Значение комплекса ГТО в формировании положительной мотивации к занятиям физической культурой у старших школьников
статья по физкультуре (9 класс)

Вторыгина Валерия Дмитриевна

Статья раскрывает особенности возрождения комплекса ГТО в современной России. Рассмотрены положительные стороны комплекса ГТО, способствующие положительной мотивации старших школьников к занятиям физической культурой. Основная мысль статьи - ценности здорового образа жизни и привлечение подрастающего поколения к физической культуре и спорту.
Ключевые слова: комплекс ГТО; мотивация; здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ КОМПЛЕКСА ГТО В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Статья раскрывает особенности возрождения комплекса ГТО в современной России. Рассмотрены положительные стороны комплекса ГТО, способствующие положительной мотивации старших школьников к занятиям физической культурой. Основная мысль статьи - ценности здорового образа жизни и привлечение подрастающего поколения к физической культуре и спорту.

Формирование здорового образа жизни у населения является приоритетной задачей нашего государства. Поэтому, наряду с государственной программой "Здоровая нация - здоровая Россия", с целью укрепления здоровья и совершенствования физических качеств граждан происходит возрождение  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Нормативы комплекса ГТО разработаны для разных возрастных ступеней - от младших школьников  до людей пенсионного возраста, а также людей с особыми потребностями.

В нашей статье мы рассмотрим мотивацию старших школьников к занятиям физической культурой посредством участия в ВФСК "ГТО".

Оглядываясь назад в историю страны, можно с уверенностью утверждать о популярности комплекса ГТО среди советских граждан. Это связано с огромным воспитательным потенциалом комплекса, простотой и доступностью физических упражнений и видов спорта, а также несомненной пользой для здоровья.

По мнению Волынкиной А.В., Шемятихина В.А. мотивацией старших школьников к занятиям физической культурой является стремление к самоутверждению, повышению самооценки. Хорошим стимулом к занятиям физической культурой будет служить участие школьников в ВФСК "ГТО". Результаты  участников фиксируются в специальной книжке, в случае успешной сдачи нормативов ГТО выдается золотой, серебряный или бронзовый значок, кроме того итоги сдачи учитываются при поступлении в высшее учебное заведение. Школьник, мотивируя себя на успешную сдачу нормативов комплекса ГТО, укрепляет здоровье и совершенствует свои физические качества.

Участие в комплексе не должно быть принудительно-обязательным для обучающихся. В настоящее время, когда интернет и компьютерные гаджеты захлестнули весь мир, очень сложно заинтересовать подрастающее поколение различными видами двигательной активности. Так как обучающиеся большую часть времени проводят в образовательной организации, необходимо привлекать и мотивировать их к физической активности. Школьники должны понимать ценность физической культуры для собственного здоровья. Таким образом, решение проблемы мотивации школьников возможно при создании соответствующих педагогических условий для занятий физической культурой и спортом, а также сдаче нормативов комплекса ГТО.

Каким образом комплекс ГТО может способствовать положительной мотивации старших школьников к занятиям физической культурой?

Во-первых, комплекс ГТО служит основой для разработки программ по физическому воспитанию в образовательных организациях и организациях дополнительного образования.

Во-вторых, в комплексе ГТО заложены основные понятия о здоровом образе жизни, рекомендации по выполнению физических упражнений и занятий спортом.

Целью комплекса является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма, обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания граждан. Внедрение обязательной сдачи нормативов комплекса ГТО в образовательные учреждения способствует увеличению числа школьников, систематически и целенаправленно занимающихся физической культурой и спортом. У обучающихся формируется осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании собственного тела, ведении здорового образа жизни.

Немаловажен тот факт, что для внедрения комплекса ГТО в стране началось массовое строительство современно оборудованных спортивных площадок, создаются Центры тестирования по сдаче норм ГТО, набирают популярность различные виды спорта. Соответственно, эти меры имеют огромное значение в вопросе мотивации старших школьников занятием физической культурой и спортом.

Подготовка к сдаче нормативов ГТО неразрывно связана со сдачей нормативов школьной программы. Преподаватель физической культуры в школе призван помогать обучающимся объективно оценивать собственные возможности, исправлять ошибки, подсказывать, оценивать их возможности, убеждать в улучшении полученного результата. Занятия физической культурой и стремление к физическому самосовершенствованию должны стать потребностью каждого школьника. Обучающийся получает удовлетворение от двигательной деятельности и выполнения сложных физических упражнений, реализует собственную потребность в движении, достигает определенный результат в процессе тренировок. 

Таким образом, школьники готовы к адекватной самооценке, имеют представление о своих физических возможностях, готовы к работе над улучшением собственных результатов.

Также нужно отметить, что наиболее эффективным средством мотивации старших школьников к занятиям физической культурой является мотивация родителей или другого значимого взрослого. Комплекс ГТО разработан для всех возрастных ступеней населения, таким образом, родители школьников имеют возможность наряду с детьми тренироваться и сдавать нормативы ГТО.

Подводя итоги вышесказанного, можно отметить следующее:

1. Преподаватель физической культуры, участвующий в сдаче норм ГТО, является хорошим мотиватором для старших школьников к занятиям физической культурой;

2. Для организации работы необходимо выявить личностные мотивы и потребности у обучающегося, а также привлечь к совместной деятельности родителей.

Помимо формирования положительной мотивации у старших школьников к занятиям физической культурой и спорту, комплекс ГТО способствует:

1. Воспитанию патриотических качеств;

2. Осознанному отношению к собственному здоровью;

3. Подготовке к спортивной, трудовой или военной деятельности;

4. Формированию потребности в здоровом образе жизни.

Комплекс ГТО стимулирует физическую подготовленность школьников. Обучающиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой, а получение значка отличия имеет большое значение в формировании физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Дуркин П.К., считал: "Бросать занятия физической культурой нельзя. Интерес к физической культуре является не только необходимым, но и жизненно важным для школьника".

 

 Список литературы

1. Бахарева, Е. В., Иванова, Л. В., Коваленко, Е. А. «Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников» // «Евразийский Научный Журнал». - 2015. - № 7. – С. 34.

2. Дуркин, П. К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие. – Архангельск. гос. техн. ун-та, 2006. – С. 128.

3. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ от 24 марта 2014 г., № 172 / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 3. – С. 34.

4. Рогалёва, Л.Н. Мотивационная стратегия управления деятельностью старшеклассников. // Физическая культура в школе. – 2008. - № 2. – С. 24-27.

5. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВВЕДЕНИЕМ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой....

Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом

На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формированиемотивации к учению.Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой н...