ПК 3.3
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Зубенко Валерия Валерьевна

МДК 02.01 Методика внеурочной работы

 дополнительного образования в области

физической культуры

ПОРТФОЛИО

Подгруппа: VI

Преподаватель: Добрынина Н.А

Министерство образования и науки

Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении открытия спортивного стадиона среди студентов колледжа.

VI подгруппа.

Челябинск 2020.

  1. Цели и задачи:
  • Развитие и популяризация легкой атлетики
  • Воспитание высоких нравственных качеств
  • Определение сильнейших команд
  1. Возраст: Студенты колледжа 1 и 2 курса
  2. Место и время проведения: Спортивный стадион ЧПК№1, 01.10.2020 г., в 14:00
  3. Организация и проведение соревнований возлагается на 39 группу и непосредственно на судейскую коллегию. Главный судья-Добрынина Н.А.
  4. Конкурсы:
  • Бег на 60м (д), 100м (ю).
  • Прыжки в длину с места.
  • «Маршрут чемпиона»:

Бег 50м; прыжки на скакалке 20 раз; бег 50м;10 отжиманий; бег 50м; проползти под барьерами; бег 50м.

  • Метание набивного мяча.
  • Эстафета 4х100м (д), 4х200м (ю).


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении первенства по баскетболу среди студентов колледжа

1. Цели и задачи:

· Развитие и популяризация баскетбола

· Повышение уровня мастерства игры в баскетбол

· Воспитание высоких нравственных качеств

· Определение сильнейших команд.

2. Возраст: Студенты колледжа 1-4 курса

3. Место и время проведения: Спортивный зал ЧПК №1, 28 октября-11 ноябрь 2020 года, в 14:00.

4. Организация соревнований:

Организация и проведение соревнований возлагается на 39 группу и непосредственно на судейскую коллегию. Главный судья – Добрынина Н.А.

5. Правила игры в настольный в баскетбол:

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко — бросок со штрафной линии

2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)

3 очка — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации)

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.

Нарушения

аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;

пробежка — игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами

нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;

три секунды — игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;

пять секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;

восемь секунд — команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;

24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.

Плотно опекаемый игрок — игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;

нарушения возвращения мяча в зону защиты — команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.

Периоды: 2 по 5 минут

Отдых: 2 мин

Играют сборные курсов: 1,2,3,4

Играют: мальчики и девочки

Система: круговая



Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Саморегуляция – как помощник при подготовке и сдаче ГИА».

Цель:  психологическая подготовка учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).

Задачи:

  •  формировать  у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием;
  • повысить уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемость стрессу;
  • обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля;
  • обучить  методам нервно-мышечной релаксации;
  • выработать оптимальные стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

Целевая аудитория:  учащиеся 9-х, 11-х классов.

Приемы работы: мини-лекция, беседа, релаксационные  упражнения.

Длительность:  45 мин.

Ход занятия

Эпиграф к занятию:

«Кто умеет управлять собою, тот  может  повелевать людьми» .
                                                                                       

                                                                                          Вольтер

  1. Организационный момент.

          Добрый день, дорогие девятиклассники (одиннадцатиклассники).  Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о важных моментах вашего обучения, а именно, о предстоящих экзаменах, которые вот уже несколько лет сдаются в новой форме. Это государственная итоговая аттестация (ГИА), которая проводится по окончании 9-го и 11-го классов.

Мы поговорим, как эффективно подготовиться к экзамену с точки зрения психологического настроя. В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение, так называемый стресс.

 Какой результат работы мы ожидаем? … Верно, мы научимся сопротивляться стрессу, снимать тревожность, т.е. продолжим формировать такие качества, как самоконтроль и самообладание.

Что такое стресс? Стресс – это комплексная физиологическая и психологическая реакция организма, возникающая под влиянием экстремальных воздействий. То есть эта реакция возникает тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное.

Стресс – это абсолютно нормальная реакция организма, которая проявляется в различных жизненных ситуациях. Как правило, это ситуации связанные с неопределенностью, повышенной ответственностью и эмоциональной нагрузкой. Именно такой ситуацией является экзамен.

  1. Диагностика

 Признаки стресса:

Тревога                               Учащение пульса

Страх                                   Бледность или краснота

Напряжение                        Дрожь

Растерянность                    Сухость во рту

Подавленность                   Потливость

Паника                                Желудочный спазм

Беспокойство                     Расширение зрачков

Как часто в своей жизни вы испытывали подобные состояния?

Я предлагаю проверить, насколько каждый из вас предрасположен к экзаменационному стрессу.

Опросник: «Насколько я предрасположен к стрессу»

Инструкция.  Необходимо честно и не раздумывая дать ответ на предложенные вопросы – «да» или «нет».

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.
  2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку.
  3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку.
  4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание.
  5. Я иногда чувствую, что всё забыл.
  6. Бывает, что «лёгкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником.
  7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
  8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
  9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.
  10. Я предпочёл бы отвечать знакомому преподавателю.
  11.  Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски.
  12.  Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, иногда возникает внутренняя дрожь.

Интерпретация результатов

        Необходимо подсчитать количество ответов «да»:

  • от 0 до 3 – низкий уровень тревожности, необходимо более серьёзно подойти к вопросу сдачи экзамена, усилить подготовку;
  • от 4 до 6 – подверженность экзаменационному стрессу средняя;
  • от 7 до 12 – подверженность экзаменационному стрессу высокая, было бы полезным пройти курс психологической подготовки к экзаменам.

  1. Мини-лекция:  «Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом в период подготовки к экзаменам» (с элементами практикума).

            Одно из главных проявлений стресса – беспокойство, внутреннее напряжение, которые приводят к плохой работе памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

  Сегодня я предлагаю вам познакомиться со способами эффективного снятия стресса как во время экзамена, так и в период подготовки к нему, а также по желанию некоторые из них опробовать.

Справится с волнением при подготовке и во время экзамена помогает саморегуляция. Кто из вас слышал о таком понятии, как саморегуляция? Какие однокоренные слова мы можем подобрать к этому слову? (ответы детей). Термин саморегуляция происходит от латинского слова Rеgulare которое дословно переводится - приводить в порядок, налаживать.

Вообще под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать методы их достижения. Так же саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, регулировать свое эмоциональное состояние, преодолевать эмоциональное напряжение.

Один из способов саморегуляции в период подготовки к экзаменам -  это сон. Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Сонливость некоторых людей при повышенной эмоциональной нагрузке – явление весьма распространенное. Состояние сонливости приводит к снижению работоспособности, поэтому  при подготовке к экзаменам обязательно следует соблюдать режим сна и бодрствования. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на один час.

Некоторые считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Выспитесь перед экзаменом как можно лучше, чтобы встать «полным сил», с ощущением «боевого настроя».

Кроме того, снять напряжение при подготовке к экзамену смогут следующие действия:

  1. спортивные занятия, игры;
  2. контрастный душ, баня;
  3. стирка белья вручную;
  4. мытьё посуды, любая др. физическая работа;
  5. танцы под музыку, громкое пение своей любимой песни;
  6. прогулка в тихом месте на природе;
  7. пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски) или любое любимое дело,
  8. послушать музыку;
  9. поплакать;

10) вспомнить что-то приятное;

11) громко покричать.

Далее я предлагаю вам познакомиться с различными упражнениями (на саморегуляцию, расслабление, снятие напряжения), которые вы сможете использовать как раз в период подготовки к экзаменам. Некоторые можно опробовать сейчас.

1.  Упражнение «Прощай, напряжение!»

Цель:  обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция:   «Скомкать газетный лист, вложив в это занятие всё своё напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске (или мусорное ведро)».

Обсуждение:  «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

  1. Контакт с водой (снятие напряжения).

Считается, что вода имеет мощную силу снимать негатив и активизировать потенциал организма.

        В период возникновения стрессовой ситуации с целью снятия напряжения полезно мыть руки прохладной водой, умыть лицо, захватить область лица, за ушами.

  1.  Аутогенная  релаксация

Цель: научиться расслабляться, чувствовать своё тело.

Инструкция: 

1) Прижмите голову к груди и отпустите её, расслабьте шею. Глаза прикройте. Руки опущены или лежат на коленях. Успокойте дыхание: сделайте глубокий вдох на счёт 1,2,3, медленно выдохните, на выдохе задержите дыхание на счёт 1, 2, 3, 4, 5, 6. Повторите про себя 3 раза: «Мне спокойно, совершенно спокойно, тело расслаблено».

  1. Представьте, что ваша левая рука опущена в тазик с горячей водой. Тепло разливается вверх по руке, до лопатки, по левой стороне груди. Повторите 3 раза: «Сердце бьётся спокойно, ровно, мощно»».

  1. Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель:  научить справлять с тревогой, используя методы мышечной релаксации.

Инструкция:  «Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, основанных на расслаблении мышц:

  1. Дыхание: вдох (с надуванием диафрагмы) – задержать дыхание – медленно выдохнуть через рот (3-5 раз).
  2. На вдохе поднять брови (удивиться) – задержать дыхание – медленно опустить брови на выдохе (3-5 раз).
  3. На вдохе зажмурить глаза – задержать дыхание – медленно открыть глаза на выдохе (3-5 раз).
  4. На вдохе растянуть улыбку (оскалиться) – задержать дыхание – медленно на выдохе убрать улыбку (3-5 раз).
  5. Руки зажать в «замок» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь – задержать дыхание – медленно расцепить руки на выдохе (3-5 раз).
  6. Делать одновременно упражнения 3)4)5).
  7. Сесть на краешке стула, спину выпрямить, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержать дыхание – медленно выдохнуть».

Обсуждение:  «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

  1. Упражнение  «Кошечки».

Представьте себе, что вы красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову назад и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи и спины … (3 раза).

  1. Упражнение «Черепаха». 

Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Ещё сильнее, ещё глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя … (3 раза).

  1. Упражнение «Рисунок».

Рисование красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет, помогает избавиться от неприятных переживаний тревоги, и страха.

Здесь неважно ваше умения рисовать, главное это возможность выразить свою эмоцию в абстрактной форме, через цвета, линии и формы.

При подготовке к экзаменам:

  • Возьмите яркие краски, ассоциирующиеся у вас с чувством радости, уверенности, свободы, и нарисуйте — пусть это будет чистая абстракция — что-нибудь этими красками.
  • Если совсем не хочется рисовать, можно найти несложную раскраску с изображением природы, цветов, листьев или узоров и раскрасить ее (раскраски можно найти в интернете, см. приложение).

 Элементы этого упражнения можно использовать и прямо на экзамене:

На черновике можно выполнить простой позитивный рисунок (цветочек, солнце, дерево) или просто небольшой узор, который поможет немного отвлечься и снять напряжение во время экзамена.

  1. Практическая часть: «Эффективные способы борьбы со стрессом на экзамене».

Существуют приёмы и упражнения, которые помогут вам справиться со стрессом непосредственно на экзамене.

  1. Аутогенная тренировка (3-5 минут, перед самым началом экзамена).

        Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит,  так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать, подобно облакам в небе.

        Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжёлая».

        Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

        Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжёлая».

        Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

        Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

         

  1. Упражнение «Противострессовое дыхание»

Инструкция.  Медленно выполнить глубокий вдох через нос (на счёт 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее (6-7-8-9-10-11).

Повторять данное упражнение следует не более трёх раз, т.к. в противном случае есть вероятность возникновения головокружения.

  1. Упражнение «Переход во времени»

Инструкция.  Если позволяют обстоятельства, следует покинуть помещение, в котором возник острый стресс (например, выйти в коридор). В случае если выйти из помещения невозможно, мысленно переместиться во времени, вспомнить приятные мгновения (поездка на море, в гости, недавняя смешная ситуация), если есть домашние животные, подумать, чем бы они могли быть заняты в ваше отсутствие (спят, гуляют, ждут вас …).

        Данный «переход во времени» не должен длиться более 3-4 минут, иначе будет трудно вновь настроиться на учебный лад.

  1. Упражнение «Сколько зубов? …»

Посчитать зубы кончиком языка.

  1. «Мышечная релаксация»

Наиболее простой способ – расслабление рук. Примите удобное положение, положите руки на колеи или на стол и закройте глаза. Сосредоточьте внимание на руках. Ощутите  тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжёлыми.

  1. «Медитация на предмет»

Выберите  любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положите его перед собой. Попробуйте в течение определённого времени (не более 3-5 минут) удерживать всё внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

  1. «Лимон». 

Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Ещё сильнее. Ещё крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как  ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко … И так по 3 раза каждую руку.

  1. «Муха». 

Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать её. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица … А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу.

   (3 раза).

  1. «Жвачка».  А теперь у вас во рту находится твёрдая конфета и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть её. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их … Ещё, ещё. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, какой тяжёлой стала нижняя челюсть, как отдыхают мышцы лица … (3 раза).

  1.  «Жмурки».  А теперь вам нужно зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Ещё сильнее, ещё крепче, сильнее сжимайте веки … Но вот солнце уходит и лицо можно расслабить … (3 раза).

  1.   Упражнение  «Самомассаж»: 
  1. Найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение небольшого времени.
  2. Положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз.
  3. Найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение небольшого времени. 
  4. Слегка помассируйте кончик мизинца. 

Все эти несложные техники можно выполнять прямо во время экзамена.

Упражнения № 7-11 можно выполнять как в коридоре, так и прямо в кабинете на рабочем месте.

  1. Завершение занятия.

 В окружающем мире ничего не происходит случайно, всё взаимосвязано и материально. Любая мысль материализуется. «Мне ничего не хочется …»,

«Мне ничего не надо …», «У меня ничего не получится …» - все эти мысли, как правило, проносятся в голове вместе с чувством отчаяния, обиды, т.е. эмоционально. Они подкреплены, как правило,  сильной эмоцией, а это именно то, что надо для материализации мысли. Мысль должна обладать определённой силой или энергией.

        При подготовке к экзаменам вам поможет позитивное  самопрограммирование - некоторые фразы-формулы достижения цели.

Примеры фраз-формул для самопрограммирования.

  • Я могу получать радость каждый день своей жизни, даже если впереди меня ждёт экзамен.
  • Экзамен – лишь часть моей жизни.
  • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  • Чтобы ни случилось, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
  • Я твёрдо уверен, что у меня всё будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

Помните. Никто не может всегда быть совершенным. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, вы обязательно сдадите экзамен. 

Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Зубенко Валерия Валерьевна

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЗРЫНОЙ СИЛЫ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2020 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 49.02.01

Физическая культура

Курс: 2, группа: 29

Руководитель: Сибиркина Н.В.,

преподаватель МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура» Первой квалификационной категории

Челябинск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3 

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

1.1. История легкой атлетики                                                                          5

1.2. Виды легкой атлетики                                                                               9

1.3. Сила как физическое качество                                                                11

1.4. Легкоатлетические прыжки как средство развития взрывной силы   16

Выводы по 1 главе                                                                                           18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                21

ПРИЛОЖЕНИЕ А                                                                                            23


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Легкую атлетику называют «королевой спорта». Объясняется это тем, что программа легкой атлетики на международных и республиканских соревнованиях является самой обширной по количеству разыгрываемых медалей.

Название «легкая атлетика» — условное, основанное на чисто внешнем впечатлении легкости и доступности выполнения легкоатлетических упражнений. Простота и разнообразие легкоатлетический упражнений, возможность заниматься на свежем воздухе, легкость дозировки нагрузки позволяют широко использовать упражнения при занятиях с людьми разного возраста [1].

В наше время вид спорта легкая атлетика используется как оздоровительная, повседневная и спортивная деятельность или хобби. Молодое поколение все чаще выбирает этот вид спорта как один из наиболее приближенных к жизни эффективный и интересный. Среди них не только юноши, но и девушки. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика развивает характер человека, силу воли, упрямство, умение уважать противника, а эти качества очень важны не только на спортивной арене, но и в жизни. Легкая атлетика, как и другие виды спорта, совершенствуется, уровень подготовки спортсменов с каждым годом все выше, результат и подготовка спортсменов растет. Вместе с этим растет профессионализм тренеров), появляются все новые методики ведения тренировок. В любом виде спорта взрывная сила является определяющим фактором. В легкой атлетике без развития взрывной силы невозможно добиться высоких результатов на спринтерских дистанциях и в технических видах. Таким образом, в современных условиях резко обострилась актуальность и необходимость решения проблемы связанной с развитием скоростно-силовых качеств.

Цель исследования: На основе анализа научной психолого-педагогической и специальной литературы изучить влияние легкой атлетики на развитие взрывной силы.

Задачи исследования.1 Изучить историю возникновения легкой атлетики. 2. Рассмотреть и описать виды легкой атлетики. 3. Охарактеризовать силу как физическое качество. 4. Выявить влияние легкоатлетических прыжков на развитие взрывной силы. 5. Сделать выводы по итогам проведенного исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, сравнение, классификация, обобщение.


ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

  1. История развития легкой атлетики

Легкая атлетика является одним из древнейших видов спорта. Трудно найти вид спорта, который имел бы такую древнюю и богатую событиями историю, как легкая атлетика.

Бег, прыжки, и метания как средства физического воспитания сформировались в Древней Греции, где они входили в программу древних Олимпийский игр. Из того времени до нас дошло имя только одного победителя – Кореба, выигравшего в 776 г. До н.э. состязание в беге на 1 стадию (192,27 м). По мере постепенного расширения программы Олимпийских игр в соревнования по бегу вводили новые дистанции, например диаулос – бег на две и более стадии.

В средние века такие виды легкоатлетических упражнений как бег, прыжки, метание копья и диска, борьба использовались лишь в военной подготовке. В XVIII в. Они становятся частью различных гимнастических систем ( К.Г. Зальцмана, Г.А. Фита, И.К. Гутс-Мутса и др.). Лишь во 2-ой половине XIX в. Происходит становление легкой атлетики как вид спорта. Легкоатлетические клубы появляются в Англии, США, Германии, Франции, Скандинавских странах. В США первое университетское первенство было проведено в 1871 г., а чемпионат страны – в 1875.

Событием, положившим начало развитию легкой атлетики в России, можно считать организацию в 1888 г. в местечке Тярлево под Петербургом кружка любителей спорта, получившего впоследствии наименование Санкт-Петербургское общество любителей бега, а затем Санкт-Петербургский кружок любителей спорта. Первое открытое соревнование кружка состоялось в Петербурге на ипподроме в 1897 г.

Условия для развития легкой атлетики в России были чрезвычайно неблагоприятны. Царское правительство не было заинтересовано в развитии среди народа физической культуры и спорта. В стране не было ни стадионов, ни спортивных площадок, ни специалистов, знакомых с техникой легкоатлетического спорта. Отдельные спортсмены-любители занимались преимущественно бегом, не имея представления о рациональных методах тренировки.

Несмотря на это, легкая атлетика развивалась не только в столице, но и в других городах России: Риге, Ревеле (Таллине), Екатеринославе (Днепропетровске), Киеве, Самаре (Куйбышеве), Астрахани и др. Создаются первые легкоатлетические кружки в Харькове, Таганроге, Томске, Мелитополе. Начало легкой атлетике в Москве было положено организацией в 1895 г. Московского клуба лыжников, который вскоре стал культивировать не только лыжи, но и другие виды спорта, в том числе легкую атлетику. Около здания клуба была сооружена первая в Москве 302-метровая гаревая дорожка.

Первенство России по легкой атлетике было впервые проведено в 1908 г. Оно собрало только 50 участников от спортивных клубов Петербурга и Риги. Важным событием стало участие команды русских спортсменов в Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме. В составе команды было 47 легкоатлетов, никто из них не сумел войти в число призеров.

Плачевные для русских спортсменов итоги V Олимпиады показали, что в развитии легкой атлетики, впрочем, как и в других видах спорта, Россия значительно отстала от многих государств. После Олимпиады Российской олимпийский комитет принял решение о ежегодном проведении всероссийских Олимпиад. Первая из них состоялась в Киеве в 1913 г., вторая – в следующем году Риге. В этих соревнованиях принимали участие представители русских городов.

Усилиями энтузиастов в 1911 г. был создан Всероссийский союз любителей легкой атлетики, увеличилось число кружков и клубов было положено начало ежегодным первенствам страны, многокилометровым пробегам (Петербург – Павловск, Москва – Малаховка), матчевым встречам между городами, международным соревнованиям, эстафете 10х1000 м, которая впервые была разыграна в 1911 г. в Сокольниках.

Несмотря на примитивную технику и плохие условия для проведения соревнований, некоторые русские спортсмены показывали высокие по тому времени результаты. К их числу можно отнести бегуна на длинные дистанции москвича Н. Хорькова, эстонского легкоатлета – многоборца А. Клумберга, прыгуна с шестом У. Баша, наконец, замечательного спринтера В. Архипова, который в 1914 г. на покрытой песком дорожке рижского ипподрома пробежал 100 м. за 10,8 с, т.е. показал такой же результат, как и победитель Олимпийских игр 1912 г., американец Р.Крейг. В качестве достижения женщин можно отметить лишь результат Н.Поповой в беге на 100 м. – 13,1 с, который превышал мировой рекорд в беге на 100 м для женщин, зафиксированный пять лет спустя.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для развития спорта в нашей стране. Новую жизнь начала и легкая атлетика, первые шаги которой связаны с введением в 1918 г. Всеобуча. Элементы легкой атлетики были включены в программу допризывной подготовки молодежи. Создавались спортивные клубы при учреждениях, промышленных предприятиях.

В 1918 г. в Москве проводятся первые соревнования по этому виду спорта, а в 1920 г. – так называемая Предолимпиада с участием зарубежных спортсменов. В этом же году проходят Приуральская, Сибирская, Северо-кавказская и Средне-азиатская олимпиады. В 1921 г. проведены всеукраинские соревнования по легкой атлетике, а в 1922 г. – лично-командное первенство РСФСР. В 1923 г. на Всероссийском празднике физической культуры было установлено 18 новых рекордов страны. В этом же году состоялись впервые в стране соревнования юных спортсменов и первое лично-командное первенство Красной Армии.

Важными событиями в развитии легкой атлетики, предшествующими Всесоюзной спартакиаде, стали Первый профсоюзный праздник физической культуры, проведенный в 1925 г. в Москве, и состоявшийся в 1927 г. III Всесоюзный праздник физической культуры, в ходе которого были улучшены рекорды в большинстве видов легкой атлетики. В этом же году десятки тысяч трудящихся впервые вышли на старт Всесоюзного массового кросса имени К.Е. Ворошилова.

В 1967 г. состоялась Спартакиада народов СССР, которая явилась важным этапом на пути повышения массовости и мастерства в легкой атлетике. В этом же году советская команда победила в очередном Кубке Европы и в матчах с командами ГДР и Франции.

Первенство СССР 1968 г. по легкой атлетике давало основание надеяться на успешное выступление на Олимпийских играх в Мехико. В действительности это выступление окончилось большой и во многом неожиданной неудачей. Советскими спортсменами были завоеваны только 3 золотые медали. Главной причиной нашей неудачи на XIX Олимпиаде был, прежде всего, недостаток резервов для сборной команды. Несомненными были и некоторые методические просчеты, допущенные, несмотря на то, что специалистами была проведена большая научно-исследовательская работа по определению методов подготовки к выступлению в условиях среднегорья [7].

Начиная с первых Олимпийских игр нашего времени (1896) легкая атлетика занимает главное место в их программе. Если на первых Играх легкоатлеты разыгрывали 12 комплектов медалей, то на Играх 2000г. Было разыграно 48 комплектов.

В настоящее время сложилась система международных соревнований по легкой атлетике. В нее входят:

- Олимпийские игры (проводятся один раз в четыре года по високосным годам).

-  Кубок мира (проводится один раз в четыре года на следующий гол после Олимпийских игр).

- Чемпионат мира (проводится один раз в четыре года на третий год после Олимпийских Игр).

- Региональные чемпионаты (Европы, Панамериканские, Африканские игры и т.д).

Проведение международных соревнований по легкой атлетике, регистрацией мировых и региональных рекордов ведает ИААФ (Международная любительская легкоатлетическая федерация) [2].

1.2. Виды легкой атлетики

Из всех олимпийских видов спорта легкая атлетика считается самым медалеемким. Сюда входит 24 дисциплины для мужчин и 23 для женщин.

Виды легкой атлетики принято продразделять на пять разделов: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на разновидности [1].

Спортивная ходьба – на 20 (мужчины и женщины) и 50 км (мужчины).

Бег – на короткие (100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м), длинные (5000 и 10000 м) и сверхдлинные дистанции (марафонский бег – 42 км 195 м), эстафетный бег (4х100 и 4х400), бег с барьерами (100 м – женщины, 110 м – мужчины, 400 м – мужчины и женщины) и бег с препятствиями (1000 м и 3000 м).

Прыжки подразделяются на вертикальные ( прыжок в высоту и прыжок с шестом) и горизонтильные ( прыжок в длину и тройной прыжок)

Метания – толкание ядра, метание копья, метание диска и метание молота.

Многоборья – десятиборье (мужской вид) и семиборье (женский вид), которые проводятся в течении двух дней подряд в следующем порядке. Десятиборье – первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в длину, толкание ядра, прыжлок в высоту и бег 400 м; второй день: бег 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья и бег 1500 м. Семиборье – первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м; второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800м.

Кроме перечисленных олимпийских видов соревнования по бегу и ходьбе проводятся на других дистанциях, по пересеченной местности, в легкоатлетическом манеже; ы метаниях для юношей используются облегченные снаряды; многоборье проводят по пяти и семи видам (мужчины) и пяти (женщины).

Спортивная ходьба – это циклическое локомоторное движение умеренной интенсивности, которое состоит из чередования шагов, при котором спортсмен должен постоянно осуществлять контакт с землей и при этом вынесенная вперед нога должна быть полностью выпрямлена с момента касания земли и до момента вертикали. Во время ходьбы в работу вовлекаются почти все мышцы тела, благодаря чему обмен веществ в организме повышается, а деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и организма в целом усиливается. Спортивная ходьба способствует развитию выносливости, воспитывает трудолюбие и упорство.  Скорость спортивной ходьбы более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке стадиона и вне стадиона.

Бег – занимает центральное место в легкой атлетике. Это обусловлено разнообразием форм спортивного бега и тем, что бег входит составной частью в другие виды легкоатлетических упражнений. Только в беговых олимпийских видах разыгрывалось 25 комплектов медалей. С помощью бега развиваются и совершенствуются необходимые для человека физические качества: быстрота, выносливость, сила, ловкость; воспитывается трудолюбие, смелость, сила воли. Во время бега в работу включаются почти все мышечные группы тела, значительно усиливается деятельность сердечно-сосудистой дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ. Бег как средство тренировки – универсален, так как, изменяя длину дистанции или скорость бега, модно легко дозировать нагрузку, влиять на развитие скорости, скоростной или специальной выносливости, развивать общую выносливость. Бег является прекрасным и доступным средством оздоровления населения.

Прыжки – это ациклические упражнения скоростно-силового характера. Результаты в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Занятия прыжками способствуют развитию умения мгновенно концентрировать свои усилия, ориентироваться в пространстве, развивают у спортсмена силу, ловкость, быстроту, прыгучесть, смелость, трудолюбие и другие качества, жизненно необходимые человеку.

Метания – это ациклические упражнения скоростно-силового характера. Все метания в легкой атлетике выполняются на дальность. Метания, как и прыжки, требуют кратковременных, но максимальных мышечных напряжений. Во время метаний происходит энергичная и согласованная работа мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук, при этом движения метателя производятся по значительной амплитуде и максимально быстро. Занятия метаниями способствуют развитию таких качеств, как сила и быстрота, координация движений, воспитывает трудолюбие и силу воли.

Многоборья – состоят из легкоатлетических упражнений – бега, прыжков и метаний. Мужчины выступают в десятиборье, а женщины в семиборье. Многоборье – один из самых трудных видов легкой атлетике. Многоборцам приходится за два дня выступать в роли бегуна, прыгуна и метателя. Десятиборье и семиборье являются отличным средством для достижения всесторонней физической подготовленности и гармоничного развития легкоатлета, способствуют развитию всех физических качеств. Результаты, показанные в каждом виде многоборья, оцениваются в очках по специальной таблице, оговариваемой положением о соревнованиях. Победитель многоборья определяется по максимальной сумме очков, набранных во всех видах.

1.3. Сила как физическое качество

В теории физического воспитания понятие "сила" выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, которые направлены на решение конкретной двигательной задачи. Исходя из этого, можно дать следующее определение понятию "сила".

Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, которые равняются массе тела человека; реакция опоры при взаимодействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощений предметов, спортивных снарядов; силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел; сопротивление партнера и т.п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее [15].

Одним из наиболее важных моментов, который определяет мышечную силу, является режим работы мышц. Существуют лишь две реакции мышц на раздражение - сокращение с уменьшением длины и изометрическое напряжение, при этом результаты оказываются различными, в зависимости от режима работы мышц. Во время выполнения спортивных, а также профессиональных действий и приемов человек способен поднимать, удерживать и опускать тяжелые грузы.

Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются и укорачиваются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической). Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического [10].

Задачи развития силовых способностей:

Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному (Н.И. Аринчин, 1980).

Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии [12].

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

Методы развития силы

По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - менее 1/3 всех мышц.

Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами:

· видом и характером упражнения;

· величиной отягощения или сопротивления;

· количеством повторения упражнений;

· скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений;

· темпом выполнения упражнения;

· характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами.

Разновидности силовых качеств:

Максимальная изометрическая (статическая сила) – показатель силы, проявляемой при удержании в течении определенного времени предельных отягощений.

Медленная динамическая (жимовая сила) – проявляется во время перемещения предметов большой массы, когда скорость перемещения практически не имеет значения.

Скоростная динамическая сила – характеризуется способностью человека к перемещениям в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального.

Взрывная сила – способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время.

Преимущества развития взрывной силы:

  •    Ускорение реакции вовлечения в работу моторных единиц.
  •    Ускорение общей реакции.
  •    Улучшение внутримышечной координации.
  •    Улучшение упругости мышц и соединительной ткани.
  •    Активация мышечных волокон II типа

К средствам развития взрывной силы относятся многообразные упражнения с отягощением, при выполнении которых в рабочих фазах движения проявляется максимальное ускорение. Например, прыжок вверх с места толчком двумя ногами со штангой на плечах (на результат), постепенно увеличивая вес, - в каждом прыжке ускорение при отскоке будет максимальным, хотя и различным. Взрывная сила в данном упражнении будет проявляться до тех пор, пока вес штанги позволит добиваться ускорения в рабочих фазах движения. При дальнейшем увеличении веса штанги, когда, несмотря на усилия спортсмена, ускорение будет равно почти нулю, упражнение станет относиться уже к группе собственно силовых.

 В группу упражнений взрывного характера могут входить упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания, толчок и рывок штанги), но и с циклической, при выполнении которых можно сохранить около предельную и субпредельную мощность (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке) [14].

Особенность применения методов аналитического и вариативного воздействия при развитии взрывной силы заключается в следующем. При аналитическом воздействии на развитие силового компонента необходимо преодолевать сопротивление больше соревновательного. Однако очень важно варьировать его величины — они должны быть не ниже 80 и не выше 100% того предельного веса, который позволяет сохранить специфическую структуру движения. То же самое необходимо делать при аналитическом воздействии на развитие скоростного компонента. Только в этом случае вес сопротивления может быть не больше 10% предельного, позволяющего сохранять и внешнюю, и внутреннюю структуру движения [11].

   Упражнения на развитие взрывной силы (мощности и скорости) могут улучшить физическую работоспособность и снизить риск травмы спортсмена во время занятий, требующих больших выбросов энергии с быстрым ускорением [13].

1.4. Легкоатлетические прыжки как средство развития взрывной силы

Прыжок – естественный способ преодоления препятствий, характеризующихся кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. Благодаря легкоатлетическими прыжками, мы учимся концентрировать усилия, развивать силу, быстроту, ловкость, смелость, совершенствуем умение владеть своим телом [9].

При выполнении каждого из прыжков действия спортсмена представляют единую организованную цепочку движений – систему движений. Она наиболее проста в прыжке с места и сложнее – при выполнении прыжка с разбега. Во всех видах легкоатлетических прыжков эти цепочки представляют взаимосвязанные движения, а их реализация возможна при наличии четкой организации процесса обучения.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида:

- через вертикальное препятствие, где преследуется цель прыгнуть, как можно выше;

- через горизонтальное препятствие, где прыгун стремится прыгнуть, как можно дальше (табл.1) [3].

Легкоатлетические прыжки с успехом применяются для развития «взрывной» силы мышц ног (прыгучести).

Взрывная сила – это способность развивать максимально большую силу за наименьшее время (первые 0,2-0,3 сдвижения). Взрывная сила и техника определяют мощность мышц [4].

В группу двигательных действий с проявлением взрывной силы входят ударные, прыжковые и баллистические упражнения. В практике физического воспитания чаще встречаются две последние формы упражнений.

Отличительной чертой упражнений на развитие взрывной силы является динамический преодолевающий режим работы с максимальной степенью напряжения в минимальный промежуток времени. Данный режим используется в одиночных двигательных действиях (прыжок в длину с места, запрыгивание на тумбу). В некоторых формах двигательной активности (прыжки, «отжимание» с хлопками) преодолевающему режиму работы (при отталкивание) предшествует уступающий (при приземление).  В данном случае мышца перед сокращением растягивается на оптимальную амплитуду вовлекая в работу максимально возможное количество мышечных единиц и обеспечивая наибольшую мощность физической активности. Такой режим работы в практике физической тренировки называется плиометрическим. Он используется в “силовом” беге и многократных прыжках, то есть в циклических видах двигательной активности с силовой направленностью. В различных упражнениях, связанных с метанием, мышцы после максимальной пиковой нагрузки расслабляются и двигаются по инерции. Такой режим мышечной активности иногда называют баллистическим [8].

Принадлежность прыжковых и метательных упражнений к одному классу физической активности подтверждается высокими коэффициентами корреляции между результатами этих двигательных действий у студенческой молодежи при адекватно подобранной массе снаряда для метания [5].

Для развития «взрывной» силы и реактивной способности нервно-мышечного аппарата применяется весь арсенал средств силовой подготовки, как отдельно, так и в комплексе:

1) упражнения с отягощениями;

2) прыжковые упражнения;

3) упражнения с «ударным» режимом работы мышц;

4) изометрические упражнения.

В упражнениях с отягощениями в основном используется метод повторных усилий. Вместе с тем, возможно применение и метода максимальных усилий, когда в условиях профессионально-прикладной или спортивной деятельности приходится преодолевать значительные внешние сопротивления. Важно только соблюдать правило - максимально расслаблять мышцы перед выполнением «взрывного» усилия [6].

Прыжковые упражнения с успехом применяются для развития «взрывной» силы мышц ног (прыгучести) и выполняются с однократными или многократными отталкиваниями с максимальными усилиями.

Выводы по первой главе

Легкая атлетика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды. Легкую атлетику принято называть королевой спорта, потому что она является одним из самых массовых видов спорта и в её дисциплинах всегда разыгрывалось наибольшее количество медалей на Олимпийских играх.

Традиционно виды спорта, входящие в легкую атлетику, подразделяют на пять больших подразделов: бег, ходьба, метательные дисциплины, прыжки, а также многоборья. Знакомство с базовыми видами легкой атлетики начинается у человека с раннего детства и продолжается в школе, где на уроках физической культуры детей учат бегу, прыжкам в длину, метанию спортивных снарядов.

Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, которые равняются массе тела человека; реакция опоры при взаимодействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощений предметов, спортивных снарядов; силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел; сопротивление партнера и т.п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее.

Прыжковые упражнения с успехом применяются для развития «взрывной» силы мышц ног (прыгучести) и выполняются с однократными или многократными отталкиваниями с максимальными усилиями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных источников информации, мы пришли к следующим выводам:

  1. Легкую атлетику не зря называют «королевой спорта», ведь именно она является основой основ большинства олимпийских дисциплин. Высочайшая популярность этого вида спорта заключается в его доступности и естественности. Для занятия легкой атлетикой не влияет ваше место нахождения. На начальном этапе тренировок не требуется никакой дорогостоящей экипировки и оборудования, необходимо лишь желание упорно работать над достижением своей цели.
  2. Легкая атлетика – способствует общему гармоническому развитию всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека.
  3. Легкоатлетические прыжки способствуют развитию взрывной силы.

        


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Легкая атлетика: учебник / М.Е. Корбинский [ и др.]; под общ. Ред. М.Е. Корбинского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. –Мн.: Тесей, 2005. – 336 с.
  2. Селиверстова, Н.Н. Практикум по легкой атлетике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физкультурной направленности, 2012. – 176 с.
  3. Легкоатлетические прыжки в школе: учебное пособие: - 2-е изд. – Екатеринбург, Урал. Гос. Пед. Ун-т, 2016. – 62 с.
  4. http://sportwiki.to/Взрывная_сила (дата обращения 01.05.2020)
  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт,-1970. -250 с.
  2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учеб. М.: Советский спорт. 2003. 464 с.
  3. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика Физического воспитания и спорта, М.: Академия, 2004. 247 с.
  4. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/ Б.А. Ашмарин., Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина, - М.: Просвещение, 1990.-287 с.
  5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт., 1970.-250 с.
  6. Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. - М.: Знание, 1991. - 64 с  
  7. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки по физиологии движений. М.: Физической культуры и спорта, 1989. 206 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 – Классификация легкоатлетических прыжков

Вид

Разновидность

Способы

Прыжки через горизонтальное препятствие

В длину

Тройной прыжок

- «согнув ноги»;

- «прогнувшись»;

- «ножницы»;

- «общепринятый».

Прыжки через вертикальное препятствие

В высоту

С шестом

- «перешагивание»;

- «волна»;

- «перекат»;

- «перекидной»;

- «фосбери-флоп»;

- «общепринятый».