Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы).
опыты и эксперименты по физкультуре (7 класс)

Здоровьесберегающие  технологии  в   школе  на  уроках  и  внеурочной  деятельности (опыт  работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии  в   школе  на  уроках  и  внеурочной  деятельности (опыт  работы).

Охрана  здоровья  детей  является  приоритетным  направлением  деятельности  современного  общества. Данное  положение  точно  определяет  высказывание: «Здоровье -  всё, но  всё  без  здоровья  ничто».                                                                                                                       Факторами,обуславливающими  формирование  здоровья и/или  нездоровья, являются  окружающая  среда (природная, социальная, культурная), генотип  человека, внутренний   мир  человека.  Актуальность  темы  здоровья  и  здорового  образа  жизни  подтверждают  статистические  показатели: по  данным  Минздрава  в  настоящий  момент физиологически  зрелыми  рождаются  не  более  14 % детей, 25-35 % детей, пришедших  в  первый  класс школы, имеют  физические  недостатки, только 5 % выпускников  образовательных  учреждений   являются  здоровыми,80 %  детей  больны  хронически, 70 % страдают  нервно-психическими  расстройствами, ежегодно 300 тысяч  юношей  (35%) комиссованы  военкоматом. Специалисты  ЮНЕСКО  и  ВОЗ, исследовавшие  проблему  жизнеспособности  государств, оценивали  их  по 5-ти бальной  системе. Жизнеспособность  России  была  оценена  в  1,4 балла.  Эта  страшная  статистика, к  сожалению, доказывает, что  образовательные  учреждения  не  добавляют  здоровья  нашим  детям, а  потому  первостепенной  задачей  каждого  образовательного  учреждения  должно стать  складывание  эффективной, целенаправленной  работы  в  области  здоровьесбережения, активное  внедрение  здоровьесберегающих  технологий  в  образовательный  процесс.                                                                                                            Центральным  положением, определяющим   работу  МБОУ  «Куракинская  СОШ», является  следующее: здоровье  есть  критерий  образования.Конечно  же, деятельность  школы  не  подменяет  деятельность  медицинской  службы,  а  работает  в  той  части, где  возможно  эффективно  не  только  выявлять  или  предупреждать  отклонения  в  здоровье, но  и   развивать  здоровье  адекватно  возможностям  каждого  ребенка.                        В  нашей  школе  используется  следующее  понимание термина   «здоровьесберегающая  технология» -  система  мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье, а  потому  цель  школы - подготовка детей к жизни  рассматривается  с  позиций  здоровьесберегающей  педагогики. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, это возможно с применением технологий здоровьесберегающей педагогики - совокупности приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.В  Куракинской  средней  школе   рассматриваются  2  группы  причин  ухудшения  здоровья:- объективные  (не педагогического  характера, связанные, в  основном,  с  экономическими  факторами: недостаточный  температурный  режим, недофинансирование на организацию  горячего  питания и  т.д.)- субъективные (связанные  с  неправильными  действиями  педагогов  или  их  бездействием  в  отношении  сохранения  здоровья  ребенка  в  процессе  образования).  В  связи  с  этим  в   школе  поставлена  задача: каждый  педагог  в  рамках  своих  должностных  обязанностей  должен  заниматься  здоровьесбережением, чтобы  минимализировать  влияние  субъективных  факторов. В  нашей  школе  разработан  план  мероприятий   по  реализации  требований   в  части  охраны  здоровья  обучающихся, воспитанников, в  котором  соблюдаются  следующие  аспекты:                                                                - целостность  системы  формирования  культуры  здорового  и  безопасного  образа  жизни  обучающихся, воспитанников, - соответствие  инфраструктуры  школы  условиям  здоровьесбережения,     - рациональная  организация  образовательного  процесса,                                                      - организация  физкультурно-оздоровительной  работы  с  учащимися  всех  групп  здоровья,                                                                                                                 - проведение  просветительской  и  методической   работы  с участниками  образовательного  процесса, направленной  на  формирование  ценности  здоровья  и  здорового  образа  жизни,  профилактики злоупотребления  ПАВ.Я  как  учитель  физической  культуры  огромное  внимание  в  своей  деятельности  уделяю  не  только  методически  правильному  проведению  здоровьесберегающих  уроков  и  мероприятий, но  и  организации  физкультурно-оздоровительной  работы  с  учащимися  всех  групп  здоровья, а  также  просветительской  и  методической  работы  по  формированию  ценности  здорового  образа  жизни.  Получив  информацию  от  классного  руководителя   о  результатах  медицинского  осмотра  детей,   веду  четкий  контроль  учащихся  по  группам  здоровья, организуя  занятия  и  мероприятия  в  соответствии  с   медицинскими  показателями.  Однако  дети  подготовительной  группы  не  лишены  возможности  участия  в  спортивно-оздоровительных  мероприятиях, выполняя  облегченные  конкурсные  задания  двигательного  характера,  а  освобождённые  от  занятий  физической  культурой  учащиеся  с  удовольствием участвуют в  творческих  конкурсах  для  болельщиков, оказывают  помощь  в  судействе,  а  также   участвуют  в  конкурсах  стихотворений, рисунков, проектов по  формированию  здорового  образа  жизни. В  режим  школы  введена  утренняя  зарядка, проводимая  с  учащимися  всех  групп  здоровья, для  усиления  эмоционального  воздействия  используется  музыка. Здание  школы  располагает  большими  просторными  рекреациями, поэтому  на  большой  перемене  учащиеся  старших  классов  с  младшим  и  средним  звеном  организуют   подвижные  игры,  способствующие  эмоциональной  разгрузке  и  повышению  двигательной  активности.                                                                                             В  воспитательном  плане  школы  целый  раздел  посвящен  формированию  здорового  образа  жизни, включающий:- Дни  здоровья, спортивно-оздоровительные  мероприятия  «Весёлые  старты», «Вперед, мальчишки», «А  ну-ка, девочки!», спортивные праздники «Тропа  к  генералу», «Богатырские  потешки», спортивные  акции  «Я, ты, он, она – спортивная  семья»,  конкурсы  рисунков  «Здоровый  я- здоровая  страна», цикл  игр  по  валеологии, походы, олимпиады  по  физической  культуре, шахматно-шашечные  турниры, конкурсы  знатоков  истории  российского  спорта.  Таким  образом, в  нашей  школе  дети  всех  групп  здоровья  охвачены  физкультурно-оздоровительной  работой.                  Мною  разработаны  программы  внеурочной  деятельности  спортивно-оздоровительной  направленности  «Сила  и  грация» (гимнастическая  направленность),  «Крепыш» (силовая  направленность – гиревой  спорт), целью  которых  является  сохранение  здоровья  обучающихся  и  их  физическое  совершенство.Важно  не  только  рационально  организовывать  физкультурно-оздоровительную  деятельность  в  школе, но  и  проводить  просветительскую  и  методическую  работу  по здоровьесбережению.             С  коллективом  школы  провожу  работу  по  изучению  нормативно-правовой  базы, методической  литературы  в  области  формирования  навыков  на  ЗОЖ,   «Концепции  профилактики  злоупотребления  психоактивными  веществами  в  образовательной  среде», утвержденной  Приказом  №619  от  28.02.2000 г. В целях просвещения используется  и  другая  литература  воспитательного  характера, но она должна  быть  строго регламентирована  по  возрастам.  В  рамкахпросветительско- воспитательной  работы, направленной  на  формирование  ценности  здоровья  и  навыка  ЗОЖ, в  школе  применяю  различные  формы: лекции, беседы, консультации, диспуты – в старших классах. При использовании   наглядности: конкурсы  стенгазет, плакатов  на  тему по  формированию  здорового  образа  жизни   стараюсь   уводить детей    от  профилактики   с  отрицательной  мотивацией ( негативные  изображения  крови, смерти  и  т.п), на  положительную  мотивацию (устремления  в  жизнь). Такую  установку  получают  учащиеся  и   классные  руководители  перед  проведением  подобных  мероприятий. Родители -  особая  и  трудная категория,  но тема  здоровья  для  них - единственная, которая  конкурирует  с  темой  обучения  детей, поэтому  обязательно  обозначаю  поднимаемую  проблему  в  ходе  общешкольных  родительских  собраний, по различным вопросам здоровья и  развития ребёнка, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Стараюсь  организовать  совместную работу педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.                                  Осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка - это те задачи, которые успешно решаемы в нашей школе  при правильной организации здоровьесберегающих технологий.В заключении, хотелось  бы  отметить, что  в  современном  мире  проблема  ухудшающегося  здоровья  подрастающего  поколения, очевидна. Здоровье  детей  не  может  быть  ведомственной  проблемой  только  Министерства  здравоохранения, всем  образовательным  учреждениям  необходимо активно  включиться  в  процесс  здоровьесбережения, организуя  щадящую  организацию  образовательного  процесса. Содержание  и  формы  организации  учебной  деятельности  сами  по  себе  оказывают  серьезнейшее  влияние  на  состояние  здоровья. Педагогические  работники  должны выбирать  методические  принципы  преподавания, исходя  из  требований  здоровьесбережения.