Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями
план-конспект урока по физкультуре (9 класс)
Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.
Цель:
-создать условия для формирования умения у обучающихся выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления и сохранения здоровья.
-способствовать осознанию обучающихся необходимости повышения уровня физической подготовленности для достижения результативности при выполнении тестовых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ-ШКОЛА С. ИВАНТЕЕВКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями.
Тарасова Ольга Леонидовна
Учитель физической культуры
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 9 класса
Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.
Цель:
-создать условия для формирования умения у обучающихся выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления и сохранения здоровья.
-способствовать осознанию обучающихся необходимости повышения уровня физической подготовленности для достижения результативности при выполнении тестовых упражнений.
Задачи:
Образовательные: вооружить обучающихся знаниями, необходимыми при выборе оптимального уровня двигательной активности для своего организма; обеспечить правильное выполнение тестовых упражнений.
Воспитательные: формирование адекватной самооценки; совершенствование навыков самоконтроля.
Оздоровительные: развитие физических качеств для оздоровительного эффекта.
Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью
Планируемые результаты:
Ученик научится
- тестировать показатели развития физических качеств
- регулировать объемы физических нагрузок, определять их эффективность для укрепления здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
-выполнять нормативные требования теста ВФСК ГТО
-сопоставлять изученный материал с возможностью его применения в своей спортивной и оздоровительной деятельности
Место проведения: спортивный зал
Продолжительность урока: 45 мин.
Инвентарь и оборудование:
- Легкоатлетические барьеры 8 шт.
- Скамейки 3 шт.
- Секундомер 1 шт.
- Маты 5 шт.
- Скакалки 5 шт.
- Гимнастический козел 2 шт.
№ п/п | Этапы урока | Частная задача этапа | Планируемые результаты | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Вводно-подготовительная часть | ||||
1.1. Организация подготовки учащихся к уроку | Приветствует. Создает рабочую обстановку, настрой. | наличие спортивной формы, ручки, калькулятора, бодрого настроения. | Создание рабочей обстановки | выражать положительное отношение к процессу познания; осознавать смысл предстоящей деятельности; | |
1.2 Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися | Постановка проблемы: -Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из воинов было поручено отнести радостную весть в Афины. Солдат дистанцию 42км195м преодолел чуть больше, чем за 3 часа. Вбежав в город, он воскликнул: «Мы победили!». После чего упал замертво. Что случилось с солдатом и почему это произошло? Ведь, мы знаем, что физические упражнения (в данном случае бег) положительно влияют на здоровье человека. (ответы детей). -Давайте остановимся на предположении: «нагрузка оказалась велика» -По каким показателям мы можем определить объем физической нагрузки? -Какова зависимость физической нагрузки и ЧСС? Формулировка цели: -Мы знаем, что занятия физическими упражнениями могут способствовать достижению спортивного результата, укреплению здоровья, подготовке к какой-либо деятельности, но, получается, может и навредить человеку? Почему? | Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают: -Нагрузка оказалась велика; - объем физической нагрузки мы можем определить по ЧСС; - чем больше объем физической нагрузки, тем выше ЧСС и наоборот. -должны уметь регулировать объем физической нагрузки при занятиях физическими упражнениями индивидуально для своего организма; | Создание проблемной ситуации. | проявлять внимание, желание больше узнать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выбирать решения из нескольких предложенных, кратко обосновывать вывод; | |
-Чтобы правильно выбирать оптимальный уровень двигательной активности для своего организма, мы будем использовать формулу Карвонена, затем в конце урока вы сравните при помощи подсчета ЧСС, полученный вами объем физической нагрузки с ИТП.и сделаем вывод | Обсуждают и предлагают формулировки цели урока (научиться правильно выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления здоровья). | Сформулировать тему урока как учебную проблему | сотрудничать в поиске и сборе информации; формулировать учебные задачи и выражать свои мысли в соответствии с задачами; | ||
1.3. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока | 1. Проводит ОРУ в движении:
перестроение шеренгу
-с захлестом голени -с высоким подниманием бедра -приставным шагом левым и правым боком с вращением рук в плечевом поясе -подскоки с вращением рук назад в плечевом поясе | Слушают, наблюдают Выполняют упражнения Исправляют ошибки Производят самоконтроль и самооценивание | Подготовить организм к выполнению упражнений силовой и скоростно-силовой направленности. | Качественное выполнение ОРУ; умение сверять свои действия с целью; | |
2 | Основная часть | ||||
2.1. Воспитание духовно-нравственных и волевых качеств | Объясняет задание Раздает индивидуальные карты самооценивания и объясняет работу с ними. | Рассчитывают ИТП по формуле и записывают результаты в индивидуальную карту самоконтроля. Знакомятся с картами и критериями оценивания. | Планирование учебного занятия. Построение нового способа действия | выстраивать последовательность необходимых операций; представлять информацию в виде таблиц, схем. проявлять внимательность, помощь, работая по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, намечать способы устранения ошибок, исправлять ошибки; | |
2.2. Обучение двигательным действиям развитие физических качеств | 1. Делит учащихся на группы 2. Корректирует действия обучающихся. 3. Наблюдает за качеством выполнения. | Выполняют упражнения для совершенствования техники прыжка в длину Выполняют тестовые упражнения для развития физических качеств; | Формировать умения выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления здоровья. | оценивать собственную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания. | |
2.3. Контроль, оценка, анализ результатов учебной деятельности | 1. Контролирует заполнение карт. | Оценивают деятельность друг друга. Осуществляют запись в карты | применять таблицы, схемы, инструкционные карты; | ||
3. | Заключительная часть | ||||
3.1. Снижение физической нагрузки 3.2. Подведение итогов урока 3.3. Домашнее задание | 1. Активизирует и направляет работу учащихся 2. Решение проблемы: Корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их. 3. Рефлексия:
4. Составить комплекс упражнений по развитию двигательных способностей, в которых обнаружена проблема. | 1. Оценивают работу на уроке; обсуждают содержание и результаты совместной деятельности. 2.Предлагают варианты решения проблемы: 1.Уровень физической нагрузки согласно своего ИТП можно достигнуть при помощи изменения темпа выполнения, интенсивности и количества повторений упражнения. 2.В конце занятий ЧСС должна быть близка к ЧСС в состоянии покоя». 3. Развитие физических качеств улучшает работу кровеносной системы и укрепляет здоровье. | Сформировать общий вывод по решению проблемы. Оценка деятельности. Выставление отметки самими учащимися за урок по накопительной системе баллов при помощи шкалы оценивания.
| оценивать собственную учебную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проводить сравнение, анализ деятельности; логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения. адекватно оценивать результаты собственной деятельности |
Инструктивная карта
Фамилия, имя обучающегося _________________________________________________________________________
№ | Этап урока | Требование | Результат | Балл |
1 | Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися | Принимать активное участие в диалоге с учителем и товарищами: строить высказывания, предположения, догадки. | 1-желание высказаться, предположения; 2-активное участие в диалоге | |
2 | Психофизиологическая подготовка учащихся | Подготовка организма к предстоящей деятельности на уроке: качественное выполнение ОРУ, СУ. | 1- не эффективное выполнение 2-активное и эффективное выполнение | |
3 | Оценка и анализ УД | Умение считать ЧСС, оценивать результаты собственной деятельности; соотносить реальный результат с нормой. | 1-неправильное или медленное заполнение 2-быстрое и правильное заполнение карт | |
4 | Контроль формирования двигательного навыка и развития физических качеств | 1.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (дев) Подтягивание из виса(юн) | 1-9 2-10 3-16 1-9 2-10 3-13 | |
2.Прыжок в длину с места | 1-160 2-170 3-185 1-200 2-210 3-230 | |||
3.Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. | 1-20 2-30 3-40 1-30 2-40 3-50 | |||
5 | Подведение итогов | Сформулировать вывод и оценить качество работы | 1-рекомендации по решению проблемы 1-оценка собственной деятельности | |
итого |
Шкала оценивания
Максимальное количество баллов (100%)-17 баллов
80-100% (14-17 баллов) - «5»
61-79% (11-13 баллов) - «4»
40-60% (6-10 баллов) - «3»
Карта пульсометрии
Фамилия, имя обучающегося ______________________________________________________
ЧСС в покое | ЧСС после разминки | ЧСС после упражнений на развитие скоростно-силовых способностей | ЧСС после круговой тренировки | ЧСС после восстановления | |||||
15 сек | 1 мин | 15 сек | 1 мин | 10 сек | 1 мин | 15 сек | 1 мин | 15 сек | 1 мин |
Определение индивидуального тренировочного пульса (ИТП)
Цель: научиться правильно выбирать нагрузку для своего организма и контролировать её во время занятий физическими упражнениями.
1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 минуту: наложить пальцы рук на запястье (шею, висок) и подсчитать количество ударов.
2. Определить свой ИТП по формуле Кервонена: ИТП = (220 - ваш возраст в годах - число ударов своего пульса за минуту в покое) умножить на 0,6 + число ударов своего пульса в покое.
3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12. Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение ЧСС не рекомендуется.
4. Определить нижнюю границу: от величины ИТП – число 12. Это нижний предел. Занятия при более низкой ЧСС будут неэффективны.
ВЫВОД: ЧСС во время моих занятий должна ограничиваться диапазоном от ………….уд./мин. до …… ……уд./мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой
От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...

Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений
Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...

Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.
В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями должны приниматься меры по предупреждению телесных повреждений, т.е. профилактика травматизма, которая предполагает: – строгое соблюден...

Состояние организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают значительное влияние на функциональное состояние сердечнососудистой, мышечной и дыхательной систем и поэтому требуется тщательный педаг...

Технологическая карта урока "Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями."
Задача: Закрепить умения учащихся осуществлять самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Урок был проведен в 11 классе. Дети максимально самостоятельно работали на уроке....

11 класс, Контроль функционального состояния организма
11 класс, лекция "Контроль функционального состояния организма"...
"Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма"
Презентация для родителей..Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды....