Правила игры в пионербол для детей с овз
статья по физкультуре

Дмитренко Ирина Вячеславовна
Спортивные игры, как и подвижные (малоподвижные), такие как пионербол, являются наиболее эффективным средством коррекции, компенсации и социальной реабилитации нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Участие в этих играх развивает и укрепляет нравственные и личностные качества, волю, настойчивость, активность, инициативу, воспитывает чувства коллективизма, дружбы, ответственность за каждый поступок, умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, учит детей пониманию сущности коллективной игры с мячом, способствует запоминанию цели и правил.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_igry_v_pionerbol_dlya_detey_s_ovz.docx121.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

города Ногинска Московской области

ШМО учителей физической культуры и ОБЖ

Доклад  на тему:

«Правила игры в пионербол для детей с ограниченными возможностями здоровья »

Дмитренко Ирина Вячеславовна,

Учитель физической культуры.

Спортивные игры, как и подвижные (малоподвижные), такие как пионербол, являются наиболее эффективным средством коррекции, компенсации и социальной реабилитации нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участие в этих играх развивает и укрепляет нравственные и личностные качества, волю, настойчивость, активность, инициативу, воспитывает чувства коллективизма, дружбы, ответственность за каждый поступок, умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, учит детей пониманию сущности коллективной игры с мячом, способствует запоминанию цели и правил.

Введение

Для ребенка самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, — все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью как подвижной игры, так и спортивной, особенно для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий. Ограничение или отсутствие двигательной активности приводит к гиподинамии со всеми ее отрицательными последствиями для организма ребенка: снижению естественной потребности в движении, низкому уровню затрат на мышечную деятельность, функциональному расстройству всех систем организма, атрофическим изменениям опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника и стоп, снижению жизненно важных физических качеств.

Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У детей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностыо поведения и т. п.

При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, независимо от степени и глубины патологических нарушений, при грамотной организации занятий подвижными и спортивными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии.

Элемент соревнования, высокого эмоционального напряжения, значительно большая возможность самоанализа, характера недостаточности или полноты проделываемых движений, возможность волевой коррекции этой недостаточности повышают эффективность работы над освоением ряда движений во время спортивной игры.

Важное место в системе физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимают действия с мячом. Упражнения с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Пионербол— игровой вид спорта с мячом, схожий по правилам с волейболом. Игра зародилась в СССР в 30-х годах 20-го века.

Игра в пионербол предполагает решение следующих задач:

- обучение детей владеть мячом на достаточно высоком уровне;

- освоение техники игры в пионербол (волейбол);

- способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры;

- формирование простейших технико-тактические действий с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование;

- умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом;

- обучение детей пониманию сущности коллективной игры с мячом, цели и правил;

- воспитание умения подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;

- воспитание умения играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

Пионербол – спортивная игра с мячом, в которую играют две команды, из шести человек каждая, на волейбольной площадке, разделенной сеткой. Мяч для пионербола используется также волейбольный.

Цель игры для каждой команды – перевести (перебросить) мяч через сетку, чтобы он коснулся площадки на стороне соперника и не допустить падения мяча на площадку на своей стороне.

Мяч вводится в игру подающим игроком (игроком №1). Игрок подает мяч броском одной руки, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника.

Команда имеет право на три касания, чтобы вернуть его на сторону соперника. Игрок не может касаться мяча два раза подряд (исключение: после блока) - игроку необходимо четко поймать мяч. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока мяч не коснется площадки, уйдет за пределы площадки или команда совершит ошибку. В пионерболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш - очко»). Когда «принимающая» команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

В пионерболе игра проводится из 3 - х партий. При счете партий 1:1 играется третья, решающая партия.

Все партии играются до 15 очков. Команда, которая первой набирает 15 очков (при разнице в 2 очка) выигрывает партию. При счете 14:14 игра продолжается до тех пор, пока счет не достигнет разницы в 2 очка. Здесь нет ограничения счета. Команда, которая выигрывает две партии, выигрывает весь матч.

1. СООРУЖЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ

1.1 Игровое поле

Игровое поле включает игровую площадку. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

1.2 Линии на площадке

1.2.1 Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий.

1.2.2 Ограничительные линии

Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.

1.2.3 Средняя линия

Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9х9 м каждая. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до середины другой.

1.2.4 Линия атаки

На каждой площадке линия атаки наносится в 3-х метрах сзади от средней линии.

1.3 Зоны и места

1.3.1 Передняя зона

На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии атаки, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону).

1.3.2 Зона подачи

Зона подачи — это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.

Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.

1.3.3 Зона замены

Зона замены — это часть свободной зоны, ограниченная продолжением обоих линий атаки до столика секретаря.

2. СЕТКА И СТОЙКИ

2.1 Высота сетки

2.1.1 Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 200 – 224 см.

2.2 Структура

Сетка шириной 1 метр и длиной 9,5 метров состоит из черных ячеек в форме квадрата со стороной 10 см.

Верхний край сетки обшивается горизонтальной лентой шириной 5 см (сложенная вдвое белая парусина, прошитая по всей длине). На концах ленты имеются отверстия, через которые пропущен шнур, привязывающий ленту к стойкам для ее натяжения.

Внутри ленты находится гибкий трос для крепления сетки к стойкам и натяжения.

Внизу сетки (без горизонтальной ленты) находится шнур, пропущенный через ячейки, для крепления ее к стойкам и натяжения.

2.3 Ограничительные ленты

Две белые ограничительные ленты, прикрепляются вертикально к сетке и располагаются прямо над каждой боковой линией. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки.

2.4 Антенны

Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, сделанный из стекловолокна или подобного ему материала.

Две антенны прикрепляются с внешнего края ограничительных лент и расположены на противоположных сторонах сетки.

Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см, предпочтительно красного и белого.

Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам плоскость перехода.

2.5 Стойки

2.5.1 Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 0,5-1,0 м за боковыми линиями. Высота стоек 2,55 м, и желательно, чтобы они были регулируемыми.

3. МЯЧИ

Мяч должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала.

Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным.

Его окружность 65-67 см и вес 260-280 г.

4. ИГРОВОЙ ФОРМАТ

4.1 Набор очка, выигрыш партии и матча

Набор очков

4.1.1 Очко

Команда набирает очко:

4.1.2 При успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника;

4.1.3 Когда команда соперника совершает ошибку;

4.1.2 Ошибка

Всякий раз, когда команда совершает ошибку, судьи фиксируют ее и определяют наказания в соответствии с настоящими Правилами:

4.1.2.1 Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.

4.1.2.2 Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.

4.1.3 Последствия выигрыша розыгрыша мяча

Розыгрышем мяча являются игровые действия c момента броска при подаче до того, как мяч выйдет из игры.

4.1.3.1 Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать;

4.1.3.2 Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

4.2 Выигрыш партии

4.2.1 Партия выигрывается командой, которая первой набирает 15 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 14-14, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (16-14, 17-15, ...).

4.3 Выигрыш матча

4.3.1 Победителем матча является команда, которая выигрывает две партии.

4.3.2 При счете партий 1-1, решающая (третья) играется партия до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. Перед началом третьей партии производится очередной розыгрыш между капитанами команд (подача или площадка). При наборе одной из команд 8 очков, то производится смена сторон (команды меняются полями (игроки предварительно запоминают места, на которых они находились до сигнала о смене площадок). Подачу осуществляет тот же игрок, что и раньше.

5. СТРУКТУРА ИГРЫ

5.1 Жеребьевка

Перед матчем судья проводит жеребьевку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. Перед решающей партией должна быть проведена новая жеребьевка.

5.1.1 Жеребьевка происходит в присутствии двух капитанов команд.
5.1.2 Победитель жеребьевки выбирает любое из двух:

5.1.2.1 Право подавать или принимать подачу

или

5.1.2.2 Сторону площадки.

Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.

5.2 Расстановка команды

5.2.1 В игре всегда должны участвовать по шесть игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

5.3 Позиции игроков

В момент броска мяча подающим, игроки каждой команды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).

5.3.1 Позиции игроков пронумерованы следующим образом:

5.3.1.1 Три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый);

5.3.1.2 Другие три игрока являются игроками задней линии и занимают позиции 5 (задний-левый), 6 (задний-центральный) и 1 (задний-правый).

5.3.2 Соответствующие позиции между игроками

5.3.2.1 Каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

5.4 Переход

5.4.1 Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется всю партию.

5.4.2 Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т. д.

6. ИГРА МЯЧОМ

Каждая команда должна играть в пределах ее собственного игрового поля и пространства.

6.1 Удары (касания) команды

Команде дано право максимум на 3 удара – касания (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3 касаний, команда совершает ошибку «четыре касания».

Касаниями команды считаются не только преднамеренные касания игроков, но, также, неумышленные соприкосновения с мячом.

6.1.1 Последовательные касания

Игрок не может коснуться мяча два раза подряд (исключая блокирование).

6.1.2 Одновременные касания

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно.

6.1.2.1 Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, то это считается как два (три) удара (исключая блокирование). Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, то засчитывается один удар. Столкновение игроков не считается ошибкой.

6.1.2.2 Если одновременные соприкосновения двумя соперниками приводят к «захвату», то это является «обоюдной ошибкой») и розыгрыш повторяется.

6.1.3 Удар при поддержке

В пределах игрового поля игроку не разрешается использовать поддержку партнера по команде или любого устройства/предмета для того, чтобы дотянуться до мяча.

6.2 Характеристики касания

6.2.1 Игрок второй линии имеет право на атаку в прыжке, если во время атакующего броска отталкивание (атака в прыжке) произведено без заступа трехметровой линии (правило волейбола).

6.2.2 Игрок, поймавший мяч имеет право сделать один шаг и передать мяч другому своему игроку. Без мяча игрок имеет право перемещать по площадке (возвращаться на свое место обязательно).

6.2.3.Игрок, находящийся на передней линии, имеет право блокировать игрока соперников, который производит атакующий бросок (по всем правилам волейбола).

6.2.4 Касание сетки мячом – не является ошибкой. Касание сетки игроком (любой частью тела, одеждой, волосами) – ошибка.

6.2.5 Мяч может касаться любой части тела, кроме ног (игра ногами – запрещена).

6.3 Ошибки при игре мячом

6.3.1 Четыре касания: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника;

6.3.2 Бросок при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча;

6.3.3 Двойное касание: игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

6.3.4 Прыжок с мячом (игрок, получивший мяч, должен перебросить его на сторону соперника или совершить передачу своему игроку).

7. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

Требования к поведению

7.1 Спортивное поведение

7.1.1 Участники должны знать Правила пионербола и соблюдать их.

7.1.2 Участники должны по-спортивному принимать решения судей, без их обсуждения.

В случае сомнения, пояснения могут быть запрошены только через игрового капитана.

7.1.3 Участники должны воздерживаться от действий или поз, имеющих целью повлиять на решения судей или скрыть ошибки, совершенные их командой.

7.2 Честная игра

7.2.1 Участники должны вести себя уважительно и вежливо в духе честной игры, не только по отношению к судьям, но также по отношению к другим официальным лицам, соперникам, партнерам и зрителям.

7.2.2 Общение между членами команды в течение всей игры разрешено.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Жесты судьи.

Жесты судьи

Судьи должны показывать официальными жестами причину их свистка (характер ошибки, зафиксированной свистком, или цель разрешенного перерыва). Жест должен выдерживаться некоторое время и, если он показывается одной рукой, то рука соответствует стороне команды, которая сделала ошибку или запрос.

1. Разрешение на подачу.

Движение рукой, указывающее направление подачи

https://pandia.ru/text/79/305/images/image002_8.jpg 

2. Подающая команда.

Рука вытянута в направлении подающей команды

https://pandia.ru/text/79/305/images/image003_4.jpg

3. Смена сторон площадки

Поднять оба предплечья: одно перед грудью, другое - за спиной; затем поменять позицию рук

https://pandia.ru/text/79/305/images/image004_4.jpg

4. Перерыв (тайм-аут)

Ладонь одной руки над поднятыми вверх пальцами другой руки (в форме буквы Т). Затем одной рукой указать в сторону команды, сделавшей запрос перерыва

https://pandia.ru/text/79/305/images/image005_4.jpg

5. Замена

Круговое движение предплечий друг вокруг друга

https://pandia.ru/text/79/305/images/image006_4.jpg

6 (9). Конец партии (или матча)

Скрестить предплечья с вытянутыми кистями перед грудью

https://pandia.ru/text/79/305/images/image007_3.jpg

7 (10). Мяч не подброшен при ударе на подаче

Поднять вытянутую руку с ладонью, обращенной вверх

https://pandia.ru/text/79/305/images/image008_2.jpg

8 (11). Задержка при подаче больше 8 секунд

Поднять вверх восемь разведенных пальцев

https://pandia.ru/text/79/305/images/image009_1.jpg

9 (14). Мяч "в поле"

Указать рукой с выпрямленными пальцами на пол

https://pandia.ru/text/79/305/images/image010_0.jpg

10 (15). Мяч "за" (аут)

Поднять предплечья вертикально с выпрямленными кистями и ладонями, обращенными к телу

https://pandia.ru/text/79/305/images/image011_1.jpg

11 (16). Задержка мяча

Медленно поднять предплечье с ладонью, обращенной вверх

https://pandia.ru/text/79/305/images/image012_1.jpg

12 (17). Двойное касание

Поднять два разведенных пальца

https://pandia.ru/text/79/305/images/image013.jpg

13 (18). Четыре удара

Поднять четыре разведенных пальца

https://pandia.ru/text/79/305/images/image014_0.jpg

14 (19). Касание сетки игроком или подача в сетку

Коснуться сетки с соответствующей стороны

https://pandia.ru/text/79/305/images/image015.jpg

15 (20). Игра поверх сетки на стороне соперника

Расположить руку над сеткой ладонью вниз

https://pandia.ru/text/79/305/images/image016.jpg

16 (21). Ошибка при атакующем ударе игрока задней линии

Сделать движение вниз предплечьем с открытой кистью

https://pandia.ru/text/79/305/images/image017.jpg

17 (22). Переход средней линии (проникновение под сеткой на сторону площадки соперника), или касание площадки (лицевой линии) подающим игроком, или выход игрока за пределы площадки в момент выполнения подачи

Показать на среднюю или соответствующую линию

https://pandia.ru/text/79/305/images/image018.jpg

18 (23). Обоюдная ошибка и переигровка

Поднять большие пальцы рук вертикально вверх

https://pandia.ru/text/79/305/images/image019.jpg

19 (24). Касание мяча

Провести ладонью одной руки по пальцам другой руки, удерживаемой вертикально

https://pandia.ru/text/79/305/images/image020.jpg 

Приложение 2. Расположение игроков на поле.

https://pandia.ru/text/79/305/images/image021_2.gif

Подпись: 6

https://pandia.ru/text/79/305/images/image023_2.gif

Игроки задней линии (зоны 1, 6, 5).

Подпись: 2

https://pandia.ru/text/79/305/images/image025_2.gif

Игроки передней линии (зоны 2,3,4).

Список литературы:

1. Беляев на уроке физической культуры. – 2 – е изд. – М.: Физкультура и Спорт, 2005.

2. , Коротков игры: Учеб. Пособие для ин-тов физ. культ. – Изд. 5 – е, перераб. И доп. – М.: Физкультура и Спорт, 1982.

3. , , Чачин . Методическое пособие по обучению игре. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005.

4. Коротков игры детей. – Москва: «Советская Россия», 1987.

5. www. ***** – Официальные правила по волейболу.

6. «Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии» - М.: Советский спорт, 2002.-212с.

7. «Частные методики АФК»: учебное пособие-М.:Советский спорт, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Правила игры в пионербол.

во всех школах играют в эту интересную игру. Точных правил, к сожалению,нет. Я постарался соединить эту игру с правилами волейбола. Учащиеся привыкают к ним в игре и при занятиях по волейболу уже знаю...

Правила игры в пионербол

Правила игры в пионербол...

Игра в пионербол с элементами волейбола как средство приобщения детей к здоровому образу жизни

Игра в пионербол с элементами волейбола как средство приобщения детей к здоровому образу жизниСпортивные игры, особенно пионербол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и ...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Игра в пионербол» для учащихся 2-4 классов

Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее во...

История и правила игры в пионербол. Бросок и ловля мяча в парах через сетку. Техника подачи мяча.

Технологии:- здоровьесберегающая: использование дозированных физических нагрузок, формирование положительных эмоций у обучающихся;- личностно-ориентированный подход: формирование знаний по физической ...

Правила игры «Пионербол»

Правила игры «Пионербол»...