«Методы спортивной тренировки»
методическая разработка по физкультуре (10 класс)

Шишков Владимир Николаевич

Я работаю в кадетской школе-интернате и поэтому спорт в системе физического воспитания в нашем учреждении занимает значимое место. Он служит для физического развития и укрепления здоровья людей, подготовки их к труду и защите Родины. Систематические занятия спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Спорт — важное средство формирования личности: он воспитывает трудолюбие и волю.

Суть спорта заключается в соревновательной деятельности и в подготовке к ней спортсменов и команд. Непосредственной целью такой деятельности и подготовки является достижение высоких спортивных результатов или победы над соперником.

Хотелось бы отметить, что спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.

Цель спортивной тренировки - реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_sportivnoy_trenirovki.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Методы спортивной тренировки»

 Исполнитель:

Шишков Владимир Николаевич

ФИО

Монино, 2020

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..3

1.Понятие метода ……………………………………………………………...4

2.Понятие спортивной тренировки …………………………..........................4

3.Методы спортивной тренировки и их  классификация…………………..  5

Заключение……………………………………………………………………..8

Список литературы…………………………………………………………….9

Введение.

Я работаю в кадетской школе-интернате и поэтому спорт в системе физического воспитания в нашем учреждении занимает значимое место. Он служит для физического развития и укрепления здоровья людей, подготовки их к труду и защите Родины. Систематические занятия спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека. Спорт — важное средство формирования личности: он воспитывает трудолюбие и волю.

Суть спорта заключается в соревновательной деятельности и в подготовке к ней спортсменов и команд. Непосредственной целью такой деятельности и подготовки является достижение высоких спортивных результатов или победы над соперником.

Хотелось бы отметить, что спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в школе.

Цель спортивной тренировки - реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельность.

  1. Понятие метода 

Прежде чем рассматривать методы спортивной тренировки, остановимся подробнее на самом определении метода.

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

  1. Понятие спортивной тренировки

В любой профессии существуют свои методы и приемы, а так же определения и понятия, свойственные только определенной профессии. Так и в спорте, существует понятие спортивной тренировки. Что же мы будем понимать под термином спортивной тренировки?

На сегодняшний день существует множество определений спортивной тренировки. Остановимся на самых распространенных.

Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий, позволяющих максимально использовать заложенные природой физические, функциональные, интеллектуальные и психические возможности человека с целью достижения наивысших показателей в избранном виде спорта (Л.С.Дворкин, 1995).

Спортивная тренировка – та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения (А.А. Гужаловский, 1986).

Спортивная тренировка – специализированный процесс всестороннего физического воспитания, обеспечивающий достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта (Б.А.Ашмарин, 1979).

Спортивная тренировка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).

Целью спортивной тренировки принято считать подготовку спортсменов к различным видам соревнований.

  1. Методы спортивной тренировки и их классификация.

Рассмотрев отдельно определение метода и определения спортивной тренировки, можно сделать вывод о том, что под методами спортивной тренировки следует подразумевать общепедагогические методы спортивной тренировки, которые имеют  строго регламентированные упражнения, направленные на освоение спортивной техники и воспитание физических качеств, а также закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией организма.

В спортивной терминологии существуют две большие (основные) группы методов спортивной тренировки, это:

-общепедагогические (словесные и наглядные);

-практические (игровой, соревновательный метод, метод строго регламентированных упражнений).

Общепедагогические методы.

К словесным методам относятся и рассказ,  и объяснение, и беседа,  и анализ,  и обсуждение. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам относятся:

-  правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;

- демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;

- применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;

- применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью.

Практические методы.

Одним из главных методов практического характера принято считать метод соревнований. Данный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение соревновательного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

Еще одним не менее важным методом практического характера считают метод строго регламентированного упражнения. Это методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Одним из наиболее излюбленным методом учителей физической культуры является метод игр.Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр («Горелки», «Салки», «Бой петухов», «Парашютисты», «У медведя во бору», «Рыбак и рыбки» и многие другие).

Через игры легче обучающихся подвести к тому результату, который нужен педагогу.

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что любой успех любого спортивного соревнования не обходится без длительных и упорных спортивных тренировок. Какими методами спортсмен вместе с тренером будет тренироваться, будет зависеть только от них. Ведь моя работа показала, что в настоящее время существует большой выбор методов спортивной тренировки.

Хотелось бы отметить важное, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, а также специальным принципам спортивной тренировки.

Тренируйтесь, развивайтесь, не стойте на месте, ведь спорт-это здоровье, это жизнь!

 Список литературы.

  1. Виноградов М.И. 1965. Сб. «Достижения собр. физиол. нервной и мышечной системы». - М., стр.129.
  2. Волков, В.М. Тренировка и восстановительные процессы : учебное пособие / B. М. Волков ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 1990г.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культ. - М., 1991.
  4. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
  5. Физическая культура студента: учебник для студ. вузов/М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др., источник: http://referat.niv.ru/view/referat-sport/238/237115.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические методы спортивной тренировки

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена...

Методы и методические приемы обучения, используемые в спортивной тренировке

В предлагаемой методической разработке рассматривается педагогический процесс в рамках единой тренировочной системы. Эта система постоянно совершенствуется с учетом изменений в спортивной тренировке.П...

Методы спортивной тренировки

Спортивная подготовка, методы тренировки Аннотация         Любая спортивная подготовка подразумевает упорядоченный, систематический тренировочный процесс. ...

Реферат "Методы спортивной тренировки"

Содержание Введение. 31. Сущность понятия спортивная тренировка и методы спортивной тренировки  42. Общепедагогические методы спортивной тренировки. 53. Практические методы спортивной тренир...

Методы спортивной тренировки

Каждый из нас осознает,  что спорт является важной составляющей полноценного развития каждой личности. Чтобы стать сильным и выносливым необходимо долго и тщательно тренироваться. Но как трениров...