Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету физическая культура 6 класс
рабочая программа по физкультуре (6 класс)
Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету физическая культура 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по учебному предмету «Физическая культура» 6 класса 1 вариант УП
(Обучение на дому)
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 6 класса разработана для надомного обучения с ребенком с легкой степенью умственной отсталости, программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273 ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с уметенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерства образования и науки РФ. - М. Просвещение, 2017;
- Учебный план ОО.
При разработке рабочей программы были использованы программно - методические материалы:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1, под редакцией В. В. Воронковой. 2011;
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И. М. Бгажноковой, 2013.
3. Уроки физической культуры. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В. М Мозговой, Министерство Просвещение, 2009.
Физическая культура является составной частью системы работы с умственно отсталыми обучающимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым обучением.
Актуальность заключается в том, что физическая культура способствует социальной интеграции в общество.
Цель программы: Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- физическое развитие обучающегося;
- усвоение теоретических сведений и речевого материала, используемого учителем на уроках физкультуры, приобретение знаний в области гигиены;
- развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, а также физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость, развитие чувства темна и ритма, координации движений;
- коррекцию нарушений общего физического развития психомоторики;
- воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- воспитание устойчивых морально волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.
Программа предусматривает проведение нетрадиционных уроков, на которых используются такие формы работы как
- индивидуальная работа
При проведении уроков физической культуры предполагается использование следующих методов:
- метод организации и осуществления учебно- познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
метод контроля и самоконтроля
- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности
-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура» и является обязательной частью
учебного плана
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 17 часов
в год, 0.5 часа в неделю (34 учебных недель).
Количество часов по четвертям
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Все за год |
4. Планируемые результаты освоения программы
- иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
- знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- выполнять несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
В программе по физической культуре обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по физической культуре в 5 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценивания учащихся
Уровни | Критерии | Параметры оценки | Система оценки |
ПВ | Правильное выполнение упражнений | (отлично) | |
МО | Мелкие ошибки | Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относится неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ при приземлении» | (хорошо) |
ЗО | Значительные ошибки | К значительным ошибкам относятся, те ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движения, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: - старт не из требуемого положения; - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину и высоту; - броски мяча, метание, ходьба с заданием с наличием дополнительных движений; - несинхронность выполнения упражнения | (удовлетво рительно) |
5. Содержание программы
Раздел 1. Основы теоретических знаний
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук
При утрате нижних конечностей или недостатке их работы, восполняя утрату подвижности и силы ног, к развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.
Раздел 3. «Спортивные игры».
В него включены физические упражнения, направленные на развитие двигательных и физических навыков ребёнка. Благодаря играм развиваются такие психические свойства, как внимательность, сообразительность и инициативность. Игры благоприятно сказываются на эмоциональном развитии ребенка.
В данной программе раздел «Спортивные игры» расширен за счет выделения часов для обучения игры с мячом. Эти игры развивают точность зрительного восприятия, быстроту движений, координацию движения. Также как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физической культуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с интеллектуальными нарушениями. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы ребенок был охвачен вниманием и помощью педагога.
- Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
- Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
- Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
- Поднимание головы в положении «лежа на животе».
- Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.
- Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку).
- Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.
- Бросание мяча на дальность
- Сбивание предметов большим (малым) мячом.
- Метание в цель (на дальность).
- Перенос груза (на коляске).
6.Календарно – тематическое планирование
№ | программный материал | Кол-во часов | дата | игры | основные виды учебной деятельности |
1.Введение | |||||
1 | Техника Безопасности. Здоровый образ жизни. | 1 | Повторение правил техникибезопасности. | ||
Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук | |||||
2 | Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно. | 1 | «Колобок» | развитие координации движений рук | |
3 | Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях. | 1 | «Клад» | развитие внимания, координации движений | |
4 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». | 1 | «Ловля «лягушек» | развитие внимания, координации движений | |
5 | Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса. | 1 | «Удочка» | развитие внимания, координации движений | |
6 | Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом | 1 | «Удочка» | развитие внимания, координации движений | |
7 | Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса. | 1 | «Силачи» | развитие внимания, координации движений | |
8-9 | Дыхательные упражнения. | 2 | «Ветерок» | Дыхательные упражнения и релаксация. Развитие координационных способностей | |
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. | |||||
10 | Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). | 1 | «Колобок» | развитие ловкости, быстроты, силы. | |
11-12 | Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. | 2 | «Клад» | развитие ловкости, быстроты, силы | |
13 | Бросание мяча на дальность | 1 | «Ловля «лягушек» | развитие ловкости | |
14 | Сбивание предметов большим (малым) мячом. | 1 | «Гонка мячей по кругу» | развитие ловкости, быстроты, силы. | |
15-16 | Метание в цель (на дальность). | 2 | «Брось в цель» | развитие ловкости, быстроты, силы. | |
17 | Перенос груза (на коляске). | 1 | «Соблюдай равновесие» | развитие ловкости, быстроты, силы. |
7. Учебно-методическое обеспечение.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание: / Л. Н. Ростомашвили., М.М. Креминская // Ростомашвили, Л.Н.;
Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.
8. Материально техническое обеспечение
Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; компьютер, спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, гимнастические коврики, корзины, стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-593001-1424266263.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Физическая культура" 8 класс
Представлена разработка рабочей программы и календарно-тематического планирования по редмету "Физическая культура" 8 класс Савичевой Ольги Васильевны, учителя физической культуры ГБОУ Гимназии №1526 г...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-981449-1512556347.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.(8 класс)
Примерная программа по учебному предмету соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-981449-1512556347.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. (9 класс)
Предлагаемая программа построена на основе рабочей авторской программы В.И. Лях «Физическая культура 5-9 класс», в соответствии с требованиями ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-981449-1512556347.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.(10 класс)
Курс «Физическая культура» изучается в 10 классе из расчёта 3 ч в неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-981449-1512556347.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (4 класс)
Программа учебного предмета "Физическая культура" разработана на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов, охватывающая все основные компонент...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-981449-1512556347.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ( 6 класс )
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 6 класса под общей редакцией А.П. Матвеева и примерной программы ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-981449-1512556347.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (11 класс)
Курс «Физическая культура» изучается в 11 классе из расчёта 3 ч в неделю....