"Подвижные игры на уроках физической культуры для 1-4 классов обучающихся с ОВЗ"
учебно-методическое пособие по физкультуре

Сергеева Мария Константиновна

Предназначенно для планирования внеурочной деятельности по физкультуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Подвижные игры» для обучающихся 3 Б класса    

разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее АООП ФГОС НОО с ОВЗ).

Общая цель - создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоение основной образовательной программы начального общего образования; создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха; направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников

В соответствии с АООП ФГОС НОО с ОВЗ определяются общие задачи курса:

  • развитие психофизических функций;
  • обогащение кругозора детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • формирование учебной мотивации.
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности: самостоятельности, произвольности, познавательной активности.
  • коррекция нарушений в развитии: зрительное восприятие, память, внимание, пространственные представления и ориентация, ориентировка во времени
  • охрана и укрепление общесоматического и психоневрологического здоровья ребенка.
  • организация благоприятной среды, обеспечивающей общее развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций.
  • укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
  • обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.       

Содержание программы курса «Подвижные игры» разработано на основе методических пособий, созданных авторами Лях В.И Программа «Физическая культура 1-4».

Место предмета в учебном процессе

Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).

Используемые технологии обучения

  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • групповое обучение;
  • технология уровневой дифференциации
  • информационно-комуникационные технологии
  • проблемного обучения
  • технология развития критического мышления

Формы организации учебного процесса

Формы обучения

  • игровые уроки;
  • соревновательные уроки;
  • комплексные урок;

Методы и приемы обучения

  • метод словесного воздействия 
  • игровой метод
  • соревновательный метод;
  • метод словесного воздействия;
  • метод наглядного воздействия

Виды деятельности учащихся на уроке

  • руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности.
  • взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности
  • выполнение команд, распоряжений, заданий учителя;
  • восприятие и осознание учебных заданий (задач);
  • проектирование собственных действий;
  • само- и взаимоконтроль за результатами;
  • самооценку учебной деятельности (взаимооценка);
  • внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность

Формы текущего контроля знаний

Для контроля уровня достижений, обучающихся используются такие формы как:

  • викторины;
  • конкурсы;
  • ролевые игры;
  • выполнение заданий соревновательного характера;
  • оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
  • результативность участия в конкурсных программах и др.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения АООП НОО ОВЗ ЗПР должны отражать:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты освоения АООП ФГОС НОО ОВЗ ЗПР должны отражать:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Предметные  результаты освоения АООП ФГОС НОО с ОВЗ  должны отражать:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
  • укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

раздела п\п

Темы уроков

Содержание раздела

Здоровый образ жизни - 2 часа

       1.

Профилактика травматизма Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

Личная гигиена

Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).

Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Что такое гигиена. Правила личной гигиены.

Инструкция по ТБ на уроках подвижными играми.

Народные подвижнее игры  –  6 часов

      2.

«Жмурки»

«Гуси-лебеди»

«Горелки»,

 «Кот и мыши»

 «Салки»,

 «Пятнашки»

Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

 Разбор и проигрывание игр наших родителей.

Русские народные игры: «Жмурки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Кот и мыши», «Салки», «Пятнашки»

Игры на свежем воздухе – 6 часов

3.

«Гонки снежных комков»

«Клуб ледяных инженеров»

«Гонки снежных комов»

«Ловушка»

«Охотник и сторож»

«Совушка»

 Правила зимних игр на свежем воздухе. Подбор одежды для зимних игр. Строительные игры из снега. Скатывание шаров, «Гонки снежных комов»,

 «Клуб ледяных инженеров», лыжные гонки.

Подвижные игры в теплое время года «Ловушка», «Охотник и сторож», «Совушка»

Игры-эстафеты – 4 часа

4.

Эстафеты с мячами

Большая игра с маленьким мячом

Эстафеты с бегом и прыжками

Эстафеты с преодолением препятствий

Эстафеты с мячами, с малым мячом, с обручами, преодоление полосы препятствий

Игры, способствующие развитию основных физических качеств – 8 часов

5.

Игры со скакалками

«Удочка»

«Нитка и иголка»

«Перепрыгни через шнур»

«Снайперы»

«Метко в цель»

«Белка на дереве»

«Запомни движения»

Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Упражнения со скакалками. Упражнения для развития быстроты реакции, ловкости, памяти, восприятия, внимания.

Подвижные игры с элементами прыжков, бега, метания, игры на равновесие», «Удочка», «Нитка и иголка», «Сохрани равновесие», « Встречная эстафета», «Не отступись», «Перепрыгни через шнур», « Снайперы», «Метко в цель», «Белка на дереве», Конники-спортсмены»,  «Смени круг», «Хитрая лиса», «Заяц без логова», «Запомни движения», «За флажками»

Спортивные игры - 8 часов

6.

«Не упусти мяч»

«Чемпионы малого мяча»

«Кто быстрее»

Догони мяч»

Бросай-поймай»

«Картошка»

«Выстрел в небо»

Веселые старты

Знакомятся с игровыми правилами. Баскетбол, Волейбол. Отрабатывают игровые приѐмы. Броски в корзину. Игры, эстафеты, весѐлые минутки.

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча», «Мяч в кругу», «Попади мяч в булаву», «Ножной мяч в кругу», «Кто быстрее», «Догони мяч», «Бросай-поймай», «Выстрел в небо», «Не урони мяч», «Картошка»

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Патрикеев А.Ю., Зимние подвижные игры, Москва, Вако, 2009г.
  2. Попова Г.П., Дружить со спортом и игрой, Волгоград, 2008г.
  3. Лях В.И., Программа Физическая культура 1- 4 классы, Москва, Просвещение, 2019г.
  4. Лях, В.И. Учебник Физическая культура 1-4, Москва, Просвещение, 2016-2020г.
  5. Спортивный инвентарь

Мячи –резиновые (маленькие)

Мячи баскетбольные

Мячи волейбольные

Мячи футбольные

Мячи фитбольные

Лыжные ботинки

Лыжи

Скакалки

Лазалка-туннель

     Лыжные палки

  1. Модули

Частокок- детский комплексРадуга

Забава 4 Забава

Фантазия

Бросайка

Лента  «Гусенечка»

Батут «Прыжок»

Коврик «Топ-топ»

  1. Техническое оснащение

Магнитола  Vitek

Компьютер

Колонки

Презентации  (самостоятельно созданные)

  1. Спортивный инвентарь, необходимый для занятий

Гимнастическая стенка

Гимнастическая скамейка

Гимнастический мат

Мяч для метания

Конус

Гимнастический обруч

Мяч баскетбольный

Мяч волейбольный

Кегли

Мяч «Фитбол»

Мягкие модули «Альма»

Мешочки с наполнителями

Гимнастическая палка

Скакалка

Гимнастическая лента

Набор мягких модулей «Радуга»

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

 

  1. www.school-collection.edu.ru
  2. http://zavuch.info/forums.html
  3. http://www.gramma.ru
  4. http://www.openclass.ru
  5. http://www.gramota.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах

Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах....

Подвижные игры на уроках физической культуры

Применение подвижных игр на уроках физической культуры. Значение и методика проведения игр....

«Подвижные игры на уроках физической культуры»

По самой своей природе игры и эстафеты ненавязчиво побуждают их участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивают мужест...

Подвижные игры на урок физической культуры в школе для 5-9 классов

Все дети обожают двигаться, бегать наперегонки, прыгать, кататься на велосипеде. Так почему же не сделать это основой для подвижных игр, которые помогут общему развитию ребенка, вместе с его физическо...

Подвижные игры на уроке физической культуры 1-4 класс

Подвижные игры на уроке физической культуры 1-4 класс...