Доклад на тему «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании физической культуры в условиях перехода на ФГОС»
материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Файзулина Р.Н

Я, Файзулина Райхана Натфулаевна, работаю учителем физической культуры в Уджейской ООШ, имею высшее образование, закончила Красноярский институт физической культуры. Имею высшую  квалификационную категорию.

Моя профессия – осознанный выбор, мечта детства, возможность реализации собственного потенциала для воспитания подрастающего поколения, моё хобби. В профессии я с 1989 года.

Я понимала, что с одной стороны, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом, на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

С другой стороны, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

Работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры,  к здоровому образу жизни и к здоровью, как личной ценности.

Таким образом, у меня возникла необходимость поиска и внедрения новых форм, средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес  к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся. Я понимала, что формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уджейская основная общеобразовательная школа»

Доклад на тему

«Применение инновационных

образовательных технологий

в преподавании физической культуры в условиях перехода на ФГОС»

                                                   Файзулина Райхана Натфулаевна

                                                  учитель физической культуры

                                                   МБОУ Уджейская ООШ

Уджей - 2019

Я, Файзулина Райхана Натфулаевна, работаю учителем физической культуры в Уджейской ООШ, имею высшее образование, закончила Красноярский институт физической культуры. Имею высшую  квалификационную категорию.

Моя профессия – осознанный выбор, мечта детства, возможность реализации собственного потенциала для воспитания подрастающего поколения, моё хобби. В профессии я с 1989 года.

Я понимала, что с одной стороны, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом, на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

С другой стороны, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

Работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры,  к здоровому образу жизни и к здоровью, как личной ценности.

Таким образом, у меня возникла необходимость поиска и внедрения новых форм, средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес  к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся. Я понимала, что формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:

1. Технология дифференцированного обучения

Работая в школе учителем физической культуры, я столкнулась с проблемой, в которой с одной стороны на урок приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрала технологию дифференцированного обучения. Выбранная мною технология в наибольшей мере формирует предметные умения и универсальные  учебные  действия.  Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.  

Например, (по группам здоровья). Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетики  развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой. Так же, дифференцированно подхожу к выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Все отметки обязательно аргументирую.

2. Игровые технологии помогают в моей работе повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.

3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Например:   на уроке гимнастики группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 5 человек, с разным уровнем физической подготовленности. Работа может быть построена следующим образом: более подготовленный ученик выбирает для показа сложное упражнение и руководит работой группы; три других ученика в связке с первым демонстрируют задание, а менее подготовленный ученик поддерживает и страхует учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.

4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей. Также, я активно использую компьютерную технику в качестве контроля, коррекции и тестирования учащихся.

5. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи), на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям времени: обучать,  ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и обеспечивает прочность приобретённых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной деятельности.

Например: При обучении метанию мяча на дальность, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.

6. Здоровьесберегающие технологии помогают мне осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся. На занятия со старшеклассницами использую  упражнения на фитболах, которые являются действенным средством повышения интереса девочек к занятиям, способствуют повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам.

Я считаю используемые мной технологии - комплексным инновационным процессом, основанным на изменениях ценностей в отношении мотивации учащихся к занятиям физической культурой, к учебной деятельности, к формированию здорового образа жизни и к своему здоровью.

Данные технологии применялись мною на основе системно – деятельностного подхода, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Также я понимала, что успех обучения, процесс вовлечения школьников в активную деятельность, выполнение поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. методов обучения.

В своей работе, наряду с общепринятыми методами, для повышения интереса и активности учащихся использую проблемно-поисковый, игровой, соревновательный, групповой методы. На занятиях со старшеклассниками предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен, он включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Он органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает мне эффективно организовать учебную деятельность.

В своей работе, для проверки домашнего задания или контроля усвоения материала стараюсь применять интерактивные методы. Например, метод «Незаконченного предложения», или метод «Совместного проекта» применяю при работе в группе. Например, на уроках гимнастики учащиеся, работая в группах, составляют зачётные комбинации из ранее изученных элементов  акробатике. Потом демонстрируют их и предлагают учащимся другой группы повторить. Применяю также фронтальный, групповой, индивидуальный методы, использую различные варианты нагрузок и отдыха. В результате моего творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные формы организации образовательного пространства:

  • уроки проблемного изложения;
  • уроки-путешествия;
  • уроки-исследования;
  • уроки-турниры;
  • уроки с групповыми методами работы;
  • уроки-проекты;
  • интегрированные уроки и др.

Выводы:

Анализируя свою деятельность, мною сделаны выводы о том, что использование данных технологий:

- позволило выделить эффективные формы и методы организации образовательного процесса, с учётом потребностей, интересов учащихся, их возрастных особенностей;

- повлияло на формирование физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья;

 - способствовало личностному росту учителя и, как следствие, повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры

Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры...

Статья по физкультуре «Преподавание физической культуры в условиях перехода на ФГОС»

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации является стержнем Федеральной целевой программы ...

Особенности проектирования урока физической культуры в условиях перехода на ФГОС ООО

Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспит...