Программа "Здоровье"
рабочая программа по физкультуре

Гудкова, Наталья, Васильевна

Цель данной программы по внеурочной деятельностью является : обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zdorove_2021-2022_uch.god_.docx506.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

- Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

- Приказ№1214 03.06.2016 Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от

 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования на территории Ханты -Мансийского автономного округа - Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждён приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015г., регистрационный номер 35847);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 08 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность  по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- Программа воспитания КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Календарного учебного графика КОУ «Урайская школа для обучающихся с ОВЗ»

Цель: обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве.

Задачи:

1) Коррекционно - образовательные:

- сформировать у младших школьников начальное представление о подвижных играх;

- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных игр;

- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях

2) Коррекционно – развивающие и оздоровительно – профилактические:

Укрепление здоровья и физических качеств учащихся:

- совершенствование двигательных навыков и воспитание культуры движения;

- формирование правильной осанки, гибкости,

- совершенствование выразительности и координации движений;

- совершенствование умения ориентироваться в пространстве;

- улучшение функционального состояния систем организма.

- совершенствование эмоциональной сферы ребенка;

- развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы организма;

-гармонизация межполушарного взаимодействия.

3) Задачи воспитания:

Формирование нравственно – коммуникативных качеств учащихся:

- развитие умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы; развитие у детей способностей к действиям;

-воспитание воли, выдержки, дисциплинированности;

- совершенствование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения со сверстниками и взрослыми.

- развить лидерство, инициативу, чувство творчества, взаимопомощи и трудолюбия;

- обеспечить досуг ребёнка, создать фундамент для более серьёзного увлечения.  

 Решению данных задач в комплексе способствуют полноценному развитию двигательных и творческих способностей школьников.  

Коррекционные возможности занятий.

Цель коррекционной работы состоит в целенаправленной эмоциональной игровой нагрузке, которая  оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

Коррекционные задачи заключаются в следующем:

1.Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.

2.Активизация защитных сил организма ребёнка.

3.Повышение физиологической активности органов и систем организма.

4.Укрепление и развитие сердечно - сосудистой и дыхательной системы.

5.Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).

6.Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

7.Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

8.Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

9. Развитие межполушарных связей посредством кинезиологических упражнений.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к

сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к

мнению членов коллектива;

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-осознание значимости подвижных игр для досуга.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование

следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при  подборе движений

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и

активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

В результате учащиеся научатся

-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

-избавляться от негативных эмоций, повышенной тревожности с помощью подвижных игр;

-раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми в процессе подвижных игр;

-самостоятельно предлагать и вносить в игры новые правила, различные варианты игр;

-проявлять инициативу и принимать решения;

-выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

- играть в подвижные и спортивные игры;

- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 

- выполнять строевые упражнения;

- соблюдать правила игры.

Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения программы.

Критерии определения оценки достижения программы:

  1. Личные достижения учащихся
  2. Спортивные соревнования
  3. Мотивацию к образовательной деятельности.
  4. Отношения в коллективе.
  5. Уровень физической активности.

Формы подведения итогов это:

- эстафеты, старты;

- развлечения и досуги;

-спортивные соревнования.

Описание места предмета внеурочной деятельности в учебном плане

Кружок  «Здоровье» физкультурно-оздоровительной направленности, реализуется в рамках дополнительного образования.

Рассчитан на один год обучения:

1 класс – 1 час в неделю, 33 часа в год;

2-4 класс-1 час в неделю, 34 часа вгод.

Продолжительность занятий  40 минут.

2. Содержание тем предмета внеурочной деятельности.

Тема раздела

Виды деятельности обучающихся

Подвижные игры

 Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами осуществляют намеченную цель (ролевые). Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими ребятами-вожаками.(простые некомандные подвижные игры,командные подвижные игры,более сложные, переходные к командным подвижные игры, в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре)

Русские народные игры

Подвижные, познавательные, ролевые, обрядовые.

Общеразвивающие упражнения

Практические занятия: комплекс упражнений, направленный на тренировку костного и суставно- мышечного аппарата, для профилактики различных деформаций позвоночника, для укрепления его связочного аппарата, упражнения для развития точности реакции. Релаксация.

Эстафеты

Беговая, встречная, круговая, с преодолением препятствий.

Кинезиологические упражнения

Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори».

Учебно- тематическое планирование.

№  

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практическая работа

1.

Общеразвивающие упражнения

каждое занятие

2.

Подвижные игры

5

каждое

занятие

14

3.

Народные подвижные игры

3

каждое

занятие

10

4.

Кинезиологические упражнения

10

каждое

занятие

6

5.

Эстафеты

8

4

Всего:

34

30

Описание материально-технического обеспечения.

1.Технические средства: музыкальный центр, интернет, ноутбук.

2.Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи.

3.Учебно - практическое оборудование: стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, мячи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, мат, рулетка, мягкие модули,кегли, игра «городки», «бочча».

Методическое обеспечение программы.

1.Балабанова В. В. Биология, экология, здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие / В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003. – 152 с.

2.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья [Текст]: метод. пособие / Н. И. Дереклеева - М.: Вако, 2004. – 198 с.

3.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: метод. пособие / В. И. Ковалько - М.: Вако, 2004. – 295 с.

4.Обухова Л. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья [Текст]: метод. пособие / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина - М.: Вако, 2005. – 208 с.

5.Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методическое пособие// Под ред. Э. М. Казина. – Кемерово, 2006. – 91 с.

6.Симкина П. Л. Азбука здоровья. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности [Текст]: метод. пособие / П. Л. Симкина - М.: Амрита-Русь, 2006. – 103 с.

7.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе [Текст]: метод. пособие / Н. К. Смирнов - М.: Просвещение, 2005. – 275 с.

8.Соловьёва Т. А. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде [Текст]: метод. пособие / Т. А. Соловьёва, Е. И. Рогалева - М.: Вако, 2008. – 365 с.

9.Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст]: метод. пособие / О. А. Степанова - М.: 2003. – 184 с.

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование

на 2021 - 2022 учебный год.

№ урока

Раздел программы/тема занятия

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I четверть.

1

Подвижные игры

1

Правила по технике безопасности. Комплекс ОРУ в движении, с мячами, с гимнастическими палками, в разных исходных положениях. Подвижные игры  «Медведи и пчёлы», «У медведя во бору», «Репка», «Карикатура», «Колечко», «Рыбак и рыбки» «Укротитель диких зверей».

Народные игры «Курочки и петушки», «Горелки», «Утка-Гусь»

Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори».

Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками)

      2-3

Кинезиологические упражнения

        2

4

Народные игры

1

5

Подвижные игры

1

6

Народные игры

1

7

Подвижные игры

1

8

Эстафеты

1

Проведено за I четверть: 8 ч.

II четверть.

9-10

Подвижные игры

2

Правила по технике безопасности.

Подвижные игры с мячом.

Народные игры «Ловишка», «Жмурки», «Колечко», «Двойные горелки».

Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками).

11

Народные игры

1

     12

Кинезиологические упражнения

1

13-14

Народные игры

2

15

Эстафеты

1

Проведено за II четверть: 7 ч.

Проведено за I полугодие:  15ч.

III четверть

16

Народные игры

1

Правила по технике безопасности.

Подвижные игры с мячом., «Бочча».

Народные игры «Ловишка», «Жмурки», «Колечко», «Двойные горелки».

Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками).

17

Кинезиологические упражнения

1

18-19

Подвижные игры

2

20

Кинезиологические упражнения

1

21-22

Народные игры

2

23-24

Подвижные игры

2

25

Эстафеты

1

Проведено за III четверть: 10 ч.

IV четверть

26

Подвижные игры

1

Правила по технике безопасности.

Подвижные игры  «Бочча», «Земля, вода, небо», «Боулинг», «Падающая палка».

Народные игры «Городки», «Жмурки», «Испорченный телефон», «Капканы».

Упражнения для развития межполушарных связей: колечко, капитан, лезгинка, ладошки, пальчики, голова-живот и др, рисование двумя руками, таблица Шульте, «посмотри и повтори». Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками).

27-28

Народные игры

2

29

Кинезиологические упражнения

1

30-33

Подвижные игры

4

34

Эстафеты

1

Проведено за IV четверть: 9ч.

Проведено за II полугодие:19ч.

Итого за год: 34 ч.