Поддержание мотивации для занятий физической культурой и спортом у школьников.
статья по физкультуре

Горбачева Наталья Анатольевна

Значение физической культуры и спорта в современной жизни

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение физической культуры и спорта в современной жизни

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы.

Рассматривая значимость физической культуры в современном обществе, следует выделить несколько аспектов.

Первый из них – оздоровительный. Физкультура и спорт тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие годы.

Второй аспект – психологический. Регулярные физические тренировки благотворно влияют на психику человека – на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному восприятию ценных личностных качеств – настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности.

Известно, что в иерархии понятий в области физической культуры базовым является понятие "физическая культура". К настоящему времени имеется более двух десятков различных толкований этого понятия. Трудно назвать эту ситуацию положительной, ибо, чем больше толкований сути одного и того же явления, тем больше разногласий, которые затрудняют как формулирование целей деятельности человека в этой сфере, так и их достижение. В связи с отмеченным, полагаем, будет нелишним все же определить фундаментальную основу понятия "физическая культура", которой является понятие "культура". В качестве лейтмотива основных рассуждений примем как отправные два словарных толкования. Первое: культура - это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни и второе: культура - это просвещенность, образованность, начитанность.

Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Спорт – это лучший жизненный тренинг. Спорт учит нас дисциплине и формирует характер.

А ещё спорт – это общение, это друзья! Что может быть лучше, чем заниматься любимым делом в кругу друзей и единомышленников? Занятия физкультурой и спортом помогают людям всех возрастов эффективно использовать своё свободное время, а также являются альтернативой таким социально и биологически вредным соблазнам, как спиртное, табак и наркотики.

 Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями

Самым главным на систематических занятиях физкультурой и спортом, я считаю привитие нам бережного отношения к собственному здоровью.

Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Начальная школа

В начальной школе интерес к двигательной активности очень велик и главная задача сформировать у детей навыки правильного поведения на уроке.

Большой интерес к уроку физкультуры связан с тем, что на уроках ребята  очень много играют в различные игры и эстафеты. Все это происходит на положительном эмоциональном фоне.

Радостное настроение школьников на уроке наполняет их жизнь радостными переживаниями и возникает желание ещё и ещё раз вернуться на урок. Педагогической ценностью является то, что игры одновременно оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека.

Средняя школа.

В средней школе работа с учащимися направлена на формирование у учеников умения самостоятельно организовывать свою двигательную активность

       Существуют три формы самостоятельных занятий физической культурой:

- Ежедневная утренняя гимнастика.

- Ежедневная физкультпауза.

- Самостоятельные занятия физической культурой, физические упражнения и спорт (не реже, чем 2-3 раза в неделю).

Важным  условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре в средней школе, является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.

Конкретный вид и уровень результата зависят от  физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и

Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой.

Старшие классы.

В старших классах на уроках физкультуры проходит вовлечение учеников  в работу с младшими школьниками (подготовка младших к соревнованиям, организация физкультминуток), помощь и организация судейства. Но при этом снижается интерес к уроку физкультуры, и причин для этого много.

Низкая мотивация старшеклассников к регулярным занятиям физической культурой на сегодняшний день является достаточно острой проблемой. Учащиеся старших классов недооценивают значимость предмета физическая культура, а также уже в меньшей степени уделяют внимание самостоятельным занятиям физическим упражнениям. Такое поведение старшеклассников зависит от ряда причин. В первую очередь от «стереотипного» мнения о предмете физическая культура в обществе и как следствие соответствующего отношения к предмету в семье. А также в виду повышенной учебной нагрузки и усиленной подготовки к сдаче экзаменов.

Мотивация учащихся к занятиям физической культурой является главным компонентом в повышении интереса к занятиям . Учебная деятельность будет протекать эффективно, при наличии внутреннего желания и активного интереса у учеников к занятиям. Что касается мотивации учебной деятельности старшеклассников то, можно говорить о том, что первоочередное предпочтение они отдают мотивам самоутверждения, на формирование которого влияют достижения такого характера как самооценка, устойчивое положение в коллективе сверстников, успехи в учебной деятельности. На второй план отходят мотивы саморазвития, ориентированные на развитие воли и целеустремленности. Третью, по значимости, позицию занимают два мотива, мотив общения с взрослыми и познавательный мотив.

Создание ситуации успеха способствует повышению интереса к уроку физической культуры в любом возрасте. К ситуации успеха можно отнести и рост результатов при выполнении нормативов, победа не только в соревнованиях, но в играх на уроке, улучшение взаимоотношений с одноклассниками и ещё много факторов.

Как поддержать мотивацию для занятий спортом

«Мотивация» в переводе с латинского означает «двигаю». Чтобы добиться в спорте результатов человек должен постоянно подталкивать себя к победе. Сила воли, характер и упорство – без этих составляющих не стать чемпионом. Мотивирование актуально как для профессионалов, так и для новичков в спорте. Итак, Вы начали заниматься, но со временем заметили, что мотивация начала падать. Что же делать?

Позитивные мысли – думайте о том, какие изменения произойдут в будущем благодаря регулярным упражнениям;

Прилюдное заявление о намеченных целях – если рассказать о своих спортивных планах во всеуслышание, то забрать обещание будет намного сложнее

Дневник ежедневных тренировок – сначала будет казаться, что приближения к успеху нет. Но полистав дневник Вы поймете, что хоть и медленно, но всё же верно двигаетесь к достижению цели;

Конкретные цели – разрабатывайте план и двигайтесь к своей цели. Видя результаты, легче себя мотивировать;

Соревновательный дух – подключите к своим занятиям друзей и знакомых;

Фитнес-гаджет – фитнес-браслеты помогают находить дополнительные мотивации;

Здоровая пища – отказ от мучной, жареной и жирной пищи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"

Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...