нагрузки.

35

Итого:

105

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий контроль –  контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения комплексов упражнений, практических  заданий, контрольных нормативов;
  • Промежуточный контроль – тест (проверка теоретических знаний);
  • Итоговый контроль – в форме практических упражнений.

Результаты проверки фиксируются в журнале учителя.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате освоения программного материала по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы (далее СМГ) 1-11классов  должны иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о режиме дня и личной гигиене;

- о правилах составления комплексов утренней зарядки.

 

уметь:

-выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

-выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

- играть в подвижные игры;

- выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

- выполнять строевые упражнения;

 



IX. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и приборы:

  • спортивный зал, зал ЛФК;
  • спортивное оборудование: гимнастическое бревно, теннисный стол.
  • спортивный инвентарь: мячи,  гимнастическая стенка и палки, набивные мячи, гимнастические маты, скакалки, обручи,  теннисные мячи и ракетки; ракетки и воланы для бадминтона.
  •  ТСО:   музыкальный центр.    

                   

Пособия для учителя:

Т.В.Дарева и др. «Программа по физической культуре. Специальная медицинская группа 1-11 классы. М: Издательство «Глобус», 2014.

Л.Н.Коданёва, М.А.Шуть «Методика физкультурных занятий в специальной медицинской группе общеобразовательного учреждения». М:Аркти, 2008.  

К.Р.Мамедов. «Физкультура для учащихся специальных медицинских групп». Волгоград: Учитель, 2014.  

А.П. Матвеев «Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам». М: Просвещение, 2012г.