Организация занятий по «Физической культуре» с применением дистанционных форм обучения
методическая разработка по физкультуре (11 класс)

Взвозская Татьяна Вениаминовна

Актуальность данной темы продиктованa сложившимися социальными реалиями в связи Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019". Находясь в режиме самоизоляции, обучающийся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен получить возможность полноценного образования. Формат дистанционного обучения удовлетворяет такую потребность обучаемого. Однако, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений в преподавании школьного предмета «Физическая культура».

В результате того, что в наше время большинство студентов имеют какое-либо отклонение в здоровье, то целесообразно оценивать их, как по практической части, так и по теоретической части. Данная методика, предназначена в помощь студентам для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также для расширения теоретических знаний по физической культуре.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач:
1. Повышение всех уровней учебно-воспитательного процессa за счёт применения средств современных информационных технологий:
-           повышения эффективности и качества процесса обучения;
-           повышение активной познавательной деятельности;
-           увеличение объёмa и оптимизация поиска нужной информации.
2.  Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях 
   информационного общества:
-           развитие коммуникативных способностей;
-           формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-           формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.
3.  Работа на выполнение социального заказа общества:
-           подготовка информационно грамотной личности;
-           осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Нижегородский авиационный технический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

по дисциплине: «Физическая культура»

по теме: «Организация занятий по «Физической культуре» с применением дистанционных форм обучения»

Разработал:                                                  Рассмотрено и утверждено

                                                                       на заседании   ЦМК

преподаватель                                          Протокол  № ____ от ___________

_______ Т.В.Взвозская                                  Председатель  ______Т.В.Взвозская

2021

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3

Использование на уроках физической культуры нового вида обучения

 – дистанционное образование…………………………………………………………...4

Инструктаж по техники безопасности при занятиях ФК на дому……………………..6

Список используемой литературы ………………………………………........................8


Введение.

Актуальность данной темы продиктованa сложившимися социальными реалиями в связи Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019". Находясь в режиме самоизоляции, обучающийся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен получить возможность полноценного образования. Формат дистанционного обучения удовлетворяет такую потребность обучаемого. Однако, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений в преподавании школьного предмета «Физическая культура».

В результате того, что в наше время большинство студентов имеют какое-либо отклонение в здоровье, то целесообразно оценивать их, как по практической части, так и по теоретической части. Данная методика, предназначена в помощь студентам для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также для расширения теоретических знаний по физической культуре.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач:
1. Повышение всех уровней учебно-воспитательного процессa за счёт применения средств современных информационных технологий:
-        повышения эффективности и качества процесса обучения;
-        повышение активной познавательной деятельности;
-        увеличение объёмa и оптимизация поиска нужной информации.
2.  Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях 
   информационного общества:
-        развитие коммуникативных способностей;
-         формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-         формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.
3.  Работа на выполнение социального заказа общества:
-        подготовка информационно грамотной личности;
-         осуществление профориентационной работы в области физической культуры.


Использование на уроках физической культуры нового вида обучения – дистанционное образование.

В центре обучения находится самостоятельная, учебно-познавательная деятельность ученика. В ходе, которой у ученика формируется способность к активному самостоятельному поиску информации и правильной её обработке. Дистанционное обучение способствует раскрытию внутренних резервов студента путём взаимодействия с учителем и с другими участниками учебного процесса. Для успешного взаимодействия должна быть оперативная обратная связь. Так же необходимо разработать систему контроля как оперативного, так и отсроченного. Со стороны учителя важно тщательно планировать деятельность студентов и постоянно мотивировать ученика к добросовестной самостоятельной работе. Исходя из этого меняются функции учителя: из источника знаний он становится скорее координатором и наставником. Решающим фактором организации дистанционного учебного процесса становится правильный подбор учебных заданий: теоретических, практических, контрольных.

На уроках физической культуры во время дистанционного обучения в основной части урока меняется деятельность учеников. Вместо практического выполнения упражнений или технических действий учитель даёт теоретически изучить технику упражнения или технического действия и в лучшем случае выполнить его имитацию, если позволяет техника безопасности.

Поэтому появляется ряд минусов при проведении уроков физической культуры в режиме дистанционного обучения:

  • нет возможности контролировать правильность выполнения техники упражнений студентов;
  •  нет возможности контролировать соблюдение техники безопасности вовремя выполнения физических упражнений;
  • отсутствие прямого очного общения между студентом и преподавателем;
  • технические сбои, неготовность оборудования.

Плюсы дистанционного обучения:

  • доступность образования без посещения образовательного учреждения;
  • способствует индивидуальному обучению;
  • развивает самостоятельность;
  • является технологичным обучением.

Среди важнейших составных частей учебного процесса особое место занимает контроль. Контрольные функции педагога ФК традиционно сводятся преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности при проведении мониторинга физического развития студентов. Однако всё очевиднее становится ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые аспекты контроля и не позволит оценить умения и навыки обучаемого в условиях дистанционного образования. Контрольно-измерительные материалы по ФК могут состоят из практической и теоретической части.

Контроль в дистанционном образовании

Теоретическая часть может включает в себя:

  • Тестирование;
  • Анкетирование;
  • Онлайн-беседы;
  • Рефераты;
  • Кроссворды;
  • Конкурсные проекты(презентация).

Теоретическая часть позволяет проверить теоретические знания: понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, умение организовать места занятий и обеспечить их безопасность и т.д.

Практическая часть может включает в себя:

  • Мониторинг. Пример: выполнение обучающимися пробы Руфье, измерение пульса для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.
  • Педагогическое тестирование. Пример: выполнение контрольных упражнений, возможных в условиях квартиры, как этапа подготовки к сдаче нормативов в комплексе ГТО.
  • Фото и видеоотчет. Пример: фото- и видеофиксация специально-подготовительных упражнений, утренней гимнастики. Также ученики могут сделать скриншоты своих пульсометров и отправить педагогу. Такой прием может мотивировать к двигательной деятельности в течение дня.
  • Дневник самоконтроля. Пример: регулярное наблюдение обучающегося за состоянием своего здоровья и физического развития, и их изменений под влиянием занятий ФК и спортом. Дневник помогает занимающимся познавать самих себя, приучать следить за собственным здоровьем, своевременно замечать степень усталости от умственной работы или физической тренировки.

Инструктаж по техники безопасности

при занятиях ФК на дому

Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятия и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

Вводные положения

Во время проведения занятий по ФК необходимо исключить возможность:

  • травм при падении на неровной поверхности;
  • травм при нахождении на небезопасном расстоянии от мебели, бытовых приборов и т.п.;
  • травм вследствие плохой разминки;
  • травм при столкновении в ходе выполнения гимнастических упражнений;
  • травм в ходе несоблюдения правил проведения подвижных игр в домашних условиях.
  • Для минимизации рисков необходимо выделить для ученика хорошо освещенное, хорошо проветриваемое пространство, площадью не менее трех метров в радиусе.
  • Ученики обязаны заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой.
  • При выполнении упражнений запрещается жевать жевательную резинку и употреблять пищу.
  • После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

До начала занятий

  • Ученики должны переодеться в спортивную обувь и форму. Необходимо снять с себя все украшения, предметы, представляющие опасность: браслеты, перстни, ремни т.п.
  • Одежда должна быть свободной и не стеснять движения учащегося во время проведения занятия.
  • Длина спортивных штанов не должна быть ниже пятки. Спортивная обувь должна соответствовать размеру ноги и иметь нескользящую подошву. Обувь должна быть легкой.
  • Ученики должны знакомиться с видеоматериалами и конспектами занятий, предстоящих к выполнению.

Во время занятий

  • Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации учителя по технике безопасности при проведении занятий ФК на дому.
  • Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой.
  • Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, во избежание травм.
  • Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия на неровной, нестабильной, скользкой поверхности (ковры, скользкий пол, плитка, кафель), нельзя приземлять после прыжка, переводя вес тела на верхние конечности.
  • Во время выполнения упражнений соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений с мебелью, бытовыми приборами и т.п.
  • Для предотвращения столкновения частей тела с мебелью и бытовыми приборами, необходимо проверить недосягаемость всех предметов до ученика во время выполнения движений.
  • Для профилактики травмоопасных ситуаций следует убрать с пола все мелкие предметы в радиусе трех метров.
  • При выполнении упражнения следуют соблюдать технику выполнения данного упражнения.
  • При ухудшении самочувствия во время занятия незамедлительно прекратить его, сообщив учителю дистанционно.
  • После окончания занятий
  • Ученики моют руки с мылом и теплой водой, умывают лицо (по возможности принимают тёплый душ)
  • Переодеваются в повседневную одежду и обувь.

Список используемой литературы:

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.;
  2. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2004.;
  3. Сивакова Н.Н.   Обучение физической культуре в условиях дистанционного образования: проблемы и решения / Н. Н. Сивакова, Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова.- Текст: непосредственный // Приложение к Среднему профессиональному образованию. - 2020. - №5. - С.32-48.
  4. http://milkprograms.spb.ru/;
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/;
  6. http://www.zavuch.ru/news/announces/645/ - Всероссийская педагогическая конференция "Дистанционные образовательные технологии на современном уроке”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Физическая культура" для студентов заочной формы обучения

В данной программе раскрывается опыт работы со студентами заочного отделения, приводится примерный программный материал....

СТАТЬЯ "Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка"

Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка...

Задания по физической культуре 10 класс (дистанционная форма работы)

Задания по физической культуре 10 класс (дистанционная форма работы)...

Применение дистанционных форм обучения в преподавании иностранного языка

Применение дистанционных форм обучения в преподавании иностранного языка...

Программа заседания форсайт-центра «Современная школа: физическая культура» (с применением дистанционных технологий) 04 февраля 2021 года

Программа заседания форсайт-центра «Современная школа: физическая культура» (с применением дистанционных технологий) 04 февраля 2021 года...

Методическая разработка "Организация и возможные варианты заданий для учеников дистанционных форм обучения" по предмету Информатика и ИКТ

Материал предназаначен для школ и центров образования, имеющих формы обучения такие как, семейная, домашняя, заочная. В статье показаны возможные варианты контроля знаний для разных уровней подготовки...