РП кружка "Шахматы"
рабочая программа по физкультуре

Ткаченко Анна Вячеславовна

Шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shahmaty_kruzhok.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Борисовская  основная  общеобразовательная  школа  №4»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______       Г.А. Твердохлеб

                 

Протокол  №6 от 25.06.2020г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ  «Борисовская ООШ №4»

________  Н.П. Милова

28.06.2020г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  

«Борисовская ООШ №4»

________   М.Н. Скрынник

Приказ № 173 от 29.08.2020

Рабочая программа кружка

«Шахматы»

Руководитель  Ткаченко Анна Вячеславовна

2020 -  2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы дополнительного образования «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Настоящая программа реализует физкультурно-спортивное  направление дополнительного образования.

   Цель:

  • создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

    Задачи:        

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Программа кружка «Шахматы» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Результаты освоения курса

«Шахматы»

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.

К личностным результатам относят:

– формирование основ шахматной культуры;

– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

– уважительное отношение к иному мнению;

– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

– умение управлять своими эмоциями;

– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

Метапредметные результаты

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

– владение способом структурирования шахматных знаний;

– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

– умение находить необходимую информацию;

Предметные результаты:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Содержание курса внеурочной деятельности

Название раздела, темы

Содержание

Формы организации

и виды  деятельности

1

Шахматная доска и фигуры

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

2

Ходы и взятие фигур

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность  и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

3

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

  • Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах". Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

4

Запись шахматных ходов

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Дидактическое задание "Дай мат в один ход". Дидактическое задание "Пат или не пат".

5

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Дидактическое задание "Рокировка". Дидактическая игра "Два хода".

6

Общие принципы разыгрывания дебюта

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и 
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Тематический план

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них

теория

практика

1.

Шахматная доска и фигуры

3

1

2

2.

Ходы и взятия фигур

13

3

10

3.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

10

2

8

4.

Запись шахматных ходов

2

1

1

5.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

2

1

1

6.

Общие принципы разыгрывания дебюта

4

1

3

Всего

34

9

25

Календарно-тематический план

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. В связи с совпадением уроков по расписанию с праздничными днями и на основании приказа управления образования администрации Борисовского района от 30.10.2020 №656 «О продлении осенних каникул» фактически за год планируется провести 33 часа за счет объединения тем: «Классификация дебютов».

п/п

Тема  занятия

Часы

Дата

Примечания

  1. Шахматная доска и фигуры

3

1

Шахматная доска

1

03.09

2

Шахматная доска

1

10.09

3

Шахматная доска

1

17.09

II. Ходы и взятия фигур

13

4

Шахматные фигуры

1

24.09

5

Начальное положение

1

01.10

6

Ладья

1

08.10

7

Ладья

1

15.10

8

Слон

1

22.10

9

Слон

1

12.11

10

Ладья против слона

1

19.11

11

Ферзь

1

26.11

12

Ферзь

1

03.12

13

Ферзь против ладьи и слона

1

10.12

14

Конь

1

17.12

15

Конь

1

24.12

16

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

14.01

III. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

10

17

Пешка

1

21.01

18

Пешка

1

28.01

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

1

04.02

20

Король

1

11.02

21

Король

1

18.02

22

Король против других фигур

1

25.02

23

Шах

1

04.03

24

Шах

1

11.03

25

Мат

1

18.03

IV. Запись шахматных ходов

2

26

Условные обозначения перемещения, взятия

1

01.04

27

Рокировка

1

08.04

V. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

2

28

Ценность фигур.
Единица измерения ценности

1

15.04

29

Размен. Равноценный и неравноценный размен

1

22.04

VI. Общие принципы разыгрывания дебюта

4

30

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте

1

29.04

31

Классификация дебютов

1

06.05

32

Анализ учебных партий

1

13.05

33

Раннее развитие ферзя

1

20.05