Спорт высших достижений
занимательные факты по физкультуре

Доклад на тему: " Спорт высших достяжений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sport_vysshih_dostizheniy.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Характеристика спорта высших достижений.

Истоки развития спорта высших достижений (олимпийского спорта) исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движения, » 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК).

Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины. [Матвеев Л.П., 1991]

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. 

Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.

Спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.

  1. Основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры.

Анализ периодизаций СК позволил выделить семь кризисов-переходов СК:

1. Кризис начала спортивной специализации.

2. Кризис перехода к углубленной спортивной специализации.

3. Кризис перехода из массового спорта в СВД.

4. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт.

5. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт.

6. Кризис перехода от кульминации к финишу СК.

7. Кризис завершения СК и перехода к другой карьере.

Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями оказались:

• несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации.

• необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т.е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта;

• необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.

Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта начинается с появления новой установки — работать «на результат». Отсюда — новые проблемы спортсмена, которые предстоит решить на данном этапе СК:

• необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов.

• обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;

• возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;

• требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что психологически связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;

• сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби).

Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый спорт тесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на уровень спорта высших достижений, обычно как бы автоматически начинает участвовать во взрослых соревнованиях, независимо от своего паспортного возраста.

• необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например); соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям СК;

• необходимость отказа от подражания кому-либо и переориентация на творческий поиск индивидуального пути в спорте, новых резервов повышения спортивных результатов, включая фундаментальную теоретическую подготовку, обобщение собственного опыта, формирование индивидуального стиля деятельности;

• «пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, необходимость распределения сил на весь сезон, что связано психологически с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях;

• необходимость завоевания престижа — авторитета в собственной команде, среди соперников, судей, зрителей; испытание славой и необходимость выработки адекватного отношения к ней;

• возможность кризиса взаимоотношений тренер-спортсмен, а также отношений внутри спортивной команды.

Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт является относительно новым для российских спортсменов. По данным опроса 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встающие перед ними следующие проблемы:

• необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины спортсмена, подчиненной условиям профессионального контракта;

необходимость приобретения новых знаний (спортивных, юридических, экономических, иностранного языка и др.), требуемых для самостоятельной тренировочной работы и общей ориентировки в мире профессионального спорта;

• поиск новых выразительных средств, совершенствование исполнительского мастерства с учетом того, что профессиональный порт в большой степени является спортом для зрителей и предъявляет высокие требования к зрелищности выступлений;

• необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов.

• необходимость социокультурной адаптации для тех, кто заключил контракт с зарубежным клубом.

Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «Я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена. В ходе адаптации после завершения СК перед спортсменом обычно встают следующие проблемы:

• необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры;

• формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения;

• создание собственной семьи или перестройка отношений в семье, если она была создана во время спортивной карьеры.

Подводя итог, можно отметить, что знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода СК, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь.

  1. Особенности социальной адаптации спортсмена.

Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, правил поведения и стереотипов понимания) общества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Процедура «встраивания» личности в разнообразные общности и структуры рассматривается преимущественно через призму ролевых концепций. Как показывают исследования, определяющее значение для воспитания спортсмена имеет первичная социализация, осуществляемая семьей. Источником воздействия является личностная заинтересованность семьи в успешных занятиях спортом их ребенка. В зависимости от уровня авторитета каждого из родителей сила семейного влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно первичная социализация придает процессу развития личности спортсмена различную направленность.

Во время социальных и общественных перемен проблемы социальной адаптации спортсменов в соотношении с изменчивыми условиями жизни приобретают ключевое значение. Социальная адаптация, как неотъемлемый процесс всего живого, обеспечивает выживаемость и нормальное функционирование организма человека в неблагоприятных условиях окружающей среды. Процесс социальной адаптации спортсменов можно рассматривать с точки зрения различных подходов, но в качестве основного подхода, который, по мнению автора, сможет более детально продемонстрировать адаптацию среднестатистического спортсмена, является рассмотрение процесса социальной адаптации спортсменов в зависимости от стадии жизненного цикла их спортивной карьеры. Карьеру спортсмена можно представить в виде следующих стадий: начало спортивной специализации; осмысленное погружение в избранный вид спорта; пересмотр оптимальных возможностей и установка целей и задач в спортивной карьере; первые большие успехи; пик спортивной карьеры; завершение спортивной карьеры, уход из спорта. В этап начала спортивной специализации, спортсмены, как правило, погружаются с раннего детства. Приходя в детский сад или в школу, у ребёнка начинают формироваться первые представления о спорте. Здесь важнейшее влияние на ребёнка могут оказывать родители, другие дети, учителя, а в частности преподаватель по физической культуре. Все эти люди могут оказывать на ребёнка определённое впечатление, соответственно могут способствовать формированию в нём определенных культурных ценностей и норм, которые могут им использоваться на протяжении всей будущей жизни и в спортивной карьере. В процессе социальной адаптации любого спортсмена, очень важен именно данный этап.

На втором этапе человек уже способен масштабно мыслить и должен понимать, какой вид спорта подойдёт ему больше всего, и какая спортивная направленность ему кажется наиболее интересной и покоряемой для него, в контексте его физических и интеллектуальных возможностей.

Последующим действием для спортсмена может быть его приход в уже конкретный спортивный коллектив (секция в школе, спортивный кружок, спортивная команда). В подобном окружении человек знакомится с новыми людьми: другими спортсменами, тренерами. В подобном коллективе спортсмен просвещается всем особенностям и специфики избранного вида спорта, он начинает понимать, что от него потребуется для достижения определённых успехов в данном виде спорта. С этого момента у спортсмена уже могут начать появляться конкретные проблемы. Это могут быть различные конфликты с другими спортсменами, недопонимания в отношениях с тренерами и преподавателями, волнение и скованность при тренировках и выступлениях на различных соревнованиях, а также проблемы, связанные с неуверенностью в собственных силах.

Этап пересмотра оптимальных возможностей и установка целей и задач в спортивной карьере, предполагает, что спортсмен уже полностью адаптировался в избранном виде спорта, он должен понимать все нюансы, трудности и привилегии от занятий выбранным видом спорта. Также он должен адекватно оценивать навыки и способности своего организма и ставить перед собой конкретные цели и задачи. На данном этапе, среди возможных проблем социальной адаптации, необходимо выделить проблему притязаний и целеполагания, с которой встречается большое количество спортсменов. Под уровнем притязаний понимают меру трудностей целей, которые может ставить перед собой отдельный спортсмен или целая команда. Если спортсмен ставить перед собой цели, которые значительно превышают его физические или интеллектуальные возможности, это говорит о неадекватном завышенном уровне притязаний, если цель ставится ниже собственных возможностей, это говорит уже о заниженном уровне притязаний.

Этап — первые большие успехи. На данном этапе у спортсмена также могут возникать различные проблемы, связанные с его социальной адаптацией, в первую очередь это проблемы психологического характера.

Пик спортивной карьеры. Данный этап можно охарактеризовать, как некую кульминацию в спортивной карьере любого спортсмена, на данной стадии человек находится в своей наилучшей физической и психологической форме, и, как правило, способен добиваться самых высоких спортивных показателей, на которые способен его организм.

Период завершения спортивной карьеры многие специалисты квалифицируют, как самый кризисный этап в жизни спортсменов. Большое количество спортсменов, в особенности профессиональных спортсменов самого высокого класса, оказываются неготовыми к уходу из спорта и начинают испытывать значительные трудности социальной адаптации в новой для них реальности. Принято выделать следующие проблемы: трудности в приспособлении к жизни вне спорта; профессиональное самоопределение; тяжелые переживания, в связи с завершением профессиональной карьеры.

Крайне часто встречается мнение, что неудачное завершение спортивной карьеры может спровоцировать алкоголизм, наркоманию и даже попытки суицида. Стоит сказать о том, что процесс социальной адаптации у спортсменов может проходить по разным сценариям. Но при соблюдении определённых правил спортсменом, вере в себя, профессиональной помощи специалистов, поддержке семьи и близких людей можно решить все проблемы и стать, действительно, блестящем спортсменом.

Литература:

  1. Роль и место студенческого спорта в спорте высших достижений. Url: https://studbooks.net/691810/turizm/harakteristika_sporta_vysshih_dostizheniy
  2. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. посо-бие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. ISBN 5-7695-0804-3
  3. Шувалов, А. С. Процесс социальной адаптации спортсменов на различных этапах их профессиональной карьеры / А. С. Шувалов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 595-598. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60352/ (дата обращения: 06.05.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения в спорте ГБОУ СОШ №6 г.о.Жигулевск

Ответы по физкультуре для 9 класса   TOC \o "1-3" \n \h \z \u 1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его ...

Фармакология в спорте высших достижений

Фармакология в спорте высших достижений...

Физкультура – это движение. Спорт – это достижения.

Древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк сказал: «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь». Как такие простые слова донести детям? Как объяснить, что их здоровье, их будущее в и...

Мои достижения (физическая культура и спорт)

В папке содержатся грамоты, дипломы, сертификаты и благодарности за достигнутые успехи в сфере физической культуры и спорта....

ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения « От маленьких побед к большим достижениям»

Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм  настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника  выраб...