Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Каверза Борис Иванович

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.

Рабочая программа для спортивной секции по баскетболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2004.

Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.

Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами баскетбола, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям баскетбола, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.

 Данная программа предназначена для занятий в спортивной секции по баскетболу для учащихся 9-11 классов.  Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.  Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа.

Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           

Дополнительная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

 «Баскетбол»

на 2019/20 учебный год

 

   

           

                                                                                              Составитель: Каверза Борис Иванович,

инструктор по физической культуре МБОУ СШ №14

               

г. Липецк, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы

1.4. Адресность программы

1.5. Нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность

 

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание предоставляемого образования по дополнительной общеразвивающей программе «баскетбол»

2.2. Программно-методическое и технологическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

2.3. Оценка качества реализации дополнительной общеобразовательной программы

 

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

3.2. Календарный учебный график

3.3. Контингент учащихся

3.4. Характеристика педагогического потенциала работающих специалистов

3.5. Вовлечение родителей учащихся в образовательные отношения

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.

Рабочая программа для спортивной секции по баскетболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2004.

Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.

Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами баскетбола, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям баскетбола, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.

 Данная программа предназначена для занятий в спортивной секции по баскетболу для учащихся 9-11 классов.  Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.  Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа.

Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.

Цели и задачи

Цели программы:

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Углублённое изучение спортивной игры баскетбол.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Содействие правильному физическому развитию.
  3. Приобретение необходимых теоретических знаний.
  4. Овладение основными приемами техники и тактики игры.
  5. Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
  6. Привитие ученикам организаторских навыков.
  7. Повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу.
  8. Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.

Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы

По окончании курса дети должны:

знать:

  1. Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности.  
  2. Выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации), выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности.  
  3. Выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности.
  4. Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

уметь:

  1. Выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья.
  2. Осуществлять судейство по данному виду спорта.
  3. Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Ожидаемый педагогический результат

По окончании обучения:

  1. Укрепление здоровья учащихся.
  2. Улучшить у ребят развитие двигательных качеств (быстроты, координации, способности в ориентировке).
  3. Сплотить коллектив, воспитать чувство взаимовыручки, товарищества.
  4. Освоение учащимися основных технических элементов игры.
  5. Приобретение умения действовать тактически грамотно в игре.
  6. Добиться мастерства на данном этапе до соревновательного уровня.
  7. Освоить основные правила игры.

Адресность программы

Программа рассчитана на обучающихся: 15-17 лет.

Нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от №273.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  4. Устав МБОУ СШ № 14 г.Липецка.
  5. Лицензия на правоведения образовательной деятельности

2. Содержательный раздел

Содержание предоставляемого образования по дополнительной   общеразвивающей программе

«Баскетбол»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Теоретический

Тема 1. Основы знаний.

Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Соревновательная деятельность баскетболиста.  Организация и проведение соревнований по баскетболу. Психологическая подготовка баскетболиста. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом.

Раздел II. Практический

Тема 1. Общая физическая подготовка.

 Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий.

Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Тема 2. Техническая подготовка.

1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.  Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: (с разной скоростью; в одном и в разных направлениях). Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении.  Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола.  Передача двумя руками с отскоком от пола.  Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении.  Ловля мяча после полуотскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении.

4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.  Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

Тема 3. Тактическая подготовка. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Тема 4. Участие в соревнованиях. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства. Организация судейство и участие в школьных соревнованиях. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

Программно-методическое и материально-техническое обеспечение

дополнительной общеразвивающей программы

 

Учебная и учебно-методическая литература

  1. Белоусова В.В. Воспитание в спорте. - М., 1984 г.
  2.   Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г., № 2148-р.
  3. Добровольский В.К. Физическая культура и здоровье. - М., 1982 г.
  4.   Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04. 2012 г.
  5. Линдеберг Ф. Баскетбол. Игры и обучение. - М., Физкультура и спорт, 2000 г.
  6.   Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
  7. Петрова Т.В. Физическая культура. 5-7 класс. - Вентана Граф, 2012 г.
  8. Ашмарин Б.А.  Теория и методика физического воспитания. М.; Просвещение 2006 г.
  9. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре.  –  М. ДРОФА, 2006.
  10. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1–11 классы.  – «Просвещение», 2011г.
  11. Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е.  Методика физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2005 г.

Материально- техническое обеспечение

п/п

Требование к материально-техническому оснащению программы

Баскетбольные щиты с кольцами

Баскетбольные мячи № 7, № 6,  № 5,

Фишки

Эстафетные палочки

Набивные мячи

Гимнастические скамейки

Перекладина

Гимнастические маты

Барьеры

Гантели

Секундомер

Стойки для прыжков в высоту

Теннисные мячи

Оценка качества реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол» осуществляется контроль образовательной деятельности, включающий входной контроль, рубежный и итоговый.

Контроль образовательной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет оценить реальную результативность совместной деятельности педагога и обучающегося.

Входной контроль состоит в определении способностей обучающихся и его готовности к занятиям баскетболом.

Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме тестирования.

Рубежный контроль достижений учащихся базируется на результатах, показанных в соревнованиях. Результаты рубежного контроля используются для оценки достижений учащихся и дальнейшего отбора в сборную школы.

Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в форме контрольных соревнований на Спартакиаде общеобразовательных учреждений с участием ведущего преподавателя.

Контрольные испытания

Нормативы технической подготовки

Оценка

Штрафные броски, из 10 бросков

Броски из-под кольца в движении после двух шагов, из 5 попыток

Скоростная техника, обводка 3 конусов на дистанции 2х10 м, сек

Передача мяча в стену на скорость, с 3 метров за 30 сек

5

7-6

5

15

20

4

5-4

4

20

17

3

3

3

25

14

Нормативы физической подготовки

Оценка

Прыжок в длину с места, см

Челночный бег 3х10 м, сек

Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз

Бег 3000 м, мин

5

230

6.9

14

12,40

4

210

7,6

11

14,30

3

195

7,9

9

15,00

3. Организационный раздел

  Учебный план

п/п

Наименование образовательной программы дополнительного образования

Число недель

Количество часов

Баскетбол

1.

Теоретические сведения

4

    2.

Общая физическая подготовка

10

     3.

Техническая подготовка

30

    4.

Тактическая подготовка

20

5.

Участие в соревнованиях

4

ИТОГО:

34

68

Календарный учебный график

п/п

Компоненты КУГ

1 год обучения

Количество групп

1

Начало учебного года

02.09.2019 г.

Окончание учебного года

29.05.2020 г.

Продолжительность учебного года

34 учебных недели

Продолжительность полугодий

1 полугодие - 16 учебных недель: с 02.09.2019 по 27.12.2019

2 полугодие - 18 учебных недель: с 013.01.2020 по 29.05.2020

Режим занятий

1 раз в неделю по 2  часа

Стартовый мониторинг

Сентябрь 2019 г.

Итоговый мониторинг

Май 2020 г.

Контингент учащихся

Обучающиеся 15-17 лет занимаются в группах по 15 человек. Количество групп определяется ежегодно по   социальному заказу родителей (законных представителей), с учетом мнения ребенка. Работа в группах осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).

Характеристика педагогического потенциала

работающих специалистов

        Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,        учебно-вспомогательными,        административно-хозяйственными работниками организации. Иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации    от 26.08.2010 г. №761н. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

            Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации.

В целях эффективной реализации Программы в школе созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей  (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

3) организационно - методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Вовлечение родителей обучающихся в образовательные отношения

Школа имеет возможности:

1) для предоставления информации о Программе родителям (законным представителям) обучающегося и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде.

                                                                       

Рабочая программа

 дополнительного образования

 физкультурно-спортивной   направленности

«Баскетбол»

на 2019/20 учебный год

 

                          Возраст обучающихся: 15-17 лет

                              Срок реализации: 2019/20 учебный год

                                            ФИО педагога: Каверза Борис Иванович  

                                                        Должность: инструктор по физической культуре

                 

г. Липецк, 2019 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Знания о физической культуре

Учащийся научится:  

характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;  

определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;  

разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;  

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;  

руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Учащийся получит возможность научиться:  

исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Ожидаемый педагогический результат

Учащийся научится:  

использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;  

составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;  

классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;  

самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;  

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;  

взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Учащийся получит возможность научиться:  

вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 «Баскетбол»

Раздел I. Теоретический

Тема 1. Основы знаний. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Соревновательная деятельность баскетболиста.  Организация и проведение соревнований по баскетболу. Психологическая подготовка баскетболиста. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом. Инструктаж по ТБ.

Раздел II. Практический

Тема 1. Общая физическая подготовка.  Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. 

Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). 

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Тема 2. Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
 Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.  Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: (с разной скоростью; в одном и в разных направлениях). Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении.  Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола.  Передача двумя руками с отскоком от пола.  Передача одной рукой снизу от пола.
То же в движении.  Ловля мяча после полуотскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.  Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

Тема 3. Тактическая подготовка. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Тема 4. Участие в соревнованиях. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства. Организация судейство и участие в школьных соревнованиях. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

Тема 5: Итоговое занятие. Знание правил игры в баскетбол.  Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, челночный бег, подтягивание кросс. Сдача контрольных нормативов по технике игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Раздел 1. Теоретический

4

Тема 1. Основы знаний

4

Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Соревновательная деятельность баскетболиста.  Организация и проведение соревнований по баскетболу. Психологическая подготовка баскетболиста. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом. Инструктаж по ТБ.

Раздел 2. Практический

64

Раздел 1. Общая физическая подготовка

10

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Раздел 2.Техническая подготовка

30

1. Упражнения без мяча.

Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: (с разной скоростью; в одном и в разных направлениях). Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча.

Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении.  Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола.  Передача двумя руками с отскоком от пола.  Передача одной рукой снизу от пола.
То же в движении.  Ловля мяча после полуотскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча.

На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча.

Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.  Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

Раздел 3.Тактическая подготовка

20

Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Раздел 4. Участие в соревнованиях

4

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства. Организация судейство и участие в школьных соревнованиях. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

Раздел 5. Итоговое занятие.

Знание правил игры в баскетбол.  Сдача контрольных нормативов по ОФП. Сдача контрольных нормативов по технике игры.

ИТОГО:

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Содержание

(или виды) деятельности

Раздел 1. Теоретический  

4

Тема 1. Основы знаний

4

  1. 1

Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Инструктаж по ТБ. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.

2

03.09.19

  1. 2

Соревновательная деятельность баскетболиста.  Психологическая подготовка баскетболиста. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу.

2

10.09.19

Раздел 2. Практический

64

Тема 1. Общая физическая подготовка

10

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного тела, с партнером. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста

2

17.09.19

Общеразвивающие упражнения: на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры.

2

24.09.19

Общеразвивающие упражнения: с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками).

2

01.10.19

Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2

08.10.19

Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Эстафеты.

2

15.10.19

Раздел 2.Техническая подготовка

28

Передвижение в стойке баскетболиста. Ведение мяча на месте. В движении шагом. В движении бегом. 

2

22. 10.19

Передвижение правым – левым боком. Ведение с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока.

2

05.11.19

Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: (с разной скоростью; в одном и в разных направлениях). Ведение правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении.

2

12.11.19

Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

2

19.11.19

Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Передачи двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед.

2

26.11.19

Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передачи двумя руками от груди в движении.  Передача одной рукой от плеча.

2

03.12.19

Имитация защитных действий против игрока нападения. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

2

10.12.19

Имитация действий атаки против игрока защиты. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции.

2

17.12.19

Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Ловля высоко летящего мяча.

2

24.12.19

Передача двумя руками с отскоком от пола.  Передача одной рукой снизу от пола. Ловля мяча после полуотскока. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

2

14.01.20

Броски мяча одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

2

21.01.20

Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

2

28.01.20

Бросок одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.  Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

2

04.02.20

Бросок мяча в прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

2

11.02.20

Раздел 3.Тактическая подготовка

20

Защитные действия при опеке игрока без мяча.

2

18.02.20

Защитные действия при опеке игрока с мячом.

2

25.02.20

Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита.

2

03.03.20

Командные действия в защите. Личная и зонная защита.

4

10.03.20

17.03.20

Командные действия в нападении. Быстрый прорыв.

4

31.03.20

07.04.20

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

6

14.04.20

21.04.20

28.04.20

Раздел 4. Участие в соревнованиях

4

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях.

2

12.05.20

Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Методика судейства. Организация, судейство и участие в школьных соревнованиях. Участие в товарищеских матчах, городских соревнованиях.

2

19.05.20

Раздел 5. Итоговое занятие

2

Знание правил игры в баскетбол.  Сдача контрольных нормативов по ОФП. Сдача контрольных нормативов по технике игры.

2

26.05.20

ИТОГО:

68

Рабочая программа дополнительного образования

физкультурно-спортивной   направленности

(теоретическая часть)

«Баскетбол»

на 2019/20 учебный год

 

                          Возраст обучающихся: 15-17 лет

                              Срок реализации: 2019/20 учебный год

                                            ФИО педагога: Каверза Борис Иванович

                                                        Должность: инструктор по физической культуре

                 

г. Липецк, 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Знания о физической культуре

Учащийся научится:  

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;  
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;  
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;  
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;  
  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Учащийся получит возможность научиться:  

  • исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Ожидаемый педагогический результат

Учащийся научится:  

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;  
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;  
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;  
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;  
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;  
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Учащийся получит возможность научиться:  

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 «Баскетбол»

Раздел 1. Теоретический

Тема 1. Основы знаний. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Соревновательная деятельность баскетболиста.  Организация и проведение соревнований по баскетболу. Психологическая подготовка баскетболиста. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом. Инструктаж по ТБ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(теоретическая часть)

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Содержание

(или виды) деятельности

Раздел 1. Теоретический  

Тема 1. Основы знаний

4

  1. 1

Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Инструктаж по ТБ. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.

2

03.09.19

  1. 3

Соревновательная деятельность баскетболиста.  Психологическая подготовка баскетболиста. Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом. Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу.

2

10.09.19

ИТОГО:

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

Дополнительная образовательная программафизкультурно-спортивной направленности  «Баскетбол»возраст: 5-18 летсрок реализации: 5 лет...

Образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Баскетбол» (этап начальной и учебно-тренировочной подготовки) для дополнительного образования детей)

Программа позволяет последовательно решать задачи подготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспосо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «БАСКЕТБОЛ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  физкультурно-спортивной направленности  «БАСКЕТБОЛ»...

дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Баскетбол"

Программа предусматривает систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение тренировочного плана, контрольных нормативов; участие в соревнованиях и организации п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Баскетбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа направлена на многолетнее воспитание, оздоровление, привитие интереса к занятиям спортом и подготовку резервов юных баскетболис...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «БАСКЕТБОЛ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  физкультурно-спортивной направленности  «БАСКЕТБОЛ» для обучающихся 10-14 лет...