Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема
методическая разработка по физкультуре

Русанов Николай Николаевич

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок.  Дети реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и порой им  приходится сталкиваться с проблемами,  которые не всегда по силам даже взрослым. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_detey_na_uroke.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесбережение детей на уроке  как педагогическая проблема».

Цель:

  • Познакомиться с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.
  • Познакомиться с факторами воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.
  • Научиться технике релаксации.

Задачи:

  • Использование при построении уроков  рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой.
  • Последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий.

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок.  Дети реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и порой им  приходится сталкиваться с проблемами,  которые не всегда по силам даже взрослым. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.

Актуальность данной проблемы обусловлена резким ухудшением состояния здоровья детей.

Многие российские дети оказываются больными  уже с момента рождения. А за период  обучения  в школе у 80 %  детей развиваются хронические заболевания. Одна из  самых частых патологий школьников - нарушение остроты зрения. Так, высокие степени близорукости в среднем и старшем возрасте встречается в 2 раза чаще, чем в младших классах.

Так же часто встречаются  заболевания сердечно - сосудистой, пищеварительной и нервной системы.

В школе ребенок часто находится в состоянии стресса. Давайте рассмотрим, каким же  стрессам могут подвергаться ученики в школе.

Школьные стрессы

  • Стресс оценивания (экзаменационный); Он сопровождает школьников на протяжении всего обучения, но у одних напряженное состояние возникает даже в привычных ситуациях ответу у доски, у других –только на экзаменах. (Учителя его тоже испытывают при аттестации.)
  • Стресс ограничения времени (контрольные работы, сочинения); Его испытывают не только ученики при выполнении контрольных работ, но и особо ответственные учителя, когда не могут уложиться в рамки урока, что приводит к взвинчиванию темпа урока. Такие ситуации особенно нежелательны для флегматиков  и быстро утомляющихся учеников.
  • Экспектационная фрустрация ( неоправдавшееся ожидание положительной отметки и ожидаемой похвалы);
  • Переутомление, так же является формой дистресса, со всеми нежелательными последствиями для здоровья. Одной из причин переутомления  является выполнение большого объема домашнего задания.
  • Стресс психологического давления (через авторитарность учителя);
  • Коммуникативные стрессы. Сюда относится конфликты между учителями или учениками.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к прогрессивно ухудшающемуся  здоровью своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании и  развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”

  И теперь давайте рассмотрим факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.

Особо значимыми с точки зрения воздействия на психологическое здоровье учащихся являются следующие характеристики учителя.

Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся.

  1. Авторитарность, категоричность, бескомпромиссность -эти воздействия повышают уровень психологической напряженности ученика, стрессирует его, формируют мышечные зажимы истощают энергетические, психологические ресурсы.  Такая тактика позволяет учителю манипулировать школьниками, которые расплачиваются за  это своим здоровьем. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
  2. Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность повышает уровень стрессированности, тревожности школьников.

Позитивные качества учителя:

1Способность к сочувствию, сопереживанию, умение владеть своими эмоциями, умение слушать, проявление поисковой активности, толерантность способствует снижению стрессогенной атмосферы. Позволяет с большей  эффективностью реализовать индивидуальный подход к учащимся.

Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов.

Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшения запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.

Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке. В противном случае не срабатывают никакие методические приемы и ухищрения.

Дисциплина на уроке в значительной степени зависит от :

Разумности и обязательности педагогических требований учителя;

Степени насыщенности урока;

Правильного сочетания напряженно-серьезного и юмористического;

Умение учителя переключить фазы урока;

Его способность задавать мотивацию

Умение держать педагогическую дистанцию,

Степени напряженности урока

Умение использовать в педагогической практике активные методы обучения,

Степень готовности учителя к уроку,

Индивидуального подхода к ним.

Психологическое влияние на учащихся в немалой степени определяется правильным выбором учителем способа передачи своего состояния и своих ожиданий. Даже нейтральная по содержанию фраза, произнесенная, с угрожающей интонацией будет воспринята как агрессивная.

Иногда, учитель, пытаясь дисциплинировать учащихся малоэффективными фразами, типа: « Как ты смеешь, так себя вести?», «Немедленно извинись передо мной», «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело», Подобные высказывания выражают чувства недовольства, раздражения жалости к себе, что вызывает протест и ответные претензии.
Лучше педагогу использовать другие приемы:

Называние собственных чувств: «Я рассержена», «Мне грустно», «У меня такое чувство, будто я тебя обидела», «Когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то».

Описание своего физического состояния, например: «У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце», или «Мне стало легко и хорошо». Иногда человеку проще назвать свои ощущения, чем назвать испытываемую эмоцию.

Называние возможных действий, например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Я готова тебя обнять и поцеловать».

Недостатками проведения урока учителем, негативно влияющим на психологическое здоровье учащихся, относятся:

  • Монотонность речи учителя
  • Металлический, резкий, крикливый голос
  • Однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов в речи
  • Окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!», и т.д.
  • Отсутствие средств наглядности или формальное их использование
  • Неиспользование ТСО
  • Несвязанность нового материала с ранее изученным
  • Отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала.

Из огромного арсенала педагогических  приемов и методов творческий учитель всегда сможет выбрать те, которые в его руках проявляют  себя как эффективные и корректные, в том числе и по влиянию на здоровье. Например, из разнообразных игр, которые учитель использует на уроке, в зависимости от ситуации.

Отметим несколько общепедагогических приемов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья

  • Если  учитель для проведения урока сам с интересом добывает информацию,  тем  понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.
  • Чем правильнее учителем выбрана громкость  голоса на каждом этапе урока, тем лучше ребята  усвоят  изучаемый материал.
  • Когда учитель мало выдает готовых решений и советов, а больше занят совместным добыванием информации.

Для «осаждения» учащихся бывает достаточно таких  элементарных приемов как сухости, сдержанности в обмене информации, выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот.

  • А вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.
  • Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроках, тем чаще многие их них начинают изнывать от безделия. Поэтому будет ошибкой при попытке спасти урок от затянутости наращивать лишь скорость, темп.

Индивидуализация  педагогических воздействий учителя И, конечно же, если мы говорим о здоровье сбережении детей ну уроке, нельзя забывать об индивидуальном подходе к учащимся.  Грамотные педагоги при построении урока  всегда используют психолого-педагогические характеристики учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...

Психолого-педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения детей и подростков в образовательной организации

В статье освещаются вопросы сопровождения процесса здоровьесбережения в образовательной организации. Обозначаются существующие проблемы науки и практики, предлагаются пути их решения....

Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема

Доклад на тему:Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема...

Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные с...

Здоровьесбережение детей на уроке иностранного языка как педагогическая проблема

Программа здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности школы....

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...