Рабочая программа по шахматам 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Кудрина Ирина Алексеевна

Рабочая программа по шахматам 5 класс 2020-2021 (ФГОС, Чернышев П.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._shahmaty_rp_2020-21.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Высокинская средняя образовательная школа»

Лискинского района Воронежской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

    _____________/

Протокол № 1

от «28»  августа 2020 г.

«Согласовано»

заместитель директора

________/Волкова С.А./

«28» «августа » 2020 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_________ /Гошкова М.И. /

«28»  «августа» 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу

«Шахматы»

Класс: 5

Количество часов: 17

Учитель: Кудрина И.А.

с. Высокое

2020 -2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Планируемые результаты изучения факультатива
  2. Содержание факультатива
  3. Тематическое планирование

        Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

        В нашей школе на базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «ТОЧКА РОСТА» дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.

 

  1. Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. Личностные:

5 класс

Обучающийся научится:

  • ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительно относиться к отечеству, осознать свою гражданскую идентичность;
  • осознано, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • пространственному воображению;
  • действовать в уме;
  • освоит социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • осознать ценность здорового и безопасного образа жизни;
  1. Метапредметные:

5 класс

Обучающийся научится:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

        В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Регулятивные УУД
  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

5 класс

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебнойи познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  1. Познавательные УУД
  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

5 класс

Обучающийся научится:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет;
  • определять логические связи между предметами;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  1. Коммуникативные УУД
  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

5 класс

Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать конраргументы, перефразировать свою мысль;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  1. Предметные:

5 класса

Обучающийся научится:

  • правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.;
  • определять ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а другие  — слабее;
  • понимать цель игры;
  • ставить мат.

    Обучающийся получит возможность научиться:

  • элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;
  • разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;
  • составлять простейшие планы в миттельшпиле, например, матовая атака на короля или размены с переходом в выигранное         окончание;
  •  ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами.

    Обучающийся получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • записывать шахматную партию;
  • пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;
  • понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.

  1. Содержание тем учебного курса «Шахматы» (5 класс)

Введение. История шахмат 1ч.

 История шахмат, их эволюция. Многовековой опыт и культурное наследие игры.

 Шахматная доска и шахматное войско 2ч.

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центр шахматной доски, центральные поля. Края доски. Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.

Ходы фигур и пешек 3 ч.

Ходы и взятия шахматных фигур и пешек. Король: ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знания правил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов. Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигур соперника своей ладьей за минимальное количество ходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьей до определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля). Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поля на другое. Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем. Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поиск оптимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое. Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки от остальных фигур. Тематические задачи на закрепление темы.

Цель шахматной игры 4 ч.

 Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха. Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны. Двойной шах как разновидность вскрытого шаха. Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек 2 ч.

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другие фигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи, когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.

Ничья 2ч.

Все варианты, при которых в шахматной партии фиксируется ничья. пат как одна из разновидностей ничьей. Недостаток материала для матования (например, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шах как частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур 1ч.

Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.

Элементарные шахматные приемы 2ч.

   Вилка: определение, примеры применения вилки. Связка: определение, тематические примеры применения связки.                                                                              

Самостоятельные работы:

  1. Самостоятельная работа «Ходы и взятие фигур»
  2. Самостоятельная работа «Мат или шах»

Контрольные работы:

  1. Итоговая контрольная работа

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение. История шахмат

1

2

Шахматная доска

1

1

3

Ходы фигур и пешек

1

2

4

Цель шахматной игры

2

2

5

Необычные ходы шахматных фигур и пешек

1

1

6

Ничья

1

1

7

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур

1

8

Элементарные шахматные приемы

1

1

Итого: 17

9

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...

Рабочая программа по шахматам 6 класс

Рабочая программа по шахматам 6 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...

Рабочая программа по шахматам 9 класс

Рабочая программа по шахматам 9 класс (ФГОС, Чернышев П.А.)...

Рабочая Программа курса шахмат 2-4 класс

Рабочая программа по шахматам...

Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы.

Рабочие программы по шахматам. 5-11 классы....

Рабочая программа по шахматам 5-8 класс

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению“Шахматы в школе” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культурыздоровья и неотъемлемой частью все...