Статья на тему "Изменения функциональных показателей баскетболистов 16-17 лет"
статья по физкультуре

Юлия Андреевна Кочнева

Исследованы изменения функциональных показателей юношей, занимающихся баскетболом, в возрасте 16-17 лет. Статистически значимые изменения получены в отношении таких показателей, как состав массы тела и жизненная ёмкость лёгких.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Кочнева  Юлия Андреевна

учитель физической  культуры ГБОУ СОШ №307

Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ

Аннотация

Исследованы изменения функциональных показателей юношей, занимающихся баскетболом, в возрасте 16-17 лет. Статистически значимые изменения получены в отношении таких показателей, как состав массы тела и жизненная ёмкость лёгких.

Ключевые слова:

баскетбол, юноши, функциональные показатели

Баскетбол относится к нестандартным ситуационным физическим упражнениям резкой переменной интенсивности. В процессе игры интенсивность движений может быть то максимальной, то умеренной.

Изучение основных функциональных особенностей спортсменов может способствовать достижению высоких результатов в спортивной деятельности, а также быть важным критерием в отборе для занятий определенной специализацией, в избранном виде спорта [1]. 

Целью работы являлось выявление изменений функциональных показателей юношей, занимающихся баскетболом.

В исследовании приняли участие 10 юношей 16-17 лет, играющих за Архангельский детско-юношеский центр в 2019-2020 г.г.

Жизненная емкость легких, а также замеры на биометрических весах проводились за 10-15 минут до начала тренировки и в течение 5-10 минут после ее окончания.

Первый срез был проведен в конце декабря 2019 года  в переходный период, когда интенсивность и объемы нагрузок были уменьшены. Вторая часть исследования была проведена в начале мая 2020 года, после участия в районной спартакиаде школьников.

Показатели мышечной массы в первом срезе до нагрузки составили 52,46±0,75 кг, а после нее - 54,76±0,86 кг. Во втором срезе получились следующие результаты: до тренировки 54,29±0,81 кг, после тренировки- 56,02±0,73 кг. Наблюдался прирост мышечной массы после нагрузки  на 2 %  от результата 1 среза. Различия данных внутри 1 среза статистически значимы (р<0,01).

Статистически значимо снижается процент воды в организме спортсменов, как до, так и после нагрузки на 1 и 2 этапе исследования (р<0,01).

В декабре 2019 года ЖЕЛ составил 3520±29,06 мл. В мае 2020 года - 3580±32,66 мл. Благодаря регулярной аэробной нагрузке совершенствуется функция дыхания - увеличивается сила и мощность дыхательных мышц, что привело к статистически значимому увеличению жизненной ёмкости лёгких на 2% [2].

В результате проведенного исследования было выявлено, что после проведенной двухчасовой тренировки такие показатели как процент жира и процент воды статистически значимо изменились. Данные изменения обусловлены расщеплением жиров до углекислого газа и воды, сопровождающееся выделением энергии, необходимой для выполнения работы. При этом количество жиров в организме снижается, а количество воды растет [4].

Продолжаются изменения по составу массы тела и жизненной ёмкости лёгких, что указывает, вероятно,  на переходный этап к следующему возрастному периоду [3].

Список использованной литературы

1.     Гомельский В. А. Как играть в баскетбол. М.: Эксмо, 2016.  288 c.

2.     Пятин В.Ф. Система внешнего дыхания. Учебник для студентов медицинских высших учебных заведений под редакцией Ткаченко Б.И. – Санкт-Петербург - Архангельск. Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2017.

3.     Сапин М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебн. пособ. для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, З. Р. Брыксина. – Москва: издательский центр «Академия», 2017.  456 с.

4.     Тхоревский В.И. Двигательные функции и физическое здоровье человека. Учебник для студентов медицинских высших учебных заведений под редакцией Ткаченко Б.И. – Санкт-Петербург - Архангельск. Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"

Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....

Разработка урока-практикума по биологии (ФГОС 2) в 8 классе «Измерение функциональных показателей дыхательной системы»

Урок предусматривает расчёт и анализ расширенного круга показателей функционирования дыхательной системы, предусмотренных школьной программой. Результаты работы предполагается использовать на внекласс...

Статья "Подвижный игры как эффективное средство повышения двигательной подготовленности юных баскетболистов"

Основной задачей обучения баскетболу в младших классах является изучение основ техники игры и закрепление полученых умений в подвижных играх и специальных упражнениях....

Статья "Сравнительная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии"

В данной статье дается сравнительная характеристика функциональной дислалии и стертой дизартрии....

Статья. "ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ"

Переход к рыночным отношениям определил новые доминанты структуры ценностей. В современных условиях свободы выбора получения образования на смену традиционному понятию элитарного образования, приходит...

Статья "Приемы формирования функциональной гоамотности на уроках литературы"

Современная школа должна научить учащегося применять полученные знания  для решения повседневных жизненных задач в различных сферах жизнедеятельности, для выстраивания социальных отношений. У шко...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...