Методическая разработка "Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы"
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Сафина Айгуль Раисовна

В исследовании приняли участие 28 человек. Выявлено, что каждый из нас в среднем проводит в движении примерно 9 часов; уроки физкультуры нравятся 24 ученикам - это 86 %; спортивные секции посещают лишь 9 учеников -это 32%; утреннюю зарядку делают всего 12 учеников -это 43%; свободное время чаще всего проводят за телевизором или компьютером 15 учеников – это 54 %; чаще в движении 13 учеников - это 46%.Согласны с тем, что активное движение - признак здорового образа жизни 28 учеников - это 100 %.
Вместе с учителем мы решили, что нужно сделать много важных дел, чтобы помочь детям моего класса понять важность двигательной активности на умственное развитие и здоровье.
            Стала изучать специальную литературу и узнала много важного. Оказывается, малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.
3.2 Здоровье человека в большой степени зависит от того, сколько он двигается.
 Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Поэтому, даже для лежачих больных предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов после полетов значительно улучшилось.
3.3 Гиподинамия.
Я пришла к выводу, что наш класс страдает от гиподинамии, но стремится к активному образу жизни.
Слово гиподинамия – недостаток физического напряжения означает малоподвижный образ жизни, когда человек любит целыми днями сидя на диване смотреть телевизор и еще хуже, тут же при этом принимать пищу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladshk30safina.docx259.45 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы

Введение

Глава 1. Здоровое питание – основа жизни

1.1. Формирование здорового образа жизни

1.2. Роль витаминов в питании школьников

1.3. Калорийность пищи

1.4. Нужен ли утренний завтрак

1.5. Пирамида питания

Глава 2.   Организация питания в школьной столовой

2.1. Залог успешной учёбы – правильное питание

2.2. Питание учащихся МАОУ СОШ № 30

Глава 3.   Наши исследования

3.1. Анкетирование школьников по вопросу питания

3.2. Исследование популярного у школьников продукта – чипсов

3.3. Исследование продуктов питания на наличие в них нитратов

Заключение

Список источников информации и интернет - ресурсов

Введение

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)
« Здоровье дороже золота», - сказал английский поэт и драматург Уильям Шекспир. Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. Статистика показывает, что к концу обучения в школе большинство детей имеют хронические болезни, обусловленные неправильным питанием.

Одним из главных условий нормального развития школьника является правильное питание. В детском организме происходят чрезвычайно важные внутренние изменения (формируется нервная, эндокринная, лимфатическая, дыхательная, иммунная и другие системы). Большую часть времени школьники проводят в школе, выполняя тяжёлый труд – получение и усвоение знаний по школьным предметам, и в то же время они растут, развиваются, поэтому должны питаться полноценно, так как питание обеспечивает формирование организма, способствует сохранению здоровья.
   
Ученые утверждают, что физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями.
     
В ходе подготовки данной работы и проведённого анкетирования учащихся мы выяснили, что есть проблема в организации полноценного режима питания. «Рабочий день» школьника не всегда начинается с завтрака, часто дети просто перекусывают чипсами, сухариками, булочками запивая всё это газировкой. В результате неправильного питания происходит ухудшение здоровья. И тогда мы задумались о том, какое значение имеет питание для школьников, так ли «страшны» любимые детьми чипсы, содержат ли фрукты и овощи, которыми мы питаемся в школьной столовой, нитраты? Насколько калорийно питание в нашей столовой?

Актуальность нашей работы: обусловлена необходимостью проанализировать значение правильного питания в сохранении здоровья школьников. Через выполнение данной работы мы постараемся разработать рекомендации рационального питания для школьников. Недостаток движения – причина многих заболеваний.

 Цель исследования: выяснить необходимость правильного питания и движения для детей школьного возраста.

Задачи:

- изучить информацию в источниках по данной теме;
- узнать о роли витаминов и что такое «калорийность пищи», «пирамида питания»;
-изучить роль утреннего завтрака и его значение для школьников;
- выяснить, наносят ли вред нашему здоровью чипсы;
- узнать содержатся ли в полезных продуктах (фруктах и овощах) нитраты;
-
 изучить уровень двигательной активности учащихся 5-х классов;
- провести анкетирование среди учащихся;
- встретиться с медицинским работником школы и заведующей школьной столовой;
- сделать выводы на основе полученных знаний.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если правильно питаться и вести подвижный образ жизни, то мы будем меньше болеть.

Объект исследования: ученики 5-х классов. 

Предмет исследованияправильное питание и движение

Методы исследованиячтение и анализ литературы по теме; анкетирование школьников; беседа с медицинским работником и заведующей школьной столовой; изучение меню школьной столовой; исследование продуктов: чипсов, фруктов и овощей; анализ результатов исследования, фотографирование результатов работы.

Глава I. Здоровое питание – основа жизни

1.1. Формирование здорового питания
Самым важным этапом в жизни человека является - детство, когда закладывается фундамент всей его судьбы, его здоровья. Школьный возраст – это период развития человеческого организма, в котором завершается формирование костной ткани, скелетно-мышечного аппарата и других важных органов. Поэтому так важно, чтобы питание было сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые витамины, минералы и микроэлементы. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырёх раз в день, причём на завтрак, обед, ужин непременно должно быть горячее блюдо. Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. Школьная столовая обеспечивает школьников горячим питанием. Но, к сожалению, вне школы школьники, особенно дети младшего школьного возраста, не зная и не разбираясь в огромном ассортименте продуктов питания, подвержены опасному влиянию некачественной пищи. Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
1.2. Роль витаминов в питания
Организм школьника будет хорошо расти и развиваться, если будет получать надлежащий комплекс витаминов. Витамины (от латинского «vita» — жизнь), группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности. Без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозможно. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей. Из 30 известных и изученных витаминов к обеспечению здоровья человека причастны около 20 из них. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах, повышают выносливость и устойчивость организма к заболеваниям. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, таким как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Человек становится раздражительным, быстро утомляется, у него снижается аппетит. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.
1.3. Калорийность пищи
Часто от взрослых можно слышать слова «продукт высококалорийный», «продукт низкокалорийный». Нам захотелось разобраться, что означает слово «калорийность».
Под калорийностью,
 или энергетической ценностью, пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал). Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Суточное потребление калорий зависит от возраста, пола и занятий, поэтому оно различно. Калорийность рациона школьника должна быть следующей:7-10 лет – 2400 ккал; 14-17лет – 2600-3000 ккал; если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше. Каждому, кто желает вести здоровый образ жизни, необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.

1.4. Нужен ли утренний завтрак
В народе есть такое мудрое высказывание: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!» Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова дает такое определение: «Завтрак – первый дневной прием пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды». Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются заболевания, приступы беспокойства. Завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. На завтрак школьнику лучше кушать каши, яйца или запеканку. Голодный школьник, перекусивший «всухомятку», быстрее устает и хуже учится. Запить завтрак можно чаем, молоком, кефиром или какао. Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. Фрукты - это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
1.5. Пирамида питания
Питание неотъемлемая часть нашей жизни, и вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения. Пищевая пирамида — это схематическое изображение принципов здорового питания, разработанных диетологами. В основании этой пирамиды лежат физическая активность и достаточное потребление жидкостей. Продукты, расположенные внизу пирамиды, нужно употреблять в пищу как можно чаще, соответственно расположенные вверху — исключить из рациона или употреблять в ограниченном количестве.

http://www.oko.by/uploads/posts/2009-10/1256569324_1205674807_piramida.jpg

Глава II. Организация рационального питания в школьной столовой

2.1. Правильное питание – хорошая учёба
Пища – это источник энергии для человека. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Частые заболевания учащихся – холецистит, панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка. Факторы, способствующие этим заболеваниям: питание наспех и всухомятку; питание с большими перерывами; употребление копчёной, жареной, острой, горячей, холодной пищи; жевание жевательной резинки. Отсутствие стабильного горячего питания повышает риск заболеваний желудка и кишечного тракта у детей гораздо выше, чем у взрослых. Недостаток питательных веществ вызывает у школьников: потерю внимания, слабость и переутомление, ухудшение памяти и работы мозга, возникновение лёгкого доступа вирусных инфекционных заболеваний. В беседе с медицинским работником школы мы выяснили, что 16% учащихся уже имеют болезни органов пищеварения. Чтобы к окончанию школы этот процент не вырос, необходимо правильно организовать своё питание. Если ученики не будут правильно питаться, то не смогут хорошо учиться и достигать спортивных и учебных вершин. Не менее значимое место, чем учебный класс в школьной жизни имеет значение и организация питания через школьную столовую.
2.2. Питание учащихся МАОУ «СОШ №30» в школьной столовой
При составлении меню школьных завтраков учитываются нормы и калорийность питания. Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи. Какое же меню в нашей школьной столовой? Какова калорийность завтраков? Содержат ли блюда, которые едят школьники, необходимое количество белков, жиров и углеводов? С этим вопросами мы обратились к заведующей школьной столовой. Она рассказала нам о том, как разработано дотационное цикличное меню для школьников. Мы не ставили целью исследовать всё меню, нам было интересно, в какие дни калорийность пищи была самой высокой и самой низкой, в каких продуктах, из школьного меню больше и меньше белков, жиров и углеводов. Проведя краткий анализ школьного меню, мы выяснили, что оно разнообразно, содержит жизненно необходимые для растущего организма белки, жиры и углеводы. Во всех продуктах есть минеральные вещества и витамины. Учитывая то, что за завтраком необходимо получать 20-25% калорий от суточной нормы, калорийность завтрака для учащихся должна составлять 800 ккал.

Глава III. Двигательная активность.

3.1 Анкетирование учащихся на выявление подвижности.
В исследовании приняли участие 28 человек. Выявлено, что каждый из нас в среднем проводит в движении примерно 9 часов; уроки физкультуры нравятся 24 ученикам - это 86 %; спортивные секции посещают лишь 9 учеников -это 32%; утреннюю зарядку делают всего 12 учеников -это 43%; свободное время чаще всего проводят за телевизором или компьютером 15 учеников – это 54 %; чаще в движении 13 учеников - это 46%.Согласны с тем, что активное движение - признак здорового образа жизни 28 учеников - это 100 %.
Вместе с учителем мы решили, что нужно сделать много важных дел, чтобы помочь детям моего класса понять важность двигательной активности на умственное развитие и здоровье.
           Стала изучать специальную литературу и узнала много важного. Оказывается, малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний.
3.2 Здоровье человека в большой степени зависит от того, сколько он двигается.
 Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Поэтому, даже для лежачих больных предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов после полетов значительно улучшилось.
3.3 Гиподинамия.
Я пришла к выводу, что наш класс страдает от гиподинамии, но стремится к активному образу жизни.
Слово
 гиподинамия – недостаток физического напряжения означает малоподвижный образ жизни, когда человек любит целыми днями сидя на диване смотреть телевизор и еще хуже, тут же при этом кушать.

Глава IV. Наши исследования

4.1. Анкетирования школьников по вопросу питания
Нами было проведено анкетирование учащихся, чтобы выяснить сколько детей питаются правильно и соблюдают санитарно-гигиенические нормы. В опросе приняли участие 83 ученика 5 класса.

Результаты анкетирования показали, что 33% опрошенных, любят “вредную пищу» (чипсы, сухарики, газировку). 89% употребляют в пищу продукты, в состав которых входят химические вещества. 66% опрошенных не завтракают утром или делают это иногда. Почти 50% - не употребляют в пищу богатую йодом морскую капусту, который важен для умственного развития. 48% изредка едят рыбу, а 15% вообще её не едят. 57% постоянно или часто пьют газированные напитки. 61% не едят или редко употребляют в пищу каши. Порадовало в опросе то, что 79% часто употребляют пищевые продукты с большим содержанием витаминов (фрукты, овощи). 54% употребляют препараты содержащие витамины. Многие из опрошенных отдают предпочтение молочным и мясным продуктам. Статистика опроса неутешительна. Ребята в большинстве случаев питаются не совсем правильно, не получая всех полезных веществ и микроэлементов. Неправильное питание способствует развитию хронических заболеваний, быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Употребление «вредной пищи» ведет к накоплению вредных веществ в организме. Если в дальнейшем будет так продолжаться, у большинства могут развиться различные патологии.

4.2. Исследование популярного у школьников продукта – чипсов

Мы выяснили, что чипсы – это один из популярных продуктов у школьников. Чтобы узнать, полезны они или вредны, мы провели исследование чипсов от 5 производителей. В ходе данной работы мы выяснили, что в чипсах много опасных добавок, которые могут повлиять на здоровье. Проведя исследование, мы сделали вывод, что чипсы вредят здоровью.

4.3. Исследование полезных продуктов – овощей и фруктов

Провели мы исследование на наличие нитратов некоторых фруктов и овощей, которые использовались для приготовления блюд из школьного меню в нашей столовой. Во всех взятых образцах нитратов не обнаружено.

Заключение

Достаточно большой процент учеников питаются неправильно, многие не соблюдают режим питания, вследствие чего может увеличиться процент учащихся с заболеваниями органов пищеварения. Анализ состояния питания в школе показывает, что в рационе учащихся в малом количестве присутствуют необходимые для здоровья продукты: творог, молоко. Порадовало то, что в школьном буфете не продаются вредные продукты: чипсы, газированные напитки, которые негативно отражаются на здоровье. Результаты исследования мы доведём до сведения учащихся, родителей, педагогов школы. Учащимся и родителям хотим дать ряд практических советов и конкретных рекомендаций, выполнение которых позволят сохранить здоровье. Будем проводить разъяснительную работу среди школьников по пропаганде правильного питания и активного образа жизни с целью улучшения здоровья. По итогам проведённого исследования оформлен стенд о здоровом и рациональном питании и здоровом образе жизни. Выяснив необходимость правильного питания и движения для детей школьного возраста, считаем, что цели своей работы достигли. Гипотеза о том, что если правильно питаться и больше двигаться, то будешь меньше болеть подтвердилась.
Всегда помните о том, что здоровье в наших руках, а правильное здоровое питание и движение - залог нашего долголетия.
Будьте здоровы!

Список источников информации и интернет – ресурсов
 1.Советы диетолога: здоровое питание для школьниковsilver-studio.com.ua…znat/sovety…shkolnikov.html
2. 
Правильное питание школьников – основа здоровья...
3.
zid.com.uarus_creativework…shkolnykov…zdorovya-y…
4.
 Словарь Ожегова — Википедия ru.wikipedia.orgСловарь Ожегова
5.
 Боровская Э. «Здоровое питание школьника» «Эксмо» 2010
6. И.Мельков «Рациональное питание детей школьного возраста» М. «Просвещение»2009
7. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. -М.,2005. 
8.
 Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М.,2004
9.
 Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе.- М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...

Анализ факторов здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ

Человек наследует от старших поколений отношение к собственному здоровью, режиму жизни. Причём отношение к здоровью всегда колеблется от безразличия до чрезмерной мнительности. Если родители постоянно...

Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...

Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни учащихся. МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.

Цель программы:  - Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. -  Добиться ...

Методическое пособие по проведению мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся

Одним из важных показателей благополучия нашего общества является состояние здоровья подрастающего поколения. Современные образовательные стандарты ставят цель воспитать личность, способную к принятию...

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни учащихся

Материал содержит информацию о том, что может сделать школа и семья, вместе и по-отдельности, для того, чтобы у учащихся сформировался здоровый образ жизни....