Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок
методическая разработка по физкультуре

Мустафакулов Аброржан Меликович

Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение  ……………………………………………………………………………3

1.     Понятие «нагрузка» и ее характеристика. ……………………………………5

2.     Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок. ……………7

3.     Характер упражнений. ……………………………………………………...…10

4.     Объем работы. …………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Динамика адаптивных перестроек функционирования организма спортсмена обусловлена систематическим использованием оптимальной по величине нагрузки. Под нагрузкой понимается повышенная, по сравнению с покоем, величина функциональной активности, вызванная исполнением упражнения. Нагрузка физических упражнений предопределена мышечной работой, вызывающей увеличение функциональной активности систем организма человека. При этом следует учитывать, что ее величина зависит от особенностей самих упражнений, индивидуальных особенностей занимающихся и особенности внешних условий.

В настоящее время существует ряд классификаций нагрузок, авторы которых исходят из мощности, энергетики, специфичности, и мышечной работы, педагогических задач, решаемых в процессе тренировки, взаимодействия работы различной преимущественной направленности и других критериев.

В.Н. Платонов подразделяет нагрузки по следующим классификациям:

- по характеру - на соревновательные и тренировочные, специфические и неспецифические, локальные, частные и глобальные;

- по величине - на малые, средние, значительные, большие;

Определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а так же планируемого результата представляется очень важным моментом в подготовке спортсменов. Для каждого периода подготовки юных спортсменов определяются допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Об эффективности тренировочной деятельности судятся по динамике спортивных результатов спортсменов, как в зимний, так и в летний периоды.

Оптимальное сочетание нагрузки и отдыха играет очень большую роль в построении целой системы упражнений, при этом обеспечивая необходимые функциональные сдвиги и соответственно оптимальные восстановительные процессы для получения необходимых устойчивых кумулятивных процессов в организме спортсмена. Те либо другие варианты порядка чередования нагрузок и отдыха составляют одну из структурных основ различных методов упражнения.

Цель работы: описать классификацию тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие «нагрузка» и ее характеристика.

Нагрузка — это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем.

Соревновательная нагрузка — это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

По своему характеру нагрузки, применяемой в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине — на малые, средние, значительные и большие; по направленности — на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств или их компонентов, совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.; по координационной сложности — на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности — на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48—96 и 24—48 ч.

К поддерживающим нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50—60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч. К восстановительным нагрузкам относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25—30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован, прежде всего, с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести:
1) специализированность, т. е. меру сходства с соревновательным упражнением;
2) напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;
3) величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

 

 

 

2. Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок.

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных случаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая — на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы. Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

1-я зона — аэробная восстановительная. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140—145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40—70% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров, мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными волокнами, которые обладают свойствами полной утилизации лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость аэробного порога. Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой, обмен в организме и совершенствует аэробные способности.

Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет от 20 до 30%.

2-я зона — аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160— 175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислорода 60—90% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов и в меньшей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышечными волокнами и быстрыми мышечными волокнами типа «а», которые включаются при выполнении нагрузок у верхней границы зоны — скорости анаэробного порога.

Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа «а» способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.

3-я зона — смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180—185 уд./мин, лактат в крови до 8—10 ммоль/л, потребление кислорода 80—100% от МПК. Обеспечение энергией происходит преимущественно за счет окисления углеводов. Работа обеспечивается медленными и быстрыми мышечными единицами. У верхней границы зоны — критической скорости, соответствующей МПК, подключаются быстрые мышечные волокна типа «б», которые не способны окислять накапливающийся в результате работы лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови, что рефлекторно вызывает также значительное увеличение легочной вентиляции и образование кислородного долга.

Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5—2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

4-я зона — анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информативной и находится на уровне 180—200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов. Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повышению концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10—15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6—10 мин. Основной метод — интервального интенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

5-я зона — анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15—20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120—150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5%.

Классификация тренировочных нагрузок дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата — более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся. В циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного дозирования нагрузок 3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: «а» и «б». К подзоне «а» относят соревновательные упражнения продолжительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне «б» — от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на три подзоны: «а», «б» и «в». В подзоне «а» соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне «б» — от 2 до 5 мин; в подзоне «в» — от 0,5 до 2 мин.

 

3.Характер упражнений.

По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального — от 1/3 до 2/3, локального — до 1/3 всех мышц.

С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений, со скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-технических действий в спортивных играх, поединков и схваток в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость — увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

 

4.     Объем работы.

 

         В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности — от нескольких секунд до 2—3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки с предельной интенсивностью. Значительные паузы позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следовательно, и к повышению их резерва приводит работа максимальной интенсивности в течение 60—90 с, т. е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза.

Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40—50 с, а работа преимущественно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60—90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существенно не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.

Соотношение интенсивности нагрузки и объема работы изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации. Более того, предельная нагрузка, предполагающая, естественно, различные объемы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от ее выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одно и то же физическое упражнение может оказывать различное физиологическое воздействие на организм занимающихся, в связи с чем, под нагрузкой в спортивной тренировке принято понимать как определённую величину воздействия физических упражнений на организм занимающихся, так и степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Тренировочные нагрузки подразделяются по характеру: тренировочные; соревновательные.

Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.

1. до 120 – подготовительная, разминочная, основной обмен;

2. до 120–140 – восстановительно-поддерживающая;

3. до 140–160 – развивающая выносливость, аэробная;

4. до 160–180 – развивающая скоростную выносливость;

5. более 180 – развитие скорости.

В тренировочной работе необходимо стремится к использованию оптимального комплекса наиболее эффективных и рациональных средств для конкретной ситуации и конкретного спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Акбатыров К.Х. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 26. – С. 102-105.

2.     Алиев М.Н., Гусейнов А.Г., Ахмедов Р.М. Рациональное планирование тренировочных нагрузок в период подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник научных трудов ИФКиС / Под ред. М.Н. Алиева, О.М. Омарова. – Махачкала: ДГПУ, 2008. – С. 160-162.

3.     Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 2010. – 175 с.

4.     Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФиС, 2012.–135 с.

5.     Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М,: ФиС, 2013. – 288 с.

6.     Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. пособие. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 583 с.

7.     Чернов К.Л., Юдин Ю.Ф., Брянкин С.В. Теория индивидуального управления процессом спортивной подготовки. – Смоленск-М.,2000.– 129 с.

8.     Шустин Б.Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной тренировки. – М.: СААМ, 2012. – С. 226 – 237.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика организации восстановительных мероприятий, направленных на повышение результативности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности»

Данная разработка предназначена для использования тренерами преподавателями в организации тренировочного процесса в разделе" восстановительные средства и методики."...

"Психическая настройка на тренировочную и соревновательную деятельность "

В ходе занятий спортсмены переживают и впервые узнают целую гамму психических состояний: депривацию, психическое пресыщение, тревогу, депрессию, гиперпроекцию, психомоторную персеверацию, атараксию, п...

«Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок»

Методические рекомендации для тренеров-преподавательный по вольной борьбе....

Научно-исследовательская работа "Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников- гонщиков на их спортивный результат"

Современный спорт коренным образом изменил представления о возможностях приспособления человека к физическим нагрузкам. Положительные эффекты адаптации, определяющие повышение работоспособности органи...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ИХ СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Обусловлена рациональная структура объема тренировочных нагрузок различной интенсивности в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков, за счет применения работы с интенсивностью, превышающей сор...

Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок

Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок...

Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности

С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области...