Рабочая программа группы БУС-3, БУС-5 по мас рестлинг
рабочая программа по физкультуре

Рабочая программа группы БУС-3, БУС-5 по МАС_РЕСТЛИНГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bus-3bus-5_is_1.docx68.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Хангаласская ДЮСШ»

                        

«ПРИНЯТО»

на заседании педагогического совета

МБУ ДО «Хангаласская ДЮСШ»

от 05.09.2020 г. протокол № 4

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

           МБУ ДО  «Хангаласская ДЮСШ»

             ____________Громов В.П.

№ _______ от «___» ______________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по виду спорта «МАС-РЕСТЛИНГ»

для групп БУС-3, БУС-5

на 2020 – 2021 учебный год.

Срок реализации: 1 год

                        Составил тренер-преподаватель: Сысоев Н.Ф.

с. Улах-Ан, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  2

ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

10

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11

4

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

11

        

Мас-рестлинг

1. Пояснительная записка

        Одним из популярных видов якутского спорта является мас-рестлинг. Уникальность этого вида единоборств в том, что аналог ему, нет больше нигде в мире. Если обычная борьба в том или ином виде присутствуют в спортивном арсенале многих народов, дисциплина легкой атлетики также имеются практически везде, то якутский мас-рестлинг действительно существует в единственном числе. Он ведет свои корни из седой древности, суть его и правила весьма просты. Рабочая программа составлена на основе предпрофессиональной программы.

Два мадьыны (так раньше называли мас-рестлера) садятся друг против друга, упираясь ступнями в доску, и стремятся перетянуть короткую деревянную палку на свою сторону. Палка эта обычно изготавливается из прочной березы (размер палки – диаметр 3,3 см, длина – 50 см).

Рабочая программа направлена на спортивные занятия секции «Мас-рестлинг» для достижения следующих целей:

- изучение мас-рестлинга как вида спорта;

- усиленная тренировка по данному виду спорта учеников для достижения высоких результатов;

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление здоровья;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями;

- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значения в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Общей целью является усиленная тренировка учащихся по мас-рестлингу. В соответствии с этим, программа спортивной секции «Мас-рестлинг» своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

- обучение теории и базовым умениям национального вида спорта «Мас-рестлинг»;

- усиленная тренировка по данному виду спорта;

- общее развитие организма, поддержание тела в тонусе;

- развитие координационных (быстрота, точность реагирования, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения, дифференцирование основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

- выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдения правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

- выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;
  2. Воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой деятельности и защите Родины.
  3. Обучение технике и тактике, подготовка квалифицированных юных спортсменов.
  4. Формирование здорового образа жизни.
  5. Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных способностей.
  6. Профилактика вредных привычек и правонарушений.
  7. Привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ГРУПП

В соответствии с общими задачами ДЮСШ определяются основные направления работы каждой учебной группы.

БУС-3ставятся следующие задачи:

  • Отбор способных к занятиям мас-рестлингу.
  • Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям.

-    Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья,

        закаливание организма.

  • Воспитание специальных способностей (гибкости,силы,быстроты,выносливости) для успешного овладения навыками.
  • Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами по мас-рестлингу.
  • Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
  • Совершенствование специальной физической подготовленности.
  • Овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков.
  • Выявление задатков и способностей детей.
  • Воспитание навыков соревновательной деятельности по мас-рестлингу.

БУС-5:

  • Расширение полученных знаний.
  • Дальнейшее совершенствование техники борьбы и её вариативности.
  • Развитие специальных физических качеств.
  • Повышение уровня общей и специальной функциональной подготовленности.
  • Освоение допустимых тренировочных нагрузок.
  • Накопление соревновательного опыта.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПО МАС-РЕСТЛИНГУ

        

1. Создание у занимающихся представления о мас-рестлинге; показ и ознакомление с инвентарем и оборудованием, показ и объяснение техники, отдельных способов; обучение технике перетягивания.

2. Физическая и функциональная подготовка, силовая подготовка, упражнения на гибкость, обучение кратковременному напряжению мышц.

Одним из главных средств для выработки силы должны быть упражнения с гантелями, гирями, штангой, тяжестями, упражнения в сопротивлении и отягощении с партнером и т. д. Лучшим снарядом для выработки силы кистей рук являются эспандер и гуттаперчевый мяч.

Так как в мас-рестлинге участвуют мышцы ног, спины, брюшного пресса, нужно на каждом занятии включать упражнения, вырабатывающие силу этих участков тела. Ошибкой тренера-преподавателя будет спешка в перетягивании в полную силу неподготовленных занимающихся. Это может привести к растяжению мышц спины, поясничною отдела, кистей и т. д.

Поэтому юлько последовательная тщательная подготовка может дать возможность полюбить и успешно заниматься мас-рестлингом.

Технико-тактические приемы

1.Технические приемы

- «Ушницкий»

- «Тяга верхней рукой»

- «Ключ»

- «Тяга с накручиванием»

- «Шаг»

- «Охсуу»

- «Тяга сидя»

- «Тяг в стойке»

- «Тяга с перехватом»

2. Тактика перетягивания палки

- техника выполнения приемов перетягивания палки;

- прием рывка;

-перемещение по доске.

3. Учебно-тренировочные схватки

- отработка навыков взаимодействия партнеров на помосте;

- отработка индивидуальных действий участников;

- индивидуальная техника защиты;

-индивидуальные действия в нападение.

- отработка навыков судейства школьных соревнований и республиканских.

      На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.

           

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В зависимости от контингента занимающихся и уровня их подготовленности тренировка игроков в мас-рестлингу может проводиться в форме групповых, индивидуальных или индивидуально-групповых занятий.

Групповое занятиеявляется одной из основных форм проведения учебно-тренировочного процесса в коллективах физической культуры, спортивных школах. Задачи, содержание занятия, методика его проведения определяются рабочим планом, учебной программой и учебным планом. Каждое занятие подразделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную.

В подготовительной части происходит подготовка мас-к решению задач основной части занятия. Подготовительная часть включает в себя:

- организационные моменты (построение, рапорт, объяснение задач
занятия, подготовку материальной части инвентаря);

- разминку (комплекс общеразвивающих и специальных упражнений).

                В основной части занятия решаются конкретные задачи, связанные с обучениемтехника тактические, развитием физических, моральных и специальных психических качеств, повышением уровня функциональной подготовленности.

В заключительной части занятия проводятся мероприятия (выполнение специальных упражнений для закрепления техники, упражнений, направленных на коррекцию осанки, снятие излишнего физического и психического напряжения и т.п.), способствующие созданию у занимающихся относительно спокойного состояния и благоприятного эмоционального фона. После оценки качества усвоенного учебного материала дается домашнее задание, затем приступают к уборке помещения, разборке инвентаря.

Типы учебно-тренировочных занятий

         В соответствии с характером задач каждый тип занятий (разминочное, учебное, тренировочное, ОФП и СФП, контрольное, модельное и т.д.) имеет свои специфические особенности. На начальном этапе подготовки занятия в основном имеют универсальный, комплексный характер. Смысл выделения отдельных типов занятий заключается в том, чтобы различные педагогические задачи решать не одновременно, а последовательно. Это значительно повышает эффективность проводимых занятий, а кроме того, улучшается возможность проведения самоконтроля, врачебно-педагогического и научно-методического контроля.

        Разминочное занятие, проводимое перед тренировкой или соревнованием, имеет целью подготовить организм игрока к выполнению определенной физической и психической нагрузок, оптимизировать психоэмоциональное состояние.

        В процессе учебного занятия происходит усвоение нового материала (изучение правил безопасности, материальной части инвентаря, экипировки, , накладки, стиля и т.д.). Для учебных занятий характерно ограничение количества заданий с большим количеством повторений изучаемого приема.

         Учебно-тренировочное занятие проводится с целью либо начального обучения, либо совершенствования техники, повышения уровня специальной выносливости и работоспособности, воспитания волевых качеств. При подготовке к соревнованиям тренировка является основным типом занятий с большой нагрузкой как по объему, так и по интенсивности.

Учебно-тренировочные занятия предусматривают также изучение новых элементов техники и совершенствование уже изученных.

Занятия по общей физической подготовке (ОФП) проводятся в течение всего годичного цикла подготовки игрока в настольный теннис, но их количество, величина нагрузки зависят от этапа подготовки. Они используются практически для спортсменов всех возрастных групп. Основной целью занятий по ОФП является оздоровление, закаливание, повышение уровня общей работоспособности, уменьшение излишнего напряжения мышц, участвующих в движениях.

          В связи с тем, что мас-рестлинг является очень динамичным (в плане силовой активности), высокоэмоциональным видомспорта и игроки испытывают в силу специфики своей деятельности большие психические нагрузки, целесообразно включать в занятия по ОФП бег, спортивные игры, круговые тренировки и т.д. Эти и подобные им виды деятельности обеспечивают положительный эмоциональный фон занятий, дают возможность уменьшить уровень нервно-психического напряжения, провести комплексное воздействие на различные системы организма игроков. Особенно часто они используются при групповой форме проведения занятий.

      Занятия по специальной физической подготовке (СФП) в основном направлены на развитие специализированных физических качеств, характерных для мас-реслингу.  Большая часть средств СФП непосредственно связана с техникой и тактикой ведения игры, передвижений. Высокий уровень специальной физической подготовленности обеспечивает более быстрое и качественное формирование специализированных умений и навыков.

        Подбор, последовательность и особенности выполнения специальных упражнений зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности, этапа подготовки и конкретных задач.

       Контрольные занятия проводятся с целью оценки усвоенных знаний, определения степени сформированности умений и навыков в технике и тактике веденияборьбы по мас-рестлингу. Их проведение планируется в течение всего годичного цикла. Частота и направленность контрольных занятий зависят от I этапа подготовки. Они могут быть организованы как для всей группы,  так и для некоторых из них. На таком занятии контроль может осуществлять тренер, используя определенные тесты или инструментальные методики, либо сам спортсмен (самоконтроль).

        Возможно совмещение этих двух форм контроля и проведение сравнений между регистрируемыми показателями.

        Обязательными условиями контрольных занятий являются:

  • предварительное установление сроков их проведения и сообщение об этом;
  • постановка перед  конкретных педагогических задач;
  • определение четких требований к выполнению определенных упражнений,приемов;
  • установление однозначных критериев оценки;
  • четкая и грамотная организация занятия в целом.

         Модельные занятия используются для создания на тренировке условий, в большей или меньшей мере приближенных к соревновательным.

Они могут проводиться либо для всей группы, либо для одного или нескольких человек. Не рекомендуются многократные проведения занятий такого типа непосредственно перед соревнованиями (не более двух раз).

        Восстановительные занятия проводятся с целью обеспечения наиболее полного физического и психического восстановления всех систем организма игроков. Для этого происходит снижение физических и психических нагрузок после большого объема проделанной работы. Снижение нагрузки происходит, как правило, за счет уменьшения объема и интенсивности. Спортивные подвижные игры можно сочетать с восстановительными мероприятиями и реабилитационными средствами (массаж, сауна, физиотерапия, специально направленные на восстановление сеансы психорегуляции и т.д.). Занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне с предоставлением занимающимся относительной самостоятельности.

Самостоятельные занятия могут проходить как в домашних условиях, так и в зале, на улице (двор, стадион), на свежем воздухе (поле, лес) и т.п. Предварительно тренер формирует цель, задачи занятия, подбирает необходимые упражнения, рекомендует определенную последовательность их выполнения, построение занятия в целом. Хорошо организованные самостоятельные занятия развивают активность игрока, повышают интерес к занятиям, улучшают самоконтроль.

В зависимости от периода и задач подготовки, контингента занимающихся тренер выбирает тот или иной тип занятий, а также планирует комбинированные занятия (учебно-тренировочные, модельно-контрольные и т.д.). В образовательном процессе могут быть использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, информационно-технические.

Грамотный подбор, комбинация различных типов и форм занятий, хорошая их организация во многом определяют успешность управления подготовкой. Во всех случаях занятия должны иметь определенную направленность и выдержанную структуру.

        

Требования к результатам Программы

Результатом освоения данной Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

1. В области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;

- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта;

- основы спортивной подготовки;

- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

- гигиенические знания, умения и навыки;

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

- основы спортивного питания;

- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

- требования техники безопасности при занятиях избранным спортом.

2. В области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и психологических качеств, в том числе, базирующихся на них способностях, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

3. В области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта, повышение плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение норм, требований и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.

4. - развитие изобретательности и логического мышления; логические задачи,числовые ребусы,исключение лишнего.

- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;

- развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия в борьбе в период проведения тренировочных занятий (в том числе в спортивных соревнованиях).

Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:

- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта;

- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта;

- выполнение плана спортивной подготовки;

- прохождение предварительного соревновательного отбора;

- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурно-спортивных мероприятий (Приложение 1) и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: с 9 до 18 лет

Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса

№ п/п

Материально-техническая база

Наличие

1

Спортивный зал

Спортивный зал Улах-Анской СОШ

2

Тренажерный зал

Спортивный зал Улах-Анской СОШ

2. ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Формы учебной нагрузки

Предметные области/

разделы подготовки

БУС-3

БУС-5

% соотношение объемов обучения по отношению к общему объему учебного плана БУС программы

1.

Обязательные предметные области

Теоретическая часть

1.1

Теоретические основы ФКиС

56

88

15%

Практическая часть

1.2

ОФП

114

177

30%

1.3

Вид спорта

114

177

30%

2.

Вариативные предметные области

2.2

Национальный региональный компонент

56

88

15%

Самостоятельная работа

19

29

5%

Аттестация

19

29

5%

Общее количество часов:

378

588

100%

Количество часов в неделю

9

14

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный план-график группы БУС-3

Минимальный возраст обучающихся - 9

Минимальное количество обучающихся в группах – 10

Недельная нагрузка (час) – 9

Режим работы (час): 5 раза

Начало занятий 7 сентября 2020

Конец занятий 2 июля 2021

№ п/п

Месяц/

Предметные области

2020 г.

2021 г.

Всего часов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07

I.

Обязательные предметные области базового уровня:

Теоретическая часть

1

теоретические основы ФКиС

6

8

6

6

4

5

7

4

5

5

56

Практическая часть

2

ОФП;

11

11

12

12

9

11

13

11

11

12

1

114

3

вид спорта.

10

11

11

13

9

11

13

11

12

12

1

114

II.

Вариативные предметные области базового уровня:

1

Национальный региональный компонент

5

6

7

7

3

5

5

7

6

5

56

Самостоятельная работа

1

2

1

2

1

2

2

3

2

2

1

19

Аттестация

 

1

2

1

2

2

3

4

1

19

Общее количество часов

33

39

38

42

27

36

42

39

38

40

4

378

Количество занятий в неделю

18

22

21

23

15

20

23

22

21

21

2

211

*2 июля 2 часа

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный план-график группы БУС-5

Минимальный возраст обучающихся - 9

Минимальное количество обучающихся в группах – 10

Недельная нагрузка (час) – 14

Режим работы (час): 6

Количество часов за 42 недель: 588часов

Начало занятий 7 сентября 2020

Конец занятий 5 июля 2021

№ п/п

Месяц/

Предметные области

2020 г.

2021 г.

Всего часов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07

I.

Обязательные предметные области базового уровня:

Теоретическая часть

1

теоретические основы ФКиС

7

9

9

10

6

8

9

9

10

9

2

88

Практическая часть

2

ОФП;

14

20

16

19

15

17

18

19

18

18

3

177

3

вид спорта.

14

20

18

19

15

18

18

17

18

17

3

177

II.

Вариативные предметные области базового уровня:

1

Национальный региональный компонент

7

9

9

8

5

7

11

10

9

10

3

88

Самостоятельная работа

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

29

Аттестация

3

2

3

3

3

3

 3

29

Общее количество часов

48

64

58

62

45

56

62

61

61

60

11

588

Количество занятий в неделю

21

27

25

27

19

24

27

26

26

26

4

255

4. КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для оценки результатов освоения Программы по этапам подготовки согласно приложению №3 таблице № 9Положения об аттестации обучающихся МБУ ДО «Хангаласская ДЮСШ».

  1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель воспитательной и профориентационной работы: Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся личности, обладающий духовным богатством, моральной чистотой и физическим совершенством и способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи:

  • предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
  • ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
  • личностному развитию учащихся;
  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;
  • ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  • совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
  • способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

Содержание плана работы:

План работы реализуется в процессе обучения, учебно-тренировочных занятиях, сборах, участия в соревнованиях, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия спортивной школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями.

      При проведении профориентации с обучающимися важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой профессии были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  •  научность и достоверность информации;
  •  доступность предлагаемой информации;
  •  адресность;
  •  индивидуальный подход;
  •  современность и актуальность материалов;
  •  сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.)

         Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно учитывать группу принципов, которыми руководствуются обучающиеся, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательностив выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

       Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров;

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое;

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

      На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации обучающихся.

Профориентационная работа по избранному виду спорта проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий физкультурно-спортивной направленности, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей

Наименование мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Работа с обучающимися

Итоги поступления выпускников отделений по видам спорта ДЮСШ

сентябрь

Использование стенда информационных материалов «Куда пойти учиться». (в СОШ)

В течение года

Посещение музеев, театров, цирков, кинотеатров для просмотра спектаклей, представлений, фильмов на спортивную тематику или иную тему, связанную с воспитательной работой

В течение года

Лекции специалиста по избранному виду спорта

март

Трудоустройство обучающихся 14-17 лет по программе профессионального обучения и дополнительного создания рабочих мест по специальности спортсмен-инструктор

Июнь, июлю, август

«Как правильно выбрать профессию. Рынок труда спортивных профессий» (учебно-тренировочные группы), «Куда пойти учиться» (группы углубленного уровня сложности)

В течение года

Индивидуальные консультации по выбору профессии.

В течение года

Цель: создание условий для формирования физически здоровой личности, для повышения мотивации достижений высоких результатов в выбранном виде спорта. 

Задачи:

- обеспечение комфортной среды для всех обучающихся, способствующей сохранению и укреплению здоровья;

- пропаганда здорового образа жизни;

- создание благоприятных условий для самореализации личности ребёнка;

- совершенствование патриотического воспитания;

- укрепление связей семья-школа.

          Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер – преподаватель проводит её во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.

Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Наряду с воспитанием у занимающихся общечеловеческих ценностей, серьёзное внимание обращается на этику спортивной борьбы.  Перед соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление в ходе соревнований морально-волевых качеств.  Соревнования могут быть средством контроля успешности воспитательной работы в коллективе. Наблюдая за особенностями поведения своих подопечных во время их выступлений, тренер-преподаватель может делать выводы об уровне морально-волевых качеств.

        Направления работы:

  1. Общественно – патриотическое направление.
  • формирование у детей патриотизма, нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм).
  • проведение спортивных мероприятий, посвящённых памятным датам. Принимать активное участие в мероприятиях улуса.
  • работа с родителями. 
  1. Работа родительских комитетов на отделениях.
  • родительские собрания по группам.
  • общешкольные родительские собрания.
  • привлечение родителей к организации интересных, насущных мероприятий, спортивных соревнований.
  1. Культурно – просветительское направление. 
  • экскурсии по городу (музеи), в другие населённые пункты.
  • посещение театра, кино.
  • традиционные мероприятия в группе (день рождения)
  1. Нравственно- правовое направление.
  • беседы о культуре поведения
  • беседы в рамках программы «Подросток закон».
  • беседы о профилактике ДТП.
  • индивидуальная беседа с воспитанниками.
  • бережное отношение к спортивному инвентарю
  • беседы по технике безопасности во время тренировочных занятий и спортивных мероприятий.
  • беседа по профилактике табакокурения, наркотических средств и антидопингу.

 Одна из причин разрыва знаний и поведения спортсменов кроется в неумении тренера выстроить методику передачи знаний по вопросам морали и права, обеспечить связь знаний с личным нравственным опытом спортсмена.

Формирование нравственного сознания по преимуществу связано с методами словесного воздействия на личность. Используемые тренером рассказ, беседа, диспут раскрывают сущность норм морали, спортивной этики, труда, учения, здорового образа жизни. При всем значении словесных методов следует учитывать, что наибольшие возможности для усвоения основных нравственных категорий заложены в самой учебно-тренировочной деятельности спортсмена.

Важное место принадлежит обретению нравственных привычек, которые формируются, прежде всего, на основе потребности поступать при любых обстоятельствах так, а не иначе. Состав нравственных привычек многообразен. Их разделяют на индивидуальные (например, привычка ежедневно делать утреннюю разминку, гигиенические процедуры и др.) и социальные (отношение к товарищам по команде, вежливость и т.д.).

Формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении. Необходима опора на положительный пример. Юный спортсмен должен видеть, что от него требуют, и как эта привычка реализуется в поведении, как она должна быть им усвоена. Тренеру следует соблюдать ко всем учащимся единые требования в различных условиях спортивной деятельности.

Итогом воспитательной работы является преобразование нравственных понятий в жизненную позицию личности спортсмена, в нравственные убеждения. Эффективность процесса нравственного воспитания должна оцениваться степенью слияния понимания нравственных норм с поведением спортсмена.

Процесс формирования нравственного поведения и привычек часто связан с необходимостью использования методов педагогической коррекции (поощрения и наказания). Основное педагогическое значение этих методов заключается в том, что в одном случае они закрепляют нравственно-ценный поступок (поощрение), в другом - тормозят негативные поступки, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности своим поведением, дискомфорта пребывания в коллективе (наказание).

Поощрять нужно не столько за конечный результат, к которому стремится ученик на тренировочных занятиях или соревнованиях, сколько за усилия и трудолюбие, которые были проявлены на пути к достижению этого результата.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции только руководством поведения спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Одна из главных особенностей спортивной деятельности - большое влияние на спортсмена личности тренера. Для подростка, увлеченного спортом, тренер становится тем эталоном, по которому он учится жить, мерками которого измеряются все достоинства и недостатки. Стоит тренеру лишь раз нарушить привычные нормы, установленные правила – и многое может быть потеряно. Эффективная воспитательная работа предполагает постоянное изучение тренером внутреннего мира ученика, наиболее типичных свойств его личности, особенностей мышления, обстоятельств жизни в семье, учебы в школе, взаимоотношений с товарищами. Только знание ученика может позволить правильно оценить его поведение, увидеть за внешней стороной поступков их побудительные причины. Следует учитывать, что в спортивную школу зачастую приходят юноши и девушки со сложившимися в основном нравственными убеждениями, определенным характером. Формирование личности юного спортсмена определяется многочисленными социальными факторами. Поэтому воспитательные воздействия должны подбираться с учетом особенностей личности спортсмена, мотивов его поведения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения надо подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важными методами нравственного воспитания являются поощрение и наказание. Поощрение спортсмена выражается в положительной оценке его действий и поступков. Оно может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена. Наказание спортсмена может выражаться в форме осуждения, отрицательной оценке поступков и действий спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайны

Основные критерии и показатели оценки состояния воспитательной работы:

- степень соответствия результатов воспитательного воздействия целям воспитательной работы;

- соответствие хода и результата воспитательной работы научным основам, программе и закономерностям воспитательного процесса;

- соответствие действий и поступков спортсменов целям воспитания;

- соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в спортивном коллективе целям и задачам воспитательной работы.

Для оценки используются общепринятые методы: наблюдение, беседы, опрос тренеров, врачей, спортсменов, родителей спортсменов, анализ практических дел и поступков спортсменов, их тренеров, всего коллектива, оценка состояния дисциплины и др.

Направление

Мероприятие

Форма

Сроки

Ответственные

Общественно-патриотическое

День согласия и примирения

Праздник «День физкультурника».

 Дню Победы.

«День защиты детей»

Все группы

Ноябрь

Август

Февраль

Май

9 мая

Тр-пр.

зам дир. по СМР

Работа с родителями

Создание родительских комитетов по отделениям, группам.

Родительские собрания по группам.

Общешкольные родительские собрания.

Всех отделений

  

 

 

 

 

 

Сентябрь,

Тр.-пр. инстр.-метод

Культурно-просветительское  

Дни рождения.

Выезд за город.

Всех отделений

 

Ноябрь

Апрель

 

Июнь-август

Тр.-пр.

Инструктор-методист

Нравственно-правовое 

Создание актива в группах.

Часы профилактики правонарушений.

«Профилактика экстремизма»

«Имею право знать!»

Безопасность на дороге.

Всех отделений

 

октябрь

 

 

Ноябрь,

Март.

Январь

Постоянно

Тр.-пр.

Инстр. метод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Группы Продленного Дня

Рабочая программа Г.П.Д. в школе 8 вида для учащихся 8- 9 классов....

Рабочая программа группы кратковременного пребывания при школе

Материал содержит рабочую программу по УМК  Н.Ф. Виноградовой "Предшкольная пора"...

Рабочая программа группы ОФП

Рабочая    программа по дополнительному образованию группы    «Общая физическая подготовка»    для обучающихся 7-9 классов...

Рабочая программа группы 2-го года обучения

Рабочая программа группы 2-го года обучения к образовательной программе "Инструментальный ансамбль "АккСи+"...

Рабочая программа группы № 1 "Неваляшки" (средняя группа) на 2017-2018 учебный год

Содержание образовательной работы в средней группе...

Рабочая программа группы № 8 "Дружная семейка" (старшая группа) на 2019-2020 учебный год

Содержание образовательной работы в старшей группе № 8 "Дружная семейка" на 2019-2020 учебный год...