Игровые технологии на уроках физической культуры.
статья по физкультуре

Гетьман Анна Леонидовна
В данной публикации говорится о важном значение игр в процессе обучения и жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Гетьман Анна Леонидовна      

Учитель физической культуры

ГБОУ гимназия № 49              

Приморского района                

Санкт-Петербурга                    

Игровые технологии на уроках физической культуры.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современных детей информацией. Дети в большинстве своем испытывают «дефицит» в движении, а интенсивность физического развития, здоровье зависит от двигательной активности.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.

О важности игр в жизни человека очень хорошо говорит одна фраза А. Эйнштейна: «Теоретическая физика- это детские игрушки по сравнению с игрой».

Игра- это свободная, интересная, доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития личности ребенка в целом, развивая его сознание.

С помощью игр ребенок общается с миром, познает его, выявляет причинно- следственные связи. Игры развивают фантазию и творчество. Если игру поставить в строго определенные рамки, то дети теряют ней веселость. Самая веселая игра та, в которой проявляются воображение, творческий подход и самостоятельность.

В Древней Греции, например, игры стояли в одном ряду с умственным и эстетическим воспитанием.

В процессе игр решаются самые разнообразные задачи- гигиенические, образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.

В игре можно диагностировать психосоматические проблемы ребенка, игрой можно корригировать имеющиеся проблемы- недаром широкое развитие в реабилитации детей получила игротерапия (термин «игровая терапия» был введен в 1919 году Мелани Клейн).

Игра- активнейшая форма человеческой деятельности, являющаяся основное средство не только физического воспитания, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Проводимая по схеме ученик – учитель – ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит активизация деятельности учеников на уроке.  А соревновательный элемент в работе, возможность посовещаться, дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.

Во время игры учащиеся действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств: выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ему расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.

Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность учащихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на за­нятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

На уроках физического воспитания (физической культуры) различного рода играм отводится достаточно много времени. Но, чтобы игровая деятельность была наиболее эффективна и позволяла достичь необходимого результата, следует применять определенные требования, которые были выведены П. Ф. Лесгафтом и не утратившими своей актуальности до сих пор:

1. установление цели перед каждой игрой;

2. соответствие игр силам и способностям детей;

3. обеспечение положительного эмоционального воздействия;

4. систематичность и последовательность проведения игр;

5. побуждение играющих к проявлению активности и самостоятельности (при направляющей роли педагога).

Таким образом, посредством игровой деятельности на занятиях физическим воспитанием можно решать множество задач:

1. Укреплять здоровье детей;

2. Осваивать основные двигательные навыки и умения;

3. Предупреждать развития нарушений, связанных со сниженной двигательной активностью;

4. Активизировать функции дыхательной, сердечно- сосудистой и сенсорных (зрение, слух, осязание) систем организма детей;

5. Корректировать психосоматическое и психоэмоциональное состояние;

6. Переносить знания, умения и навыки, приобретенные в процессе занятий в повседневную жизнь вне школы.

Во избежание усталости обучающихся, учитываются факторы, которые противостоят стрессу и усталости:

- позитивный и доброжелательный настрой на работу,

- учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,

- чередование видов деятельности в течение урока (индивидуальная работа, работа в парах, группах)

- положительная мотивация, создание ситуации успеха для каждого ученика,

- психологическая атмосфера.

Физкультурно-оздоровительная и игровая деятельность являются одними из важных компонентов в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Игровые технологии на уроках физической культуры

Данный материал содержит презентацию и фотографии по теме....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....