Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс для школ с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре

Погодина Олеся Евгеньевна

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

     Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

― коррекция нарушений физического развития;

― формирование двигательных умений и навыков;

― развитие двигательных способностей в процессе обучения;

― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

 ― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

 ― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

 Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

― обогащение чувственного опыта;

― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura._1-4_klassy.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа-интернат»

Рабочая программа

по основной деятельности

физическая культура

для 1 – 4 класса

Составитель: Погодина О.Е.

учитель физической культуры

с.Чернуха

2021-2022 учебный год

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ, 1-4 КЛАССЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

     Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

        Физическое воспитание и развитие обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) представляет довольно большую сложность для педагога, т.к. при поступлении в школу у ребенка присутствуют нарушения речи, а как один из возможных вариантов речь может совсем отсутствовать, а также существуют большие сложности с восприятием словесных инструкций и пониманием обращенной речи. Имеют место нарушения коммуникативной функции и нежелание (невозможность в силу диагноза) выстраивать межличностные связи с учителем и сверстниками, необходимые для формирования основ физической культуры и физического развития. Так же у детей встречается: своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений. Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки.

     Для всестороннего развития личности обучающихся с РАС в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации в учебный план для учащихся данной категории на  этапе обучения (дополнительный первый класс – 1/ , 1 – 4 классы) вводится курс «Физическая культура».

     Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

― коррекция нарушений физического развития;

― формирование двигательных умений и навыков;

― развитие двигательных способностей в процессе обучения;

― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

 ― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

 ― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

 Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

― обогащение чувственного опыта;

― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

    Для решения поставленных задач у обучающихся данной категории необходим дифференцированный подход к построению АООП, который предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

     Содержание курса «Физическая культура» представлена в АООП следующими разделами: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся, необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Место курса в учебном плане. На прохождение курса физической культуры в 1 (дополнительном первом классе) отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). В 1-4 классе отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты АООП по физической культуре включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

    АООП по физической культуре определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

 - выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;

 - знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;

 - выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

- принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными положениями;

- взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;

- участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

- знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень: 

- практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и др. видов физической культуры;

- владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;

- участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

- выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

 - принимают активное участие в подвижных играх и эстафетах со сверстниками;

- узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной активности и уметь их применять в практической деятельности;

- соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Личностные результаты включают овладение обучающимися начальными навыками адаптации в окружающем мире, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья, социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Программой предусмотрены следующие виды работы:

 - беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

 - выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

- выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;

- самостоятельное выполнение упражнений;

 - занятия в тренирующем режиме;

- развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, по формировании двигательных умений и навыков через ознакомление с элементами спортивных и подвижных игр.

Разделы курса

Тема

Знания о физической культуре

Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий.

Гимнастика

Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики. Практический материал. Построения и перестроения. Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения): - основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; - упражнения для расслабления мышц; - упражнения для мышц шеи; - упражнения для укрепления мышц спины и живота; - упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; 1365 – упражнения для мышц ног; - упражнения на дыхание; - упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев; - упражнения для формирования правильной осанки; - упражнения для укрепления мышц туловища. Упражнения с предметами: - с гимнастическими палками; - с флажками; - с малыми обручами; - с малыми мячами; - с большим мячом; - с набивными мячами (вес 2 кг); - упражнения на равновесие; - лазанье и перелезание; - упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; - переноска грузов и передача предметов; - прыжки.

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики. Практический материал. Ходьба. Бег. Прыжки. Метание.

Лыжная подготовка

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах поведения на занятиях лыжной подготовки. Правила подбора лыж и палок по росту, правила переноса лыж.

Ознакомление учащихся со следующие способы передвижения на лыжах: скользящий шаг, попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, спуск в основной стойке, подъём «лесенкой» прямо, поворот переступанием в движении.

Игры

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во  время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу. Практический материал. Подвижные игры: - Коррекционные игры - Игры с бегом; - Игры с прыжками; - Игры с лазанием; - Игры с метанием и ловлей мяча; - Игры с построениями и перестроениями; - Игры с элементами общеразвивающих упражнений; - Игры с бросанием, ловлей, метанием.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

Техника безопасности и правила поведения на уроках

4

2

Бег в медленном и быстром темпе. Бег в заданном направлении.

4

3

Поскоки на месте, на двух ногах, прыжки, слегка продвигаясь вперед

3

4

Прыжки в длину с места

2

5

Перепрыгивание через препятствия

2

6

Бросание мяча, ловля мяча

3

7

Упражнения с набивными мячами

2

8

Метание малого мяча в цель

3

9

Прокатывание мяча двумя руками друг другу

2

10

Развитие ориентации в пространстве

3

11

Развитие ловкости

3

12

Развитие координации

3

13

Подскоки на мячах- фитболах

4

14

Прыжки с продвижением вперед

2

15

Коррекционные игры

4

16

Развитие скоростно-силовой выносливости

2

17

Игровые упражнения на мячах фитболах

3

18

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

4

19

Упражнения в построении парами, по одному, в ряд и в колонну друг за другом

2

20

Перелазание через мягкие модули

2

21

Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: в заданном направлении, между предметами

2

22

Упражнения в перешагивании и перепрыгивании различных предметов

2

23

Упражнения на гимнастических матах для укрепления мышц туловища и ног.

2

24

Упражнения в ползание на животе, четвереньках по прямой, под дугой

3

25

Упражнения в лазанье по шведской стенке

2

26

Правильный захват различных предметов для выполнения метаний одной и двумя руками.

2

27

Метание малого мяча с места в стенку правой и левой рукой.

3

28

Коррекционные игры с метанием

2

29

Прыжки с ноги на ногу - 10м.

1

30

Развитие силы

3

31

Ходьба на лыжах без палок

2

32

Ходьба на лыжах с палками свободным шагом

2

33

Скользящий шаг

2

34

Попеременный двухшажный шаг

2

35

Одновременный бесшажный ход

2

36

Спуск в основной стойке

2

37

Подъём «лесенкой» прямо

2

38

Поворот переступанием на месте

2

39

Поворот переступанием в движении

2

40

Чередование шагов

2

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Обеспечение учебного предмета «Физическая культура» включает:  

- печатные пособия: таблицы, схемы, плакаты с классификацией видов спорта, спортивных упражнений, последовательностью выполнения упражнений;

- дидактический раздаточный материал: карточки по физкультурной грамоте; - информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие материалы, программы;

-  технические средства обучения;

-  экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по Олимпийскому, Паралимпийскому образованию;

-  спортивным праздникам, национальным спортивным играм;

-  учебно-практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование;

-  спортивные тренажеры;

- модули, набивные мячи, гантели;

-  гимнастическое оборудование, скакалки, обручи, ленты;

-  баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи;

- сетки, флажки, кегли;

- тренажерное оборудование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Обучающийся может уметь: 

- Выполнять задания по показу и по словесной инструкции

- Двигаться по залу в заданном направление с разной скоростью с препятствиями и без них

- Выполнять различные прыжки на месте и через предметы

 - Ученик должен знать правила поведения на уроках и во время игр

- Выполнять упражнения с мячом, в том числе метание в цель

- Должен знать название снарядов и такие слова как «шеренга», «колонна», «круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").

Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".

 Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры .                             ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида

Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов,  (допущенной Министерством образовани...

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс для коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Для учащихся 1-4 классов корркционной школы VIII вида....

Рабочая программа по физической культуре в 6 классе "Самбо в школу"

Рабочая программа по физической культуре в 6 классе "Самбо в школу"...

Рабочая программа по физической культуре для 5 класса общеобразовательных школ

Рабочая программа по физической культуре для 5 класса общеобразовательных школ.Планируемые предметные результаты изучаемого предмета. Содержание учебного предмете. Учебно-тематический план. Основные ф...