Социальная значимость и роль подвижных игр в физическом воспитании учеников
статья по физкультуре

Чистякова Янина Борисовна

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Игры, ввиду игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная значимость и роль подвижных игр в физическом воспитании учеников.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.[1] Игры, ввиду игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся.

В любом возрасте игра является важнейшей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. Игра – исторически сложившая деятельность является относительно самостоятельной сферой деятельности как детей различного возраста, так и взрослых. Игра способствует удовлетворению потребности людей в отдыхе, развлечениях, в развитии духовных и физических сил. Так в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры способны разнообразить процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроению и мотивацию.

Каждый вид игры выполняет определённые функции.

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

2.  В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа.

4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений и развития общих физических качеств школьника;

 5. Конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов (в особенности для детей с нарушением интеллекта). В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны. Наиболее важные функции игры:

  • Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
  • Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
  • Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
  • Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
  • Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
  • Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
  • Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.[2]

Подвижная игра - двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений. В отличие от сюжетно-ролевых, содержание подвижных игр дается в готовом виде. Структура игры регламентируется правилами. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности выполнения, это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.  Играющие должны строго и точно соблюдать правила игры, к ним они должны относиться сознательно и ответственно, что помогает регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление, присваивают каждому игроку определенное место в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия в пределах правил и роли отличаются большой самостоятельностью.

Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование учащимися подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.

Подвижная игра оказывает благотворное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре нужно обладать реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение темпа действия ребенка. В большинстве подвижных игр активизируется работа большой группы мышц, что положительно действует на весь организм.


[1] Погадаев. Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 кл.: методическое пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. –М.: Дрофа, 2005, С.110.

[2]Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры.   На6ережные Челны, 1996, С.100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию ...

Роль туризма в системе физического воспитания обучающихся

Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным. Активный туризм является малозатратной и высокоэффективной т...

Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников

Представленная работа посвящена важнейшей части подготовки школьников всех возрастов - двигательной игровой активности, которая оказывает разностороннее влияние на образовательно-воспитательный процес...

Применение подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

Пременение подвижных игр в физическом воспитании дошкольника...

«Подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»

Подвижная игра – сложная, двигательная, эмоционально-окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами....

Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники....

Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники....