методичка по плаванию
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Варфоломеева Алена Николаевна

«Методика обучения, организация отбора и учебно-тренировочного процесса в плавании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_obucheniya_plavaniyu.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика обучения, организация отбора и учебно-тренировочного процесса в плавании»

Тема: Этапы обучения плаванию.

Выполнила: Варфоломеева Алена Николаевна

2020-10-16 уч.г

Содержание.

1.Методика обучения плаванию.

2.Развитие общих физических качеств.

3.Критерии заключительного отбора пловцов.

4. Заключение.

5.Литература.

Методика обучения плаванию.

Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой.

Укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;— ознакомление с правилами безопасности на воде.

Возраст занимающихся. Установлено, что возраст 8-14 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания . Кроме того, из числа детей, обученных плавать в этом возрасте, подготовлено самое большое количество пловцов высокого класса (по сравнению с детьми других возрастов).

Условия для проведения занятий: естественный и искусственный водоем, погодные и климатические условия, глубина и температура воды, оборудование и инвентарь и др. Важное значение в организации процесса обучения имеют квалификация и мотивация преподавателя.

Контрольные упражнения и нормативы:

  • 1) проплыть 7-12 м каждым из четырех изученных способов плавания на технику (13-й урок);
  • 2) проплыть 50 м одним из способов по выбору (14-й урок);
  • 3) выполнить прыжок в воду головой вперед с низкого бортика или тумбочки (15-й урок).

Начиная с 17-го урока отдельные занятия или заключительную часть занятия, а с 20-го урока все оставшиеся занятия полностью рекомендуется проводить в глубоком бассейне. Это необходимо для изучения простейших прыжков в воду, воспитания уверенности и умения ориентироваться на глубокой воде.

К основным факторам образа жизни, укрепляющим здоровье, относятся: от- сутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью.

От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий — естественный или искусственный водоем, глубина и температура воды, климатические и погодные условия — также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы — учебный материал и методические указания — должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

Всплывание и лежание на поверхности воды Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.

1. «Поплавок». И. п. — стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 11—16с, затем вернуться в и. п.

2. «Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно.

3. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно.

4. Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.

5. Упереться руками о бортик или дно бассейна и лечь на грудь. Поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение 5 раз .Выдохи в воду.

Среди основных средств обучения выделяют следующие:

- гимнастические упражнения на суше общеразвивающего и специального характера;

- упражнения по имитации движений в воде;

- подготовительные упражнения, игры и развлечения в воде;

- базовые прыжки в воду с бортика;

- упражнения для изучения упрощенных и спортивных способов плавания;

- упражнения для исправления ошибок в технике, совершенствования техники и освоения вариативных элементов.

Урок – основная форма учебных занятий. На уроках тренер наблюдает за учениками, отмечая индивидуальные особенности и способности каждого из них. Это необходимо для того, чтобы корректировать каждого обучающегося, помогая ему лучше усваивать материал, исправлять ошибки, двигаться вперед в процессе обучения.

На первом уроке тренер разъясняет ученикам правила внутреннего распорядка в бассейне, знакомит с гигиеническими требованиями, объясняет команды и жесты, которыми он будет пользоваться во время урока.

Опять же всё не строго регламентировано. Один тренер начинает с кроля на груди, другой с кроля на спине, а третий вообще с брасса. Дельфин, тяжёлый физически способ плавания и без сомнений его учат последним, но в уроки можно и нужно добавлять работу ног дельфином. Считается, что проще обучить плавать сначала с кроля на спине, так как нет фазы выдоха в воду, а это многим сначала даётся не просто. Но, есть взрослые и дети, которые сильно бояться лечь на воду на спину. И тогда им такой вариант не подойдёт. Таких учеников учат плавать сначала с кроля на груди или брасса. 

Развитие общих физических качеств.

Упражнения, воздействующие преимущественно на отдельные физические качества, чаще всего планируются в следующем порядке: упражнения на быстроту, затем силу, и, в заключение, на выносливость. Время от времени указанную последовательность целесообразно изменять, что будет способствовать привитию высокой работоспособности обучаемых при различном состоянии организма.


Делитесь на здоровье :) Кстати, если у Вас есть свой сайт, то при наличии ссылки на источник Вы можете спокойно копировать контент без понижения поисковых позиций © Все права на тексты защищены.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «выносливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельности.

Вместе с тем скоростные способности, их проявление, специфичны для плавания. Пловец может иметь отличные результаты в отдельных формах проявления быстроты и в то же время - посредственные результаты в плавании: эти способности нужно еще проявить в специфических условиях водной среды, поэтому скоростные возможности пловца могут характеризоваться его умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.

Силовые качества

Плавание считается силовым видом спорта и для достижения высоких результатов нужна разносторонняя силовая подготовленность, чтобы преодолевать силы сопротивления воды, возрастающие прямо пропорционально с увеличением скорости плавания. Пловцы должны уделять внимание развитию силовой выносливости, для этого выполняются физические упражнения на суше и в воде. 

 

Особо у пловцов популярное упражнение на суше -это растягивание резины. Такое упражнение моделирует движение в время гребка в плавании. Естественно каждый спортсмен выполняет движения, соответствующие способу плавания в котором он специализируется.

Скоростные качества

К скоростным качествам относят умение  с минимальным временем проходить старты и повороты, а также с высокой скоростью преодолевать соревновательную дистанцию, с минимальными потерями при переходе от скольжения после старта и поворота.

 

Выносливость

Теоретики спорта выделяют два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость характеризуется способностью продолжительно и эффективно выполнять работу неспецифического характера. Специальная выносливость - способность эффективно выполнять работу, преодолевая утомление, обусловленных требованиями соревновательной деятельности в конкретном виде спорта,а приенительно к плаванию - на конкретной дистанции- спринтерской, стайерской.

Гибкость

Гибкость одно из важнейших качеств определяющих высокий результат в плавании. Её недостаточный уровень ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать хорошую технику плавания, ограничивает проявление силы, координации и отрицательно влияет на скорость. Поэтому упражнения на гибкость включены в тренировки пловцов. 

 

Критерии заключительного отбора пловцов.

Возраст поступающих. Около 94% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 14% тренеров предпочитают набирать новичков 6—7 лет, 44%—8—9 лет, 35% —10— 11 лет и 11% — старше 11 лет.

Внешние данные (телосложение). Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 92% тренеров. 63% тренеров применяют упражнения в воде и 45% — на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (92% тренеров), стройных (67%), с малым весом (56%), с длинными мышцами (53%), с хорошей осанкой (32%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры.

Однако сегодня процесс отбора в большинстве случаев носит довольно субъективный характер. Объясняется это как недостаточностью методических разработок, так и их узкой педагогической направленностью. Следует заметить, что в известных моделях спортивного отбора в большинстве случаев отсутствуют критерии, основанные на современных медико-биологических исследованиях.

Заключение.

Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.

Особенностью развития и освоения техники плавательных движений является усложнение их выполнения. В условиях водной среды должен обеспечиваться процесс осмысления приобретенных на суше навыков и технических действий. Необходимо помнить условие - только усвоив выполнение простого упражнения можно переходить к изучению более сложного. Чем больше вариантов движений в упражнениях освоит обучаемый, тем быстрее и прочней будет формироваться плавательный навык того или иного способа. Такое направление в начальном обучении в полной мере соответствует педагогическим правилам: от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.

Литература.

1.Инновационные технологии в плавании / Александр Андрианов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
2. Булах, И.М. Научите меня плавать / И.М. Булах. - М.: Книга по Требованию, 2016..
3. Булгакова, Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2015
4. Вангулов, Алексей Всерьез о курьезах большого спорта / Алексей Вангулов. - М.: Советский спорт, 2016
5. Капотов, П. П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат,
2018. 
6. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. - М.: Феникс, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание, как метод реабилитации при заболевании опорно-двигательного аппарата

В  прогамме описаны заболевания опорно-двигательного аппарата , Подробно описаны упражнения  и способы плавания, кото...

Методы и средства обучения плаванию

Методы и средства обучения плаванию...

Принципы плавания по методу «полного погружения»

Метод «Полного погружения» сегодня получил широкое признание. В этом подходе во главу угла здесь ставится не управление мускулами, а умственная работа. Умение плавать не запрограммировано в человеческ...

Методы тренировки в плавании

Особенности применения различных методов в обучении плаванию (равномерный, переменный, интервальный, повторный, соревновательный (контрольный), игровой....

Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию

Применение игрового метода в группах начального обучения плаванию...