Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Кадейкин В.Н.
статья по физкультуре

Кадейкин Владимир Николаевич

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Кадейкин В.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_kadeykin_v.n.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Центр образования «Тавла»-Средняя общеобразовательная
школа № 17» г.о. Саранск Республики Мордовия

Кадейкина Владимира Николаевича

Тема педагогического опыта:

«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»

Актуальность. На современном этапе физическая культура отвечает за важные социальные функции по улучшению физического состояния населения, воспитанию привычки здорового образа жизни, социализации подрастающего поколения. Ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии физических и духовных сил.

Основная идея. Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.

Сущностью педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения является формирование у ученика компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.

В рамках данной работы я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Наиболее актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.

Теоретическая база. В настоящее время я реализую компетентностный подход в обучении и в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности обучающихся на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами учащегося на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
  2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.
  3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
  4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
  5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
  6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
  7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Считаю важным, что данные компетенции включают не только знания, умения, но и отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Технология опыта. Во время проведения уроков я строю образовательный процесс таким образом, чтобы решались следующие задачи:

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта.

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

В своей работе я опираюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

Свою работу по реализации компетентностного подхода в формировании здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности я строю в системе урочной, методической, внеклассной, и мониторинговой деятельности. Она включает следующие направления:

- урочная деятельность,

- патриотическое воспитание,

- внеурочная деятельность,

- соревнования различного уровня.

При проведении уроков я ориентируюсь на принципы, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:

  • Принцип двигательной активности;
  • Принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

Считаю, что важным условием повышения качества обучения является систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция. Использую как индивидуальные, так и групповые методы работы с учащимися. Таким образом, результатом данной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

В работе с детьми во время урока обязательно использую спортивные и подвижные игры, легкоатлетические эстафеты, гимнастическую полосу препятствий, различные командные виды спорта.

Метапредметные результаты заключаются в видении красоты движения, выделении и обосновании эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.

С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа я использую в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы такие, как:

- олимпиады

- пионербол

- веселые старты

- шашки

- настольный теннис

- мини-футбол

Подготовка и проведение фестиваля сдачи норм ГТО являются приоритетным направлением в деятельности школы по организации и проведению внеурочной спортивно-оздоровительной работы с обучающимися. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО – является компонентом массовым физкультурно-спортивным мероприятием и проводятся в целях укрепления здоровья подрастающего поколения, привлечения обучающихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Основные задачи:

- пропаганда ЗОЖ, формирование положительных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся.

- определение команд общеобразовательных учреждений, добивавшихся наилучших результатов в физической подготовке и физическом развитии и показавших высокий уровень знаний в областях олимпийского и патриотического движения.

На протяжении трех лет ученики начальной школы регулярно принимают участие в фестивале ГТО, достигая высоких результатов.

В течение нескольких лет веду секцию по настольному теннису, в которой занимаются дети разного возраста. Занятия в разновозрастных группах способствуют самореализации, самоутверждению, взрослению, как учеников первых классов, так и детей более старшего возраста.  Занятия по настольному теннису способствуют правильному физическому развитию, приобретению необходимых теоретических знаний, овладению основными приемами техники и тактики игры, воспитанию воли, смелости, настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, достижению личного результата, а также чувства дружбы и коллективизма, прививает ученикам навыки ЗОЖ. Ребята нашей школы показывают результативную игру на соревнованиях различного уровня.

Предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти компетенции выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Важной составляющей частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Ежегодно проводится школьный конкурс «Смотр строя и песни», Вахта памяти задачей которых является: формирование гражданско-патриотических качеств личности; обеспечение возможности для самореализации, социализации подростков.

Результативность опыта. Результатами компетентностного подхода к формированию здорового образа жизни учащихся является:

  • повышение уровня мотивации обучения учеников,
  • повышение уровня обученности учеников,
  • формирование и развитие универсальных учебных действий,
  • ориентация обучающихся на ведение здорового образа жизни,
  • позитивные достижения обучающихся во внеурочной деятельности.

Рекомендации по использованию опыта. Обобщение и распространение педагогического опыта происходит:

  • на заседаниях школьного объединения учителей физической культуры и ОБЖ;
  • на открытых уроках, мастер-классах школьного, муниципального и республиканского уровней;
  • во время проведения соревнований всем спортивным направлениям;
  • в публикациях в электронных СМИ, на личном сайте;
  • при участии в семинарах, проводимых на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»;
  • в рамках оказания методической помощи студентам-практикантам ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...