Дипломная работа по физической культуре "ПРИВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ"
материал по физкультуре (11 класс)

Евдохин Василий Владимирович

Соревнования – органическая часть подготовки квалифицированных спортсменов. Участие в соревнованиях позволяет достигать нагрузки предельных возможностей, воспитывает волевые качества. Большое значение имеют спортивные соревнования в передаче опыта. Хорошо организованные соревнования, торжественно и красочно оформленные места старта и финиша создают у участников праздничное настроение. [2]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya.docx89.28 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ44.03.01 Педагогическое образование

                     код и название направления / специальности подготовки

НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) ПОДГОТОВКИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА _____________

ТЕМА: АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ  В  МЫСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1.

Обзор литературных источников…………………………

7

1.1.

Понятие «Спортивное соревнование» …………………..

7

  1. Основные функции и особенности спортивных соревнований ………………………………………

   9

  1. Условия подготовки к соревнованиям ……………

11

  1. Общая структура спортивных соревнований……..

13

1.2.  

Классификация и виды соревнований ……………...........

21

1.3.  

Системы розыгрыша............................................................

25

1.4.

Нормативно-правовые документы для организации  и проведения соревнований ………………………………..

 29

1.5.

Формы работы, используемые для привлечения учащихся к занятиям физической культуры …………..

 38

ГЛАВА 2.

Анализ привлечения школьников к участию в соревнованиях  за период с 2011- 2015 г.г.………………

 42

ВЫВОДЫ

………………………………………………………………

48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                        ………………………………………………………………

 50

ВВЕДЕНИЕ

В муниципальном казенном учреждении «Управление по физической культуре спорту и туризму Мысковского городского округа», как и в любом другом городе, ежегодно составляется календарь мероприятий на год. Большую долю этих мероприятий составляют соревнования, так как именно соревнования являются важной составной частью учебно-тренировочного процесса и привлечения школьников к спорту. Соревнования способствуют расширению спортивно-массовой работы, привлекают учащихся к систематическим занятиям физической культурой, неразрывно связаны с учебно-тренировочным процессом и являются продолжением учебной работы. На соревнованиях подводятся итоги работы за определённый период, выявляются её недостатки и положительные стороны, определяются сильнейшие спортсмены и лучшие команды. Без участия в соревнованиях нельзя по-настоящему овладеть основами техники избранного вида спорта.

Соревнования – органическая часть подготовки квалифицированных спортсменов. Участие в соревнованиях позволяет достигать нагрузки предельных возможностей, воспитывает волевые качества. Большое значение имеют спортивные соревнования в передаче опыта. Хорошо организованные соревнования, торжественно и красочно оформленные места старта и финиша создают у участников праздничное настроение. [2]

Соревнования способствуют:

  • вовлечению детей, подростков и молодёжи в регулярные занятия спортом, широкому развитию отдельных видов спорта;
  • привитию интереса к занятиям спортом, росту достижений юных спортсменов;
  • подведению итогов работы по массовому развитию спорта и результатов учебно-тренировочных занятий;
  • пропаганде и популяризации спорта.

        В связи с вышеперечисленным возникла необходимость обратить более пристальное внимание на участие детей, подростков и молодёжи в соревнованиях, проводимых на территории Мысковского городского округа.

Актуальность темы для меня заключается в том, что я, как начальник Центра тестирования «Готов к труду и обороне» Мысковского городского округа и специалист «Управления по физической культуре спорту и туризму Мысковского городского округа», являюсь непосредственным организатором соревнований, судьёй. В мои обязанности входит составление календаря спортивно-массовых мероприятий на год, в связи с этим возникла необходимость отследить популярность  и наибольшую посещаемость проведённых соревнований, на основе анализа проведения мероприятий в учебном году спланировать оптимально востребованные на следующий учебный год, так как задача «Управления по физической культуре спорту и туризму Мысковского городского округа» заинтересовать и привлечь, как можно большее количество обучающихся образовательных учреждений города, удовлетворить социальный запрос населения.

        Мы считаем, что соревнования являются важнейшей составляющей спортивной подготовки и всегда будут актуальны, организации и проведению которых надо уделять большое внимание. Тем более, что участие в соревнованиях является отличной мотивацией для занятий спортом, это тот результат, который является венцом деятельности тренера и спортсменов.

Цель работы: анализ привлечения школьников к участию в соревнованиях.

Объект работы: изменение количества участников в соревнованиях на территории Мысковского городского округа в период с 2011 по 2015 года.

Предмет работы: изучение количественных изменений участия в соревнованиях и показатель оценки эффективности.

Рабочая гипотеза:

  • количество участников в соревнованиях увеличивается в связи с повышением интереса к занятиям физической культурой;
  • из года в год  также повышается уровень соревнований;
  • популярность соревнований возрастает в связи с возрождением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по организации и проведению соревнований (по категориям: соревнование, организация и проведение соревнований).
  2. Составить мониторинг участия в соревнованиях.
  3. Рассмотреть количество и уровень соревнований за период 2011-2015 годов.
  4. Сравнить количество участников соревнований за период 2011-2015 годов.
  5. Показать оценку эффективности занимающихся школьников физической культурой и спортом на территории Мысковского городского округа.

Тренировки и подготовка спортсмена теряют смысл без участия в соревнованиях, поэтому думать о том, как сделать процесс проведения соревнований более эффективным и удобным для обучающихся наша основная задача.

Известно, что соревнования повышают заинтересованность в занятиях, создают мотивацию для дальнейших занятий спортом, способствуют массовому развитию спорта. Они выявляют степень физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки участников и команды в целом, позволяют определять состояние и направленность учебно-тренировочного процесса. Результаты соревнований служат средством подведения итогов учебно-тренировочного процесса.

        Спорт как многогранное общественное явление – сфера подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрощения и расширения интернациональных связей, одно из важнейших средств этического и эстетического воспитания. Это часть культуры общества и специфическим для него является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата. Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность. [1 с.311]

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своём абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений). [1 с.313-314] Наша задача развивать массовый общедоступный спорт.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Понятие «Спортивное соревнование»

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему. Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и другим видам человеческой  деятельности. Соревнуются  между собой отдельные фирмы, компании; проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента – соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику. Показано, что в развитии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны; лишь позже начали появляться и  закрепляться в практике элементы, методы, формы подготовки к их участию (В.А. Демин, 1974). Стало быть, генетически и субординационно спортивные состязания “старше” спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а  не  наоборот. В. А. Демин выдвинул оригинальную точку зрения, относительно причин возникновения спорта. Как считает автор, спортивные состязания явились одной из гениальных попыток греков найти форму в высшей степени демократической организации, способной мирным путём разрешить спорные вопросы, возникающие между соперничающими общинами. Такая форма регулирования межплеменных отношений была найдена задолго до появления политически оформленного государства.

        В связи с тем, что основой спорта являются соревнования, для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта. Сфера спорта – это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования. Она включает в себя: идеологическое, научное методическое управление; материально-техническое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; отбор и подготовку спортсменов и связи с другими сферами человеческой деятельности.

        Аналогично сферы спорта структурированы сложившиеся полноценные, автономные виды спорта. Каждый вид спорта является составляющей частью сферы спорта, но имеет в своей функциональной структуре все необходимые (кадровые, научные, финансовые, материально-технические службы и т.п.) для автономного существования.

        Вид спорта способствует развитию и проявлению различных видов соревнований. Как отмечает Л.П.Матвеев, в сферу спорта исторически вошли достаточно разнообразные виды соревновательной деятельности. Вокруг отдельных состязаний, выделившихся в ходе развития спорта, формировались и продолжают формироваться по настоящее время относительно самостоятельные виды спорта. Вид спорта – это область сферы спорта, ядром которой является исторически сложившаяся социально-значимая соревновательная деятельность, характеризующаяся местом и временем её реализации, применяемыми средствами и обусловливающими их нормативными актами.

        Следовательно, вид спорта выступает как отдельная область сферы спорта. Каждый вид спорта характеризуется: 1) своим предметом состязаний и характером активности спортсмена; 2) особым составом действий и способом ведения соревновательной борьбы (техникой, тактикой); 3) своими правилами состязаний.         

Следует иметь в виду, что специфика тех или иных соревнований может значительным образом влиять на сферу спорта в целом и на структуру отдельных видов спорта. К примеру, выход какого-либо вида спорта на международную арену ведёт к появлению новой организационной структуры – международной федерации. Высокая конкуренция на крупнейших соревнованиях  (олимпийских играх, чемпионатах мира), большая плотность спортивных результатов заставили проводить жёсткий отбор спортсменов в национальные сборные команды, т.е. создавать службы спортивного отбора и прогнозирования результатов. Сложное техническое и аппаратное оснащение соревнований по автомобильному спорту обусловливает наличие в структуре видов спорта многочисленных технических комиссий. Соревнования в футболе, хоккее, собирающие огромные массы болельщиков, вынуждают водить в организационные структуры особые подразделения для контроля над болельщиками и управления ими. Опыт показывает, что отсутствие подобных подразделений влечёт отрицательные последствия: введение в практику спорта допингов, анаболиков и других стимулирующих средств работоспособности спортсменов остро поставило вопрос о создании антидопинговых комиссий, которые могли бы противостоять этому.

        Итак, соревнование – узловое образование системы спорта в обществе. [2 с. 321-322].

Соревнования относятся к неурочным формам занятий. Соревновательные формы это:

- собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: чёткая регламентация предмета, способов  и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

- соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачёты, выполнение нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены. [1 с. 147]

  1. Основные функции и особенности спортивных соревнований

        Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Первичная (специфическая) функция соревнования – это определение иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призёров состязаний или фиксация рекордов. Эта функция в первую очередь относится к классу социальных оценок. Вторичные (неспецифические) функции соревнований весьма разнообразны. Этими функциями являются следующие: нормативная, познавательная, творческая, коммуникативная, престижная, управления, моделирования, контроля,     агитационно-пропагандистская, культурного обмена, рекреационная,       экономическая, осуществление международных связей, интеграционная и многие другие.

        Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет «рекордный» вариант соревновательного проявления, когда спортсмен имеет установку «сделать что-то лучше всех» в прошлом, настоящем и будущем.

        Соревнование, как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфические особенности, отличающие от других элементов спорта. На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными особенностями спортивных соревнований являются:

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7) равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления. Сравнимость результатов возможна, благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту социально-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления возможного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями;

8) наличие определённых форм и требований, выполнение которых даёт право на присвоение спортсмену разряда  или звания «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» и «заслуженный мастер спорта».

1.1.2. Условия подготовки к соревнованиям

Филин В.П., Фомин Н.А. указывают, чтобы соревнования проходили успешно, они должны отвечать следующим педагогическим требованиям: быть итогом учебно-тренировочного процесса, входить в  единый Всероссийский, региональный, городской план мероприятий и проводиться по определённой программе, которую заранее доводят до сведения участников.

        Соревнования по всем видам спорта проводятся по единым правилам, обязательным для всех участников. Обслуживать соревнования должны квалифицированные судьи, медицинский персонал и охрана право порядка.

        В соответствии с возрастом и подготовленностью спортсменов разрабатываются программы соревнований и нормы нагрузок. Документом, регламентирующим соревнования, является Положения и условия проведения соревнований по видам спорта.

        К важнейшим соревнованиям года (спартакиада, легкоатлетическая эстафета, лыжня России) спортсмен должен выйти на уровень своих лучших достижений. Непосредственная подготовка к соревнованиям. Нужно, чтобы каждое спортивное соревнование было для спортсмена шагом вперед по пути развития результата. Для этого необходима тщательная подготовка, в процессе которой особое внимание нужно уделять следующим моментам: четкая постановка цели. Спортсмен должен понимать, каково общественное и личное значение каждого конкретного соревнования и каковы стоящие перед ним цели. Юный спортсмен должен прежде всего постичь роль соревнований в развитии его спортивных результатов.

Ориентация на соперника. Тренер и спортсмен должны как можно раньше получить информацию о сильных и слабых сторонах соперника, чтобы спортсмен реально оценил свои шансы и разработал рациональную тактическую концепцию. Привыкание к соревновательному снаряду. Непривычные снаряды и спортивные сооружения на соревнованиях могут оказать отрицательное влияние на результат. Своевременное привыкание к ожидаемым особенностям соревнований укрепляет уверенность в своих силах и в победе. Адаптация ко времени соревнований. Работоспособность в течение дня подвержена колебаниям. Существенное влияние на нее оказывают привычки, которые сложились под влиянием системы рефлексов. В связи с этим перед важными соревнованиями следует по возможности придерживаться такого режима дня (например, на подготовительных тренировочных сборах), который соответствовал бы распорядку дня соревнований. При этом следует учитывать и квалификационные соревнования, которые нередко организуются в необычное время дня. Психологическая подготовка. Перед каждым соревнованием спортсмен должен обладать оптимальной психической готовностью. Для этого необходимо длительное и целенаправленное педагогическое воздействие. Прежде всего спортсмена нужно приучить к самостоятельности, чтобы на соревнованиях он мог обходиться без тренера. Его нужно воспитывать таким образом, чтобы он серьезно относился к любому противнику и реально оценивал свое поведение. Убежденность спортсмена в том, что он правильно тренировался и обладает хорошей работоспособностью, укрепляет его веру в свои силы. Этому способствует прежде всего систематическое планирование соревнований по возрастанию степени трудности. Кроме того, необходимо убедить спортсмена в том, что именно соревнование с равным или даже более сильным соперником наилучшим образом развивает работоспособность. Нагрузка перед соревнованиями. Непосредственно перед соревнованиями объем и интенсивность тренировки также должны быть большими, если этому не препятствуют травмы или какие-либо иные серьезные обстоятельства. В любом случае нужно внимательно следить за тем, чтобы в последние 14 дней перед важными соревнованиями у спортсмена не происходило накопление «остаточного утомления». Основным принципом построения недельного цикла является высокая нагрузка в сочетании с оптимальным отдыхом. Следовательно, последнее напряженное тренировочное занятие следует проводить за 2-3 дня до начала соревнований. В оставшиеся дни объем нагрузки нужно сократить настолько, чтобы спортсмен мог полностью восстановиться за несколько часов.

1.1.3.Общая структура спортивных соревнований

В современном спорте соревнования представляют собой достаточно сложное и многогранное социальное явление. В самом общем  виде о соревнованиях можно говорить как о социальной системе большой сложности, включающий в себя целый ряд компонентов, обеспечивающих выявление спортивных результатов каждого спортсмена или группы спортсменов.

Составными частями любого соревнования являются:

1) спортсмены-соперники;

2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперников, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избранном виде спорта;

3) судейства (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.);

4) средства и службы обеспечения соревновательной деятельности;

5) болельщики и зрители;

6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему.

Спортсмены-соперники.  

В   спортивных     соревнованиях           могут участвовать не менее двух спортсменов. Можно состязаться с самим собой -  стремиться достичь какого-либо результата.  Но это не будет спортивным соревнованием, так как исключается его внешний признак – противоборство. Поэтому спортсмены-соперники и достигнутые ими спортивные результаты - центральный элемент соревнований.

Каждый соперник представляет не только того позиционера, который вступает в непосредственную соревновательную борьбу, но и  весь набор позиционеров, обеспечивающих его действия. В качестве таких позиционеров выступают тренеры, спортивные руководители и организаторы, судьи, врачи, научные работники, массажисты, лица, ответственные за информационное и материально-техническое обеспечение, и другие специалисты, т.е. различные службы обеспечения соревнования. В ряде случаев эти службы обеспечения могут быть весьма многочисленными и включать в себя даже целые организации. Таким образом,  функциональное место спортсменов является одной  из  наиболее  важных  и  интересных  среди  тех, которые  следует использовать при анализе соревнований.

Взаимодействия спортсменов-соперников.

Участники состязаний вступают между собой в определённые многосторонние взаимодействия. Вне этого взаимодействия соревновательный акт просто невозможен, так как между ними отсутствуют конкурентные отношения.

Взаимодействие спортсменов в процессе соревнований выступает в двух основных аспектах:    по отношению к противнику  - в   форме         противоборства или соперничества; по отношению к партнёрам по команде - в форме взаимодействия или сотрудничества. Противоборство соперников или соперничающих   команд может   быть непосредственным (при   жёстком, нежёстком, условно-жёстком контакте) и опосредованным (при отсутствии контакта).   Сотрудничество между партнёрами,   общий   смысл которого состоит в объединении усилий или достижения общей цели - спортивной  победы,   также   может   иметь различные формы проявления:                   совместно-взаимосвязанные действия, совместно синергетические действия, совместно последовательные и совместно индивидуальные действия  спортсменов в том или ином виде спорта. В зависимости от структуры связи между спортсменами-соперниками и партнёрами можно выделить три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальную, групповую,          командную и индивидуально-групповую (командную). Эти формы взаимодействия соревнующихся спортсменов находят своё отражение в личных, командных и лично-командных соревнованиях.

В большинстве видов спорта соревновательная деятельность носит индивидуальный характер, когда спортсмены состязаются с противником один на один (во всех видах единоборств, в одиночном разряде в теннисе, бадминтоне) или одновременно с несколькими соперниками (в гребле на  судах-одиночках) или выступают поочерёдно (в спортивной гимнастике,  тяжёлой атлетике, легкоатлетических прыжках).

В тех случаях, когда спортсмен в конкретном соревновании            представляет собой свой клуб или свою страну один, о внутрикомандном взаимодействии говорить нет оснований, а соревновательная деятельность приобретает сугубо индивидуальный характер.

Однако в абсолютном большинстве случаев в личных и тем более  лично-командных соревнованиях действия спортсменов правильнее       определить как совместно индивидуальные, так как результат каждого спортсмена рассматривается не только в плане индивидуального достижения, но и как вклад в общую «копилку» команды, а при комплексном забеге - и в результат команды клуба, города, области, республики, страны в целом. Это, в свою очередь, обусловливает различные формы взаимной поддержки         товарищей по команде, служит стимулом для мобилизации усилий      спортсменов.

Судейство соревнований.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и в        известной мере за достигнутые результаты является главный судья. Вполне очевидно, что от квалифицированного и объективного судейства во многом зависит распределение мест участников соревнований. Ответственность за жизнь и здоровье участников соревнований несет ГСК. Во всех случаях, когда может быть нанесён ущерб здоровью спортсменов (неблагоприятные метеорологические условия, плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), ГСК обязано устранить недочёты, а при невозможности сделать это – отменить соревнования или перенести его на другой срок или в другое место. Главный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Объективность и точность определения спортивно-технических результатов зависит от многих факторов:

1. Психофизиологических возможностей главного судьи, прямо или косвенно влияющих на процесс измерения результатов.

2. Наличия объективных средств и способов регистрации результатов в конкретных видах спорта. В видах спорта с метрическим определяемым результатом (лёгкая атлетика, плавание, тяжёлая атлетика и др.) эта проблема в какой-то степени не является достаточно острой. В видах же спорта, в которых результат определяется в условных единицах и конечным эффектом (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.), объективность судейства – одна из важнейших проблем проведения любого крупного соревнования.

3. Разницы в классе и достижениях соперничающих спортсменов. В тех случаях, когда одинаковый результат показывают большое число спортсменов (при существующей точности измерения результата в данном виде спорта и на данный момент времени), при всём желании очень трудно создать объективную картину распределения мест среди участников этого соревнования.

4. Внешних условий, в которых проводятся соревнования (температура окружающей среды, силы и направления ветра, влажности, поведения болельщиков и др.)

Повышение объективности определения спортивно-технического результата и его соответствия действительному соотношению сил участвующих в соревнованиях спортсменов возможно на основе использования более совершенных технических устройств и систем, помогающих судьям точно определить спортивный результат всех участников спортивного соревнования. С этой целью в различных видах спорта в последние годы разработаны различные средства регистрации результатов: кино- и видеосъёмки, устройства типа «помощник стартера», фотофиниша, автохронометража, оптико-электронные устройства для измерения расстояния. Они постоянно совершенствуются:

а) в рамках существующих правил и в этом случае они позволяют преимущественно решать измерительные, контрольные или информационные задачи, выдвигаемые правилами или подразумеваемые ими;

б) с последующим изменением в правилах, направленных на узаконивание и регламентацию тех технических возможностей, которые предоставляются новыми или прогнозируемыми техническими средствами.

В настоящее время разрабатываются методы, позволяющие повысить объективность действий судей. К ним относятся: 1) аттестация судей на основе оценки правильности их действий специальным жюри; 2) использование разнообразных автоматизированных технических устройств, отслеживающих поведение судей с последующим его анализом. Эта методика позволяет контролировать поведение судей, способствует чёткому определению допущенных судьями ошибок, их фиксации и наглядной демонстрации. Такие устройства имеются сейчас для судейства в тяжёлой атлетике, боксе и других видах спорта.

Как уже говорилось, главный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта. Правила соревнований являются важнейшим документом, регламентирующим проведение спортивных соревнований и влияющим на их результаты. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещённых действий, влекущих за собой показания, ущемляющие интересы команды. Правила спортивных соревнований по каждому виду спорта, принятые в различных странах, имеют тенденцию к унификации. Этот процесс оправдан, потому что делает возможным участие в международных соревнованиях спортсменов всех стран, а если соревнования проводятся в различных местах, позволяет сравнивать достигнутые на них результаты.

На современном этапе развития спорта существует весьма различный уровень детализации правил по различным видам спорта и разные подходы к трактовке одинаковых ситуаций. В процессе совершенствования правил, программ и регламентов проведения международных соревнований целесообразно придерживаться двух важнейших принципов: а) их стабильности и б) учёта при рассмотрении любого изменения как видимых, так и предполагаемых организационно-методических, организационно-технических, социально-экономических последствий.

Правила соревнований оказывают влияние на зрелищность, результативность соревнований, на развитие техники и тактики данного вида спорта, а в ряде случаев и на методику тренировки. В частности, неоднократные новшества в правилах классической борьбы способствовали активизации действенности спортсменов в процессе соревновательного поединка, повышении его зрелищности. Разрешение в прыжках в высоту переходить планку головой раньше, чем ногами, привело к изменению способа прыжка.

Портных Ю.И. также указывает на важность в организации и проведении соревнований такого фактора, как судейство. Он пишет о том, что одним из решающих факторов в успехе любого спортивного соревнования является хорошее судейство.

В обязанности судьи спортивных игр входит не только проведение соревнований в пределах установленных правил и положения, но и забота о культурной его организации. Судья не только фиксирует то и или иное нарушение правил, а также окончательный результат соревнования, но и выполняет функции воспитателя, организатора и представителя органа руководства и контроля.

Хорошая организация судейства способствует решению воспитательных задач, обеспечивает рост спортивного мастерства.

В спортивных играх судейство может быть неподвижным и подвижным.

К неподвижному относится судейство в теннисе и волейболе: во время этих игр судья находится на специальной вышке, а его помощники размещаются по сторонам и на углах.

При подвижном судействе игр (в футболе, хоккее, ручном мяче и баскетболе) судья находится среди играющих, на поле или площадке, и непрерывно перемещается вместе с мячом.

Все судьи, независимо от принятой формы судейства, должны в совершенстве знать правила данного вида спортивной игры, иметь отличное зрение, хорошую подвижность и способность быстро ориентироваться.

Главный  судья должен быть не только грамотным в спорте человеком, но и высококультурным.

Обязательными требованиями к судье являются честность, объективность, принципиальность. [15 с. 48-49]

Зрители и болельщики.

Выступление спортсмена на соревнованиях практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Зрители своим поведением создают положительный или отрицательный эмоциональный фон проведения соревнования. Поэтому присутствие зрителей, поддерживающих спортсмена или его соперников, их отношение к происходящему на соревнованиях может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, в то время как более опытный участник не так легко поддаётся воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание.

Есть спортсмены, на которых шум толпы действует хуже всего, независимо от того, была ли это поддержка болельщиков или недоброжелательные выкрики. Некоторые из них быстро реагируют на каждый выкрик и оскорбительные замечания с трибун; другие же не обращают на них никакого внимания. Спортсмены, стремящиеся к высоким достижениям. Как правило, положительно реагируют на одобрение и поддержку зрителей и показывают в этих условиях лучшие результаты. И, наконец, в присутствии враждебного числа зрителей, приезжая команда обычно ведёт себя агрессивно (допускает больше нарушений).

Поведение зрителей и возможные изменения в деятельности спортсменов, когда он начинает выступать пред ними, должно учитываться при подготовке к соревнованиям.

Следовательно, поведение болельщиков является важной частью соревновательной обстановки. Игнорировать влияние болельщиков на спортсменов – значит не придавать значения одному из многих социальных компонентов окружающей среды, в которой выступают спортсмены. Реакция болельщиков является либо побудительным, либо тормозящим стимулом в достижении спортсменом высоких результатов.

К условиям, влияющим на результативность деятельности спортсменов-соперников, относятся также места соревнований (фактор «своего» и «чужого» поля), географическое положение места проведения соревнований (высота расположения места соревнований над уровнем моря, температура, влажность, атмосферное давление, уровень солнечной радиации, часовой пояс и т.д.) и оборудование мест их проведения. [2 с. 323-331]

1.2. Классификация и виды соревнований

Ю.И.Портных, в зависимости от поставленных задач, подразделяет  соревнования на следующие виды: первенства, чемпионаты, соревнования на кубок, сокращенные турниры, классификационные и отборочные соревнования, матчевые и товарищеские встречи, традиционные турниры.

Первенства или чемпионаты. Это наиболее ответственные соревнования, на которых присваивается почётное звание чемпиона коллектива, района, города. Они проводятся один раз в год.

Соревнования на кубок проводятся по принципу «проигравший выбывает». Кубковые соревнования не требуют много времени и позволяют охватить большое количество участников. Так как подготовленность участников будет различной, следует предусмотреть выступление более сильных команд на поздних этапах.

Сокращённые соревнования (блицтурниры) проводятся в течение одного дня с участием большого количества команд. Для этого время игр сокращается. Такие соревнования обычно проводятся в связи с открытием сезона и на различных праздниках.

Классификационные соревнования проводятся для определения спортивной подготовки, выполнения разрядных требований Единой Всероссийской  спортивной классификации.

Отборочные соревнования проводятся с целью выявления наиболее подготовленных команд для участия их в более крупных соревнованиях.

Матчевые встречи предусматриваются календарём спортивных соревнований и носят традиционный характер. В них могут участвовать две и больше команд. Такой вид соревнований способствует развитию дружеских взаимоотношений между отдельными городами, областями, а также зарубежными командами.

Товарищеские встречи проводятся по договорённости с отдельными командами с целью проверки подготовленности к предстоящим соревнованиям по всем разделам спортивной тренировки. [15 с. 42-43]

Казаков П.Н. предлагает несколько другую классификацию, также  в зависимости от поставленных задач. Он выделяет основные и вспомогательные соревнования.

Основные – это соревнования, которые организуются в соответствии с требованиями Единой Всесоюзной спортивной классификации и по результатам которых определяется спортивная квалификация, присваиваются звания победителей или чемпионов.

Основные виды соревнований – это календарные соревнования, которые предусматриваются единым календарным планом спортивных мероприятий и проводятся согласно утверждённому положению.

К основным видам соревнований относятся:

  • первенства или чемпионаты;
  • соревнования на кубок;
  • отборочные соревнования.

К вспомогательным видам соревнований относятся:

  • контрольные встречи;
  • товарищеские встречи;
  • показательные встречи;
  • сокращённые встречи.

К контрольным встречам относятся те, которые проводятся с целью подготовки и проверки готовности команд к предстоящим соревнованиям.

Товарищеские встречи проводятся в учебно-тренировочных целях или в рамках традиционных соревнований.

Показательные встречи служат популяризации вида спорта и показу спортивного мастерства.

Сокращённые соревнования проводятся в течение нескольких часов. Их планируют обычно на праздничные дни  и на дни открытия или закрытия спортивного сезона. Чтобы ускорить проведение таких соревнований, время игры сокращается. Программа сокращённых соревнований может включать в себя не только проведение игр, но и соревнования по технической или физической подготовке игроков.

Бутин И.М. представляет классификации, в которых распределяет соревнования исходя из цели, формы соревнований и условий зачёта.

По цели соревнования делятся на:

1. Первенство

Определяется чемпион класса, школы, спортклуба, района, города, области и т.д.

2. Отборочные соревнования

Цель – выявление сильнейших лыжников в классе, школе, районе, городе и т.д. для участия в составе команд в различных соревнованиях, проводимых на более высоком уровне.

3. Контрольные соревнования

Проводятся в ходе учебно-тренировочного процесса в виде “прикидок” для наблюдения за ходом тренированности и спортивных результатов занимающихся. Эти соревнования проводят также на уроках лыжной подготовки при подведении итогов и учёте успеваемости учащихся.

4. Показательные соревнования

Проводятся по наиболее зрелищным видам лыжного спорта (прыжки с трамплина, слалом, а также биатлон, эстафеты, гонки)

5. Кубковые соревнования

Оспаривается установленный приз (кубок) различных спортивных или общественных организаций или территорий

6. Целевые соревнования

Проводятся по специальной программе.

7. Классификационные соревнования

Проводятся для выполнения разрядных норм Единой спортивной классификации

8. Зачётные соревнования

Проводятся для выполнения учащимися нормативов учебных программ.

По форме организации различают:

1. Закрытые соревнования

Участниками являются только лыжники данного коллектива.

2. Открытые соревнования

Участниками являются команды лыжников различных коллективов, допускаются все желающие с разрешения врача или сильнейшие лыжники по специальному приглашению.

3. Товарищеские (матчевые встречи)

Участвуют две и более команд по предварительной договорённости между этими командами.

4. Заочные (массовые) соревнования

Проводятся между различными коллективами

По условиям зачёта соревнования делятся на:

1. Личные

Определяются места каждому участнику.

2. Лично-командные

Определяются и личные результаты и места для всех участвующих команд.

3. Командные

Результаты каждого участника засчитываются команде для определения её места в соревнованиях. Победители и места всех участников в личном первенстве в этом случае не выводятся.

1.3.Системы розыгрыша

Казаков пишет о том, что планирование соревнований это не только перечень мероприятий, а глубоко продуманный план совместных действий спортивных организаций. В практике утвердились три основные системы розыгрыша: круговая, с выбыванием после поражения (одного или двух) и смешанная, являющаяся комбинацией двух систем (комбинированная). Ю.И.Портных указывает, что при выборе системы розыгрыша учитываются задачи, стоящие перед соревнованием, возможные сроки проведения, уровень спортивной подготовленности участников, территориальные условия, наличие спортивных баз и материальные затраты. [15 с. 43]

Круговая система

При этой системе каждая команда должна встретиться друг с другом по одному разу, если соревнование проводится в один круг, и по два раза, если соревнование проводится в два круга. Такая система розыгрыша позволяет наиболее объективно выявить соотношение сил соревнующихся и определить сильнейшую команду, при этом устраняется элемент случайности в общем итоге соревнования. Наиболее правильным считается розыгрыш по этой системе в два круга. Портных Ю.И. выделяет недостатки этой системы:

1) сравнительно малый охват участников;

2) длительное время проведения розыгрыша, в связи с чем увеличиваются материальные расходы. [15 с. 44]

При круговой системе определяются все места участников соревнования по количеству набранных очков. При равенстве очков у одной или нескольких команд для определения победителя регламентом о соревновании должны быть предусмотрены какие-либо дополнительные показатели или мероприятия (например, дополнительная игра между этими командами, или результат сыгранных ранее между ними игр, или разница забитых и пропущенных мячей).

Порядок игр по круговой системе определяют жеребьёвкой номеров команд-участниц соревнования. [8]  Важно определить количество календарных дней и общее количество встреч, с тем чтобы составить расписание игр.

Количество встреч определяется по формуле:

Х= А (А-1):2, где Х – количество встреч, А – общее количество участников.

Количество календарных дней при нечётном составе участников равно количеству участников, при чётном – на единицу меньше. [15 с. 44]

На основании определившихся номеров команд составляется расписание игр (календарь). Календарь игр по круговой системе можно составлять тремя способами. А Ю.И.Портных предлагает лишь способы составления календаря с чередованием полей и без чередования полей. [15 с. 44]

В результате проведённого соревнования определяется победитель, последующие места, исходя из того, что начисляются очки: победа – 2, ничья – 1, поражение – 0. [8]

Сейчас в соревнованиях начисление очков используется несколько другое, для того, чтобы объективнее выделить победителя на основе побед, а не большего количества игр, сыгранных в ничью: победа – 3, ничья – 1, поражение – 0.

В тех случаях, когда желают усилить наказание команды за неявку не отождествляя её с поражением, принимают иную шкалу зачёта, например: победа – 3, ничья – 2, поражение – 1, неявка - 0. Окончательные места в соревнованиях определяются по сумме очков, набранных командами во всех играх.

Система розыгрыша с выбыванием после поражения

Эта система применяется, как правило, при большом количестве участвующих команд, когда игры должны быть проведены в короткий срок. Обычно по этой системе проводят розыгрыш кубка страны, кубков города и т.д. Проигравшая команда выбывает из соревнования.

При определении порядка игр по этой системе прежде всего необходимо составить сетку на заявленное количество участвующих команд, а затем провести жеребьёвку. Команды записываются в составленную сетку соответственно номеру по жеребьёвке.

Сетка составляется в зависимости от количества команд. Если число команд равно числу 2 в степени n, то все команды начинают розыгрыш с первого тура. Если число участвующих команд не равно 2 в степени n, то сетка должна быть такой, чтобы ко второму кругу осталось количество команд, равное 2 степени n. То есть, часть команд приступит к играм со второго круга (тура), а часть – с первого. Для определения количества команд, начинающих игры с первого тура, пользуются следующей формулой:

К1=(К0-2 в степени n)x2

где,

К1- количество команд, вступающих в соревнование с первого тура;

К0 – общее количество команд, участвующих в соревновании;

2 в степени n – ближайшее меньшее число команд к общему количеству участвующих команд;

n – показатель степени (целое число), выбираемый в зависимости от общего количества участвующих команд.

При чётном количестве команд, участвующих в соревновании, команды, вступающие в игры со второго круга, распределяются снизу и сверху сетки.

При нечётном количестве команд внизу сетки на одну команду, включающуюся со второго круга, должно быть больше.

Преимущество этой системы в том, что, несмотря на большое количество команд, победитель определяется в короткий срок. Но жребий вносит элемент случайности, поэтому чтобы сильные команды не входили в одну половину сетки, прибегают к искусственному рассеиванию сильных команд, давая им номера по жребию в разных половинках сетки, а затем уже проводят жеребьёвку для оставшихся команд на свободные номера.

Чтобы команды не знали возможных своих соперников в последующих турах, иногда применяют несколько видоизменённую систему розыгрыша с выбыванием: после первого тура соревнований среди оставшихся команд вновь проводится жеребьёвка, и таким образом определяются пары команд, выступающие во втором туре и т.д. вплоть до полуфинальных игр.

Одной из разновидностей системы розыгрыша с выбыванием является система с выбыванием после двух поражений.

Смешанная система

Это комбинация из двух систем розыгрыша – круговой и с выбыванием. При этом способе часть розыгрыша (предварительная или заключительная) проводится по системе с выбыванием, а другая – по круговой.

В различных международных турнирах появилась новая система розыгрыша. При этой системе участвующие команды разбиваются на группы. В группах игры проводятся по круговой системе в один или два круга. Жеребьёвку команд по группам можно проводить с учётом различных условий, предварительно оговорённых. Команды, занявшие в группе первое или второе место, допускаются к дальнейшим соревнованиям, которые проводятся по системе с выбыванием, но с условием, что в первых двух турах не должны встречаться команды одной группы.

Преимущество приведённой системы розыгрыша очевидно: максимально возможное исключение случайностей в первой части соревнования, вносимых жребием, и сравнительно небольшой срок проведения соревнований при достаточно большом количестве команд.

В играх по системе с выбыванием или при смешанном способе проведения соревнования нужно обязательно выявить победителя в игре или в играх для дальнейшего участия в соревнованиях, даже если игра в основное или дополнительное время закончилась вничью. Для этого существует несколько способов. Один из них заключается в том, что команды встречаются между собой дважды: на своём и на чужом полях с начислением очков за каждую проведённую игру. При равном количестве очков принимается во внимание разность забитых и пропущенных мячей, причём гол, забитый в ворота соперника на его поле, удваивается. При равенстве очков, а также забитых и пропущенных очков (разность равна нулю) к исходу матча (в данном случае к исходу второй игры) для выявления победителя даётся дополнительное время. Если и в дополнительное время ни одна из команд не добьётся победы, то победитель может быть выявлен серией ударов, производимых поочерёдно игроками обеих команд с 11-метровой отметки в ворота, защищаемые вратарём, сразу после окончания игры.

1.4. Нормативно-правовые документы для организации

и проведения соревнований

Исходя из федерального устройства страны, органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции принимают свои законодательные и нормативно правовые акты, имеющие статус правового регулирования соревновательной деятельности и обеспечивающие их исполнение в своих регионах.

Созидательный процесс по нормативно правовому регулированию в отрасли продолжился в начале XXI века. Были приняты основополагающие документы, заложившие прочную правовую и материальную базу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, такие, например, как:

– Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (01.12.2007, № 310 ФЗ);

– Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (04.12.2007, № 329 ФЗ);

– Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 28.02.2008 № 13 ФЗ;

– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (11.01.2006, № 7);

– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе „Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)“, (08.06.2006, № 357);

– Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (17.08.2007, № 522) и др.

К подзаконным правовым актам относятся также решения отраслевых министерств и ведомств, касающиеся вопросов физкультурно-спортивной деятельности; в первую очередь, это федеральные органы управления образованием, здравоохранением и т. п.

На рубеже XX–XXI вв. был принят ряд важных документов, среди них:

– Постановление Госстандарта Российской Федерации «Об утверждении Общероссийского классификатора услуг населению» (28.06.1993, № 163);

– Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (01.12.1999, № 1025);

– Постановление Министерства труда и социального развития РФ «О согласовании размеров оплаты труда и тарифно-классификационных характеристик по должностям работников сборных команд Российской Федерации по видам спорта» (31.01.2000, № 12);

– Приказ Министерства здравоохранения РФ «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» (20.08.2001, № 337);

– Постановление Госстандарта России «Об утверждении Государственного стандарта Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (18.07.2003, № 81 ст);

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН. 2.4.4.1204 03 (Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения), 17.03.2003 г.;

– Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, материального обеспечения их участников в Вооруженных силах Российской Федерации» (17.09.2005, № 385);

При проведении какого-либо официального соревнования, в котором определяются призовые места, должно быть составлено положение о соревновании. [8]

Положение о соревновании – документ, входящий в систему подготовки и проведения соревнований. Содержание его зависит от того, какое именно соревнование планируется провести, т.е. составляется на основе календарного плана и правил проведения соревнований. Например, соревнования по спортивным играм проводятся различными организациями. В каждом отдельном случае соревнования будут отличаться одно от другого масштабом, составом и целевой установкой. Однако всё это не исключает единства в методах и принципах их организации. [15 с 48]

Положение о соревновании является основным документом, регламентирующим порядок и условия проведения соревнований. Все основные разделы должны быть тщательно продуманы, чётко и ясно изложены, чтобы по пунктам не возникало вопросов или различных толкований их содержания. [2]

Положение о соревновании является документом большой юридической силы, в котором чётко излагаются основные организационные и технические условия. Положение определяет содержание учебно-тренировочной работы, так как организационно-методическая подготовка команд проводится с учётом предстоящих соревнований. Положение должно утверждаться и рассылаться заранее, чтобы участвующие организации имели достаточно времени для подготовки.

В период проведения соревнований никакие отступления недопустимы.[8]

Положение о соревнованиях составляется заблаговременно и доводится до сведения участвующих организаций, с тем, чтобы они могли тщательно подготовиться к соревнованиям. Чем крупнее масштаб соревнований, тем раньше составляется положение. [15 с 48]

Для соревнований не выше областного масштаба не позднее, чем за два месяца, а республиканского и всесоюзного – за 3 месяца до начала соревнований. [2]

Казаков П.Н. указывает, что в Положении о соревновании должны быть отражены следующие вопросы:

  1. Цель и задачи соревнования.
  2. Кто проводит соревнование.
  3. Сроки и условия проведения соревнования.
  4. Количество и наименование команд, допускаемых к соревнованиям, максимальное количество участников, вносимых в заявку.
  5. Система розыгрыша, по которой проводится соревнование (круговая – в один или два круга, с выбыванием, смешанная система).
  6. Система зачёта и порядок определения, занятых командами и коллективами физической культуры при клубном зачёте.
  7. Особые условия соревнования (в каких случаях назначается в игре дополнительное время и его продолжительность, способы выявления победителя при ничейном исходе игры или равенстве очков в результате проведённого соревнования, разрешаемое количество заменяемых игроков запасными, помимо указанных в правилах игры и т.п.).
  8. Порядок оформления команд и участников для участия в соревновании, форма, сроки подачи заявок и перезаявок игроков.
  9. Наименование судейской коллегии, которой поручается обслуживание соревнования.
  10. Порядок подачи и рассмотрения протестов на проведённую игру, а также рассмотрения дисциплинарных вопросов, связанных с удалением или предупреждением игроков.
  11. Ответственность команд за нарушение дисциплины игроками и ответственность администрации стадионов и клубов за поддержание порядка во время проведения игры.
  12. Места соревнований и требования к ним.
  13. Награждение победителей и условия участия в следующем таком же соревновании команды или команд, занявших последние места. [8

Бутин И.М. выделяет следующие основные разделы положения о соревнованиях:

1. Цели и задачи.

2. Место и время проведения.

Определяя место и сроки проведения соревнований, следует максимально сократить длину          маршрутов при  переезде команд из дома до города, где планируются предварительные и последующие соревнования. Необходимо учитывать климатические условия местности, где предполагается провести соревнования.

3. Руководство подготовкой и проведением.

4. Участники.

5. Программа и условия проведения.

6. Порядок определения победителей личного и командного первенства.

7.  Награждение победителей личного и командного первенства.

8. Условия приёма участников.

9. Сроки и порядок подачи заявок на участие в соревнованиях.

В зависимости от масштаба и вида соревнований содержание разделов положения может меняться.

При составлении положения о крупных лично-командных соревнованиях с участием большого количества участников и различных команд необходимо особенно тщательно продумать и подробно изложить все разделы положения.

Излагая раздел «Участники соревнований», необходимо точно указать условия допуска отдельных участников по возрасту, квалификации, принадлежности к организации, а также документы, которые должен предъявить представитель команды на каждого участника для подтверждения этих данных. Здесь же перечисляется, какие организации или команды, и по каким группам допускаются к участию в указанных соревнованиях, кроме этого, приводятся условия и возможные ограничения допуска спортсменов к соревнованиям на личное первенство.

В разделе «Программа и условия проведения соревнований» приводятся все виды, включенные для всех команд и по всем возрастам, предусматривается распределение по дням. При большом количестве стартующих приводится в порядок групповая жеребьёвка и распределение спортсменов по группам. Здесь же следует дать характеристику местности и трассе, где будут проходить соревнования.

Участникам каждой возрастной группы разрешается участвовать в соревнованиях ближайшей старшей возрастной группы по специальному разрешению врача и тренера, но не старше указанного возраста.

Победитель в командном первенстве определяется несколькими способами. Выбор способа зависит от цели и масштаба соревнований, количества участников и их квалификации:

1. По наименьшей сумме мест, занятых всеми зачётными участниками во всех видах.

Эта система подведения итогов чаще всего применяется в массовых соревнованиях с большим количеством зачётных участников. Недостаток в том, что при этом не учитываются порой значительные разрывы в результатах участников по времени.

2. По наименьшей сумме времени всех зачётных участников данной команды в отдельных видах.

Победитель в командном первенстве по всей программе соревнований определяется по сумме мест (очков), занятых командами в отдельных видах соревнований. Недопустимо сложение времени всех зачётных участников (мужчин, женщин, юношей, девушек) по всем видам программы из-за различной длины и сложности дистанций и различного количества зачётных участников в отдельных видах соревнований.

Такой порядок выявления победителей достаточно часто применяется на соревнованиях по лыжным гонкам, биатлону, а также в горнолыжном спорте, при этом стимулируется достижение высоких результатов.

Эта система наиболее объективна, но при массовых соревнованиях с большим количеством зачётных участников замедляет окончательный подсчёт результатов (суммирование результатов в часах, минутах и секундах происходит медленнее, чем в целых числах – очках).

Бутин И.М. также пишет, что:

1. Положение о соревнованиях не должно противоречить правилам.

2. В положении должны быть указаны сроки, место, программа соревнований, характеристика места соревнований (в отдельных видах спорта), порядок определения личного и командного первенства.

3. Положение о соревнованиях (начиная с городских) должно быть направлено участвующим организациям не позднее чем за три месяца до начала соревнований.

4. Изменения и дополнения в положение имеет право вносить только  организация, утвердившая его, не позднее, чем за месяц до начала соревнований (известив об этом участвующие организации).

5. В исключительных случаях в дни соревнований главный судья (на международных и всесоюзных соревнованиях - жюри) по согласованию с представителями организации, проводящей их, имеет право вносить изменения в программу. Об этом оповещаются все представители участвующих организаций и печати.

Заявки на участие в соревнованиях

1. Заявки на участие в соревнованиях физкультурные организации подают в сроки, установленные положением.

2. Заявка должна иметь визу врача о допуске участников к соревнованиям. Такой визой служит подпись врача против фамилии каждого участника. В конце заявки должно быть указано, сколько допущено, подпись врача, печать медицинского учреждения и фамилии участников, не допущенных к соревнованиям.

3. Если положением о соревнованиях предусмотрено распределение участников по группам для групповой жеребьёвки, то в заявке должно быть указано, в какую группу должен войти данный спортсмен.

4. Организация, заявляющая участника на соревнования, заявкой гарантирует страхование его от несчастного случая на тренировке или соревновании и одновременно несёт за это ответственность.

Количественный состав участников, включённых в заявку, должен соответствовать положению о данных соревнованиях. В заявку включаются также спортсмены, допущенные организацией, проводящей соревнования, к участию в личном зачёте.

Дополнительные заявки и перезаявки

1. Дополнительные заявки и перезаявки подаются в письменном виде при условии, если при этом не увеличивается предусмотренный положением численный состав команды.

2. Дополнительные заявки подаются главному секретарю не позднее, чем за час до жеребьёвки.

3. Перезаявки при выбывании какого-либо из участников подаются главному секретарю не позднее, чем за час до начала данного вида программы; вновь заявленный участник стартует под номером выбывшего.

4. В командных гонках изменения в составе команд допускаются не позднее чем за 30 минут до старта. [2]

Портных Ю.И. предлагает 8 пунктов положения о соревновании. По его мнению, оно составляется по следующим разделам:

  1. Цель и задачи.
  2. Руководство соревнованиями.
  3. Место и сроки проведения.
  4. Участники соревнований.
  5. Система розыгрыша и состав группы.
  6. Порядок зачёта и определение победителя.
  7. Сроки представления предварительных и окончательных заявок, время и место проведения жеребьёвки.
  8. Награждение победителей.

Предварительная заявка

В содержание предварительной заявки входят следующие сведения:

  1. Наименование и адрес участвующей организации.
  2. Количество выставляемых команд и их спортивный уровень.
  3. Перечень полей, площадок, спортивных залов, которые могут быть предоставлены для проведения соревнований с указанием дней недели и времени.
  4. Спортивная форма коллектива.
  5. Фамилия представителя.

Когда по предварительной заявке состоится решение о включении коллектива в число участников соревнований, необходимо представить заявочный список на участников по установленной форме с обязательным заполнением специальных личных карточек.

1.5.  Формы работы, используемые для привлечения учащихся

к занятиям физической культуры

Проведение физкультурно – спортивных акций зависит от многих факторов: задач, состояния физкультурно-спортивной и финансовой базы; времени года; наличия спортивного инвентаря; возраста участников, их желаний, возможностей.
В программу общероссийской акции входят проведение различных мероприятий, направленных на массовое привлечение детей, подростков и молодежи к занятиям спортом.

Физкультурно-спортивные мероприятия  организуются, как правило, на базе учебного заведения. Школьники должны быть заранее предупреждены о наличии и характере спортивной формы. Как показывает опыт, школьники чаще проявляют повышенный интерес к игровым, силовым видам спорта (мальчики), аэробике (девочки), стрельбе, плаванию, реже - к разным видам единоборств.
Организация занятий спортом на этот период зависит от количества участников. Если их достаточно много – целесообразно сформировать группы, критериями деления на которые могут быть: желание, возраст, пол, время, отведенное для занятий в спортивном зале (площадке), характер запрограммированных в этот день мероприятий, время года, суток и т.д. Мы в своей практике чаще исходили из желания участников, так как «навязывание» формы физкультурной деятельности может вызвать у подростка отрицательные эмоции, что в настоящей ситуации недопустимо.
Логическим завершением тренировочного процесса во время школьных каникул (обычно в последний день) являлись соревнования по какому-либо виду спорта. Система, по которой проводились состязания, зависела от вышеперечисленных факторов. По окончании соревнований победителям вручались призы, участникам – буклеты, вымпелы, памятные подарки. Важным моментом в этом ритуале служило то, что каждый буклет содержал перечень адресов и телефонов ДЮСШ, спортивных клубов, имеющихся в городе. Таким образом, каждый участник акции располагал необходимой информацией, дающей возможность для дальнейших занятий физической культурой        и        спортом.  

 Праздничные спортивные мероприятия готовятся заранее. Учащиеся принимают участие в спортивных соревнованиях, по окончании которых следуют награждение и показательные выступления. Для осуществления последних приглашаются представители физкультурно-спортивных организаций города или вопрос решается силами студентов вуза.
Все физкультурно-спортивные мероприятия проводятся с упором на пропаганду                здорового        образа        жизни.

 Конкурсные мероприятия представляют собой организацию различного рода викторин, конкурсов, эстафет, что требует соответствующей предварительной подготовки. Преимуществом такого рода действия является отсутствие необходимости создания специальных условий для проведения мероприятий, что дает возможность их использования за пределами учебного заведения (походы, поездки, стесненные условия помещения и т.п.). Здесь уместно использовать конкурсы типа «А ну – ка, парни!».
Походы, поездки – при должной организации очень эффективны. Основным недостатком является сложность выезда в летний период.

В этих условиях возможно проведение целого ряда различных мероприятий, например «Папа, мама, я – спортивная семья».

Познавательные мероприятия могут носить разнообразный характер. Это: лекции врачей о здоровом образе жизни, работа волонтеров, беседы, кинолектории, сюжетно – ролевые игры и т.д.
Проводятся они обычно перед физкультурно-спортивными мероприятиями и занимают сравнительно немного времени. Лекции, беседы проводятся квалифицированными специалистами с учетом возраста учащихся в течение 20-30 минут.
Кинолекторий объединяет в себе лекцию (беседу) с последующим показом документального или художественного фильма спортивной тематики, пропагандирующие физкультуру и спорт.

Еще одной формой привлечения учащихся могут быть встречи со знаменитыми спортсменами, известными тренерами, авторитет которых несомненен даже среди молодежи, далекой от спорта. Вопросы, связанные с подготовкой мероприятий подобного характера можно решать как через детско-юношеские спортивные школы, так и через вузы физкультурного профиля.

Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение включает в себя:

  • Спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса;
  • Компьютерную базу данных;
  • Мультимедийное оборудование;
  • Спортивные площадки (футбольные, волейбольные, баскетбольные  хоккейные)

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ ЗА ПЕРИОД С 2011 – 2015 Г.Г.

В сфере физической культуры и спорта используются три формы статистического наблюдения, которые утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку»; «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту»; «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту»; писем Министерства  спорта  Российской Федерации «О годовых федеральных государственных статистических отчетах по физической культуре и спорту»; «О федеральном статистическом наблюдении по форме 5-ФК»; «О федеральном статистическом наблюдении по форме 3-АФК»;

Форма 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте», 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» , 5 – ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку». Используя данные формы, мы можем составить мониторинг участия в соревнованиях, рассмотреть количество соревнований за период 2011-2015 годов, сравнить количество участников соревнований за период 2011-2015 годов, показать оценку эффективности занимающихся физической культурой и спортом на территории Мысковского городского округа.

На территории Мысковского городского округа для занятий физической культуры, спортом и туризмом имеется 101 спортивное сооружение, из них: один стадион с трибунами, 49 плоскостных спортивных сооружений, 38 спортивных залов (19 стандартных, 19 не стандартный), 2 плавательных бассейна  (один 25 метровый, один не стандартный – 16,6 м.), одна лыжная база, два стрелковых тира, один горнолыжный комплекс.

Таблица 1. Спортивные сооружения

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

93

93

96

98

101

Стадион с требунами

1

1

1

1

1

Плоскостное спортивное сооружение

43

43

45

47

49

Спортивный зал

19

19

19

19

19

Плавательный бассейн

1

не стандартный

1

не стандартный

1

не стандартный

1

не стандартный

2

Лыжная база

1

1

1

1

1

Тир

2

2

2

2

2

Другие спортивные сооружения

27

27

27

27

27

Их единовременная пропускная способность составляет 2521 человек.

Образовательный процесс ведется в десяти общеобразовательных учреждениях.

Таблица 2. Количество обучающихся общеобразовательных учреждений

Год

Всего обучающихся

Участвующих в соревнованиях

2011

2726

1635

2012

3031

1818

2013

3260

1956

2014

4275

2736

2015

5317

4147

Диаграмма 2. Количество обучающихся общеобразовательных учреждений

Анализируя данные цифры, можно сделать вывод, что с 2014 году  участвующих в соревнованиях стало больше.

В городе культивируется 25 видов спорта. Ведущими являются: тяжелая атлетика, стилевое каратэ, лыжные гонки, горнолыжный спорт, регби, волейбол, баскетбол, бокс, футбол, спортивный туризм.

Из года в год работает система проведения городских соревнований, включая комплексные мероприятия в честь Дня Победы, Дня Молодежи, Дня Защиты детей, Национальный праздник «Пайрам», Дня Города, Дня физкультурника, Дня Шахтера и другие. Наиболее массово проходят соревнования по лыжным гонкам «Лыжня России», легкоатлетическая эстафета в честь 9 мая и Героя Советского Союза М.М. Куюкова, муниципальный этап зимнего и летнего фестиваля ВФСК ГТО.

Совместно с общественной организацией «Мысковское общество слепых и инвалидов» ведется работа по привлечению детей с ограниченными физическими возможностями к регулярным занятиям физической культуры и спортом. Для них три раза «СОК ОЛИМПИЕЦ» и СК «МЕРКУРИЙ» проводятся занятия. Ежегодно проводятся параолимпийские игры среди детей.

Ведется работа в отдаленных поселках по спортивно-массовой работе среди коренного населения – шорцев. Ежегодно в городских соревнованиях принимают участие более 100 школьников. За последние пять лет на высоком уровне были проведены областные турниры по тяжелой атлетике, памяти В.П. Черноусова,  В.В. Рейндбольда; по боксу памяти Т. Суворова,  турнир памяти Героя Советского Союза Н.Р. Шелковникова , кубок Кузбасса по стилевому каратэ и другие.

Ежегодно по итогам работы за год спорт управлением определены лучшие спортсмены и тренеры года. На спортивном празднике посвященном Дню физкультурника проводится их награждение.

Проводится работа по подготовке спортивного резерва. Наиболее перспективные и талантливые спортсмены получают степендию, средства на питание и восстановительные аппараты. Для них ежегодно проводятся учебно-тренировочные сборы.

В период летних каникул ведется работа по оздоровлению детей и молодежи в летний период, в рамках оздоровительной компании функционирует 11 спортивных площадок, к работе на которых привлекаются тренеры преподаватели ДЮСШ и учителя физической культуры общеобразовательных школ.

Информация о деятельности летних площадок и проведений общегородских спортивно-массовых мероприятий регулярно освещается в средствах массовой информации: газета «Мыски», телеканал «Мыски сегодня», радио.

Ежегодно в трех районах города заливаются хоккейные коробки, на которых дети и подростки имеют возможность кататься на коньках. Более 100 человек  участвуют в городских соревнованиях по хоккею с шайбой и хоккею на валенках.

С 01 сентября 2014 г. проходил организационный этап. Внедрение комплекса  ГТО среди обучающихся образовательных организаций, в рамках которого был разработан календарный план с мероприятиями.  Для реализации данного комплекса в ведение Управления по физической культуре, спорту и туризму было передано аварийное здание профилактория  с плавательным бассейном. После реконструкции и капитального ремонта данный объект является Центом тестирования ГТО Мысковского городского округа, таким образом созданы все необходимые условия, которые позволят школьникам повышать собственный уровень физической подготовленности, а нам формировать здоровье населения.

Таблица 3. Мониторинг спортивных соревнований

Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

Всероссийские соревнования

1

1

1

1

14

Областные  и региональные соревнования

4

4

4

4

6

Первенство города

27

27

27

27

27

Чемпионаты города

27

27

27

27

27

Соревнования на кубок города

18

18

18

20

25

Сокращенные соревнования (блиц турниры)

18

18

18

20

23

Классификационные отборочные соревнования

2

2

3

3

3

Традиционные турниры и соревнования

12

12

14

15

16

ВСЕГО

109

109

112

117

141

Диаграмма 2. Мониторинг спортивных соревнований

ВЫВОДЫ

  1. Изучив литературу по данной теме, мы ознакомились с понятием «соревнование», с функциями и особенностями соревнований, с несколькими классификациями соревнований,         рассмотрели необходимые условия организации и проведения соревнований как метод привлечения школьников к участию в соревнованиях.
  2. Несмотря на недостаточное финансовое положение, сложные социальные условия, в которых мы работаем, Управлению по физической культуре, спорту и туризму Мысковского городского округа,  удалось обеспечить решение основных задач своей деятельности, что отражается положительно в итоговых результатах. На территории Мысковского городского округа для занятий физической культуры, спортом и туризмом за последние 2013 - 2015 года виден рост спортивных сооружений, сегодня имеется 101 спортивное сооружение. На стадионе произведена замена беговых дорожек и проведен частичный ремонт спортивной школы. Капитальный ремонт хоккейной коробки в п. Ключевой, частичный ремонт хоккейных коробок в центральной части города и п. Притомский.  Строительство двух спортивных площадок для Workout и подготовки к ВФСК ГТО.    После реконструкции и капитального ремонта плавательный бассейн  является Центом тестирования ГТО Мысковского городского округа.  За последние три года техническое состояние спортивных объектов улучшилось на 8%,  таким образом, созданы все необходимые условия, которые позволят школьникам повышать собственный уровень физической подготовленности, а нам формировать здоровье населения.
  3. Сравнивая количественный состав обучающихся с 2011 по 2015 года, мы наблюдаем рост на 48,8 %.
  4. Анализируя мониторинг участия обучающихся в соревнованиях, можно сделать вывод, что в 2015 году  участвующих в соревнованиях стало больше на 18%  благодаря мерам мотиваций обучающихся.

Год

Кол-во

школьников

Участие в

соревнованиях

%

2011

2726

1635

59,9

2015

5317

4147

77,9

  1. Мониторинг спортивных соревнований показывает нам увеличение на 33 % в связи с внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
  2. Рабочая гипотеза подтверждена, популярность соревнований возрастает в связи с возрождением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баршай,  В. М. Физкультура в школе и дома [Текст]: / В. М. Баршай. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 256 с.

2. Бутин, И. М. Лыжный спорт [Текст]: Учебник для студентов пед.ин-тов по спец. № 2114 «Физ. Воспитание» / И. М. Бутин. – М.: Просвещение, 1983. – 336 с.

3. Годик,  М. А.  Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст]:  / М.А.Годик – М.: Физкультура и спорт, 1980. 136 с., ил.

4. Головин,  В. А., Масляков, В. А., Коробков, А. В. Физическое воспитание [Текст]:  Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и    др. – М.: Высш. школа, 1983, - 391с.  

5. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст]:  Учеб, для студ. пед. вузов. / М. Н. Жуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

6. Крусева, Т. О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях [Текст]:  / Т. О. Крусева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 253, [1] с.

7. Казаков, П. Н. Футбол [Текст]:  Учебник для физ. ин-тов. /Под ред. П. Н. Казакова. - М.: «Физкультура и спорт», 1978, 256 с.

8. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]:  Учебник /Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд., Ипр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

9. Лыжные гонки [Текст]: Правила соревнований. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 64 с.  

10. Матвеев, Л. П., Новиков, А. Д. Теория и методика физического воспитания [Текст]:  Учебник для ин-тов физ. культуры. / Под общей ред.  Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). - М., «Физкультура и спорт», 1976.  Т – I. Общие основы теории и методики физического воспитания. – 304 с.

11. Мустаев, В. Л. Физическая культура [Текст]:  Учебно-методическое пособие / В. Л. Мустаев.  Департамент образования Администр., ОблИУУ. – Кемерово, 1996. – 130 с.

12. Найминова, Э. Спортивные игры на уроках физкультуры [Текст]: Книга для учителя. /Э. Найминова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001 – 256 с.

13. Словарь-справочник по педагогике [Текст]: / Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

14. Погадаев,  Г. И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст]:  /Авт.-сост. Г. И. Погадаев;  Предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 200. – 496 с.

15. Портных,  Ю.И. Спортивные игры [Текст]:  Учебник для физ. ин-тов. /Под  ред. Портных Ю. И. - М.: Физкультура и спорт, 1975. – 336 с.

16. Укран, М. Л., Гимнастика [Текст]:  / Под ред. М. Л. Украна, А. М. Шлемина. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 422 с.

17. Филин, В. П., Фомин, Н. А. Основы юношеского спорта [Текст]: - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 225 с.

18. Холодов,  Ж. К., Кузнецов,  В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]:   Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений.-2-е изд., испр. и доп. /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 408 с.

19. Швыков, И. А. Футбол в школе [Текст]:   / И.А.Швыков – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

дипломные работы по физической культуре

От чего зависит здоровье детейпроизводится в произвольном месте и иногда “для красоты” обводится кружочком. 50 0,52 Для защиты подшипников от внешней среды и удержания смазки в опорных узлах 3 цифрами...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

Дипломная работа «Тестирование физических качеств учащихся в сельской малокомплектной школе».

Методика преподавания физической культуры в объединённых классах сельской малокомплектной школы....

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....