Статья "Психологические основы воспитания на уроках физической культуры"
статья по физкультуре

Cеврунова Галина Александровна

Традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физической культур. Именно двигательная активность является необхо­димым условием для развития других видов деятельности, например, игровой или учебной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №3»

СТАТЬЯ

«Психологические основы воспитания на уроках физической культуры.

Автор:

 Севру нова Галина Александровна

 учитель физической культуры

                               МБОУ СОШ №3 г. Абакан

2019 год.

Психологические основы воспитания на уроках физической культуры.

«Определенная  психологизация российской школы... связана с тем, что реальными фактами стали уход от единообразия и создание вариативной системы образования».

Е.А. Ямбург

Психологическое понятие воспитания.

        Предметный указатель «Настольной книги учителя школы», точно характеризует отношение к понятию «воспитание» в советский период. Впервые это понятие упоминается в книге в контексте с такими понятиями, как «коллективизм», «диалектико-материалистическое мировоззрение» и «советский патриотизм и национальная гордость». Следующее упоминание — в разделе «Физическая подготовка». Таким образом, если не учитывать доминирующие в советском воспитании идеологические аспекты, то на первое место по важности в процессе воспитания выходит учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой.

       Традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физической культур. Именно двигательная активность является необходимым условием для развития других видов деятельности, например, игровой или учебной. Соответственно, только овладев этим видом деятельности, ребенок получает адекватные возможности для развития познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики, что неразрывно связано с процессом воспитания.

       Если педагогика занимается целями, задачами, методами воспитания, то психология воспитания исследует внутреннюю  психологическую сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.

       Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии учителя и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания.

       Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития»  и особых сенситивных периодов. Влияние социума на процесс воспитания весьма велико именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувств собственного достоинства, творческой активности и критического мышления.

       Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более,  что в структуре  потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест. Воспитание начинается с определения его целей. 

        Главная цель воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе.  К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности, связанные с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса.

СЛ. Рубинштейн писал - «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь». Л.С. Выгодский  выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Обучение и воспитание начинается сразу же после рождения малыша,  когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

          Огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения. Для понимания возможности изменения поведения человека, что и представляет  из себя  воспитание, необходимо понимать, чем оно (поведение) регулируется, каким образом происходит этот процесс. Существует несколько концептуальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания.

          Так, биогенная теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни.

            Социогенная  теория  утверждает, что все, что есть личностного в человеке, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными в этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его результаты.                

Потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется  в известном комплексе  оживления. В дальнейшей жизни ребенка, процесс развития общения движется в следующих основных направлениях: а) развитие мотивов общения; б) развитие средств общения; в) совершенствование форм общения.

Советская система воспитания, выполняя социальный заказ на формирование личности с заранее заданными свойствами, ориентировалась на наличие одинаковых условий для всех детей. Современный подход к обучению и воспитанию предполагает, что в центре всех учебно-воспитательных воздействий оказывается не коллектив, а отдельная личность.

        Таким образом, «проблема воспитания учащихся» заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи, в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств.

Литература:

.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. — М.,1991.

Донцов А.И. Психология коллектива. - М.,1984

Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1988.

Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. —

Махачкала, 2002.

Сиваков В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием  школьников на уроках физической культуры. — Челябинск, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках физической культуры.

Нравственное воспитание на уроках физической культуры.На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, то...

Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"

Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...

Система патриотичнского воспитания на уроках физической культуры

Система патриотического воспитания на уроках физической культуры  в условиях малокомплектной школы....

Презентация по теме "Система патриотического воспитания на уроках физической культуры"

Презентация по теме "Система патриотического воспитания на уроках физической культуры"...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках физической культуры"

О развитии духовно-нравственных, патриотических качеств у школьников на уроке физкультуры...

нравственное воспитание на уроках физической культуры

нравственное воспитание на уроках физической культуры...