Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре

Селезнёва Наталия Семёновна

Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.

- Здравствуйте, коллеги.

- Тема моего выступления: Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры.

- У каждого из нас есть свои подходы, методы, творческие идеи, используемые в работе. Сегодня я поделюсь своими секретами успешного урока физической культуры...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры.

Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.

1 слайд

- Здравствуйте, коллеги.

- Тема моего выступления: Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры.

- У каждого из нас есть свои подходы, методы, творческие идеи, используемые в работе. Сегодня я поделюсь своими секретами успешного урока физической культуры.

2 слайд

- Младшие школьники, с которыми я работаю, имеют выраженные недостатки физического и психического здоровья, что обязывает учителя активно применять игровые технологии, технологию уровневой дифференциации, соревновательные технологии, технологии лидерства, наглядные методы, проблемный метод, метод творческих заданий. А также нестандартные уроки. На уроке-путешествия совершаем воображаемое путешествие по островам, странам, на корабле, машине, поезде и т.п. Театрализованные уроки проводят сказочные или литературные герои, роль которых играет сам учитель и/или старшеклассники, на основе сказочного сюжета, где мячи становятся колобками, обруч – волшебное колечко, гимнастическая палка – меч кладенец, скакалка – волшебная тропинка.

3 слайд

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно в течение всего урока поддерживать дисциплину, удерживать внимание и повышать учебную мотивацию.

-Что мне помогает?

-Во-первых, организованный заход в спортивный зал, наличие единой формы для занятий физкультурой, рапорт дежурного, расчет по порядку, строевые упражнения и постановка задач.

4 слайд

Во-вторых, проведение игр на внимание в движении и на месте.

Например, «Запрещенное движение». Дети стоят в строю. Учитель называет и показывает «запрещенное движение». Начинает показывать различные движения, а класс повторят. Неожиданно показывается «запрещенное движение», кто его выполняет – ошибается, делает шаг вперед. Игру можно усложнить, обозначив 2-3 «запрещенных движения». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра на внимание «Вороны и воробьи» проводится в движении. Учитель протяжно произносит «воро-о-о-о», затем окончание слова «бьи» или «ны». Услышав  команду «воробьи», дети должны присесть, по команде «вороны» - остановиться, руки в стороны, как бы расправив крылья. По свистку дети продолжают бежать по кругу.

Игры на внимание по звуковому сигналу (хлопок, свисток), по команде или распоряжению. Можно комбинировать последовательность сигналов, команд, распоряжений. Например, начинаем движение по команде «Внимание! Марш!»; «Внимание! Марш! хлопок»; «Внимание! Марш! свисток»; «только свисток», «только хлопок»; «только Марш!».

5 слайд

Перечислю какие могут быть движения:

  • ходьба на руках для детей говорим «как тюлень», ходьба с упором на руки и ноги «как паучок», ходьба на руках и ногах задом наперед «как каракатица», ходьба на носочках «как мышки», ходьба на пяточках «как ежики», ходьба в присяде «как гуси», ходьба в полуприсяде «как разведчики», ходьба с высоким подниманием колена «как цапля»;
  • обычный бег, многоскоки «как олень», бег с высоким подниманием бедра «как лошадки», бег с захлетыванием голени - «горячо», бег с выносом прямых ног – «Буратино»;
  • прыжки на месте «как пружинки», прыжки на двух ногах с продвижением вперед «как зайчики», прыжки из глубокого присяда с продвижением вперед «как лягушки», прыжки с подпрыгиванием вверх «ловим комарика», прыжки с захлестыванием голени назад «горячий песок».

То есть каждое упражнение обозначаю не гимнастическим термином, а образным запоминающимся названием, иногда придуманным вместе с детьми. Образные названия упражнений повышают учебную мотивацию, фокусируют внимание, создают доброжелательную атмосферу. Дети смеются и радуются, когда другие путаются, ошибаются, получают моральное удовлетворение при безошибочном выполнении упражнения. Дети соревнуются друг с другом. При этом важно учитывать расстояние, которое должны преодолеть дети при  выполнении упражнений.

6 слайд

Важной частью урока физкультуры является разминка. Общеразвивающие упражнения во время разминки эффективно проводить в игровой форме. Например, игра «Волшебный круг». Школьники стоят по кругу, держатся за «волшебную» веревку руками, стараясь не расцепляться. Одновременно выполняют упражнения, которые может объяснять и показывать как учитель, так и школьник. Эта игра позволяет каждому из учащихся побывать в роли командира, что им очень нравится, повышает учебную мотивацию, посильно детям с разным уровнем физической подготовки.

        Разминку можно провести как игру «День и ночь». Эта игра позволяет развивать внимание, быстроту реакции, скоростно-силовые качества, одновременно выполняя общеразвивающие упражнения на разные группы мышц.

Учитель делит класс на две команды «День» и «Ночь». Начинает показывать упражнения, которые выполняют все учащиеся. Затем неожиданно командует, например «Ночь», ребята из команды «День» убегают в «домик». По команде «День» убегает в «домик» команда «Ночь». Подсчитывается количество пойманных, разминка продолжается для всех. Игра повторяется. Дети оказываются в соревновательной ситуации, где надо быть и внимательным, и быстрым, и выполнять упражнения разминки.

7 слайд

Упражнениям разминки даются образные описания, например, рывки руками  «открываем окошечки/закрываем окошечки», вращение руками «рисуем солнышко», ноги на ширине плеч «открываем ворота», отжимание от пола «упражнение силачи», руки за голову «уши Чебурашки», повороты туловища влево/вправо «закручиваем гаечку».  

На каждом уроке дается возможность детям побыть в роли командира, ведущего, что способствует развитию самостоятельности, развитию речи при проговаривании упражнения, закрепляют умение порядкового счета, формирует уверенность в себе, дети усваивают принципы грамотного подбора  упражнений и их последовательности. Таким образом, к концу начальной школы каждый учащийся умеет самостоятельно правильно провести разминку.

Во время разминки часто используется музыкальное сопровождение.

8 слайд

В основной части урока учитель использует дифференцированный подход при распределении нагрузки между мальчиками и девочками, а также по группам здоровья. Мальчикам предлагается большая нагрузка, чем девочкам. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата упражнения заменяются на доступные. Например, все выполняют упражнения на гимнастической скамейке, а дети с нарушением опорно-двигательного аппарата параллельно выполняют упражнения на координационной лестнице на полу.

Перед выполнением упражнений учитель приглашает сильного учащегося для показа. Остальные учащиеся повторяют за ним потоком, фронтально, группами, индивидуально.

Дети-инвалиды выполняют упражнения со всеми вместе из исходного положения сидя на коврике или гимнастическом мате. Бег заменяется ходьбой с опорой на поручни.

9 слайд

Усвоение учащимися специальных знаний и физкультурно-спортивных умений, навыков происходит путем применения технологии проблемного обучения. Такое обучение побуждает учащихся к самостоятельному решению учебной проблемы. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся анализируют ее, решают проблемную задачу путём выдвижения гипотез и последовательной проверки.

Например, после выполнения упражнения учитель спрашивает:

- Что с помощью этого упражнения вы развивали?

- Какие группы мышц работали?

- Какие физические качества мы развивали?

- Для чего полезно это упражнение?

- Какие упражнения позволяют развивать физическое качество… (сила, скорость, быстрота, выносливость)?

При разборе техники выполнения упражнений на примере показа одним или группой учащихся учитель спрашивает: «Всё ли правильно выполнено? Есть ли ошибки? Какие допущены ошибки при выполнении упражнения? Как правильно выполнять?». Проблемная задача требует от учащихся внимательного просмотра, анализа, соотнесения с правильной техникой выполнения, выявления ошибок, словесной формулировки. Дети выполняют роль учителя, что им очень нравится, учатся объективно оценивать себя и друг друга.

Пример проблемной задачи: Мальчик занимался спортом: каждое утро он пробегал 3 км. Однако на соревнованиях по метанию мяча он занял последнее место. Как это могло случиться? Что бы вы посоветовали ему делать?

Ответ. При беге сильно напрягаются одни и те же мышцы — мышцы ног. Другие же мышцы мальчик не тренировал, а при метании мяча нужны сильные руки. Можно посоветовать мальчику давать нагрузку разным мышцам: подтягиваться, отжиматься, качать пресс, делать наклоны.

10 слайд

Подвижные игры является основным видом деятельности на уроках физической культуры в начальной школе. Задача учителя организовать урок так, чтобы никто не сидел на скамейке. Выбор водящего, например, по считалочке, роль судьи дает возможность принять участие в игре и лидеру, и детям, освобожденным от занятий физкультурой, и детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети-инвалиды проговаривают слова игры вместе со всеми. Параллельно с физическим развитием происходит развитие речи, расширение словарного запаса, закрепление счета.

11 слайд

После физической нагрузки дети быстро утомляются, возбуждаются, им необходима релаксация, которая позволит подготовить к следующему виду деятельности, следующему уроку. Выполняются спокойные упражнения на расслабление под музыку, игры на внимание на месте, например, «Кто меня слышит, хлопни раз! Кто меня слышит, хлопни два! Кто меня не слышит, топни три!».

12 слайд

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому так важна рефлексия. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Приемов очень много.

13 слайд

Повышает эмоциональную окраску урока яркий, современный инвентарь: мячи, фитболы, разноцветные коврики, обручи, кегли, кубики, фишки, флажки, гимнастические ленточки, лестницы, массажные коврики, эспандеры, массажер мячик с шипами для рук, нестандартное оборудование, сделанное своими руками, например, коврики - массажеры из пробок, резиновое кольцо, на которое продеты пробки, хвостики из тугих ниток, эспандеры из бутылок актимэль, наполненные песком.

14 слайд

Секреты успешного урока

  • дисциплина;
  • включение в урок всех на доступном уровне ребенку;
  • чередование нагрузки и отдыха;
  • ситуация успеха;
  • нестандартные уроки;
  • яркая наглядность;
  • каждый в роли командира;
  • образные описания и названия упражнений;
  • творчество – придумать название упражнения, придумать свое упражнение;
  •  положительный эмоциональный настрой;
  • оценка себя и других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры Селезнева Наталия Семеновна учитель физической культуры МБОУ «Школа-интернат №1» г.Саров Нижегородской области 2020год

Слайд 2

Используемые технологии, методы, типы уроков: игровые технологии; технология уровневой дифференциации; соревновательные технологии; технологии лидерства; наглядные методы; проблемный метод; метод творческих заданий. Н естандартные уроки: уроки-путешествия, театрализованные уроки

Слайд 3

При работе с детьми с ОВЗ организованный заход в спортивный зал; единая форма; рапорт дежурного; расчет по порядку; строевые упражнения; постановка задач урока; игры на внимание в движении и на месте образное, запоминающееся название упражнения

Слайд 4

Игры на внимание «Запрещенное движение» «Вороны и воробьи» игры на внимание по звуковому сигналу (хлопок, свисток), игры на внимание по команде или распоряжению «Запрещенное движение» «Начинают движение по хлопку, как паучок»

Слайд 5

Образные названия упражнений способ движения говорим детям ходьба на руках «как тюлень» ходьба с упором на руки и ноги «как паучок», ходьба на руках и ногах задом наперед «как каракатица» ходьба на носочках «как мышки» ходьба на пяточках «как ежики» ходьба в присяде «как гуси» ходьба в полуприсяде «как разведчики» ходьба с высоким подниманием колена «как цапля» многоскоки «как олень» бег с высоким подниманием бедра «как лошадки» бег с захлетыванием голени «горячо» бег с выносом прямых ног «Буратино» прыжки на месте «как пружинки» прыжки на двух ногах с продвижением вперед «как зайчики» прыжки из глубокого присяда с продвижением вперед «как лягушки» прыжки с подпрыгиванием вверх «ловим комарика» прыжки с захлестыванием голени назад «горячий песок»

Слайд 6

Разминка, ОРУ Общеразвивающие упражнения во время разминки эффективно проводить в игровой форме игра «Волшебный круг» игра «День и ночь»

Слайд 7

Образные описания упражнений разминки Упражнение Объясняю детям рывки руками «открываем окошечки/ закрываем окошечки» вращение руками «рисуем солнышко» ноги на ширине плеч «открываем ворота», отжимание от пола «упражнение силачи» руки за голову «уши Чебурашки », повороты туловища влево/вправо «закручиваем гаечку» проползти по гимнастической скамейке/мате, лежа на спине «кислый червячок»

Слайд 8

Дифференцированный подход Мальчикам предлагается большая нагрузка , чем девочкам . Перед выполнением упражнений учитель приглашает сильного учащегося для показа . Остальные учащиеся повторяют за ним потоком, фронтально, группами , индивидуально. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата упражнения заменяются на доступные . Дети-инвалиды выполняют упражнения со всеми вместе из исходного положения сидя на коврике или гимнастическом мате. Бег заменяется ходьбой с опорой на поручни .

Слайд 9

Проблемный метод После выполнения упражнения учитель спрашивает: - Что с помощью этого упражнения вы развивали? - Какие группы мышц работали? - Какие физические качества мы развивали? - Для чего полезно это упражнение? - Какие упражнения позволяют развивать физическое качество… (сила, скорость, быстрота, выносливость)? При разборе техники выполнения упражнений на примере показа одним или группой учащихся учитель спрашивает: « Всё ли правильно выполнено? Есть ли ошибки? Какие допущены ошибки при выполнении упражнения? Как правильно выполнять?». Пример проблемной задачи: Мальчик занимался спортом: каждое утро он пробегал 3 км. Однако на соревнованиях по метанию мяча он занял последнее место. Как это могло случиться? Что бы вы посоветовали ему делать?

Слайд 10

Подвижные игры Задача учителя: никто не сидит на скамейке. Выбор водящего , например, по считалочке, роль судьи дает возможность принять участие в игре и лидеру , и детям, освобожденным от занятий физкультурой, и детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Дети-инвалиды проговаривают слова игры вместе со всеми . В роли судьи и его помощника дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Подвижная игра « Ловишки с хвостиками»

Слайд 11

Релаксация

Слайд 12

Рефлексия

Слайд 13

Наглядные методы: яркий, современный инвентарь, в том числе, сделанный своими руками волшебный круг» массажный коврик из пробок координационная лестница «дорожка здоровья»

Слайд 14

Секреты успешного урока дисциплина; включение в урок всех на доступном уровне ребенку; чередование нагрузки и отдыха; ситуация успеха; нестандартные уроки; яркая наглядность; каждый в роли командира; образные описания и названия упражнений; творчество – придумать название упражнения, придумать свое упражнение; положительный эмоциональный настрой; оценка себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе"

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школ...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, мет...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В век компьютерных технологий с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача педагогов состоит в том, чтобы как можно раньше начать коррекционную ра...

Эффективные средства и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка

С течением времени школы меняют не только свой фасад, но и меняется сама система образования. С чем это связано? Ответ совершенно прост: новое поколение детей, большинство которых, требуют особенного ...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В презентации рассматривается применение  сказкотерапии в работе с детьми с овз...