Исследовательская работа по физической культуре на тему "Сила есть - ума не надо!"
методическая разработка по физкультуре

Надежда Николаевна Смирнова

В настоящее время все чаще мы слышим, что невозможно сочетать занятия спортом и учебу.  Ведь учеба отнимает так много времени, что совсем некогда уделять времени еще и на спорт. Но как же быть, если хочешь быть гармонично развитым человеком. Если помимо учебы, тебя привлекают и занятия спортом. Как быть с гиперактивным ребенком, который совсем не хочет сидеть на месте. Необходимо его активность направить в нужное «русло».  Но если отправить ребенка в спортивную секцию, значит сразу ставим крест на учебе?

Мы с моей ученицей решили доказать обратное. Ведь занятие спортом развивает не только физические качества, но и психические, умственные и личные качества человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_fk.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕМЧИНОВСКИЙ ЛИЦЕЙ

(143026, Московская область, Одинцовский р-н, пг Новоивановское  ул.Агрохимиков, д.1)

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Номинация (физическая культура)

«Сила есть, ума не надо?!»

(исследование)

Выполнила:

Руководитель:

Захарова Надежда Николаевна,

учитель физической культуры

МБОУ Немчиновский  лицей

2019

Содержание

Введение……………………………………………….………….………………3

Глава 1. Появление пословицы «Сила есть - ума не надо!?»

  1. Силачи, опровергшие поговорку «сила есть – ума не надо» ……. . . . …4
  2. Спорт в жизни школьника…………………………………………………5

Глава 2. Исследование  «возможно ли сочетать спорт и учебную деятельность»…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . …. . . …………. . 7

Заключение…………………………………………...............................................8

Список  литературы……………………………………….....................................9

Приложение…………………………………………………………………..….10

Введение

Актуальность. В настоящее время все чаще мы слышим, что невозможно сочетать занятия спортом и учебу.  Ведь учеба отнимает так много времени, что совсем некогда уделять времени еще и на спорт. Но как же быть, если хочешь быть гармонично развитым человеком. Если помимо учебы, тебя привлекают и занятия спортом. Как быть с гиперактивным ребенком, который совсем не хочет сидеть на месте. Необходимо его активность направить в нужное «русло».  Но если отправить ребенка в спортивную секцию, значит сразу ставим крест на учебе?

Я решила доказать обратное. Ведь занятие спортом развивает не только физические качества, но и психические, умственные и личные качества человека.

Цель работы: изучить, возможно ли сочетать занятия спортом и хорошую успеваемость.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить влияние занятий спортом на здоровье, характер и успеваемость  школьника.
  2. Изучить значение спортивных секций в жизни школьника.
  3. Проанализировать успеваемость учащихся, занимающихся спортом.
  4. Составить рекомендации «Как заниматься спортом без вреда для успеваемости».

Использованы соответствующие методы исследования:

  1. Подбор и анализ литературы.
  2. Опрос.
  3. Мониторинг данных лицея.

Объект исследования – увлечение спортом.

Предмет исследования – влияние занятий спортом на успеваемость школьника.

Гипотеза исследования: занятие спортом не может быть препятствием  для хорошей учебы в школе.

Практическая значимость работы: дать рекомендации школьникам, занимающимся спортом.

Глава 1

1.1 Силачи, опровергшие поговорку «сила есть – ума не надо»

Пословица «Сила есть – Ума не надо!?» означает то, что сила, применяемая безрассудно бесполезна и вредна. Эту пословицу обычно употребляют, когда говорят  с осуждением о ком-то, кто, отличаясь большой физической силой, большим умом не наделен; иногда обычно шутливо о тех, кто применяет силу там, где надо подумать.

Пословица «Сила есть — ума не надо» родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью. Тогда говорили: "Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила. Но и без нее он все равно был хорошим плотником". Получается, что у физически сильного человека нет никаких шансов добиться больших успехов в науке или искусстве? Не будем делать скоропалительных выводов: в истории было огромное число примеров, когда в одном лице удачно совмещались как сила, так и ум.  Взять, например, Пифагора – знаменитого древнегреческого философа и математика. Он был еще и участником Олимпийских игр, и даже становился победителем. Правда, в источниках встречается путаница: в одних уверяется, что Пифагор был чемпионом в кулачном бою, в других – в панкратионе (сочетание борьбы с кулачным боем). Но, сути это не меняет, Пифагор был не только умным, но и сильным человеком. 

Михаил Васильевич Ломоносов отличался физической силой даже среди северян, где прошли первые 19 лет жизни великого ученого. Мальчик увлекался кулачными боями и поднятием тяжестей. Особенно любил поднимать весовые гири. Пудовый снаряд Михаил выжимал 50 раз подряд. Заниматься с отягощениями он не прекратил даже в то время, когда стал ученым с мировым именем. 

Профессиональный атлет и борец начала ХХ века Станислав Збышко мог 25 раз подряд толкнуть штангу весом 104 кг, неоднократно побеждал на крупнейших борцовских турнирах. Но, этим его таланты не ограничивались: Станислав свободно говорил на пяти языках, в Австрии изучал право и философию. 

Всеволод Николаевич Авдеев, выступавший под псевдонимом «Дядя Пуд», поражал зрителей своим огромным весом – 218 кг. Соперников, выходивших против него на ковер, часто приходилось обливать ледяной водой, чтобы привести в чувство. Но, до того как выбрать карьеру профессионального борца, Всеволод Николаевич закончил юридический факультет Московского университета. 

«Мускулистый, приятный силач». Так отозвался Лев Толстой о своем коллеге – писателе Александре Куприне. Куприн, действительно, занимался тяжелой атлетикой, дружил с легендарным Иваном Заикиным. И даже входил в число организаторов Киевского атлетического общества.  Сам Лев Толстой сохранял хорошую физическую форму до преклонных лет. Регулярно занимался на турнике во дворе дома, любил бороться на руках. И вспоминал, что в молодости мог одной рукой поднять пять пудов. 

Аркадий Никитич Воробьев дважды (в 1956 и 1960 гг.) становился олимпийским чемпионом по тяжелой атлетике. При этом, выступления на помосте совмещал с учебой в Свердловском медицинском институте. В 1970 году стал доктором медицинских наук, в 1972 – профессором. Много лет был ректором Московского областного института физкультуры.

Юрий Петрович Власов, легенда мировой тяжелой атлетики, начал публиковать свои первые рассказы и очерки в молодости, а после ухода из большого спорта стал профессиональным литератором. Еще в конце пятидесятых годов Юрий Петрович поставил перед собой цель – написать произведение о революции. Свой роман «Огненный крест» Власову удалось издать только в начале девяностых годов. Несмотря на многочисленные травмы, полученные на помосте, атлет и в зрелом возрасте продолжает занятия со штангой

Александр Александрович Карелин - советский и российский спортсмен, борец классического (греко-римского) стиля, государственный и политический деятель, депутат Государственной Думы пяти созывов. Заслуженный мастер спорта СССР (1988), Герой Российской Федерации (1997). Можно долго перечислять его заслуги в спорте. Трёхкратный победитель Олимпийских игр. Был признан лучшим спортсменом года в мире. Два раза был признан лучшим спортсменом России. За всю спортивную карьеру выиграл 888 поединков и потерпел два поражения. Включён в число 25 лучших атлетов мира XX столетия. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как спортсмен, в течение тринадцати лет не проигравший ни одной схватки. И в течение 6 лет не проиграл ни одного балла во всех официальных поединках. Известны случаи, когда соперники отказывались бороться с ним. А с другой стороны он был доктором педагогических наук. Александр Карелин закончил Новосибирский автотранспортный техникум, затем Омский институт физической культуры. С 1995 по декабрь 1999 Александр Карелин — сотрудник налоговой полиции России. Специальное звание: полковник налоговой полиции.

1.2 Спорт в жизни школьника

Спорт – это сочетание физических и эмоциональных нагрузок. Поэтому занятия спортом дают ребенку возможность лучше управлять не только своим телом, но и характером. Недаром, спортивный характер – это выносливость, целеустремлённость и дисциплина.

Ещё К.Д. Ушинский, великий русский педагог, писал, что «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».  Так же считают исследователи из Дании: «Физически активные дети лучше успевают в школе, чем те, кто мало двигается». Эксперты пришли к выводу, что чем более физически активен школьник, тем лучше его отметки. Ученые провели 14 исследований с участием 12000 детей в возрасте 6-18 лет. По их мнению, хорошей успеваемости у физически активных детей способствует улучшение кровообращения в головном мозге. Это приводит к повышению уровня гормонов, которые помогают бороться со стрессом и улучшают настроение, а также к образованию новых нервных клеток и связей между ними. Влияние физической активности на успехи в учебе доказывает и неврологи Университета Иллинойса (США). Ученые зафиксировали, что после физических нагрузок эффективность работы мозга у школьников значительно повышалась, и они успешно выполняли тестовые задания по математике, чтению и правописанию даже в шумной обстановке и при прочих условиях, обычно мешающих учебе.

У современных школьников  очень большая учебная нагрузка, и на активное занятие  спортом остается немного времени. В связи с этим свободное время следует разумно, по возможности равномерно по дням недели, распределить так, чтобы его хватило и на учебу, и на спорт.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии.

Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, занятием спортом, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. (приложение 2)

Глава 2 Исследование.

Первым этапом моего исследования было изучение литературы по этой теме. Изучив и проанализировав всю литературу, стало понятно, что необходимо уделять школьникам время на физическую активность, и успеваемость при этом не только не страдает, наоборот, улучшается! И мне стало интересно, а ребята нашего лицея знают об этом. Многие школьники и их родители думают, что спорт отнимает много сил и времени, что если заниматься спортом, то в учебе будут только тройки и двойки.  Захотелось узнать – как учащиеся относятся к спорту. И я решила провести опрос среди учащихся 5 – 11 классов (второй этап исследования).

Чтобы изучить отношение школьников нашего лицея к занятиям спортом, им была предложена анкета, состоящая из 3 вопросов (приложение  1). Как показал анализ анкет,  267 учащихся (63%) считают, что 3 часов физической культуры, предусмотренных учебным планом школы, не достаточно для физического здоровья учащихся. А вот 157 человек (37 %) не согласны с ними, и уверены, что уроки физкультуры в полной мере справляются с дефицитом активного движения, который возникает у детей во время учебного процесса. Также результаты опроса показали, что 63% учащихся, которые занимаются спортом, согласны с утверждением, что спорт не мешает занятиям. А школьники, которые не занимаются спортом, уверены, что он помешает учебе.

Для более объективной оценки, конечно же необходимо оценивать не только слова школьников. Мною был проведен следующий этап исследования - мониторинг успеваемости учащихся 5-11 классов. В нашем лицее из 425 школьников 170 человек (40%) учатся на отлично, либо на четыре и пять. На примере этих школьников, мы решили доказать, что занятия спортом не испортили картину успеваемости наших спортсменов, а даже, наоборот, улучшили.

Из 170  отличников и хорошистов 106 (25% от общего числа школьников) занимаются спортом. И все эти ребята посещают спортивные секции уже не первый год. Тренировки каждого из них проходят по 3 раза в неделю, продолжительностью по 1,5-2 часа.  (Приложение 2).

Как же ребята справляются с учебой, тренировками и выполнением домашних заданий? Как оказалось, все они соблюдают режим дня. Правильно составленный режим дня помогает управлять временем, и тогда его хватит и на учебу, и на любимое занятие. (Приложение 3)

Таким образом, чтобы правильно организовать свое время, и занятия спортом не мешали, а помогали учиться, необходимо составить и соблюдать режим дня.  Это поможет быть успешным в учебной деятельности. А свободное время проводить с пользой для своего здоровья.

Благодаря моему мониторингу, из личного опыта и опыта школьников нашего лицея, я составила правила как заниматься спортом без вреда для учебы. (Приложение 4). Надеюсь, эти правила когда- нибудь в будущем  пригодятся ребятам.

Заключение

Детский спорт - это будущее страны. Занятия спортом помогают стать детям физически сильней, выносливей, вырабатывают дисциплинированность. Увлечение спортом делает жизнь школьника еще интересней: появляются новые друзья, увлеченные общим делом, расширяется кругозор.

Я считаю, что пословица «Сила есть – Ума не надо!» не соответствует действительности. На самом деле, спорт не может быть помехой в учебе. Наоборот, во время физической активности у детей лучше развивается головной мозг, влияет на нервную систему. Помогает переключиться с умственной деятельности, тем самым дает возможность отдохнуть организму от учебы. Поэтому спорт положительно влияет на успеваемость.

Я считаю, что занятия в спортивных секциях, дисциплинирует человека в учебе. А благодаря спорту развиваются не только физические качества, спорт развивает железную силу волю и решимость. Спортсмен всегда будет бороться до конца. Это также необходимо для достижения цели не только в спорте, но и в повседневной жизни, в учебе, в работе.

Проведенное мною исследование подтверждает нашу гипотезу. Большинство школьников, которые учатся на четыре и пять с легкостью совмещают учебу и занятия спортом. А также исследование доказывает, что необходимо придерживаться режиму дня. Правильное распределение своего времени поможет успешно совмещать учебу и спортивные тренировки.

Хочется верить, что мое исследование поможет всем ребятам понять, что спорт учебе не помеха. Что можно с легкостью совмещать занятия спортом и хорошую учебу.

Список использованной литературы

  1. Ильин Е.П.  Психология воли. Спб.: Питер, 2000. – 288 с
  2. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебные пособия при спортивных вузах, 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: флинта, 1999. – 152 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. - С.613-620.
  4. Фукин А.И., Фукина Л.И. Диагностика психического и физического развития юных спортсменов. – Набережные Челны: КамПИ, 2000. – 144 с. – С.72-77.
  5. https://fishki.net/2894200-silachi-oprovergshie-pogovorku-sila-esty--uma-ne-nado.html 

Приложения

Приложение 1

Анкета.

  1. Занимаетесь ли вы спортом?
  2. Как вы считаете, мешает ли спорт учебе?
  3. Достаточно ли 3 часов в неделю урока физической культуры, или необходимо дополнительно заниматься спортом?

Приложение 2

класс

Кол-во уч-ся в классе

Количество отличников и хорошистов

Из них, занимающихся спортом

29

21

13

29

20

13

28

6

3

25

9

7

25

17

10

22

1

0

21  

6

6

26

9    

5

26

12

7

27

12

8

22

5

3

21  

6

4

25

11

6

25

9

5

17

2

0

10а

33

12

8

11а

24  

12

8

425

170

106

итого

100%

40%

25%

Приложение 3

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1.Правильное чередование труда и отдыха.
2.Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5.Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Приложение 4

Памятка «Как заниматься спортом без вреда учебе»

  1. Чтобы не вызывать  переутомление,  посещай не более двух секций или кружков.
  2. Лучше всего, если дорога до кружка, секции  занимает не очень много времени и не связана с трудностями, например, если приходится долго ждать транспорта или необходимо делать пересадку по пути к кружку.
  3. Домашнее задание, или хотя бы его бо́льшую часть, лучше выполнить до тренировки.
  4. Соблюдай режим дня.
  5. Помни! Чем больше дел ты запланируешь, тем больше успеешь сделать.
  6. Распрощайся с ленью: и спорт, и учеба не выносят лентяев.

Прислушавшись к нашим советам, ты поймешь: времени и сил хватает и на хорошую учебу, и на спорт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа по физической культуре

«Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль за из выполнением»...

Проект "Организация научно-исследовательской работы по физической культуре для формирования УУД"

Проектная работа - новый метод работы с детьми, для развития УУД....

Исследовательская работа по физической культуре "Эволюция футбольного мяча или любым ли мячом можно играть в футбол"

Введение.Сегодня, наверно, нет человека, который бы не знал, что такое футбол? Среди всех видов спорта, безусловно, особое место занимает футбол, который по справедливости называют «королем спорта». Э...

Темы исследовательских работ по физической культуре

Предлагаю подборку тем для исследовательских работ...

Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

Авторы: Захарова Валерия, Борисенко СофьяАктуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по этому воп...