Рабочая программа "Лечебная физическая культура", 1-11 класс
рабочая программа по физкультуре

Кузнецова Светлана Николаевна

Рабочая программа для обучающихся специальной медицинской группы здоровья "Лечебная физическая культура"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение « Куртамышская СОШ № 1»

Рабочая программа для учащихся 1-11 классов

Физическая культура в специальной медицинской группе

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа подготовлена на основе примерной программы составленной А. П. Матвеевым (руководитель), Л.В. Каверкиной, Т.Н. Казаковой, Н. В. Крюковой, Н. Н. Назаровой и Т.В. Петровой с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся общеобразовательной школы по физической культуре.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в общеобразовательной школе является двигательная деятельность с развивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В связи с этим

настоящая программа по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в своих целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья, которые относительно часто встречаются у современных школьников. Как результат этого, предлагаемая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  • повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
  • совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании , обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок  спортивных  и  подвижных игр;
  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки, спортивные и подвижные игры.

Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся общеобразовательной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:

- направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;

- Направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);

- направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и результаты деятельности) и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся младшего школьного возраста, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;

- направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельной деятельности;

- направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

Структура и содержание учебной программы задаются в конструкции физкультурно-оздоровительной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание первого раздела («Основы знаний о физической культуре») представлено в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Следующий раздел «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности, контроле за ее результатами.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные и подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.

В заключительном разделе «Требования к качеству освоения программного материала» приводятся «индикаторы» проверки подготовленности учащихся по основным позициям программы. Эти «индикаторы» позволяют достаточно объективно и оперативно оценить успехи учащихся в овладении предметным содержанием и вносить при необходимости коррективы в образовательный процесс.

В отличие от прежних учебных программ в данной программе общеразвивающие упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел, которым завершается изложение программного материала, распределенного по годам обучения. Включенные в этот раздел физические упражнения по своему структурному содержанию соотносятся с видами спорта и сгруппированы по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такой подход в распределении программного содержания позволяет учителю самому отбирать общеразвивающие упражнения, исходя из показаний здоровья и физической подготовленности учащихся, степени освоенности этих физических упражнений, а также общей логики построения процесса обучения.

Задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:

  • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  • улучшение показателей физического развития;
  • освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств
  • ;постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • закаливание  и повышение сопротивляемости  защитных сил организма;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  • овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания;
  • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

                 -     соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха,                                                                              полноценного и рационального питания

Организационно - методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам школ, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование СМГ проводится врачом (фельдшером) с обязательным участием преподавателя физкультуры. Медицинский работник после медосмотра передает (пофамильно) списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации  занятий с детьми, отнесенными к СМГ. Расписание занятий утверждается приказом. Занятия должны проводиться по специальному расписанию 2 раза в неделю по 40 минут. Занятие проводит учитель физкультуры, имеющий специальную подготовку. Комплектование СМГ перед новым учебным годом осуществляется с учетом возраста, диагноза, показателей физической подготовленности, функционального состояния и выраженности патологического процесса.

 Учащиеся  объединяются в группы по характеру заболевания:

  • с заболеваниями внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной  и эндокринной систем;
  • с нарушением органов зрения и функциональными расстройствами нервной системы;
  • с нарушением  функции опорно-двигательного аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата, органическими заболеваниями нервной системы.

 Выделять следующие возрастные группы, не зависимо от заболевания:

от 7 до 10 лет   – младшая;

от 11 до 13 лёт – средняя;

от 14 и старше – старшая;

При невозможности выделить специального педагога для СМГ, занятия с такими учащимися можно проводить:

  • вместе с  основной группой (но не желательно), но по другой специальной программе под постоянным контролем педагога.
  • В домашних условиях, в виде домашних заданий (в исключительных случаях).

Наполняемость групп не менее 10 человек, но не более 15 человек. Если у школьных врачей возникает сомнения по определению медицинской группы, то назначается консультация врачей врачебно-физкультурного диспансера.

Требования к уровню подготовки обучающихся в СМГ «А»,

 освоивших полный курс программы.

В результате освоения полного курса физической культуры обучающийся, должен: 

Знать/понимать:

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,   организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

- элементарные основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;                                                                                                                                                                           - некоторые способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

Уметь:

-составлять и выполнять простейшие комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

-выполнять  легкоатлетические упражнения ,гимнастические  (комбинации), технические действия спортивных игр;

-выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья;

-осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

Использовать  приобретенные  знания и умения в практической  деятельности и повседневной  жизни для

-проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических  качеств,  совершенствованию  техники  движений;      

-включения занятий физической культурой  в активный отдых и досуг.

Аттестация этих обучающихся проводиться по бальной системе, где применяется « Индивидуальная накопительная ведомость обучающихся в СМГ».  Оценивание таких детей  проводится в первую очередь по их успехам в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении оценки (сумма баллов)  необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать такой подход в оценивании, чтобы стимулировать его к дальнейшим занятиям физической культурой. Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики индивидуальной физической подготовленности, прилежания и посещения занятий. Основной акцент должен быть направлен на динамику  физических возможностей и стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены педагогом и сообщены родителям, выставляется положительная оценка. Положительная оценка должна быть выставлена и тем занимающимся, которые не показали положительной динамики в физическом развитии, но регулярно посещали занятия по физической культуре, старательно выполняли задания педагога, овладев доступными для него навыками, необходимыми знаниями в области физической культуры. В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускники общеобразовательных  школ могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору. Экзамен целесообразно проводить по билетам.

                                        Особенности построения урока в СМГ:

1. Подготовительная часть  до 20 минут – в начале урока производится подсчет пульса, затем используются упражнения дыхательного и общеразвивающего характера, которые в начале занятия выполняются в медленном темпе, затем  в среднем. Нагрузка медленно повышается, применяются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Не рекомендуется использовать большое количество новых упражнений и интенсивных нагрузок. Каждое упражнение повторяется сначала 4-5 раз, затем 6-8 раз (упражнения для крупных мышц рук, ног и туловища).Имея индивидуальные карточки по заболеваниям, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения.

2. Основная часть урока до 15 минут - отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах возможностей ребенка, основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости. Большое внимание уделяется улучшению координации, умению красиво двигаться. Для решения этого можно использовать: бег (отрезки по 20-30 метров), чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, упражнения на равновесие, на снарядах, Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты.

3. Заключительная часть  3-5 минут - используются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Основная задача - способствовать восстановлению сдвигов функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой в основной части урока (простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения).

Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что предполагает:

  • дозирование нагрузки на уроке за счет усложнений или упрощения упражнений;
  • учет противопоказаний к занятиям отдельными видами упражнений;
  • подсчет пульса на каждом уроке.

Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформлен, чтобы дети забыли о своих недугах и смогли бы реализовать свои физические возможности. Учащиеся СМГ - от сдачи любых нормативов освобождаются.

Основные требования к уроку СМГ:

 1. Необходимо учитывать следующее:

Для СМГ "А" занятия должны проводиться при частоте пульса 120-130 уд./мин. в начале четверти, а к концу первой четверти довести интенсивность физических нагрузок в основной части урока до 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд./мин. самые оптимальные для кардио-респираторной системы и дают хороший тренирующий эффект. При планировании физической нагрузки, учителя должны учитывать, что при одних и тех же упражнениях, у девочек пульс на 5-10 уд./мин выше, чему мальчиков. Такое существенное влияние на частоту пульса оказывает и эмоциональное напряжение " учащихся. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 уд/мин. После окончания занятий пульс у основной части занимающихся за 5-10 мин. должен вернуться к исходным данным, а после 1-1,5 месяцев систематических занятий и ускорению восстановления (в норме 3-5 минут).                                                    Особое внимание на занятии должны занимать Общеразвивающие и специальные дыхательные упражнения. Дети, отнесенные к спец. мед. группе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо, в первую очередь, обучение правильному дыханию - это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры.                                                                     Обучение рациональному дыханию способствует:

  • быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы;
  • улучшению окислительно - восстановительных процессов в организме;
  • повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;
  • общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма.

При небольшой нагрузке вдох следует проводить через нос, выдох через рот. Начинать обучение правильному дыханию надо с первых уроков, при самых простых упражнениях в заданиях, вдох через нос и выдох через рот: вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях рук: дыхание при приседании, наклонов туловища, дыхание во время ходьбы в различных темпах с различными сочетаниями количества шагов, вдоха- выдоха, например: на 3 шага - вдох, на 3 – выдох, на 4 шага - вдох, на 4 - выдох. Обращать внимание на то, что чем активнее выдох, тем глубже вдох. Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений может быть: 1:1; 1:2; 1:3; 1:4.....При выполнении физических упражнений не следует задерживать дыхание. Необходимо научить учеников дышать через нос, глубоко, ровно, сочетая вдох и выдох с движением. Особое внимание уделяется выдоху, надо научить делать выдох наиболее полно и по возможности до конца. После относительно трудного упражнения обязательно делается пауза, во время которой следует медленно ходить, стараясь дышать глубоко, ритмично. Необходимо обучить детей грудному, диафрагмальному и смешанному типу дыханий. Приступая к занятиям, учитель должен помнить, что уроки необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, а при возможности - на открытом воздухе. В процессе урока необходимо делать 2-3 паузы по 1-2 минуте для отдыха, лучше отдыхать лежа или сидя. Следует научить детей полному расслаблению мышц. Все движения выполняются спокойно, плавно, без лишнего напряжения. Переходить из одного исходного положения в другое, учащиеся должны не спеша, избегая резких движений.

 Воспитание правильной осанки, является одной из основных задач программы физвоспитания. Необходимо приучить детей правильно ходить, стоять, сидеть. Уроки должны включать не менее 10-12 упражнений для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих формированию крепкого "мышечного корсета", применяя принцип "рассеянности" нагрузки на различные группы мышц. Учитель должен обращать внимание на положение головы, работу рук, туловища, ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки. Правильная осанка обеспечивает правильную работу опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Индивидуальный подход к занимающимся на основе учета состояния здоровья, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психических особенностей нервной деятельности. В СМГ могут быть учащиеся различного возраста с разными отклонениями в состоянии здоровья и различным уровнем физической подготовки. Очень трудно в этом случае подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся. Эту задачу педагог должен решать за счет наиболее правильного построения занимающихся, дифференцированного подбора исходных положений, амплитуды движения, дозировки, усложнения или упрощения упражнений и т.д.

Например, построение на таких уроках проводится не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - менее. Это позволяет дать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей (например, учащиеся на правом фланге продолжают приседания, а на левом - отдыхают). Перед каждым уроком определяют пульс, учащиеся с пульсом выше 90 уд/мин., ставят на левый фланг. При проведении эстафет, более подготовленные стоят в начале шеренги  (они начинают и заканчивают эстафету). Результат занятий во многом зависит от такта, наблюдательности преподавателя, его умения определить нагрузку и ход развертывания кривой нагрузки урока. Влияние  физической нагрузки каждого урока на организм определяется по данным пульса, наличию субъективных данных, иногда артериального давления. Осторожное  и постепенное увеличение физической нагрузки, как на каждом занятии, так и на протяжении всего периода лечения. Постепенность достигается переходом от простого к сложному, и от знакомого к незнакомому.

Дозирование нагрузок проводится:

  • по выбору исходного положения
  • количеству повторов
  • активности выполнения
  • темпу
  • амплитуде движения
  • сложности выполнения
  • наличие эмоционального фактора
  • количеству дыхательных упражнений
  • использование предметов, тренажеров

 Большое значение  при занятиях  со СМГ имеет систематическая информация об улучшении состояния здоровья занимающихся по данным медосмотров, а также проведение тестов физической подготовленности в определенных упражнениях, когда на конкретных примерах заметен рост результатов. Это побуждает к дальнейшим активным занятиям.

Доступность физических упражнений  имеет большое значение для воспитания  уверенности в своих силах. Преодоление трудностей  должно стимулировать беспрерывное  повышение функциональных способностей и физической  подготовки. При обучении в специальной группе  с первых занятий по физвоспитанию следует добиваться правильного усвоения основных упражнений и особенно правильного сочетания движений с дыханием. Поэтому темп урока в первые занятия медленный. Успешность обучения зависит от частоты повторений (не менее 3-4 раз) и качества выполнения того или иного упражнения. Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформленным. Необходимо, чтобы эти дети забыли о своих недугах, уроки в СМГ были уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Можно в уроки включать подвижные игры, элементы танцев, аэробики. Желательно уроки проводить под музыкальное сопровождение. Специально подобранная музыка положительно стимулирует физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой. Эффективность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематических занятий (3-5 раз в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами. В течение всего урока педагог контролирует общее состояние учащихся: по внешнему виду, пульсу, дыханию.

Главным признаком утомления являются понижение работоспособности в результате физических упражнений. Внешне это проявляется в ослаблении внимания, рассеянности, заметных нарушений правильного выполнения упражнений. Движения становятся менее точными, вялыми, неуверенными, ухудшается двигательная координация, появляются жалобы на общее недомогание, головную боль, бледность кожных покровов и слизистых оболочек. Педагогу надо помнить, что внешние признаки утомления выявляются уже тогда, когда они значительно выражены, т.е. субъективные жалобы обычно запаздывают из-за эмоционального подъема и возбуждения.

Небольшие признаки утомления вполне допустимы на уроках СМГ (это легкое покраснение кожи, незначительная потливость, лицо спокойное, дыхание учащается незначительно, оно ровное, координация движений четкая, бодрое выполнение команд). А если учитель заметил признаки утомления средней степени или выявил жалобы на плохое самочувствие, он должен направить ученика к врачу.

                                                      Годовой учебный план - график

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

1.

Основы знаний

В процессе урока

2.

Лёгкая атлетика

16

16

16

3.

Гимнастика

15

15

15

4.

Лыжная подготовка

14

14

14

5.

Волейбол (пионербол)

10

10

10

6.

Подвижные игры

6

6

6

7.

Бадминтон

7

7

7

8.

Оздоровительная, корригирующая гимнастика

В процессе урока

Всего часов:

68

68

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программный материал для учащихся начальных классов

Основы знаний о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека.

Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.

Физические упражнения, их разновидности (общеразвивающие, подводящие, соревновательные) и правила выполнения.

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, их история и основные различия (правила игры).

Способы деятельности

Индивидуальные занятия комплексами ЛФК (с учетом медицинских показателей).

Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств.

Выполнение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игр: бадминтона, пионербола, подвижных игр.

Графическая запись физических упражнений (комплексов).

Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Проведение элементарных соревнований.

Физическое совершенствование.

Оздоровительная и корригирующая гимнастика.

Комплексы упражнений: упражнения на профилактику нарушения осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, развитие равновесия; упражнения на согласование движений и дыхания, с разным типом дыхания, с произвольным усилением и задержкой дыхания; упражнения на развитие «активной» и «пассивной» гибкости (для верхних и нижних конечностей с большой амплитудой движения, для позвоночника с большой амплитудой движений), на напряжение и расслабление мышц различных звеньев тела и мышц туловища.

Ритмическая гимнастика: комбинации из общеразвивающих и танцевальных упражнений, стилизованных передвижений ходьбой, прыжками, бегом, выполняемых под музыкальное сопровождение.

Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача и методиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

Физическая подготовка

Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией, по кругу, по диагонали и «противоходом». Акробатические упражнения: из положения лежа на животе последовательное поднимание головы и ног; прогибание («лодочка»); из положения лежа на спине группировка; перекаты на спине в группировке; прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед; висы (стоя, лежа, на руках). Прикладные гимнастические упражнения: танцевальные упражнения (на три счет); передвижение прыжками вперед с опорой руками о гимнастическую скамейку (по типу «чехарда»); прыжок на горку матов и в глубину; передвижение по гимнастическому бревну (высота 20, 30 см) с предметами и без предметов; горизонтальное передвижение по гимнастической стенке; лазание по гимнастической стенке одноименным способом в чередовании с разноименным (вверх одним способом, а вниз — другим и наоборот); ходьба по наклонной скамейке (вверх и вниз).

Легкая атлетика: ходьба с изменяющейся скоростью передвижения в сочетании с непродолжительным равномерным бегом с невысокой скоростью, восхождение на пологую горку и спуск с горки; бег — низкий старт с последующим ускорением, бег с изменением темпа шагов и скорости передвижения, пробегание 30-метровой дистанции без оценки на время; броски большого мяча (баскетбольного) на дальность способом снизу из положения стоя и способом сверху из положения сидя, метание малого мяча в вертикальную мишень способом «из-за головы» стоя на месте; прыжки на месте и с поворотом на 90 и 180° на точность приземления, вперед, левым и правым боком по разметкам, в длину с прямого разбега.

 Бадминтон: стойка игрока; хват ракетки; передвижения; передача волана, передача волана в движении; игра через сетку

 

Пионербол: стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами, правым, левым боком; сочетания способов перемещений (бег, остановки); передача и ловля мяча двумя руками; подачи мяча; игра по упрощённым правилам.

Лыжные гонки: передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременно - двушажным ходом; повороты при спуске способом «полуелочка»; торможение способом «полуплуг»; подъём способом лесенка.

Подвижные игры: на материале гимнастики с основами акробатики («Парашютисты», «Сюжетные игры по станциям», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча»); на материале легкой атлетики («Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», различные варианты эстафет); на материале лыжной подготовки («Встречные эстафеты», «За мной»). На материале спортивных игр: пионербол — ловля мяча снизу двумя руками, передача сверху двумя руками вперед-вверх, бросок мяча на дальность. Подвижные игры («Не давай мяча водящему», «Круговая лапта»).

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся начальных классов должны

Иметь представления:

  • о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
  • об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол.

Уметь:

  • выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в зависимости от медицинских показателей);
  • выполнять комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
  • составлять и выполнять комплексы упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
  • проводить закаливающие процедуры способом обливания под душем;
  • вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств, в следующих контрольных упражнениях:

  • гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками стоп);
  • быстрота (по выбору) — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см); «темпинг-тест» (количество окрестных касаний поверхности листа бумаги карандашом за 10 с);
  • выносливость — равномерный бег, 300 м;
  • сила — прыжок в длину с места, см;
  • координация — метание малого мяча на точность.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 4 класса должны знать и иметь представления:

  • о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
  • о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
  • о физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования);
  • о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, о профилактике травматизма.

Уметь:

  • вести дневник самонаблюдения;
  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
  • определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте сердечных сокращений);
  • организовывать подвижные игры с выбором ведущего;
  • выполнять технические действия игры в футбол, баскетбол и волейбол, играть по упрощенным правилам;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.

Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств, в следующих контрольных упражнениях:

  • сила — подтягивание туловища из виса лежа (количество раз);
  • гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
  • быстрота (по выбору) — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см); прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 20 с строго по диагностике);
  • выносливость — равномерный бег, 400 м;
  • координация — метание малого мяча с разбега на точность попадания в вертикальную мишень фиксируется расстояние от мишени).

Общеразвивающие упражнения 1

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: ходьба с включением широкого шага, в приседе; взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в основной и широкой стойке и в седах на полу; «выкруты» с гимнастической палкой и скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки; комплексы упражнений, включающие максимальное сгибание и прогибание туловища.

Развитие координации: передвижения с «резко» изменяющимся направлением движения, остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с изменяющимся положением рук, темпом и длиной шагов, правым и левым боком; воспроизведение заданной игровой позы по заданию; подвижные игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя, лежа и сидя); жонглирование малыми предметами (малыми мячами); упражнения с асимметричными и последовательными движениями руками и ногами; прыжки из разных исходных положений и в разных направлениях по намеченным ориентирам и «по сигналу».

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с контролем позы; виды стилизованной ходьбы под музыку; упражнения на контроль ощущений (постановка головы, плеч, позвоночного столба); комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей; общеразвивающие упражнения на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы); лазанья по гимнастической стенке с дополнительным отягощением; передвижения по наклонной гимнастической скамейке с дополнительным отягощением; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание в упоре, лежа на гимнастической скамейке; прыжки на гимнастическом мостике вверх, вперед толчком одной и двумя ногами.

1 Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач уроков и логики прохождения учебного раздела «Физическое совершенствование».

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной, двух ногах, поочередно на правой и левой ноге; старты из разных исходных положений с последующим переходом на ходьбу.

Развитие быстроты: броски в стенку и ловля малого мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; передача волейбольного мяча в быстром темпе в парах, тройках, стоя на месте и в движении, сидя на полу.

Развитие выносливости: равномерная ходьба; равномерный бег в режиме умеренной интенсивности; равномерный бег по дистанции, чередующийся с ходьбой и выполнением дыхательных упражнений.

Развитие силовых способностей: броски набивного мяча (1 кг) в парах, тройках, по кругу, из разных исходных положений, одной и двумя руками, стоя на месте и в движении, сидя на полу; прыжки в высоту с места с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с касанием рукой ориентиров, расположенных на разной высоте; запрыгивание и последующее спрыгивание с горки матов; спрыгивание и последующее запрыгивание на горку матов.

На материале лыжных гонок

Развитие координации: упражнения в переносе веса тела с лыжи на лыжу (на месте и в движении); комплексы обще развивающих упражнений, стоя на лыжах; поочередное скольжение на правой и левой лыже, после двух-трех шагов разбега; спуск с горы с изменяющимися стойками; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: повторное передвижение на лыжах с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы с11-13лет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5-8 классов

Основы знаний о физической культуре

Физическая подготовка как процесс регулярных занятий физическими упражнениями. Понятие о физической нагрузке (объем, продолжительность, интенсивность). Правила чередования нагрузки и отдыха во время занятий физическими упражнениями. Общая характеристика занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой, их построение и содержание, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки. Олимпийские игры, роль Пьера де Кубертена в их возрождении. История развития олимпийского движения в России. Успехи отечественных спортсменов на современных олимпийских играх. Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию, одежде и месту проведения занятий.

Способы деятельности

Занятия индивидуальной физической подготовкой, корригирующей и оздоровительной гимнастикой по планам, составленным учителем (с учетом индивидуально технической и физической подготовленности, медицинских показаний).

Подготовка мест занятий при выполнении комплексов упражнений для развития основных физических качеств, формирования осанки и телосложения (расположение инвентаря и оборудования, места отдыха после выполнения упражнений, использование средств техники безопасности: гимнастических матов, гимнастических скамеек, специальных стеллажей для хранения инвентаря и т. п.). Приемы страховки и самостраховки при совершенствовании двигательных действий. Измерения частоты сердечных-сокращений во время выполнения упражнений в восстановительный период после занятия.

Физическое совершенствование

Оздоровительная и корригирующая гимнастика

Упражнения с предметами: общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой, гимнастической скакалкой и гимнастическим обручем; упражнения на осанку с удержанием груза на голове, стоя на месте (движения руками и ногами с разной амплитудой и направлением) и в движении без преодоления и с преодолением препятствий (перешагивание через гимнастическую палку и набивные мячи, передвижение по ровной и наклонной поверхности).

Упражнения с малыми мячами: подбрасывание и ловля мяча правой и левой рукой стоя на месте, с поворотами; подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой, стоя на месте и с поворотами; подбрасывание и ловля мяча с руки на руку, не сгибая рук в локтях (броски и ловля кистями рук); бросок мяча в стену одной рукой и ловля его после отскока двумя и одной, после поворота кругом; броски мяча в пол и ловля его с отскока поочередно правой и левой рукой, стоя на месте, с поворотами; бросок мяча вверх и ловля его двумя и одной рукой во время ходьбы; бросок мяча в пол и ловля его после отскока во время ходьбы.

Упражнения с небольшими набивными мячами: броски и ловля мяча двумя руками от груди, из-за головы, в парах и тройках (сидя, стоя на месте и при передвижении приставными шагами правым и левым боком); подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его стоя на месте и с поворотом кругом; броски мяча снизу двумя руками на дальность; бросок мяча снизу двумя и одной рукой в мишень, расположенную на полу.

Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки: держась за рейку, наклоны вперед и назад, в правую и левую сторону; держась за рейку, маховые движения ногами с максимально возможной амплитудой движения; сгибание и разгибание рук стоя, опираясь на рейку гимнастической стенки. Лазание с изменяющимся направлением передвижения (по прямой, вверх и вниз, по диагонали), передвижение по горизонтали приставными шагами.

Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке: Общеразвивающие упражнения, сидя на скамейке верхом (движения головой, руками, туловищем, ногами); сидя на скамейке, продольно с опорой сзади (спереди) поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног, продольные и скрестные движения ногами (согнутыми в коленях и прямыми); прыжки через скамейку поперек с опорой на руки. Подтягивание туловища из положения лежа вдоль на животе.

Совершенствование техники: ранее разученные упражнения программного материала начальной школы.

Упражнения из ЛФК: комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями врача и методиста ЛФК (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний).

Физическая подготовка

Гимнастика с основами акробатики1: группировки, седы, перекаты в группировке; переворачивание на спину и обратно из положения лежа на животе; прыжки на месте с поворотами и продвижением вперед (назад); упражнения с использованием ранее освоенных способов стилизованной ходьбы; стилизованно оформленные общеразвивающие упражнения.

Упражнения в прыжках: прыжки по разметкам толчком одной и двумя ногами с продвижением вперед и в сторону; прыжки через скакалку с промежуточным прыжком на двух и одной ноге, стоя на месте и с продвижением; прыжок на гимнастического «козла» в ширину в упор присев, соскок из упора присев (девочки); прыжок через гимнастического «козла» в ширину способом «ноги врозь» (мальчики).

Упражнения на гимнастических снарядах: упражнения на гимнастическом бревне (девочки) — передвижения разными способами ходьбы с большой амплитудой движений и поворотами, поочередное равновесие на правой и левой ноге, в положении стойка — круговые движения руками, соскок; упражнения на низкой перекладине (мальчики) — из виса присев упор на руках с последующим разведением и сведением ног, соскок с опорой на руку. Низкая перекладина (брусья) — смешанные висы стоя, лежа, присев, с движением рук и ног (с отпусканием правой левой руки, с поочередным отведением ног в стороны и назад, с разведением ног вперед-назад, в стороны, поочередным и одновременным сгибанием ног, подниманием ног, согнутых в коленях).

1 Акробатические комбинации разрабатываются учителем в зависимости от уровня физической подготовленности учащихся и качества освоения ими физических упражнений.

Лыжные гонки: попеременно - двушажный ход, повороты способом «полуплуг», подъемы способами «елочкой» и «лесенкой», торможение способом «плуг», передвижение на лыжах по дистанции с равномерной скоростью (от 500 до 1000 м).

 Легкая атлетика: бег с равномерной скоростью (до 300 м); подъем и спуск ходьбой по небольшому пологому склону ,высокий старт с опорой на одну руку с последующим небольшим ускорением, прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», прыжок в длину с разбега способом согнув ноги, метание малого мяча с разбега на дальность и в цель, по движущейся мишени (катящемуся баскетбольному мячу).

Спортивные игры (волейбол): перемещение в стойке приставными шагами лицом вперёд, сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх), передачи мяча сверху Совершенствование техники: ранее разученные упражнения.

Бадминтон: подача волана, передача волана в движении, игра через сетку, одиночна, парная, смешенная игра.

Подвижные игры: «Снайпер», «Эстафеты», «Полоса препятствий», «Что изменилось?», «Ястреб», «Выбей мяч из круга».

Комплексы общеразвивающих упражнений: упражнения на избирательное развитие основных физических качеств, на профилактику нарушения осанки.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 10-13лет специальных медицинских групп должны

 Иметь представление:

  • о правилах и способах разучивания двигательных действий;
  • о правилах и способах развития физических качеств.

Уметь:

  • выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;
  • выполнять комплекс упражнений с гимнастическим обручем, включая его вращение руками и туловищем (девочки);
  • выполнять акробатическую комбинацию, включающую стилизованно оформленные передвижения ходьбой и прыжками, общеразвивающие упражнения, перекаты и кувырки (мальчики — с учетом состояния здоровья);
  • выполнять комбинацию на гимнастическом бревне, включающую стилизованные передвижения ходьбой и бегом, повороты и равновесие (девочки — с учетом состояния здоровья);
  • выполнять опорный прыжок с разбега через гимнастический «козел» (мальчики).

Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств, в следующих контрольных упражнениях:

  • гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
  • быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
  • выносливость — бег в спокойном темпе;
  • сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.

Содержание программы

9 -11 классов

Основы знаний о физической культуре

Понятие об утомлении и переутомлении, активный и пассивный отдых. Чередование нагрузки и отдыха как фактор оптимизации работоспособности человека. Общая характеристика и причины возникновения профессиональных заболеваний. Современные системы физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их оздоровительное и прикладное значение.

Правовые основы физической культуры (извлечения из закона Российской Федерации «О физической культуре»). Роль и значение занятий физической культурой для сохранения творческой активности и долголетия, поддержания репродуктивной функции человека. Расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Руфье. Технология планирования и контроля в системе регулярных оздоровительных занятий, основывающихся на состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности (общие представления).

Способы деятельности.

Определение индивидуального «индекса здоровья» (проба Руфье).Оценка эффективности занятий физическими упражнениями по внешним признакам, показателям самочувствия и частоте сердечных сокращений (пульс).Разработка системы индивидуальных занятий производственной гимнастикой в режиме дня (в школе и вне школы).Разработка системы занятий корригирующей гимнастикой (на развитие гибкости, формирование телосложения и осанки).Аутогенная тренировка и приемы релаксации.

Физическое совершенствование

Здоровье формирующие системы физического воспитания Оздоровительная аэробная гимнастика: композиции из упражнений локального воздействия на различные группы мышц с силовой направленностью; упражнения на гибкость с растяжением и произвольным напряжением мышц; стилизованные общеразвивающие упражнения с большой амплитудой движений в сочетании с дыхательными упражнениями; стилизованные способы ходьбы и бега, выполняемые в умеренном темпе (девушки).

Атлетическая гимнастика: физические упражнения (в системе оздоровительных занятий), в том числе с дополнительными внешними отягощениями и использованием тренажерных устройств, локального и избирательного воздействия на развитие силы основных мышечных групп в сочетании с произвольным дыханием (юноши).

Упражнения из ЛФК: комплексы упражнений, разрабатываемые в соответствии с рекомендациями врача и методиста ЛФК (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний).

Физическая подготовка

Общая профессионально-прикладная физическая подготовка: комплексы производственной гимнастики, направленные на оптимизацию умственной и физической работоспособности; комплексы упражнений аутогенной тренировки и релаксации; упражнения в преодолении полосы препятствий, включающие разные способы ходьбы, бега, прыжков, лазаний и перелазаний (в соответствии с состоянием здоровья).

Учебные темы по выбору:

  • легкая атлетика — совершенствование индивидуальной техники в беге, прыжках в длину и высоту (на материале основной школы);
  • лыжная   подготовка  —  совершенствование техники ранее освоенных лыжных ходов, спусков, торможений и подъемов (на материале основной школы);
  • спортивные игры (волебол) — совершенствование технико-тактических действий с мячом и без мяча в игре по упрощенным правилам (на ограниченной спортивной площадке, с сокращением продолжительности игры, возможностью относительно частой замены игроков и т. п.);
  • бадминтон — совершенствование технико-тактических действий с воланом в игре по упрощенным правилам (на ограниченной спортивной площадке, с сокращением продолжительности игры, возможностью относительно частой замены игроков и т. п.).

Комплексы общеразвивающих упражнений: на избирательное развитие основных физических качеств.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 14 -лет и старше должны развить следующие компетентности в физкультурно-оздоровительной области.

Здоровье сберегающая компетентность

Знать:

  • смысл статей закона Российской Федерации «О физической культуре», регулирующих права граждан на занятие физической культурой;
  • индивидуальные медицинские показания, особенности физического развития и физической подготовленности ;
  • основные подходы к индивидуализации занятий оздоровительной физической культурой с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

  • определять «индекс здоровья»;
  • планировать занятия по выполнению комплексов физических упражнений ЛФК, исходя из состояния здоровья, уровня физического развития и физической работоспособности;
  • выполнять индивидуально подобранные композиции аэробной гимнастики (девушки);
  • выполнять индивидуально подобранный комплекс упражнений атлетической гимнастики (в системе оздоровительных занятий по формированию телосложения) на развитие отдельно взятых мышечных групп (юноши).

Компетентность в физическом самосовершенствовании

Знать: особенности организации индивидуальных занятий по физической подготовке, правила безопасности на занятиях в спортивных залах и на открытых спортивных площадках.

Уметь:

  • выполнять комплексы упражнений, направленных на индивидуальное развитие основных физических качеств с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • технически правильно выполнять упражнения и двигательные действия в избранном виде спорта.

Демонстрировать физическую подготовленность

по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:

  • гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
  • быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
  • выносливость — бег в спокойном темпе;
  • сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.

Распределение учебного материала по разделам и темам.

Содержание занятий

часы

7-10 лет

11-13 лет

14- и старше

  

Инструктаж по технике безопасности на уроках

 

Легкая  атлетика / 8 часов/

2

Повторение технике низкого старта, бег 30 метров.

Повторение технике высокого старта с последующим ускорением.

Совершенствование технике высокого старта с последующим ускорением.

2

Обучение технике ходьбы с изменяющейся скоростью.

Сочетание ходьбы и бега /20 и 20м/

Сочетание ходьбы и бега /30 и 30м/

2

Обучение технике бега с изменением темпа.

Сочетание ходьбы и бега /300 и 300м/

Сочетание ходьбы и бега /400 и 400м/

2

Обучением прыжка на месте с поворотом, броски б/б мяча на дальность.

Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание», броски по, катящемуся, б/б мячу.

Повторение технике прыжка в высоту способом «перешагивание», броски по, катящемуся, б/б мячу.

Гимнастика /15 часов/

1

Строевые упражнения.

Обучение технике гимнастики с основами акробатики.

Обучение оздоровительной аэробной гимнастики (девушки), атлетической гимнастики (юноши).

1

Обучение технике акробатических упражнений, повороты кругом.

Индивидуальная работа по карточкам -  заболеваниям. Повторение технике гимнастики с основами акробатики.

Повторение оздоровительной аэробной гимнастики (девушки), атлетической гимнастики (юноши). Индивидуальная работа по карточкам -  заболеваниям.

1

Повторение технике акробатических упражнений, передвижения в колонне с разной дистанцией.

Совершенствование технике гимнастики с основами акробатики.

Совершенствование оздоровительной аэробной гимнастики (девушки), атлетической гимнастики (юноши).

1

Совершенствование технике акробатических упражнений, перестроения по два в шеренге, колонне.

Обучение технике упражнений на брусьях. Упражнения с малыми мячами.

Совершенствование оздоровительной аэробной гимнастики (девушки), атлетической гимнастики (юноши).

1

Совершенствование технике акробатических упражнений, передвижения по кругу, диагонали, «противоходом».

Повторение технике упражнений на брусьях. Упражнения с малыми мячами.

Совершенствование оздоровительной аэробной гимнастики (девушки), атлетической гимнастики (юноши).

1

Обучение технике прыжка через скакалку на месте.

Совершенствование технике упражнений на брусьях. Упражнения с малыми мячами.

Совершенствование оздоровительной аэробной гимнастики (девушки), атлетической гимнастики (юноши).

1

Повторение технике прыжка через скакалку с продвижением вперёд.

Корригирующая гимнастика

Корригирующая гимнастика

1

Обучение танцевальным упражнением на 3 счёта.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1

Обучение технике упражнений на скамейке («чехарда»).

Индивидуальные задания по карточкам

Упражнения с преодолением полосы препятствий.

1

Обучение технике прыжка на горку матов.

Обучение технике Обучение технике упражнений на низком бревне. Упражнения с набивными мячами

Обучение комплексу производственной гимнастики.

1

Обучение технике передвижений на низком гимнастическом бревне без предметов

Повторение технике упражнений на низком бревне. Упражнения с набивными мячами

Повторение комплекса производственной гимнастики.

.1

Повторение технике передвижений на низком гимнастическом бревне с предметами.

Совершенствование технике упражнений на низком бревне. Упражнения с набивными мячами

Совершенствование комплекса производственной гимнастики.

1

Обучение технике лазания по гимнастической стенке, висы.

Обучение технике смешанных висов с движением рук и ног.

Повторение технике лазания по гимнастической стенке

1

Повторение технике лазания по гимнастической стенке, висы.

Повторение технике смешанных висов с движением рук и ног.

Совершенствование технике лазания и перелазания по гимнастической стенке.

1

Совершенствование технике лазания по гимнастической стенке, висы.

Совершенствование технике смешанных висов с движением рук и ног.

Совершенствование технике лазания и перелазания по гимнастической стенке

Лыжная подготовка /14 часов/

1

Изучение технике безопасности при занятии л/п.

Изучение технике безопасности при занятии л/п.

Изучение технике безопасности при занятии л/п.

2

Обучение техники скользящего хода.

Повторение техники попеременно двушажного хода.

Совершенствование техники попеременно двушажного хода.

2

Обучение технике спусков и поворотов способом «полуелочка».

Повторение технике спусков в средней стойке, поворотов способом «полуплуг».

Совершенствование технике спусков в средней стойке, поворотов способом «полуплуг».

2

Обучение технике подъёма способом «лесенка».

Повторение технике подъёма способом «ёлочка».

Совершенствование технике подъёма способом «ёлочка».

2

Обучение технике торможения способом «полуплуг».

Повторение технике торможения способом «плуг»

Совершенствование технике торможения способом «плуг»

2

Обучение технике передвижения на лыжах с равномерной скоростью.

Повторение технике передвижения на лыжах с равномерной скоростью (до1000м).

Совершенствование технике передвижения на лыжах с равномерной скоростью.

2

Повторение технике передвижения на лыжах с равномерной скоростью.

Совершенствование технике передвижения на лыжах с равномерной скоростью (до 1000м).

Совершенствование технике передвижения на лыжах с равномерной скоростью.

1

Повторение технике передвижения на лыжах с равномерной скоростью.

Повторение техники попеременно двушажного хода.

Совершенствование техники попеременно двушажного хода.

Бадминтон / 7 часов/

1

Стойка игрока, хват ракетки

Подача волана

1

Передвижение

Передача волана в движении

1

Передача волана

Игра через сетку

2

Передача волана в движении

Одиночная, парная игра

2

Игра через сетку

Смешанная игра

Пионербол /10 часов/

                                     Волейбол / 10 часов/

2

Стойка игрока

Перемещение в стойке приставными шагами лицом вперед

Передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх/ в опорном положении/

2

Перемещение в стойке приставными шагами, правым, левом боком

Сочетание способов перемещений/ бег, остановки, повороты, прыжки вверх/

Прием мяча снизу двумя руками

2

Сочетание способов перемещений/ бег, остановки/

Передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх/ в опорном положении/

Подачи мяча верхняя прямая

2

Передачи и ловля мяча двумя руками

Прием мяча снизу двумя руками

Индивидуальные тактические действия в нападении

2

Подачи мяча

Подачи мяча  нижняя прямая

Индивидуальные тактические действия в защите

2

Игра по упрощенным правилам

Игра по упрощенным правилам

Двусторонняя учебная игра

Подвижные игры/ 6часов/

1

«Пчелы и медведи»

                                                                    « Снайпер»

1

«Мяч ловцу»

                                                                    « Эстафеты»

1

«Мяч капитану»

« Полоса препятствий»

1

«Карлики и великаны»

« Что изменилось?»

1

«Не дай мяч водящему»

«Ястреб»

1

«Круговая лапта»

«Выбей мяч из круга»

Легкая  атлетика / 8 часов/

2

Восхождение на пологую горку и спуск.

Обучение технике подъёма и спуска ходьбой.

Повторение технике подъёма и спуска ходьбой.

2

Повторение технике равномерного не продолжительного бега

Повторение технике равномерного не продолжительного бега

Совершенствование технике равномерного не продолжительного бега

2

Обучение технике метения в цель, прыжкам в длину с прямого разбега.

Метание малого мяча на дальность, прыжок в длину способом «согнув ноги».

Метание малого мяча на дальность с разбега, прыжок в длину способом «согнув ноги».

1

Повторение технике метения в цель, прыжкам в длину с прямого разбега.

Оздоровительная ходьба

Оздоровительная ходьба

1

Обучение технике эстафетного бега.

Оздоровительный бег

Оздоровительный бег

Всего: 68

Литература:

  1. Приказ МЗ РФ от 20.08.01г. №337. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры».
  2. Приказ управления здравоохранения Курганской области и управления по делам молодежи, физкультуры и туризму от 14.03.2002г. №80/16 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»
  3. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, ГосКОМ РФ по физической культуре и спорту, РАО от 16.07.02г №2715/227/116/19." "О совершенствовании процесса физвоспитания в образовательных учреждениях РФ".
  4. Приказ администрации г. Кургана, департамента социальной политики от 24.12.02г. №807 «Об утверждении Положения об организации занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, в образовательных учреждениях г. Кургана».
  5. Приказ управления здравоохранения Курганской области от 24.12.02г. №394 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях »
  6. Рекомендации Министерства образования РФ от 31.10.2003г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
  7. Методические рекомендации «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе». МЗ РФ. Республиканский врачебно-физкультурный диспансер г. Мурманск, 1985г.
  8. Приказ МЗ СССР № 986 от 4 ноября 1977г. «Положение о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом»
  9. Приказ министра здравоохранения СССР и министра высшего и среднего специального образования СССР» от 14.11.1972г. № 920/815 «Об образовании врачебного контроля за физическим воспитанием студентов высших учебных заведений страны»
  10. Макарова Г.А.«Практическое руководство для спортивных врачей». Ростов-на-Дону, 2002г.
  11. Спортивная медицина ( под  ред. А.В. Чоговадзе,  Л.А. Бутченко.- 1984г.)
  12. Хрущев С.В. «Врачебный контроль  за физическим воспитанием школьников» Москва, 1977г.-
  13. Дембо А.Г. «Спортивная медицина». Москва, 1975г.
  14. Примерная программа по физической культуре СМГ под общей редакцией Матвеева А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс

Модифицированные рабочие программы  "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....

Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях

Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс

        Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...

Рабочая программа "Физическая культура 5- 9 классы ФГОС"

Рабочая программа "Физическая культура 5- 9 классы ФГОС"...

Рабочая программа "Физическая культура 5-9 класс" 2018-2019

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»  для учащихся    5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Росси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Физическая культура» 1-4 классы

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов (автор В.И. Лях, М.: Просвещение, 2013) и Федерального государственного ...