ПК 3.4
методическая разработка

Фефелова Елена Алексеевна

Участвовать в исследовательской и проективной деятельности в области физического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Курсовая работа249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Фефелова Елена Алексеевна

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ  

У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ФЛОРБОЛА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 49.02.01

защите

Физическая культура

«_____» февраля 2021 г.

Курс: 3, группа: 39

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Сибиркина Н. В.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.01 Методика

обучения предмета «Физическая культура»

Курсовая работа защищена

высшей квалификационной категории

с оценкой___________________

«_____» февраля 2021 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФЛОРБОЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ

1.1 Ловкость как физическое качество

5

1.2 Требования к форме и снаряжению игры во флорбол      

10

1.3 Правила игры во флорбол и ее особенности                    

12

Выводы по 1 главе

15

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОВКОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФЛОРБОЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ 

2.1 Методика развития ловкости у обучающихся 12-13 лет            

17

2.2 Флорбол на уроках физической культуры          

27

2.3 Методика обучения командной игры флорбол

30

2.4 Практические аспекты выявления уровня развития ловкости

35

Выводы по 2 главе

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее время в мире появляется очень много новых видов спорта. Флорбол  - это командный вид спорта, один из видов хоккея, который, также как и традиционный хоккей, прекрасно поддерживает боевой дух и хорошую физическую форму игроков, но при этом флорбол не является столь травматичным.

По сути – это хоккей с мячом в зале. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой. Развитие специфической флорболисту ловкости, игрокам команды следует уделять больше внимания в учебно-тренировочном процессе.

Флорбол – один из тех видов спорта, который требует координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Известно, что число двигательных локомоций у флорболистов велико. Речь идет о сложных структурах и их творческих комбинациях с исключительно большой вариативностью.

Этим объясняется необходимость развития ловкости, в более юном возрасте, как одному из важнейших аспектов физической подготовки. В результате анализа отечественной и зарубежной научно-методической литературы по флорболу по проблеме исследования следует, что работа по развитию ловкости посредством флорбола необходима на уроках физической культуре, но для этого необходимо найти средство, которое позволили бы учителю полноценно реализовать данный процесс.

Исходя из актуальности проблемы, нами была сформирована тема исследования: «Методика развития ловкости у обучающихся 12-13 лет посредством флорбола».

Тема исследования: «Методика развития ловкости у обучающихся 12-13 лет посредством флорбола».

Цель исследования: на основе анализа научной и методической литературы изучить методику развития ловкости и методику обучения флорбол у обучающихся 12-13 лет.

Объект исследования: развитие ловкости у обучающихся 12-13 лет на уроках физической культуры

Предмет исследования: флорбол как средство развития ловкости у обучающихся 12-13 лет на уроках физической культуры

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать ловкость как физическое качество

2. Рассмотреть методику развития ловкости и методику обучения флорбола.

3. Изучить правила игры «Флорбол» и ее задачи

4. Изучить контрольные тесты для выяснения уровня ловкости у обучающихся 12-13 лет.

5. Составить примерную программу по развитию ловкости посредствам игры «Флорбол»

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФЛОРБОЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ

  1. Ловкость как физическое качество

Ловкость – физическое качество, определяемое способностью человека выполнять сложные двигательные действия точно, быстро, в том числе в изменяющихся условиях [8].

Ловкость – наиболее тренируемое качество. Понятие ловкость включает в структуру способность быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения, эффективно действовать в необычных условиях, создавать новые двигательные акты [2].

Условия, способствующие развитию ловкости у детей:

 - созревание высших отделов мозга, особенно третичных полей коры больших полушарий;

- совершенствование центральной регуляции моторных функций – это налаживание регуляции мышц-антагонистов, межмышечной координации;

- улучшение функций скелетных мышц более быстрое развертывание механических реакций при возбуждении мышечных волокон.

Координационные способности у детей младшего школьного возраста начинают активно развиваться с 7 лет.

С развитием координационных способностей:

- возрастает обучаемость детей;

- ускоряется формирование двигательных навыков;

- улучшаются процессы программирования и предпрограммирования;

- увеличивается способность внесения коррекций в моторные программы;

- повышается способность выделять из внешних сигналов наиболее информативные;

- усиливает речевую регуляцию движений.

 Ловкость различают «телесную» и «предметную», а ее развитие протекает гетерохронно, к 14-15 годам она значительно улучшается.

Бурное развитие ловкости происходит с 7-10 до 13-15 лет [12].

Ловкость является сложным интегральным качеством, объединяющим силу, быстроту, выносливость и гибкость. Ловкость имеет большое значение в жизни человека. С каждым годом в связи с расширением сфер трудовой и спортивной деятельности, наличием в окружающей среде факторов риска по причинам интенсификации и технизации производства, появлением новых видов спорта, усложнением спортивной техники цена ловкости в процессе адаптации человека возрастает.

Ловкость характеризуется точностью, быстротой движений и способностью быстро и правильно решать внезапно возникшую двигательную задачу (в играх, единоборствах). Основными измерителями ловкости являются пространство и время. Двигательные акты в быту и спорте условно разделяются на относительно стереотипные и нестереотипные. К первым относится бег, метания, прыжки и др., ко вторым - движения в спортивных играх, единоборствах, кроссе по пересеченной местности [11].

В стереотипных движениях ловкость характеризуется временем обучения их выполнять. Человека, способного «с ходу» выполнять новые для него движения, считают ловким. В нестереотипных движениях также многое зависит от времени между сигналом к действию и началом его выполнения.

Условно различают три ступени ловкости:

Первая характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, измеряется мерами пространства. Скорость выполнения движения на этой ступени не имеет значения.

Первая ступень выявляется при выполнении стандартного пространственного точного движения, независимо от времени реализации.

Вторая ступень ловкости характеризуется пространственной точностью и координацией при максимальной быстроте движений, т.е. пространственные измерения ловкости сочетаются с временными.

Третья ступень ловкости (высшая) проявляется в переменных условиях. Спортсмен, обладающий высшей ступенью ловкости, безошибочно, точно, быстро совершает отдельные движения и выбирает из имеющихся у него в арсенале моторных навыков тот, который детерминирован ситуацией. Параметр изменчивости условий, в которых производится движение, является основным [13].

Во многих, особенно в ситуационных, видах спорта переплетаются все ступени ловкости. Обладая высшей ступенью ловкости, спортсмен максимально быстро извлекает из готового багажа движений те, которые соответствуют данному моменту. Каждая высокая ступень ловкости включает более низкие ступени и тренируется на базе последних.

Ловкость в большой мере зависит от деятельности сенсорных систем, чем совершенней способность человека к точному анализу движений, тем выше его способности к обучению моторным навыкам.

Основным методом развития ловкости является обучение разнообразным двигательным навыкам упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре, а также упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями [2].

Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей. Развитие ловкости представляет собой «комплекс комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности

2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

- разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания.

- варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

- регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

- определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий. Главное для развития ловкости - разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.

Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем в основном при выполнении упражнений с мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям. Жонглирование с постоянным ростом трудности заданий, выполнение технических действий после кувырков и другим сбивающих факторов и прочее. В методической литературе отчётливо просматриваются основные пути развития координации: накопление разнообразных двигательных навыков, умение и совершенствование способности, перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Подчёркивается важность развития способности восприятия собственных движений в пространстве и во времени. По данным исследованием для развития ловкости целесообразно применять упражнения, которые содержат элементы новизны. Ловкость - это способность двигательно выйти из любого положения:

1 правильно (адекватно).

2 быстро (скоро).

3 рационально (целесообразно).

4 находчиво (изворотливо).

Ловкость -  упражняемое качество. Двигательная ловкость тесно связана с работой полушарий головного мозга. Эти отделы мозга способны вбирать в себя личный, текущий жизненный опыт. Самые высшие формы переключаемости, которые не требуют повторений, совершаются быстро и уверенно с одного раза, как раз связанны с деятельностью мозга.

Ловкость - очень сложная, комплексная деятельность. Для её проявлений требуется совместная работа двух уровней построения. Каждый из уровней включает в себя чувствительные и двигательные мозговые устройства. А телесная и ручная ловкость опираются на различные системы мозга. У каждого человека с полноценным, нормальным мозгом есть все необходимые предпосылки для обнаружения природной ловкости. То есть двигательная ловкость, как и все вообще сложные, комплексные виды деятельности мозга, неоспоримо относятся к числу качеств, доступных развитию. Среди людей встречаются различные профили или типы. Одним из них удаётся развить телесную ловкость, другим ручную ловкость. Ловкость накапливается с двигательным опытом каждый новый, хорошо. освоенный двигательный навык повышает уровень ловкости. Степени ловкости человека обнаруживаются в том, как ведут себя движения в столкновении с внешним миром, с его внезапностями и неожиданностями. Каждое движение, которое хочет обогатить фонды нашей ловкости, должно что-то делать. Какая культура движений, которыми ничего не достигается не повысит ловкости.

Применительно к телесной ловкости помогут движения, приводящие к определённому результату преодолевающее какую- то трудность или препятствие из внешнего мира. Действия, повышающую ручную, или предметную, ловкость- это всегда какие-нибудь умения. Ловко можно действовать в любой спортивной игре: в каждом виде борьбы с противником: ловко можно осуществлять трудовой навык. В каждом двигательном навыке правильность движения лучше всего развивать с первых шагов. Именно в это время закладывается основа двигательного состава навыка. Именно здесь подбираются наиболее подходящие качества сенсорных коррекций. Именно в это время сознательное внимание может ещё вмешиваться в те подробности движения, которые потом ускользнут в область автоматизмов. Не только в начале, но и в конце работы над двигательным навыком и тогда уже, когда в нем достигнута полная «форма», нужно при выполнении движения сосредотачивают все свое внимание и всю волю на качестве результатов. Нужно думать и помнить о сути задачи, которую предстоит решить, как можно дальше пригнуть, как можно вернее отразить не желаемому направлению теннисный мяч. В движениях нужно сосредотачивать мысли и волю. Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшают ее.

Обогащение человека новыми двигательными актами - необходимое условие для адекватной адаптации человека к трудовой и спортивной деятельности. При перерыве в обучении в течение длительного времени способность к формированию новых моторных актов снижается [10].

1.2. Требования к форме и снаряжению игры флорбол

Инвентарь для флорбола определен правилами игры. При проведении состязаний все характеристики экипировки обязаны в точности соблюдаться: проверка инвентаря проводится и до, и во время матча. Все несоответствия, установленные во время турнира, влекут наложение штрафа на команду.

«Рукоятка». Начинать обучаться флорболу легко, так как эта игра не требует большого оснащения. Все, что для этого необходимо - это клюшка, мяч и, естественно, подходящая спортивная одежда и обувь. При выборе клюшки необходимо учитывать следующее: жесткость и длину рукоятки, а также материал и форму крюка [4].

Рукоятки клюшек обычно выполняются из стеклопластика, углепластика или углеродного волокна. Изготовленные из таких материалов рукоятки делают клюшки очень легкими и долговечными. Как правило, вес составляет приблизительно 150-250 граммов. Начинающим рекомендуется использовать клюшки с более гибкими рукоятками (28-32 мм), так как это облегчает контроль движения мяча, в то время как более жесткая рукоятка дает возможность выполнения более мощных ударов.

Рукоятка имеет также сменную обмотку, которая позволяет лучше контролировать работу клюшки. Длина рукоятки является важной характеристикой при выборе клюшки, так как от нее напрямую зависит безопасность игры и приобретение профессиональных навыков. Выбор длины клюшки зависит от роста игрока, поэтому измерить ее можно, поставив клюшку вертикально перед собой.

Детям клюшка должна доходить до грудины, взрослым - до уровня пупка. Клюшку длиной от 80 до 100 см можно купить непосредственно в магазине. Однако если Вы хотите укоротить ее самостоятельно, обрезать необходимо с верхнего края. Для этого сначала необходимо снять обмотку на рукоятке клюшки и пробку, а затем отпилить лишнюю часть. Возможно, Вам понадобится фен для того, чтобы снять пробку, так как иногда она накрепко приклеивается к ручке [6].

«Крюк». Крюк разрешается менять, при этом не должно нарушаться качество его крепления к ручке. Допускается также обмотка не более, чем 10 см его видимой части.

Обычно крюки изготавливают их различных композитных пластмасс или композитного найлона. Некоторые производители включают в состав материала стеклопластик или углеродное волокно. Использование разнообразных материалов позволяет сделать крюк жестче или мягче. Мягкие крюки хороши для ведения мяча клюшкой, жесткие - для выполнения ударов. Цвет не оказывает влияния на характеристики крюка.

У разных производителей форма и размер крюка могут иметь существенные различия. Небольшое формование крюка помогает управлять мячом. Вы можете изменить форму крюка по своему желанию, соблюдая некоторые правила. Максимально допустимый загиб - 30 мм, не разрешается играть расплавленным или сломанным крюком. В магазине Вы обычно покупаете клюшку с прямым крюком.

Для того, чтобы согнуть его, Вам понадобится фен, полотенце или перчатка и немного холодной воды в ведре. Сначала необходимо разогреть крюк с обеих сторон. Он очень быстро становится мягким. Будьте осторожны, не прожгите его насквозь. Когда крюк станет достаточно мягким, можете сгибать его по своему желанию (для этого используйте перчатку или полотенце, так как крюк сильно нагревается). Затем для закрепления формы сразу опустите его в холодную воду.

1.3. Правила игры во флорбол и ее особенности

Общие положения для игры во флорбол:

1) Площадка для игры: 40 x 20 м, огражденная по периметру бортами высотой 50 см.

2) Ворота небольшие (1,6 на 1,15 метра).

3) Длина клюшек около метра (но не более чем 105 сантиметров). Вес одной клюшки - не более 350 граммов, а вес мяча диаметром 7,2 сантиметра не должен превышать 23 грамма.

4) В игре принимают участие 5 игроков и один вратарь.

5) Время игры: 3 или 2 периода по 15 - 20 минут, каждый период и после забитого мяча игра начинается в центре поля с розыгрыша спорного мяча.

6) Бить мяч разрешено только клюшкой.

7) Руками касаться мяча запрещено, однако разрешается применять ноги для остановки мяча.

8) Вратарь играет без клюшки, в пределах площадки у ворот может использовать любую часть тела.

9) Мяч, при выбросе его вратарем, перед тем как пересечь среднюю линию должен коснуться поля, игрока или бортика.

10) Замена игроков (в том числе вратаря) разрешается в любое время и в неограниченном количестве.

11) В каждом периоде тренер имеет право взять один 30-секундный перерыв. [3].

Начало игры и спорные ситуации.

1) Игра начинается (возобновляется) розыгрышем в центре поля, по свистку.

2) При возобновлении игры, при свободном или штрафном ударе соперники должны находиться не ближе 3 метров от мяча и не препятствовать продолжению игры.

3) При возникновении спорных ситуаций право свободного удара предоставляется игроку команды, который находился ближе к мячу в момент возникновения такой ситуации.

4) Свободный удар разыгрывается с ближайшего места на игровом поле, но не ближе 3,5 метров от ворот. Решение принимает Судья, указывая рукой направление развития игры (преимущество) [1].

Во флорболе выделяют следующие стандартные ситуации: розыгрыш спорного мяча, вводный удар, свободный удар и штрафной бросок.

Розыгрышем спорного мяча начинается матч и каждый из периодов. Также спорный мяч разыгрывается после забитых голов. Кроме этого розыгрыш спорного мяча назначается в ситуациях, когда игра была остановлена, но ни одна из команд не получила права для вводного удара. В случае начала периода или после забитого гола розыгрыш мяча производится в центральной точке. В остальных случаях  в ближайшем к месту остановке «кресте» (точке розыгрыша спорного мяча).

Вводный удар назначается в случае, если мяч покидает площадку. Вводный удар выполняется с точки, расположенной на расстоянии 1,5 метров от борта в месте выхода мяча за пределы площадки, но не за воображаемой линией ворот. Ввод мяча в игру производится исключительно клюшкой.

Свободный удар назначается в случае определённых нарушений правил. Свободный удар обычно назначается с точки, где произошло нарушение правил. Исключением является случай, когда нарушение произошло за воображаемой линией ворот или ближе. В этом случае свободный удар выполняется с ближайшей точки розыгрыша спорного мяча. Также мяч выносится на расстояние 3,5 метров от вратарской зоны, если нарушение произошло на расстоянии меньше, чем 3,5 метра от вратарской зоны.

Выполняющий свободный удар игрок не должен касаться мяча после удара до тех пор, пока его не коснётся какой-либо другой игрок.

Штрафной бросок назначается в случае, когда голевая ситуация прервана нарушением, ведущим в обычной ситуации к назначению свободного удара или удалению. Нарушение в штрафной площади не ведёт автоматически к назначению штрафного броска. Во время исполнения штрафного броска все игроки, за исключением исполняющего бросок и вратаря противника, должны находиться в своей зоне замен. Вратарь должен находиться на линии своих ворот. Штрафной бросок исполняется из центральной точки. Исполняющий его игрок может неограниченное число раз касаться мяча, но ему разрешается двигать мяч только в сторону атакуемых ворот. Как только мяча коснётся вратарь, исполняющему бросок игроку запрещается касаться мяча.

  1. Помимо свободных и штрафных ударов нарушение правил может быть, наказано удалением игрока.
  2. Удаления делятся на командные и персональные. Командные удаления могут быть на две или на пять минут, а персональные на 10 минут или до конца матча в зависимости от тяжести нарушения.
  3. В общем случае, штрафное время отбывается на специальной скамье штрафников тем игроком, который совершил нарушение правил, приведшее к удалению. Если во время 2-минутного удаления забивается гол в ворота наказанной команды, отсчёт штрафного времени прерывается, и удалённый игрок возвращается на поле. В отличие от 2-минутного удаления, если во время 5-минутного удаления забивается гол в ворота наказанной команды, отсчёт штрафного времени не прерывается, таким образом, удалённый игрок в любом случае отбывает штраф в полном объёме.

Персональный штраф может быть наложен только одновременно с командным и не должен начинать отмеряться раньше, чем закончится время командного удаления. Персональное удаление относится только к игроку и поэтому его место на площадке может быть занято другим игроком его команды Забитые во время отбывания игроком персонального удаления голы никак не влияют на время его возвращения на площадку. 10-минутный персональный штраф, сопровождающийся также 2-минутным командным удалением, может быть назначен за поведение, признанное судьями неспортивным. Игрок, допустивший особо грубое нарушение правил, может быть наказан матч -штрафом. В этом случае он должен незамедлительно уйти в раздевалку, и не имеет права принимать какое-либо дальнейшее участие в матче. Матч-штраф всегда сопровождается командным 5-минутным удалением, которое должен отбывать игрок, выбираемый капитаном наказанной команды.

Вывод по 1 главе

Спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи и формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения. Физическое развитие человека имеет огромное значение в жизни каждого, оно отражает многие физиологические процессы организма

Человек рождается с набором жизненно важных инстинктивных движений. В процессе его индивидуального и возрастного развития эти движения дополняются, комбинируются, таким образом, формируя двигательные качества. С точки зрения современных представлений, нет границ развития двигательных качеств, однако для каждого человека эти границы свои, определяемые его индивидуальными генотипическими особенностями. Физические качества человека делают его более подготовленным к различным физическим нагрузкам, а также уменьшают вероятность получения различных травм.

 Человек рождается с набором жизненно важных инстинктивных движений. В процессе его индивидуального и возрастного развития эти движения дополняются, комбинируются, таким образом, формируя двигательные качества. С точки зрения современных представлений, нет границ развития двигательных качеств, однако для каждого человека эти границы свои, определяемые его индивидуальными генотипическими особенностями. Физические качества человека делают его более подготовленным к различным физическим нагрузкам, а также уменьшают вероятность получения различных травм.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ ФЛОРБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Методика развития ловкости у обучающихся 12-13 лет

Подростковый период является значимым с точки зрения формирования ловкости. Поэтому учителю и тренеру необходимо продолжать целенаправленную работу в этом направлении и находить наиболее эффективные способы решения этой задачи.

Ловкость является основной базой для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям, она позволяет школьнику-подростку ориентироваться в обстановке, усваивать темп и ритм движений, управлять ими, перестраивать их согласно поставленным двигательным задачам.

Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития, которого определяется многими факторами. При ее развитии очень важно повышение координационных трудностей выполняемых упражнений, их точности и согласованности. Всему этому способствует игра флорбол [2].

Общая ловкость – это способность целесообразно выполнять любые новые двигательные задачи. Специальная ловкость - это способность координировать свои действия, использовать технический арсенал движений в соответствующих данному виду спорта ситуациях. Существует две разновидности специальной ловкости:

  1. Акробатическая ловкость, проявляющаяся в защите, во время игры, бросках.
  2. Прыжковая ловкость - навыки контроля своего тела в положении, где нет какой-либо опоры.

Проявление ловкости во многом зависит от всего многообразия сложных психических процессов, необходимых для выполнения плавных и чётких движений. Данное физическое качество немыслимо без слаженной работы слухового, зрительного и вестибулярного анализаторов и опорно-двигательного аппарата. Ловкость также во многом зависит от скоростно-силовых качеств человека и его выносливости.

Ловкость как физическое качество человека вполне можно развивать с помощью определённых упражнений. Для развития этого качества используют некоторые упражнения, предусматривающие выполнение движений с новыми, не выполнявшимися ранее элементами. Как пример упражнений на развитие ловкости можно рассматривать:

- тренировку точности воспроизведения различных движений всего тела и его отдельных частей;

- точность попадания каким-либо предметом в неподвижную или движущуюся цель;

- достижение динамического и статического равновесия;

- выбор наиболее оптимального варианта выполнения движения в быстро изменяющейся ситуации;

- выполнение физических упражнений с использованием различных исходных положений.

Отличным средством для развития ловкости являются такие спортивные игры, как флорбол.

Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного развития всех её составных частей:

- координационных способностей,

- перестроение и/или переключение движений,

- двигательная точность,

- умение различать темп и амплитуду движений,

- прогнозирование положения движущегося предмета в момент времени,

- дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров

 движения,

- чувства равновесия,

- статическое,

- динамическое,

- совершенствования вестибулярного аппарата,

- «ловкой» быстроты,

- частоты движений,

- зрительной реакции,

- переключение внимания,

- способность к изменению ритма,

- пространственное ориентирование,

- мышечное чувство,

- чувства времени и пространства.

А эффективность такого подхода к развитию ловкости, определяется правильной пропорцией развития перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки.

Важно вовремя применять такие специальные средства развития ловкости как акробатика и жонглирование мячом.

Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей. Развитие ловкости представляет собой «комплекс комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности

2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

- разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания.

- варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

- регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

- определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий. Главное для развития ловкости - разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.

Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем в основном при выполнении упражнений с мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям. Жонглирование с постоянным ростом трудности заданий, выполнение технических действий после кувырков и другим сбивающих факторов и прочее. В методической литературе отчётливо просматриваются основные пути развития координации: накопление разнообразных двигательных навыков, умение и совершенствование способности, перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Подчёркивается важность развития способности восприятия собственных движений в пространстве и во времени. По данным исследованием для развития ловкости целесообразно применять упражнения, которые содержат элементы новизны. Ловкость - это способность двигательно выйти из любого положения:

1 правильно (адекватно).

2 быстро (скоро).

3 рационально (целесообразно).

4 находчиво (изворотливо).

Ловкость -  упражняемое качество. Двигательная ловкость тесно связана с работой полушарий головного мозга. Эти отделы мозга способны вбирать в себя личный, текущий жизненный опыт. Самые высшие формы переключаемости, которые не требуют повторений, совершаются быстро и уверенно с одного раза, как раз связанны с деятельностью мозга.

Ловкость - очень сложная, комплексная деятельность. Для её проявлений требуется совместная работа двух уровней построения. Каждый из уровней включает в себя чувствительные и двигательные мозговые устройства. А телесная и ручная ловкость опираются на различные системы мозга. У каждого человека с полноценным, нормальным мозгом есть все необходимые предпосылки для обнаружения природной ловкости. То есть двигательная ловкость, как и все вообще сложные, комплексные виды деятельности мозга, неоспоримо относятся к числу качеств, доступных развитию. Среди людей встречаются различные профили или типы. Одним из них удаётся развить телесную ловкость, другим ручную ловкость. Ловкость накапливается с двигательным опытом каждый новый, хорошо. освоенный двигательный навык повышает уровень ловкости. Степени ловкости человека обнаруживаются в том, как ведут себя движения в столкновении с внешним миром, с его внезапностями и неожиданностями. Каждое движение, которое хочет обогатить фонды нашей ловкости, должно что-то делать. Какая культура движений, которыми ничего не достигается не повысит ловкости.

Применительно к телесной ловкости помогут движения, приводящие к определённому результату преодолевающее какую- то трудность или препятствие из внешнего мира. Действия, повышающую ручную, или предметную, ловкость- это всегда какие-нибудь умения. Ловко можно действовать в любой спортивной игре: в каждом виде борьбы с противником: ловко можно осуществлять трудовой навык. В каждом двигательном навыке правильность движения лучше всего развивать с первых шагов. Именно в это время закладывается основа двигательного состава навыка. Именно здесь подбираются наиболее подходящие качества сенсорных коррекций. Именно в это время сознательное внимание может ещё вмешиваться в те подробности движения, которые потом ускользнут в область автоматизмов. Не только в начале, но и в конце работы над двигательным навыком и тогда уже, когда в нем достигнута полная «форма», нужно при выполнении движения сосредотачивают все свое внимание и всю волю на качестве результатов. Нужно думать и помнить о сути задачи, которую предстоит решить, как можно дальше пригнуть, как можно вернее отразить не желаемому направлению теннисный мяч. В движениях нужно сосредотачивать мысли и волю. Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшают ее. Для воспитания ловкости очень важно развивать глазомер, тренировать в себе мышечно-суставную оценку размеров и состояний.\

Быстрота, как существенный признак ловкости, несколько отличается от остальных тем, что она не совеем независимый признак. Ее трудно отделить от свойства рациональности движений. Но все же из двух одинаково рациональных движений, конечно, более ловким будет то, которое будет выполнено быстрее. Умение предвидеть и предугадывать. Чем больше накопленный нами опыт,тем больше средств к тому, чтобы заранее почувствовать приближение того внешнего события, на которое нам нужно будет отозваться реакцией. Наше ответное движение начнется или абсолютно одновременно с тем, на которое оно собирается ответить. Или даже раньше его.

Для «быстроты результата», которое всего важнее для ловкости, немало важно и способность быстрым, проворным движениям. Значительную роль играет психологическая быстрота: быстрота находчивости реакции. Рациональность движений - необходимое условие для ловкости общегосвойства. Она неотделима от самих движений. В локомоторных движениях тем более в предметных двигательных навыках, можно бывает многое рационализировать в отношении их двигательного состава. Но главное, самое глубокое совершенствование движений в этом направлении происходит после автоматизации.

Педагогический опыт говорит о том, что если движение выполняется при тренировке тщательно и правильно если это сочетается с настойчивости работы по их шлифовки, то создаются наиболее благоприятные условия для повышения экономичности автоматизма. Находчивость- главное ядро двигательной ловкости.

Находчивость в движениях прямо зависит от накопленного нами опыта. Этот опыт прямо обуславливает развитие и даже инициативности. Совершенно правильно поступают те педагоги и тренеры, которые намеренно сталкивают обучающегося во второй половине его работы над навыком с самыми разнообразными отклонениями. Такого рода «упражнения с непредвиденностями» постепенно превращается для учащегося в «упражнения на предвидения» и все больше и крепче оснащают его по самому основному стержню все двигательные ловкости. И так, воспитание ловкости сводится к:

- овладению новыми движениями (запас двигательных навыков);

- повышению координационной сложности осваиваемых движений (точность, согласованность движений, реакция на изменение двигательной обстановки);

- умению последовательно, в соответствии с возрастом формировать двигательные навыки;

- тренировать правильность, быстроту, рациональность и находчивость в совокупности как основу развития ловкости;

- тренировать быструю и полную восстанавливаемость;

- тренировать чувство пространства и времени.

Особая роль принадлежит простым общеразвивающим упражнениям.

Успешность тестирования координационных способностей зависит от выбора контрольных упражнений. Теория стандартизации текстов предполагает перед практическим применением упражнения. Необходимость анализа их на информативность, надежность и объективность.

Главные задачи, которые должны решаться при тестировании ловкости сводится к следующим: - координационная сложность двигательной задачи;

 - точность выполнения движения, высокая экономичность движения;

-время выполнения движения, время необходимое для овладения движениям.

- для развития способности дифференцирования пространственных параметров проводятся занятия на спортивной площадке больших или меньших размеров, чем стандартные. Это позволяет занимающимся более точно соизмерять свои перемещения по указанному пространству.
- Зеркальное выполнение упражнения один из эффективных и широко используемых приемов для совершенствования способности к точному различению пространственных характеристик двигательного действия. Это требует большой концентрации внимания, определенного двигательного опыта, запаса координационных возможностей.

- Применение Разнообразных, более сложных исходных положений для начала выполнения упражнений также повышает способности к адекватной оценке пространственных параметров движения.

- С этой целью правильно распределять мышечные усилия в пространстве и во времени используется такой прием, как смена разных способов выполнения упражнения. Так, после подтягивания с утяжеленным поясом занимающийся выполняет подтягивание в обычных условиях с большей легкостью и амплитудой. При метании утяжеленной гранаты, диска, толкании ядра большего веса, чем стандартный, легче добиваться лучшего результата за счет более тонкого дифференцирования силовых параметров движения.

- Способ развития и совершенствования дифференцирования силовых параметров, как противодействие занимающегося, когда он вынужден преодолевать сопротивление партнера или соперника. При использовании такого методического приема подросток приучается к более точной оценке своих усилий.

- Дифференцирование временных параметров осуществляется изменением скорости или темпа движений. «Чувство времени», присущее высококвалифицированным спортсменам, позволяет правильно определить скорость своего передвижения на любом отрезке дистанции и рационально распределить силы, сохранив их для финишного ускорения.

- Ориентировка во времени позволяет своевременно выявить главный момент приложения основного усилия в двигательном акте, распределить по времени основные и завершающие двигательные действия. Кроме того, это даетвозможность определить соотношение работы и отдыха (чтобы отдых неоказался слишком длительным, так как в этом случае последствие от возбуждения исчезнет). При недостаточном отдыхе мышечное напряжение становится чрезмерным, что ведет к снижению координации движений.

- Для работающей мышцы необходим отдых — расслабление, как обязательная предпосылка для восстановленияИзлишнее напряжение в мышцах ведет к скованности движений и нерезультативному выполнению двигательного действия.

В зависимости от сложности изучаемого двигательного действия и уровня развития ловкости, время его освоения может быть разным.- по мере увеличения способности к сохранению устойчивого положения тела в изменяющихся условиях уровень развития ловкости возрастает.

Чем разнообразнее условия двигательной деятельности, тем легче занимающийся приспосабливается к ним. Так, выполнить кувырок вперед на повышенной опоре (гимнастической скамейке), с закрытыми глазами или после прыжка через веревочку способен лишь человек с достаточно большим двигательным опытом.

- Экономичность мышечных усилий — один из важных показателей уровня развития ловкости. Известно, что новичок на освоение упражнения тратит    гораздо больше усилий, чем квалифицированный спортсмен. С повышением двигательного опыта возрастает экономичность мышечных усилий.

-  Необходимо расширять наличие определенного двигательного опыта, т.е. способность к экстраполяции. Экстраполяция позволяет выбрать самое эффективное из многих разнообразных движений в конкретных условиях или неожиданно возникающей ситуации. Например, лыжник- гонщик, не раздумывая, будет преодолевать очень крутой подъем «лесенкой», несколько меньшей крутизны — «елочкой», сравнительно пологий — «полуелочкой». Причем выбор нужного варианта практически не требует от него дополнительного времени.

- Одним из факторов, обусловливающих развитие ловкости, является учет типологических особенностей центральной нервной системы. Люди с преобладанием характеристик сильного типа нервной системы сравнительно легко ориентируются в выборе движений, целенаправленно ведущих к эффективному решению задачи.

- Проявление ловкости в значительной мере определяется уровнем развития ряда других двигательно -координационных качеств, в первую очередь силовых возможностей, степенью проявления быстроты, выносливости. Так, дальность броска баскетбольного мяча в значительной мере обусловлена силой работающих мышц, быстротой включения активных двигательных единиц, атак же способностью занимающегося к длительной физической нагрузке.

- На совершенствование ловкости влияют и двигательные координации: точность, подвижность, гибкость, равновесие, прыгучесть и другие .Качество любого двигательного действия в большей степени определяеся точностью выполнения каждого его элемента. Момент начала выпуска диска в решающей степени влияет на дальность его полета.

Способность сохранять устойчивое положение тела, в том числе и неожиданно возникающих ситуациях (при необходимости выполнения» двигательного действия в положении наклона, выпада, приседа), помогает более успешно решать двигательную задачу, достигая поставленной» цели. При недостаточном уровне развития равновесия затрачиваются дополнительные усилия наобеспечение необходимой устойчивости тела (повышенной, ограниченной, подвижной опоре и др.) что, в свою очередь, затрудняет проявление ловкости.

2.2. Флорбол на уроках физической культуры

Флорбол - как вариант дополнительного образования в системе физического воспитания.

Его можно поставить в программу уроков физической культуры, только если сам учитель одобрит это.

Основными целями уроков физической культуры в школе является физическое развитие, воспитательная работа и оздоровление учащихся. По существующим стандартам занятия по физическому воспитанию проводятся три раза в неделю. При этом один из часов может быть заменен ритмикой, танцами или хореографией. Также возможно включать в занятия виды гимнастики для детей [18].

Уроки физкультуры в школе решают следующие задачи:

  • Общеобразовательные задачи.

Общеобразовательные задачи включают в себя обучение физкультурным знаниям, а также двигательным навыкам и умениям. Ребята не только обучаются методике физического развития, но и учатся применять полученные знания в повседневной жизни. Здесь школьникам прививают любовь к спорту и объясняют важность физических нагрузок для поддержания здоровья;

  • Воспитательные цели.

Ребят учат самостоятельности, а также прививают уважение к коллективу и обучают навыкам работы в команде. Регулярные занятия позволяют воспитать у школьников ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, а также стремление к победе;

  • Оздоровительные задачи.

Занятия физкультурой позволяют ребятам избежать многих проблем со здоровьем. В первую очередь уроки помогают в общем укреплении здоровья, формировании правильной осанки, исправлении и профилактики плоскостопия, повышении умственной работоспособности. Также занятия способствуют развитию таких качеств как координация движений, в ловкость, критическое мышление.

План каждого занятия должен составляться учителем в соответствии с графиком преподавания дисциплины. Для ребят начальных классов урок физкультуры начинается с организации. Малыши должны переодеться, вовремя выйти в спортивный зал или на спортивную площадку, построиться и выслушать учителя. Сам урок можно разделить на две части, теоретическую и практическую. Во время теоретической части учитель разъясняет особенности выполнения упражнений и определяет их цели. Также теоретическая часть позволяет ребятам ознакомиться с правилами спортивных игр [20].

Практическая часть заключается в непосредственном выполнении упражнений, проведении спортивных игр, а также на этом этапе производится оценка физической активности ребенка и правильности выполнения упражнений. Практическая часть должна начинаться с разминки. Именно разминка подготавливает тело ребенка к выполнению упражнений и является одной из составляющих техники безопасности.

Современные требования к урокам физкультуры в школе значительно отличаются от тех, чтобы были несколько лет назад. Сегодня физическая культура это полноценная дисциплина, ставящая перед собой ряд задач и решающая их.

Общие требования к урокам физкультуры в школе:

  1. Обучение должно быть доступным, последовательным, систематическим и тесно связанным с социальным обучением;
  2. На занятиях необходимо обеспечить сознательность, активность детей, а также усвоение ребятами учебного материала;
  3. Преподавателям рекомендуется сочетать наглядные, практические и словесные методы обучения;
  4. Обучение должно обеспечивать социальное воспитание и физическое развитие школьников, а также прочность усвоения изучаемого материала.

Исходя из этих требований, учитель физической культуры должен заранее планировать задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера для каждого занятия. Более того план обучения должен быть последовательным и систематичным, а значит каждый урок должен планомерно вести ребят к поставленной цели [9].

Техника безопасности на уроках физкультуры в школе направлена на минимизацию травматизма учащихся, а также на повышение усвоения учебного материала.

В соответствии с установленными правилами техника безопасности включает в себя следующие пункты:

  • Допуск школьников к занятиям возможен только после знакомства с техникой безопасности;
  • Каждый ученик должен иметь справку о допуске к занятиям;
  • Ученики должны быть обеспечены спортивной формой и обувью;
  • Переодевание учащихся возможно только в специализировано оборудованных помещениях;
  • Ученик обязан слушать педагога и выполнять все упражнения на уроке;
  • Ученикам запрещается брать спортивный инвентарь без разрешения учителя;
  • В случае проблем со здоровьем школьник должен сразу сообщить о своем состоянии учителю;
  • Учитель должен находиться в спортивном зале или на спортивной площадке все время урока.

Это лишь основные пункты техники безопасности, применяемые к урокам физкультуры в школе. Смело можно сказать, что техника безопасности на уроках физкультуры, такая же как и при занятиях любыми видами спорта для детей. Это значит, что ученик должен беспрекословно выполнять задание учителя и вести себя корректно по отношению к другим ученикам.

Учитель в свою очередь обязан строго отслеживать технику выполнения упражнений и контролировать каждого учащегося. Сегодня родителям также рекомендуется оформить полис медицинского страхования школьников, что позволяет получить материальную компенсацию при травмах на занятиях физкультурой. Также вы можете оформить спортивную страховку для ребенка с покрытием 24/7, которая покроет любые травмы в школе, дома и на прогулке [18].

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что уроки физкультуры в школе, это незаменимая и полезная дисциплина. Именно уроки физкультуры помогают ребятам поддерживать физическую форму, а также снимать напряжение накопившееся вовремя других занятий.

Более того сегодня специалисты отмечают что благодаря новым стандартам уроки физкультуры учат не только физической активности, но и развивают патриотизм и такие качества как целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, а также учат работать в команде.

2.3. Методика обучения командной игры флорбол

Техническая подготовка в спорте должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные цели, задачи на каждом этапе подготовки [19].

Как отмечают некоторые авторы подготовку юных спортсменов необходимо вести с учетом последних тенденций развития игры.

Уровень технической подготовленности юных спортсменов является фактором, во многом лимитирующим уровень спортивного мастерства в целом. В связи с этим одним из резервов повышения технического мастерства спортсменов служит повышение качества процесса обучения.

Во флорболе полевые игроки применяют большое количество технических приемов, причем в последнее время стали появляться новые элементы техники игры. В целях системного представления, рационального и последовательного изучения техники игры педагогически целесообразно большой и разнообразный по составу объем технических приемов игры полевого игрока распределить по разделам и группам на основе сходных признаков.

Классификация техники игры. Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по спортивным играм, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью во флорболе, собственный опыт выступления на соревнованиях международного уровня и обучения спортсменов позволили разработать классификацию техники игры полевого игрока во флорболе (арсенал техники игры полевого игрока) с учетом последних тенденций развития игры (табл. 1).

Таблица 1- Классификация элементов техники игры полевого игрока во флорболе

№ п/п

Элементы техники владения клюшкой и мячом

Способы

1

Дриблинг

1. Хоккейный.

2. Флорбольный (пятка-носок).

3. Финский

2

Ведение

1. Ведение мяча дриблингом. 2. Ведение мяча без его отрыва от пера клюшки. 3. Ведение мяча, прикрывая мяч корпусом. 4. Ведение мяча толчками (ударами). 5. Ведение мяча способом "клюшка-нога-клюшка". 6. Ведение мяча, прижимая его к борту. 7. Ведение мяча способом Air tricks

3

Передача

1. Броском. 2. Ударом. 3. Откидкой. 4. Оставлением. 5. С разворота. 6. Из-за спины. 7. Через борт. 8. Ударом в одно касание. 9. Броском в одно касание. 10. Скрытой передачей

Продолжение таблицы 1

4

Прием и остановка

1. Остановка мяча пером клюшки в захват. 2. Остановка мяча подошвой ноги. 3. Прием мяча пером клюшки в захват. 4. Прием мяча корпусом. 5. Прием мяча подставкой клюшки. 6. Прием лётного мяча на перо в захват. 7. Прием лётного мяча накрыванием. 8. Приём летного мяча подставкой клюшки

5

Бросок

1. Заметающий бросок: ( Прямой, Обратная дуга, По дуге,Вертикальная дуга, С разворота,  С нажимом. Носком пера клюшки двумя руками,  Носком пера клюшки одной рукой.)

2. Кистевой бросок:(  Прямой, По дуге, Вертикальная дуга, Кистевая подкидка,  Кистевая подкидка закрытой стороной,  Из-под ноги,  Между ногами обратным хватом, Одной рукой из -за спины, . Двумя руками из-за спины, Одной рукой за спину с хватом клюшки нижней рукой,  Носком пера двумя руками, Одной рукой спиной к воротам,  Заведение мяча,  Обводящий носком пера клюшки,  Обводящий,Одной рукой.)

3. Бросок мяча лежащего на пере: ( Обводящий, Обводящий спиной к воротам,  Занос,  Заброс.

4. Бросок мяча способом Air tricks: (Airthrower, Обратный Airthrower, Верхний из-за спины, Занос, Заброс_

6

Удар

1. Удар способом щелчок: (Удар -щелчок,  Удар-короткий щелчок, . Удар-щелчок с вертикальной дуги,  Удар -щелчок с разворота.

2. Заметающий удар: (Прямой,  Скользящий, Вертикальная дуга,  Скользящий укороченный, Обводящий.

3. Прямой удар: ( Прямой, Удар носком пера клюшки,  Между ногами.

4. Удар способом подсечка: (Подсечка,  Кистевая подсечка.

5. Удар способом нажим: ( Удар нажимом, Между ногами,  По дуге.

6. Удар по летящему или прыгающему мячу: ( . Удар-щелчок с лёта, . Верхний широким хватом,Верхний узким хватом, . С паса себе, . Liftsnap shot,  Верхний с высокого отскока, Верхний с низкого отскока, Верхний с ударом в по.

7. Другие способы поражения ворот: ( Подставка, Подправление,  Удар-добивание,. Кистевая подбивка

7.

Обводка и обыгрывание

1. Обеганием соперника.

2. С передачей мяча через борт.

3. Откидкои.

4. Пробросом.

5. Подставкой.

6. Силовой обводкой.

7. Дриблингом.

8. Проносом мяча на пере.

8

Отбор

1. Выбивание. 2. Продавливание. 3. Вытаскивание. 4. Вынужденная потеря мяча. 5. Ногой или закрыв мяч корпусом

9

Перехват

1. Клюшкой. 2. Ногой. 3. Корпусом. 4. Прием мяча на себя при ударах и бросках

10

Розыгрыш спорного мяча

1. Выигрыш носком пера клюшки на себя. 2. Выигрыш вперед. 3. Выбивание. 4. Продавливание. 5. Выигрыш перестановкой пера клюшки за мяч. 6. Забирание. 7. Силовой выигрыш. 8. С использованием ложного движения. 9. С наклоном клюшки

В классификации систематизированы и подробно представлены все известные на сегодняшний день элементы техники игры полевого игрока во флорболе. В ней раскрыты элементы техники владения клюшкой и мячом, которые условно могут быть разделены на элементы техники нападения (передача, прием и остановка, ведение, дриблинг, бросок, удар, обводка и обыгрывание) и элементы техники защиты - противодействию владению мячом (отбор, розыгрыш спорного мяча, перехват).

Представленная классификация техники игры полевого игрока позволяет привести в определенную систему все многообразие технических приемов во флорболе. Это, по нашему мнению, дает возможность объективной оценки соревновательной деятельности, определения последовательности изучения элементов техники, а также нахождения наиболее рациональных путей к их анализу, в частности биомеханическому, который, в свою очередь, позволит существенно интенсифицировать процесс обучения и совершенствования техники игры [19].

Основные параметры игровой деятельности во флорболе, а также выявить базовые элементы техники владения клюшкой и мячом во флорболе являются:

1) передача;

2) прием и остановка;

3) бросок;

4) удар;

5) ведение.

Одна из важных задач при обучении - нахождение рациональной последовательности изучения элементов техники игры. Для выявления современных представлений о последовательности изучения базовых элементов техники владения клюшкой и мячом было проведено анкетирование тренеров и специалистов по флорболу, которое позволило установить, что на настоящий момент изучение элементов техники владения клюшкой и мячом во флорболе происходит по принципу "от простого к сложному"(ведение-передача-прием-бросок-удар). Данная последовательность применялась при обучении базовым элементам в контрольной группе юных флорболистов 12-13 лет.

Классическая схема не способствует в полной мере положительному переносу умений и навыков. Исходя из этого была предложена "экспериментальная" схема изучения базовых элементов техники владения клюшкой и мячом, в которой элементы изучаются в такой принципиальной последовательности:

1) ведение;

2) бросок;

3) передача;

4) прием и остановка;

5) удар.

Таким образом, одной из методических особенностей нашего эксперимента явилось изучение элементов техники в определенной (экспериментальной) последовательности.

Для разработки педагогических моделей атакующих действий был проведен биомеханический анализ техники выполнения "заметающего" броска и удара флорболистами высокой квалификации, который выявил основные кинематические характеристики данных элементов техники. Это позволило построить и конкретизировать педагогические модели данных элементов, как наиболее сложных при обучении.

Второй методической особенностью эксперимента явилась разработанная и проверяемая методика начального обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом флорболистов 12-13 лет, основанная на программированном обучении [17].

Программированное обучение предусматривает последовательное решение дидактических задач овладения базовыми элементами техники. При этом предполагается, что переход к овладению новым способом техники возможен только при хорошем усвоении предыдущего материала.

Известно, что для освоения одних и тех же элементов техники в любом виде спортивных игр разным занимающимся требуется различное количество времени. Это обусловлено многими причинами: способностями, физическими данными, имеющимся к началу обучения опытом и т. п.

Поэтому при составлении обучающих программ мы руководствовались усредненными временными показателями длины "шага" (фрагмент обучающей программы) и количеством "кадров", необходимых для ознакомления, опробования и освоения основной координационной структуры изучаемого способа игры.

При разработке обучающих программ базовым элементам техники владения клюшкой и мячом принималось во внимание, следующее: биомеханические особенности элементов техники, выявленные в процессе исследования; разработанные педагогические модели техники; общие принципы программированного обучения. В обучающих программах эти принципы реализовывались в форме пошагового освоения техники данного элемента. Размеры шагов и операций мы старались четко ограничить и обосновать их логическую последовательность и взаимосвязь.

Количество шагов в обучающих программах для каждого базового элемента техники владения клюшкой и мячом зависело от степени сложности данного технического приема, при этом каждый шаг программы включал вводный, информационный, операционный и контрольный кадры.

2.4. Практические аспекты выявления уровня развития ловкости во флорболе

Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, в упражнениях с предметами, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, в другом, с хорошим чувством равновесия [15]. Многообразие видов ловкости не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

-время, затрачиваемое на освоение нового движения

-время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем ловкости.

Проанализировав, контрольные нормативы и испытания по физической культуре для учащихся 12-13 лет (на основе федеральной комплексной программы физического воспитания учащихся : Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич 2010г.),мы выбрали учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умению развитию ловкости.

Таблица 2 - НАЗВАНИЕ

Упражнения для 6-7 класса, примерные нормативы

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

Челночный бег 3×10 м, сек

8,6

9,5

9,9

9,1

10,0

10,4

Бег 30 м, с

5,0

6,5

6,6

5,2

6,5

6,6

Прыжок в длину с места, см

185

140

130

170

140

120

Броски в кольцо из 10 попыток,кол-во

10

8

6

10

8

6

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

90

80

70

100

90

80

Так же мы  составили  3 комплекса  упражнений на развитие ловкости посредством флорбола.

Комплекс № 1

1.Ведение мяча в большом потоке с обводной вратарей,находящихся на красной линии в 3м от бортов

2.Ведение мяча по кругу в большом потоке с броском в ворота.

3.Челночный бег с торможение (6 на 25)

4.Ведение мяча в парах с передачей партнеру и обыгрыванием вратарей, находящихся на красной линии

5.продолжительная игра с различным количеством игроков 5 на 5 в одной зоне в двое ворот.

Комплекс № 2

1.Ведение мяча по кругу почти конечного вбрасывания и бросок по воротам с неудобной стороны

2.Бег от линии ворот до синей линии ,падание на два колена ,быстрое вставание, обегание стоек.

3.Скоростное ведение мяча по двум ближним кругам точек конечного вбрасывания

4.игровое упражнение 5 на 0.Выполняется через все поле после длинного паса защитника.

Комплекс № 3

1 «пистолетик» Приседание на одной ноге. Выполняется поочередно.

2.Выпрыгивание из положения полусидя. Руки в первоначальном положении опираются на пол, а во время прыжка  тянутся вверх.

3.Кульбит. Выполняется как вперед, так и назад. Руки должны быть на земле в начале и в конце упражнения, а в движении они поддерживают ноги.

4.Неполный кувырок назад. Носки вытянутых ног касаются пола за головой.

5.Прыжки на двух ногах через скамейку.

6.Бег с крутыми поворотами.

 Комплекс № 4

1.Ведение мяча в большом потоке с обводной вратарей, находящихся на красной линии в 3м от бортов

2.Ведение мяча по кругу в большом потоке с броском в ворота.

3.Прыжки на двух ногах через скамейку.

4.Бег с крутыми поворотами.

5.Выпрыгивание из положения полусидя. Руки в первоначальном положении опираются на пол, а во время прыжка  тянутся вверх.

Таблица 3 – Программа занятий на 2 недели

Упражнение

День

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Начальное тестирование

+

Начальное тестирование

+

+

Комплекс 1

+

+

+

Комплекс 2

+

+

+

Комплекс 3

+

+

Комплекс 4

+

+

Заключительное тестирование

+

Заключительное тестирование

+

Выводы по 2 главе

Мотив флорбола, ровно, как и в каждом ином виде спорта, - желание победы над соперником в рамках правил. По внешнему виду данная игра крайне схожа с хоккеем и с баскетболом. С хоккеем - потому, что на площадке противоборствуют две "пятерки" полевых игроков и вратари. С баскетболом - потому, что во флорболе запрещены силовые приемы (кроме единоборства "плечом в плечо", как в футболе, например). А, следовательно, все решает техника, умноженная на тактические составляющие и физические параметры.

Техника во флорболе - это система движений в специальных игровых приемах для ведения самой игры. Задача технической подоплеки - эффективное и надежное, простое и естественное выполнение движений в игровых приемах. Если коротко характеризовать отдельные технические приемы, то, например, вбеге с максимальной скоростью лучшие флорболисты мира имеют показатели, сопоставимые с таковыми у мастеров спринтерского бега, а именно достигают скорости 9,1 - 9,5 м/с.

Флорбол потому так динамичен, что успешнее при прочих равных условиях оказываются "быстрые" игроки и команды. Владение легкой клюшкой (вес лучших клюшек без обмотки ручки не превышает 130 г) позволяет флорболистам кроме хорошо известных в том или ином хоккее приемов (ведение, обводка, бросок) выполнять возможные только во флорболе технические приемы. Начальная подготовка во флорболе происходит по принципу «от простого к сложному», при этом элементы техники изучаются в следующей «классической» последовательности: ведение —» передача —> прием —» бросок — удар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.

Основываясь на результатах проведенного исследования, мы сделали следующие выводы:

  • базовыми элементами техники владения клюшкой и мячом во флорболе являются: ведение, передача, прием и остановка, бросок, удар;
  • при обучении базовым элементам техники владения клюшкой и мячом целесообразно использовать следующую принципиальную схему изучения элементов техники: 1) ведение; 2) бросок; 3) передача; 4) прием и остановка; 5) удар;
  • применение методики начального обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом, основанной на идеях программированного обучения с учетом биомеханических особенностей данных элементов и разработанных педагогических моделей элементов техники, повышает качество освоения программного материала.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Баженов, А. Н. Флорбол. Правила игр/ А. Н. Баженов. - Нижний Новгород: Советский спорт,  2003. – 120 с.
  2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – Москва: Наука, 1990. – 495 с.
  3. Большаков, С. Н. Флорбол правила игры и толкования / С. Н. Большаков. – Москва: Спорт Академ Пресс,  2001. – 51 с.
  4.   Годик, М. А. Комплексный контроль в командных играх / М. А. Годик. – Москва: Советский спорт, 2011. – 200 с.
  5. Двигательные навыки и двигательные качества: официальный сайт. – Москва, 2014-2021. – URL: https://helpiks.org/3-31148.html (дата обращения 20.11.2020).
  6. История возникновения флобола: официальный сайт. – Москва, 2009. - URL: https://www.referat911.ru/Fizkultura-i-sport/istoriya-vozniknoveniya-futbola/386453-2875299-place1.html/ (дата обращения 25.11.2020).
  7. Овчинников, Ю. Д. Флорбол: от истории игры к биомеханическим движениям / Ю. Д. Овчинников, С. В. Сергеев. – Краснодар: Наука и образования, 2015. – 195 с.  
  8. Про здоровье, спорт и физкультуру: официальный сайт. – Новосибирск, 2016. – URL: https://ktonazdorovogo.ru/fizicheskie-kachestva-cheloveka-bystrota-lovkost-sila-gibkost-i-vynoslivost.html (дата обращения 11.11.2020).
  9. Рогачев, А. Ф.Оптимизация процесса подготовки юных флорболистов в связи с динамикой развития физических качеств. Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных флорболистов / А. Ф. Рогачев. - Волгоград: Волгоградская правда, 1988. – 19 с.
  10. Руденик, В. В. Основы спортивной тренировки / В. В. Руденик. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 94 с.

Интернет ресурсы

  1. Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2000. – 160 с.
  2. Смирнов, В.Н. Физиология физического воспитания и спорта / В. Н. Смирнов. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.
  3. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – Москва: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
  4. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие/ Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь [и др.]; под ред. Б. А. Ашмарина. – Москва: Просвещение, 1979. – 128 с.
  5. Терентьев, В. Ф. Структура скоростных качеств юных флорболистов и методика их формирования / В.Ф. Терентьев. – Санкт-Петербург: Автореферат диссертации, 2001. – 37 с.
  6. Федеральные международные правила вида спорта «Флорбол». – Москва: Просвещение, 2005г. – 34 с.
  7.  Холодов, Ж. К.   Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва:  Академия, 2000. – 480 с.

Статьи в журналах, газетах

  1. Чулибаев, Д. В. Тренировочные микроциклы скоростно – силовой нагрузки в подготовке юных флорболистов / Д. В. Чулибаев. – Москва: Автореферат диссертации,  2003. – 33 с.
  2. Шахов, Э. Г. Пособие по обучению флорболистов / Э. Г. Шахов. - Москва: Терра-Спорт,  2005. - 83 с.
  3.  Электронная библиотека: официальный сайт. – Москва, 1999. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=619773&p=1 (дата обращения 25.02.2020).