"Игровые технологии в системе физического воспитания школьников"
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Никулин Николай Игоревич

Данная статья обобщает опыт автора в области игровых технологий на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никулин Николай Игоревич

учитель физической культуры

ГБОУ гимназия 70етроградского района Санкт-Петербурга

Игровые технологии в системе физического воспитания школьников

Значение физической культуры в современном мире трудно переоценить. Согласно Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.[1]

Что же такое физическое воспитание? Концепция определяет его как универсальное средство формирования разносторонней и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.[2]

Цель системы физического воспитания заключается в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и содействии гармоничному развитию личности людей, способных успешно осваивать и выполнять социально значимые виды деятельности и активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе[3]

Согласно статье 28 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя, в том числе содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся; содействие развитию и популяризации школьного спорта.[4]

В организации и проведении спортивных мероприятий ведущую роль играют игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека.

Игровая деятельность, отвечая потребностям и интересам ребёнка, формирует у него навыки поведения в социуме, умение ориентироваться в выполнении личных и коллективных задач, чувство ответственности, систему ценностных установок, активизирует познавательный интерес, выработку волевых качеств и силы характера.

Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении от других способов воспитания. При этом игровой метод может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода.

Так, игры на уроках физической культуры можно применять не только при изучении раздела «подвижные игры» и «спортивные игры», но и в разделах: «гимнастика» и «легкоатлетические упражнения».

На уроках гимнастики подвижные игры очень подходят для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных положений, навыков лазанья и перелезания.

Применение игрового метода на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении легкоатлетическим упражнениям и совершенствовании их выполнения. Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, а при объективном оценивании их достижений у учащихся появляется стимул для улучшения результатов в дальнейшем. Уроки легкой атлетики проводятся преимущественно на открытом воздухе, что помогает добиваться оздоровительного воздействия.

         Использование игровой технологии на уроках физической культуры помогает повышать эмоциональный фон урока, процесс обучения становится для детей более радостным, способствует желанию детей заниматься.

В процессе игры формируются коммуникативные навыки участников, дети учатся взаимопониманию в коллективе, что крайне важно в командных и лично-командных состязаниях.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей. Играя в педагогически подобранные учителем игры, дети естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях.

Обратимся к собственному опыту работы автора. С 15 по 19 февраля в гимназии проводилась спортивная неделя, посвящённая Дню защитника Отечества. Программа соревнований для юношей 7, 8 и 9-х классов и называлась «Юный защитник» и включала состязания по следующим видам спорта:

• прыжок в длину с места;

• челночный бег;

• подтягивания на высокой перекладине.

 

В ходе конкурсных испытаний было заметно, что ребята соскучились по такого рода состязаниям, пусть это было в формате конкурса, но дух соперничества, соревновательного азарта присутствовал даже внутри каждого класса.

Ребята очень ждали соревнований, все были позитивно настроены, подбадривали друг друга, а девочки класса активно принимали участие в судействе.

По завершении соревнований были подведены итоги и вручены грамоты победителям. Такие мероприятия задают создают позитивный фон для формирования у детей потребности в занятиях физической культурой и спортом, способствуют формированию культуры здорового образа жизни.

Подводя итог, стоить отметить, что именно игра является самым эффективным средством всестороннего физического развития, способствует социальной адаптации у детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками. Дети учатся принимать не только самостоятельные, но и коллективные решения, тем самым улучшая взаимодействие внутри группы или класса.

Список используемых источников и литературы:

  • Железняк Ю.Д Методика обучения физической культуре: учебник для студ.учреждений высш.образования/Ю.Д.Железняк,И.В.Кулишенко,Е.В.Крякина;подред.Ю.Д.Железняка.—М., 2014.—256 с.
  • Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] – Режим доступа https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/
  • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/49aa774305aa60becb736b352cd40269cc6d43b5/


[1]Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] – Режим доступа https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/

[2] Там же.

[3] Железняк Ю.Д Методика обучения физической культуре: учебник для студ.учреждений высш.образования/Ю.Д.Железняк,И.В.Кулишенко,Е.В.Крякина;подред.Ю.Д.Железняка.—М., 2014.—256 с.

[4] Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/49aa774305aa60becb736b352cd40269cc6d43b5/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этническая система физического воспитания школьников

У народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений ...

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников

Учебная и внеурочные формы,  урок легкой атлетики в системе физического воспитания....

Игровые виды спорта в физическом воспитании школьников

В данной статье рассматриваются две точки зрения на роль игровых видов спорта в физическом воспитании школьников - мнение учителя и мнение профессионального спортсмена....

Игровые технологии в системе физического воспитания школьников.

Игровые технологии в системе физического воспитания школьников....

Игровые технологии в системе физического воспитания.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...

Игровые технологии в системе физического воспитания школьников

Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащ...