программа курса обучения игре в баскетбол в общеобразовательной школе
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

Харрасова Алсу Раскатовна

Данная программа разработана на основе курса обучения игре в баскетбол в общеобразовательной школе. Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол дают большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей, и создаёт уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов воспитания воли и характера, чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности её индивидуальности, творческого отношения к двигательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе курса обучения игре в баскетбол в общеобразовательной школе. Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол дают большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей, и создаёт уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов воспитания воли и характера, чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности её индивидуальности, творческого отношения к двигательной деятельности.

Программа последовательно решает основные задачи дополнительного физического воспитания:

  • укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учашихся, увеличение двигательной активности школьников;
  • воспитание высоких нравственных качеств, потребности в самостоятельных и систематических занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • приобритение знаний в области гигиены, необходимых понятий и теоретических  сведений по физической культуре и спорту, организации и проведений соревнований, правилам игры и судейству в избранном виде спорта;
  • дополнительное развитие и совершенствование основных двигательных качеств, навыков и умений.                                                            

      Материал программы даётся в пяти разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и показатели двигательной подготовленности, соревновательная и судейская деятельность.

      В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, правилах техники безопасности и организации самостоятельных занятий различной направленности, о правилах игры и соревнований избранного вида спорта.

        В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определённые двигательные качества и умения.

   В разделе « Специальнная  подготовка » представлен материал по развитию навыков и умений для игры в баскетбол, способствующей обучению школников техническим и тактическим приёмам игры.

В разделе «Показателей двигательной подготовленности » приведены упражнения и приёмы помогающие следить за уровнем физической подготовленности учащихся.

Материал программы предусматривает три этапа обучения:

первый этап - включает в себя  развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта (5-6 кл);

второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков(7-8 кл);

третий этап – совершенствование технико-тактической подготовки, развитие специальных навыков и  умений, участие в соревнованиях, судейство,(9-11кл)

Распределение учебного времени

на различные виды программного материала.

Вид программного материала

Этапы обучения и количество часов

I

Теория

12

12

12

II

Общая физическая подготовка

92

81

58

III

Специальная подготовка

40

121

136

IV

Контрольные испытания

4

4

4

V

Участие в соревнованиях

8

16

24

Общее количество часов

156

234

234

*количество часов рассчитано на учебный год из расчета 2-х занятий в неделю продолжительностью

1 час 40 минут на I этапе обучения и 3-х занятий по 1 час 40 минут в неделю на II и III этапах обучения.

I этап обучения (5-6 класс)

1. Основы знаний.

Сведения о режиме дня и личной гигиены. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Двигательный режим. Значение и основные правила закаливания. Техника безопасности на занятиях, первая помощь при травмах. Правила игры в баскетбол, оборудование и инвентарь.

2. Общая физическая подготовка.

Бег на короткие, средние и длинные дистанции, ускорения 30-60 м, повторно-переменный бег, кросс до 1500 м, челночный бег 410, бег с изменением скорости и направления, 6-минутный бег. Прыжки в длину с места и разбега, прыжки в высоту, прыжки через скакалку. Броски набивного мяча (1кг) из различных исходных положений двумя руками и одной, метание малого мяча на дальность и в цель. Упражнения с отягощением для развития силы, упражнения для развития гибкости, подтягивание, отжимание, упражнения для пресса и спины.

3. Специальная подготовка.

Стойка игрока, передвижения в стойке, остановки прыжком и двумя шагами. Ловля мяча с шагом и со сменой мест, ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении и на месте, передача мяча одной рукой от плеча. Ведение мяча со сменой рук, скорости, направления, высоты отскока. Бросок мяча двумя руками с отражением от щита, одной рукой с места, после ведения и остановки, в движении после двух шагов. Сочетание изученных элементов игры. Подвижные игры, игры и эстафеты с элементами баскетбола. Учебная игра по упрощённым правилам.

4.  Показатели двигательной подготовленности.

Физическая подготовленность.

Физические упражнения.

Мальчики

Девочки

Бег 20 м,с

3,7

4,0

4,2

3,9

4,2

4,4

Бег 60 м,с

9,8

10,4

11,1

10,0

10,6

11,2

Челночный бег 410 м,с

10,9

11,4

11,9

11,2

11,7

12,2

Прыжок в длину с места

190

165

145

180

160

135

Подтягивание на перекладине

6

4

2

18

14

10

Метание теннисного меча

36

29

21

23

18

15

Кросс 1500 м

8,00

8,30

9,00

8,30

9,00

9,30

Технико-тактическая подготовленность.

Технические действия

Мальчики

Девочки

Оценка

5

4

3

5

4

3

Передача мяча в круг одной рукой от плеча с расстояния 2м (высота цели 150см; диаметр 40см; количество точных передач за 20с)

15

14

13

14

13

11

Броски мяча одной рукой от плеча после ведения с правой  и левой стороны (количество попаданий в корзину из 5 попыток)

5/4

4/3

3/2

4/3

3/2

2/1

Броски мяча с места двумя руками о груди или одной рукой от плеча с расстояния 5м (выполняется по 5 попыток с каждой из 5 точек)

13

11

9

12

9

6

5. Судейство и участие в соревнованиях.

Участие в школьных соревнованиях. Знание основных правил игры.

II этап обучения (7 – 8 класс)

1. Основы знаний.

Значение физической культуры для всестороннего развития личности. Реакция организма на различные виды нагрузки. Основные приёмы самоконтроля. Самостраховка при выполнении упражнений. Правила безопасности при выполнении физических упражнений в спортивном зале, на пришкольной площадке, оказание первой помощи при травмах. Двигательные качества и их развитие. Правила игры в баскетбол, основные правила судейства.

2. Общая физическая подготовка.

Бег на различные дистанции, ускорение, повторно – переменный бег 50 - 150м, кросс до

2000м, челночный бег 610 м, шестиминутный бег. Прыжки в длину  с места и с разбега, прыжки в высоту, тройной и пятерной прыжок с места, запрыгивания на высоту до 80 см, прыжки через скакалку. Броски набивного мяча (до 2кг) из различных исходных положений, метание теннисного мяча на дальность и точность. Упражнения на развитие гибкости, силовых качеств с отягощением и сопротивлением, подтягивание на перекладине сериями, отжимания в упоре на брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, поднимание туловища из различных исходных положений.

3. Специальная подготовка.

Перемещение игрока в стойке различными способами, остановки прыжком и двумя шагами, повороты на месте. Ведение мяча с изменением направления (по сигналу), скорости и высоты отскока. Передачи мяча с отскоком от пола на месте и при встречном движении, одной рукой от плеча после ведения, одной рукой снизу на месте. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах и тройках. Броски в движении после двух шагов, в прыжке одной рукой с места, штрафной бросок. Индивидуальные защитные действия передвижения защитника, вырывание и выбивание мяча, перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину, добивание мяча. Игра в защите, опека игрока, быстрый прорыв. Сочетание изученных элементов игры. Подвижные игры, игры и эстафеты с элементами баскетбола, учебная двухсторонняя игра. Жесты судьи, основы судейства игры в баскетбол.

4. Показатели двигательной подготовленности.

Физическая подготовленность.

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Бег 20м, с

3,6

3,8

4,0

3,9

4,1

4,3

Бег 60 м, с

8,8

9,7

10,5

9,7

10,2

10,8

Челночный бег 6×10м, с

16,7

17,7

18,7

17,8

19,0

20,2

Прыжок в длину с места, см

205

190

160

190

175

145

Подтягивание

11

8

5

15

10

6

Метание теннисного мяча

42

37

28

27

21

17

Кросс 2000 м /мин, с/

10,15

11,00

11,55

10,40

11,30

12,20

Технико-тактическая подготовленность.

Технические действия

Мальчики

Девочки

Оценка

5

4

3

5

4

3

Передача мяча в круг одной рукой  (правой и левой) с расстояния 2м (высота цели 2,5м; диаметр 30см; время 20 передач в с)

25

26

27

28

29

30

Броски двумя и одной рукой  с места (количество попаданий из 25 бросков с дистанции 5,5 м, с 5 точек площадки)

15

14

12

13

11

10

Штрафной бросок (количество попаданий из 20 бросков)

14

13

11

13

11

10

5. Судейство и участие в соревнованиях.

Участие в школьных соревнованиях и матчевых встречах. Судейство школьных соревнований.

III этап обучения (9 – 11 класс)

1. Основы знаний.

Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма. Правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию основных физических качеств. Правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. Проведение занятий физическими упражнениями самостоятельно и со школьниками младших классов. Основы методики обучения техническим приёмам игры в баскетбол. Характеристика основных технико-тактических действий в игре в баскетбол (тактика игры в защите и в нападении, действия игроков нападения и защиты). Организация и проведение соревнований по баскетболу.

 2. Общая физическая подготовка.

Старты из различных исходных положений, ускорения 50-60 м, повторный переменный бег на отрезках 100-200 м, кросс до 3000 м, челночный бег 10 × 10 м. . Прыжки в длину с места, тройные и пятерные прыжки, прыжки в глубину и на возвышения до 100 см.  Метание гранаты, набивного мяча из различных исходных положений (1, 2, 3 кг). Упражнения с отягощениями в висах и упорах, силовые упражнения с партнёром, упражнения с гантелями, гирями, штангой.

3. Специальная подготовка.

Передвижения в нападении и защите. Ведение мяча без зрительного контроля. Передача мяча переводом, передача мяча от головы, в тройках в движении, одной рукой снизу, в прыжке в любом направлении. Ловля мяча с полуотскока, высоко летящего мяча. Бросок одной и двумя руками сверху в прыжке, бросок в прыжке со средней и дальней дистанции, с преодолением сопротивления, добивание мяча, штрафной бросок. Позиционное нападение, зонная защита, двухсторонняя игра.

4. Показатели двигательной подготовленности.

Физическая подготовленность.

Физические упражнения

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

Бег 20м, с

3,2

3,5

3,9

3,7

4,0

4,4

Бег 100 м, с

13,1

14,4

15,1

15,8

16,9

18,6

Челночный бег 10/10 м, с

25,0

26,0

31,0

28,6

31,0

33,0

Прыжок в длину с места, см

240

220

195

205

180

160

Подтягивание

16

13

10

Метание гранаты 700/500 г/м

42

32

26

23

18

12

Кросс 3000/2000 м

12,00

13,30

15,00

9,10

10,10

11,00

Технико-тактическая подготовленность.

Технические действия

Мальчики

Девочки

Оценка

5

4

3

5

4

3

Передача мяча в круг на стене с расстояния 2м (правой и левой попеременно) высота 150см; диаметр 30см; кол-во передач  за 30с.

25

23

21

23

21

19

Броски двумя и одной рукой  с места (количество попаданий из 25 бросков с дистанции 5 м, с 5 точек площадки)

13

11

10

Бросок одной рукой в прыжке (количество попаданий из 25 бросков с дистанции 4,5 м, с 5 точек площадки)

12

11

10

Штрафной бросок (кол-во попаданий из 20 бросков любым способом.)

15

14

12

14

12

11

5. Судейство и участие в соревнованиях.

Организация и проведение школьных соревнований. Участие в школьных и городских соревнованиях по баскетболу.

Источники материалов:

Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы /  Н.И.Алексеев, В.З.Афанасьев, А.И.Бессуднов и др.; под ред. А.П.Матвеева.- М.:Радио и связь, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Обучение игре на свирели в общеобразовательной школе."

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано на уроках музыки и на занятиях в кружках....

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 7 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы  курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 8 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы  курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы  курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...