Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Это позволяет рассматривать инновационную деятельность как прогрессивное преобразование, приводящее к положительным изменениям в учебном процессе, ведущее к разрешению конфликта между традиционными и новыми формами образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

на уроках физической культуры

Организация спортивно-ориентированного физического воспитания открывает огромные перспективы освоения ценностей физического и спортивного воспитания в условиях массовой физической подготовки подрастающего поколения. В основу организации физической подготовки школьников положена концепция тренировки. Силу, выносливость, ловкость, высокий уровень работоспособности могут приобрести путём тренировки, с помощью использования эффекта целенаправленного организованного процесса адаптации организма школьников к физическим нагрузкам нужного объёма и достаточной интенсивности. Как считают исследователи, основополагающие принципы организационно-методической концепции учебной тренировки учащихся должны стать теоретико-методической основой новых форм организации занятий по физической культуре.  

На сегодняшний день, школа должна отвечать на большое количество запросов. Заказчиками школы являются ученики, родители, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства.  

В современной школе изменились требования: сейчас уже не перспективно готовить выпускника на десятилетия вперед; на рынке труда, с точки зрения жизненных перспектив, более востребованными являются способности «учиться всю жизнь», переучиваться. Для эффективного обеспечения нового качества, одним из средств образования школьников, является использование учителем физической культуры современных образовательных технологий: здоровьесберегающих и информационных.

Выбор современных образовательных технологий строится на основе политики в сфере образования: федеральной, региональной и муниципальной. Выбор такой политики направлен:  

  1. Реализация         основных         приоритетных         направлений         школьной политики.
  2. Выполнение запросов средних и высших учебных заведений;
  3. Выполнение требований и запросов родителей по обеспечению конкурентоспособности их детей.  

При использовании информационно-коммуникативных технологий происходит «ориентир» в условиях переизбытка информации, развивается критическое мышление. На сегодняшний день, учитель физической культуры сталкивается с проблемой снижения уровня двигательной, познавательной активности учащихся на уроке, преобладает нежелание к обучению. Одним из способов развития двигательной и познавательной активности школьников – показ видеофильмов, мультимедиа технологий и компьютера.  

При использовании информационных технологий в школьном курсе физической культуры, можно выделить некоторые направления:  

  1. Представление влияния физических нагрузок на организм человека с помощью наглядного способа;
  2. Моделирование игровых ситуаций;
  3. Система тестового контроля; 4. Оценка самочувствия.  

При широком использовании анимации, моделей с использованием компьютера, делает возможным обучать более наглядно, понятно и запоминающееся.  

На уроках физической культуры необходимо использовать музыкальное сопровождение. Данный способ не только создаст более приятную атмосферу, но и поможет развить у учащихся пластику и чувство ритма. При использовании компьютерных технологий, можно выстроить музыкальные композиции в нужной последовательности для данного урока.  

Здоровье является бесценным достоянием общества.  

За последнее время выросла тенденция ухудшения здоровья учащихся. На ряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами, в качестве причин признают отрицательное влияние школы на здоровье детей.  

Здоровьесберегающей задачей наделены уроки физической культуры.  

Урок физической культуры построен оптимально комфортно для обучающихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно-правовым требованиям, методы обучения подбираются с учётом сохранения физического и психоэмоционального здоровья учащихся.  

Для того, чтобы поддержать здоровье учащихся, учитель физической культуры выполняет санитарно-гигиенические требования (проветривание, световой режим); проводит физкультурные минутки; спортивные праздники; а также приучает к самостоятельному использованию спортивных упражнений.  

Программы по здоровьесбережению должны внедряться в систему школьного образования. Школам, которые работают в данном направлении сохранения здоровья, данной программой предусматриваются три уровня квалификации, которые они могут пройти.  

1. «Бронзовый» начальный уровень. Присуждается школам межведомственной аттестационной комиссией при муниципальных органах управления образованием и здравоохранением по формальным критериям:

  • соответствие материально-технической базы и условий обучения и воспитания основным санитарно-гигиеническим нормам;
  • выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий: обучение здоровью («Педагогика здоровья», антинаркотические тренинги, программы нравственно-гигиенического

воспитания и др.);

  • увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки на уроках, подвижные перемены, рост количества спортивных секций, внеклассные спортивные мероприятия, работа специальных медицинских групп для ослабленных детей);
  • вовлечение родителей и окружающего «мира» в школьную жизнь.
  1. «Серебряный» уровень.  Присуждается при соответствии базовым требованиям и при наличии работающего школьного проекта оздоровления всех участников учебно-воспитательного процесса.
  2. «Золотой» уровень. Присуждается школам, которые отвечают международным стандартам по материально-технической базе, условиям обучения и воспитания, имеющие достоверные показатели улучшения здоровья обучающихся, а также уменьшения количества поведенческих рисков, которые опасны для здоровья.  

Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата.

Также, при сохранении здоровья обучающихся, необходимо соблюдать анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся. Особенно это касается детей младшего школьного возраста, так как в этом возрасте формируются все основные системы и свойства организма, которые отвечают за здоровье.  

За время обучения в школе, у ребенка происходит множество перестроек в организме: работа нервной системы у детей школьного возраста выполняет несколько функций: 1) Осуществляет координацию метаболических и физиологических процессов, которые происходят в различных органах, системах и тканях. 2) Благодаря нервной системе происходит связь организма с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста особенно интенсивно происходит развитие центральной нервной системы.  

Изучая научные публикации можно выявить, что умственные способности человека больше всего развиваются в первые 4 года жизни, затем в 4 и в 8 лет, а также в период между 8 и 17 годами. В раннем возрасте происходит наибольшая нагрузка на мозг, в этот период очень важно, чтобы неблагоприятные факторы не нанесли тяжелые повреждения на ЦНС.  

Процесс строения и развития головного мозга не заканчивается после рождения. С возрастом изменяется топография, размеры и количество извилин и борозд, форма головного мозга. Уже к 7 – 8 годам, строение головного мозга похоже на мозг взрослого человека. Но, отдельные волокна в коре головного мозга остаются непокрытыми миелиновой оболочкой еще и в старшем школьном возрасте, из-за этого происходит низкая скорость проведения возбуждения по этим «непокрытым» волокнам. Заканчивается миелинозация нервных волокон только лишь в зрелом возрасте.  

У детей кровоснабжение головного мозга в несколько раз лучше, чем у взрослых, это происходит из-за того, что в головном мозге ребенка капиллярных сетей больше, чем в мозге взрослого человека. Головной мозг развивается медленнее, чем спинной. Контур шейных и поясничных отделов уже начинает появляться после 3-х лет жизни ребенка.

Движения совершенствуются многие годы. Моторная деятельность совершенствуется благодаря повторам действий, то есть, от тренировки или двигательного воспитания на уроках по физической культуре. Если обучить ребенка самообучению и самотренировке, то это станет огромным стимулом к развитию нервной регуляции движений. Некоторые физиологи утверждают, если ребенок проведет день малоактивно, то его сон будет беспокойным.  

К школьному возрасту, в теле ребенка мышечная масса имеет 28% от массы тела, у 14 – 15 летних детей достигает – 33%, когда у взрослых людей – 44% от массы тела. Мышечная масса является одной из тканей, которая дает такой большой прирост после рождения. Параллельно с развитием мышц происходит формирование соединительно-тканного каркаса мышц, который останавливает свой процесс дифференцирования к 9 – 10 годам.  

Прирост мышечной силы различен между мальчиками и девочками, в основном, показатели динамометрии у мальчиков больше, чем у девочек. Но, в период от 10 до 12 лет, изучая показатели становой силы, девочки показывают наивысшие результаты, нежели мальчики.  

Сила мышц остается одинаковой до 7 лет, к 14 годам она резко и быстро увеличивается. Быстрые движения достигают максимума к возрасту четырнадцати лет.  

Мышечная выносливость полностью развивается к 17 годам. В этом возрасте она достигает показателей вдвое больших, чем были в 7 – 8 лет.  

В теле ребенка мышцы развиваются неравномерно. Первым делом развиваются крупные мышцы, а позднее – мелкие. Так, к примеру, до 6 лет ребенку трудно выполнять мелкую работу пальцами (слабо развивается мелкая моторика). С 9 лет у детей начинают укрепляться связки, отмечают значительный прирост объема мышц.  

В возрасте 15 лет и старше, начинают хорошо развиваться мелкие мышцы, благодаря чему происходит совершенствование мелких движений и координации (учитывая данные физиологические особенности, необходимо подбирать физические упражнения, которые не будут проводиться в быстром темпе и будут строго дозированы).  

Развитие моторики происходит в возрасте 10 – 12 лет, когда координация движений совершенна.  

Гармоничность движений нарушается в период полового созревания: в упражнениях появляется резкость, неловкость. В этом возрасте необходимо подбирать умеренные физические упражнения, которые будут стимулировать детей к правильному движению и большой физической активности.  

Также, необходимо соблюдать нормативы двигательной активности, которые были рассчитаны специально для детей, для школьников этот показатель равен двадцати тысячам шагов в день. Если шаги перенести на время, то это означает, что ребенок должен быть активен от 4 до 6 часов в день.  

В настоящее время, у многих детей присутствуют проблемы со здоровьем: ожирение, вегетососудистая дистония, отдышка, депрессия и т.д., это является прямым показателем гипокинезии – ограниченный объем движений. Но, так же, нельзя чрезмерно увлекать детей спортом, записывать ребенка в несколько спортивных секций, нагружать подвижными играми, это может привести к большим проблемам со здоровьем.  

В школьном возрасте у ребенка происходит окостенение скелета. Важно в этом возрасте следить за правильной осанкой, не давать травмироваться ребенку.  

Содержание основного минерального компонента кости – гидроксиапатита – у детей с возрастом увеличивается.

Во время костеобразования у ребенка, выделяют три стадии:  

  1. стадия: Процесс, в течение которого создается матрикс – белковая основа костной ткани. Чтобы данный процесс проходил успешно, необходимо нормально обеспечивать ребенка витаминами группы А, В и С.  
  2. стадия: В ней происходит минерализация костей. Необходимо давать витамины группы D, Кальций, Фосфор.  

3стадия: Процесс пере моделирования и самообновления кости.  

Важный компонент данного процесса является витамин – D.  

Благополучное перемоделирование костей происходит за счет обильного омовения костей кровотоком.  

На уроках физической культуры у детей школьного возраста, также необходимо соблюдать и учитывать особенности физического воспитания.  

Физическое воспитание — это составная часть воспитания человека, как педагогический процесс представлен системой организованных занятий и тренировок, целью которых является развитие и совершенствование двигательных качеств и функций организма человека.  

В процессе обучения должно воспитаться умение экономичного и целесообразного использования своих мышечных усилий не только во время тренировочного процесса, но и в повседневной жизни.  

Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания человека: умственное, эстетическое, трудовое обучение.  

Положительный эффект на физическое развитие оказывают постоянные занятия различными (гимнастика, бег, игры и т.д.) физическими упражнениями.  

Изучая некоторые исследования по вопросам физического воспитания школьников, выявляется что, дети, которые систематически занимаются физическими упражнениями или каким-то видом спорта – развиваются и растут значительно быстрее и здоровее, чем их сверстники, которые пренебрегают занятиями спортом или другими физическими упражнениями.  

Важный фактор, который влияет на физическое развитие человека и правильное функционирование организма, является правильно организованная работа по физическому воспитанию, т.е. правильные и соответствующие нагрузки к возрасту, учитывая пол, состояние здоровья, уровня физической подготовленности и т.д. Так же, еще одним важным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм.  

Физические упражнения должны быть «согласованы» с питанием и отдыхом. Физические упражнения представляют собой раздражители, которые, при правильном дозировании и применении оказывают благоприятное воздействие на организм.  

При регулярном выполнении физических упражнений, с постепенно нарастающей нагрузкой и добавлением новых норм движений приведет детский организм к более совершенному состоянию приспособления к часто изменяющимся условиям окружающего мира, а также позволят сохранить эту приспособляемость. Данные изменения возможны в организме за счет пластичности центральной нервной системы. Благодаря тому, что упражнения постоянно повторяются, одно упражнение зависит от другого, формируется – адаптация, которая позволяет без значительных затрат сил и выносливости выполнять комплексы упражнений.  

Если неправильно дозировать нагрузку, делать передозировку или перетренированность, может возникнуть нарушение двигательного стереотипа (адаптации), а также может произойти срыв в деятельности нервной системы, из чего следует ухудшение процессов общего обмена веществ организма и его реакции на различные нагрузки.  

При длительном, неверном выполнении движений возникает – утомление. Если утомление постоянно, это приводит к переутомлению, что несет в себе нарушение динамической адаптации.  

Перетренировка – хронического состояние переутомления, часто, она проявляется как невротическая реакция. Если ребенку дать другого рода физическую нагрузку, это поможет ему снять синдром утомления и вернутся в верную колею.  

Существует система, которая включает в себя нормативные показатели, которые разбиты по возрастам, полу и физической подготовки. Данные нормативы необходимо выполнять. В спорте существуют свои требования, которые так же зависят от возраста, подготовки и пола.  

При физическом воспитании на уроках физической культуры, педагоги, главной задачей ставят всестороннее развитие и воспитание ребенка.  

При коррекции проблем с опорно-двигательным аппаратом, на уроках по физической культуре, часто используют комплекс лечебной физической культуры, которая применяется с целью терапии и профилактики различных заболеваний.  

При занятиях физической культурой организм укрепляется, повышается сопротивляемость организма к различным рецидивам от болезни, а также предупреждает заболевания или их осложнения.  

Главным средством физической культуры является специально подобранный комплекс физических упражнений, который направлен на лечение определенного заболевания у ребенка.  

В процесс инновации в физическом развитии детей включена программа лечебной физической культуры.  

При упражнениях, которые подобраны правильно, в соответствии с особенностями заболевания опорно-двигательного аппарата, при правильном темпе и последовательности, оказывают оздоровительное действие. Под влиянием таких упражнений активизируется правильное дыхание, обмен веществ, кровообращение, улучшается функциональное состояние эндокринной, нервной систем, повышается работоспособность мышечной системы.  

Одним из главных принципов, используемых в инновационных технологиях физического воспитания, является принцип систематичности и последовательного обучения.  

Вторым главным принципом является – доступность. Педагог обязательно должен использовать принцип наглядности, чтобы ребенку было проще понять, как правильно выполнять то или иное упражнение.  

Для того чтобы ребенок хорошо понял и запомнил материал, используется принцип сознательности и активности.  

К каждому ребенку должен быть применен принцип индивидуализации. Так как у каждого ребенка разная степень заболевания, необходимо к каждому подобрать индивидуальный комплекс упражнений.  

Большим положительным эффектом будет являться проведение оздоровительной физической культуры на открытом воздухе, где естественные факторы природы положительно влияют на организм ребенка.  

Инновационный процесс заключается в том, что учителя по физической культуре, вправе давать детям индивидуальные задания, которые занимающиеся должны выполнять ежедневно, не пропуская. К таким формам относят гимнастику, занятия йогой, пилатесом, фитнес направлениями и т.д.

Каждое занятие должно включать в себя три раздела:

  1. Основной раздел, в него включают упражнения, которые помогут подготовиться ребенку к комплексу лечебной физической культурой в последующем разделе.
  2. Основной раздел, в него включены сложные, специальные упражнения, которые направлены на коррекцию нарушений с опорнодвигательным аппаратом. В данном комплексе специальные упражнения чередуют с общеукрепляющими упражнениями.  
  3. Третья часть – заключительная, в ней восстанавливают привычный для ребенка пульс, дают ему эмоционально разгрузиться – поиграть.  

Общая нагрузка на таких занятиях должна соответствовать физиологическим возможностям ребенка. Также необходимо следить за пульсовой «волной» - частота пульса в определенные отрезки времени в разных разделах занятия.  

Помимо упражнений, которые направлены на коррекцию нарушений, необходимо включать дыхательные упражнения, которые приведут к снижению физиологической нагрузки:

  1. Нагрузка без ограничения движений (разрешается бег, прыжки и другие упражнения);
  2. Средняя нагрузка (ограничения в беге, прыжках);
  3. Слабая нагрузка (использование гимнастических упражнений, с исходным положением тела: сидя, лежа; с применением дыхательных упражнений 1:1).

 Для детей, немаловажно чтобы занятия по физической культуре включали в себя не только упражнения, но и положительные эмоции.  

Курс реабилитационных и корректирующих занятий по лечебной физической культуре подразделяют на 3 периода:

  1. – вводный (подготовительный) период. Он длится несколько дней, за эти дни ребенок должен, постепенно втянутся в занятия.  
  2. – основной период (в данном периоде решаются основные цели ЛФК, является самым длительным по времени).
  3. – заключительный период (в нем ставится задача закрепления достигнутого результата (2недели)).

У младших школьников все физические качества показывают высокие темпы прироста. Этот возраст (7 – 9 лет) очень плодотворен для проведения коррекционных упражнений. Если не начать коррекцию в данном возрасте, далее её будет создавать сложнее, будут упущены самые подходящие «часы» для коррекции опорно-двигательного аппарата.  

У младшего школьного возраста идет благополучное заложение основ физической культуры человека, благодаря которым формируются интересы, потребности и мотивация в систематическом занятии физическими упражнениями. Данный возраст благоприятен для освоения базовых компонентов культуры движений, освоения координационных упражнений, а также техники разнообразных физических элементов. В данном возрасте, большой успех придет на разучивание упражнений целиком, не деля его на части, т.к. дети воспринимают все с помощью впечатлений, а не с помощью обдумывания. Так же, в этом возрасте, дети практически самостоятельно могут заниматься, им стоит только раз увидеть комплекс упражнений, после чего без затруднения они повторят его.  

Также, необходимо вкладывать в ребенка знания о физической культуре, работе органов, о режимах восстановления, для чего людям необходимо вести здоровый образ жизни и т.д.

В настоящее время вводят две части подготовки школьников по программе физическая культура. Первая часть – физическая подготовка, вторая часть – оздоровительное воспитание.  

В настоящее время, считается, что для того, чтобы у школьников не было болезней, и их здоровье активно укреплялось, необходимо обучить их как правильно это делать самостоятельно.  

Важно понимать, что здоровье школьника зависит не только от физического развития, но и от правильного питания, режима дня, выполнения гигиенических норм, отказ от курения, алкоголя и т.д., а также необходимо избавить ребенка от разного рода стрессов, которые зависят от взаимоотношения в семье, неудовлетворенности бытовыми условиями и т.д.

Во время уроков, учителям необходимо вносить в урок пятиминутную физкультурную паузу, которая проводится в середине каждого урока вместе с учителем. Физкультминутки помогают детям снять напряжение от урока, расслабить напряженные мышцы, а также привести тело в правильное положение.

Важно помнить, на уроках физической культуры, нельзя забывать о подвижных играх и эстафетах, так как для детей это является приятной и полезной деятельностью, особенно для расслабления и снятия стресса.  

         

Список литературы:

  1. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 6.
  2. Казаков С. В. «Спортивные игры. Энциклопедический справочник», 2004 – 107 с.
  3. Серова Н. Б. «Повышение резерва здоровья учащихся младших классов средствами физической культуры», Екатеринбург, УПИ. - 2000 – 214 с.
  4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев, 1999. – 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной школе необходимо применять и современный подход, идти в ногу со временем, поэтому актуально использовать новые технологии к обучению...

Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры.

В современнох условиях школа должна отвечать на множество запросов. Для обеспечения эффективного образоввательного процесса учитель должен использовать современные технологии. ...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта работы по теме "Современные оббразовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности" В приложении представлен фотоотчёт о работе локальной эксперименталь...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного фо...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры.

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного фо...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры

Я считаю, что внедрение фитнес - технологий в образовательный процесс является одним из путей модернизации физической культуры. Технологии фитнеса давно используются великими спортсменами мира. В этом...

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....