Технология сотрудничества на уроках физической культуры.
статья по физкультуре

Березанская Елена Петровна

«Современные образовательные технологии как средство

формирования компетентностей ученика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezanskaya_ep_trkmchp.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества на уроках физической культуры.

«Современные образовательные технологии как средство

формирования компетентностей ученика»

Я.А. Коменский «Найти такой порядок обучения, при котором оно

осуществлялось бы по единым законам человека и природы»

Аналитическое обоснование: За последние несколько лет произошли существенные изменения как в вопросах системы образования на региональном уровне, так и в содержании образования, заданном федеральным компонентом. Основные направления федеральной и региональной политики в сфере образования (Концепция модернизации российского образования) требуют нового подхода к процессу обучения. Оно должно быть эффективным, практически применяемым. Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей, в единстве разума чувств, души и тела. Современное образование предполагает формирование и развитие у школьников различных компетенций: обработки информации, исследовательской работы, общения, самообразования, сотрудничества, умения брать ответственность на себя и много другого.

 Однако на уроках физической культуры учащиеся, как правило, овладевают лишь определенным набором знаний и рядом навыков, но не развивают эффективные способы их применения, так как большинство педагогов используют объяснительно–иллюстрированный тип обучения.

Все это заставило искать новые формы обучения, новые приемы и методы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, искать такой инструментарий (технологии), который действительно оптимизирует, повышает эффективность процесса обучения. Это, в первую очередь, современные образовательные технологии. Чтобы развивать ключевые компетенции на уроках физической культуры, я использую модели уроков в рамках личностно-ориентированных технологий, обучения в сотрудничестве

метод проблемного обучения, состоящий в организации усвоения учащимися не готовых знаний, а пути их получения (знания как результат научного познания), формирования познавательной самостоятельности детей, развития их творческих способностей. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно так же отражает личностно – ориентированный подход (новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией Е.С. Полат).

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Основные принципы технологии сотрудничества:

 Одно задание на группу

 Распределение ролей внутри группы – соблюдается во всех случаях

 Одно поощрение на группу.

Обучение в сотрудничестве рассматривают как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основы принципа этого метода. Метод обучения в сотрудничестве имеет варианты:

1.Обучение в команде.

1.1. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах.

Учитель объясняет новый материал.

Организует групповую работу:

а) задание делается либо по частям;

б) либо по «вертушке» каждое задание выполняется следующим учеником.

Организует обсуждение и дает тест на проверку понимания материала. Над

заданием теста учащиеся трудятся индивидуально.

1.2. Разновидностью такой организации групповой деятельности командно-игровая технология сотрудничества. Учитель объясняет новый материал, дает задание по группам. Организует соревновательные турниры между командами. Для этого организуются турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (Слабые – со слабыми, сильные – с сильными). Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов. Командно-игровая деятельность позволяет слабым ученикам, иметь одинаковые шансы на успех для своей команды.

2.Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». На этом варианте метода обучения мне хотелось остановиться подробно. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает одно задание, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении

общего задания: распределяют роли: кто будет из группы показывать, кто – объяснять последовательность выполнения, кто – анализировать и оценивать. Применение индивидуальной работы каждого ученика в совместной групповой работе, позволяет моим ученикам на протяжении 5 лет занимать во Всероссийской Окружной предметной олимпиаде призовые места.

3.Исследовательская деятельность учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. Учитель создает проблемный вопрос. Дает задание каждой группе.

Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Итогом сотрудничества может быть дискуссия, обсуждения.

Технология обучения в сотрудничестве способствует интенсификации образовательного процесса – учитель и ученик экономят время и другие собственные ресурсы, не теряя в результатах обучения, как следствие эта технология способствует сохранению здоровья учащихся в силу создания ситуации успеха, поддержания благоприятного психологического климата в коллективе, создания рабочей творческой атмосферы на уроке. Кроме того данная технология предусматривает поддержание субъект-субъектных

отношений между учителем и учеником, что тоже является ресурсом и здоровьесбережения (поддерживается эмоциональное здоровье ученика) и ресурсом

воспитательным (формируется ответственность за результат работы всей группы, воспитывается коллектив как группа единомышленников). Технология дает возможность приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Эта форма организации воспитывает у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу Ученики стали активнее, слабые почувствовали уверенность в собственных силах; самостоятельно приобретают, применяют полученные знания для решения жизненных проблем; совместные дискуссии

и исследования формируют интеллектуальные и коммуникативные умения.

Используемая литература:

1 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

2 Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

3 Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина; М.В. Моисеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Образовательные технологии применяемые на уроках физической культуры.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенич...

педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

Информационные технологии в организации уроков физической культуры

Данная статья является реальным отображением приминением Информационных технологий в организации и проведении уроков физической культуры....

Реализация учебного сотрудничества на уроках физической культуры Презентация

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.Обучение в сотрудничестве создает условия для познавательного взаимодействия между учащимися в процесс...

Технология сотрудничества на уроках физической культуры

Данный способ позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, открывает большие возможности для кооперирования, возникновения коллективной познавательной деятельности,...